Правовое регулирование института суррогатного материнства за рубежом

(Стеблева Е. В.) («Российская юстиция», 2009, N 7)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА ЗА РУБЕЖОМ

Е. В. СТЕБЛЕВА

Стеблева Е. В., заместитель начальника отдела Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю.

Настоящая статья посвящена правовой регламентации отношений суррогатного материнства. На основе норм зарубежного законодательства и судебной практики автор рассматривает вопросы, связанные с отношением государства к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) в разных странах, приводит примеры тех стран, в которых суррогатное материнство разрешено, ограничено или запрещено, уделяет внимание тем требованиям, которые предъявляются к субъектам отношений суррогатного материнства. Автор также анализирует проблемы и пробелы правового регулирования отношений суррогатного материнства в Российской Федерации и предлагает пути по совершенствованию российского законодательства в рассматриваемой сфере. Бесплодие, как женское, так и мужское, — это, пожалуй, самое серьезное заболевание в области репродуктивной деятельности человека. Неспособность к естественному продолжению рода, которое согласно библейским заповедям <1> лежит в основе смысла жизни человека, влечет за собой не только психологические проблемы, комплекс неполноценности, но и оказывает существенное влияние на демографическую ситуацию в каждой отдельно взятой стране и в мире в целом. ——————————— <1> Истоки жизненной необходимости деторождения кроются в библейских текстах. Первые слова, с которыми Бог обратился к Адаму и Еве, были: «…плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Бытие. Глава 1, 28).

С медицинской точки зрения суррогатное материнство является одним из наиболее эффективных способов преодоления неспособности к деторождению. Вместе с тем это самый спорный в юридическом и этическом плане метод вспомогательных репродуктивных технологий. В разных государствах по-разному решается вопрос, связанный с применением суррогатного материнства как одного из методов вспомогательных репродуктивных технологий. Существует как полный запрет и признание нелегальными услуг суррогатных матерей, так и предоставление каждому законодательно закрепленной возможности воспользоваться методами искусственного оплодотворения. Так, в большинстве стран Западной Европы (Франция, Германия, Норвегия, Австрия, Италия, Швейцария) запрещено как коммерческое, так и некоммерческое суррогатное материнство. Определяющим фактором достаточно консервативного взгляда на применение современных биотехнологий в области репродукции человека стала позиция Римской католической церкви, осуждающей любые попытки искусственного вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни. В Германии вопросы, связанные с применением вспомогательных репродуктивных технологий, регулируются принятым в 1991 году Актом (The Embryo Protection Act). Согласно положениям указанного Акта в Германии разрешено только искусственное оплодотворение, доступ к которому гарантирован лицам, состоящим в законном браке. Суррогатное материнство, предполагающее донорство женских яйцеклеток, рассматривается как недопустимое <2>. Одним из веских аргументов столь радикальной позиции является недопустимость разделения биологического и социального материнства, способного привести к проблеме идентичности ребенка и неизбежным психологическим конфликтам сторон отношений суррогатного материнства. Более того, любые попытки осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения, рассматриваются с точки зрения уголовного права как преступление <3>. ——————————— <2> См.: Чернова Ж. В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб.: Норма, 2008. С. 335. <3> См.: Митрякова Е. С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. Тюмень, 2006. С. 54.

Диаметрально противоположной точки зрения на процесс искусственного оплодотворения и, в частности, по отношению к возможности использования суррогатного материнства, придерживаются такие страны, как: США (за исключением Нью-Джерси, Мичигана, Аризоны), Украина, Казахстан, Польша, Финляндия, Грузия и ЮАР. В этих странах демографическая политика, которой придерживается власть, допускает возможность заключения договоров, предусматривающих вознаграждение суррогатной матери за вынашивание и рождение ребенка для третьих лиц. Существующая в США система дуалистического федерализма позволяет штатам до принятия Конгрессом законодательного акта самостоятельно регулировать отношения суррогатного материнства <4>. Наиболее прогрессивной в этом отношении является Калифорния. По законодательству Калифорнии предоставление услуг суррогатного материнства не противоречит общественному сознанию, в связи с чем на территории штата разрешено суррогатное материнство независимо от того, на каких началах оно будет основано. ——————————— <4> См.: Martha A. Field. Surrogate motherhood. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts. 1988. P. 9.

Основными критериями, которым должна соответствовать суррогатная мать, являются возраст от 20 лет и наличие собственных детей <5>. ——————————— <5> См.: Martha A. Field. Surrogate motherhood. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts. 1988. P. 5 — 6.

В Финляндии вопросы, связанные с применением метода суррогатного материнства и установлением происхождения детей, рожденных вне брака, регулируются Законом об установлении отцовства 1975 года. Согласно положениям Закона при рождении ребенка суррогатной матерью применяется принцип биологического родства, то есть материнство автоматически следует из факта рождения ребенка, даже в тех случаях, когда полностью используются донорские клетки супругов и между биологической матерью и новорожденным нет никакой родственной связи. В последующем материнство не может быть аннулировано на том основании, что законной матерью не является биологическая мать ребенка <6>. ——————————— <6> См.: International Encyclopaedia of Laws. Family and Succession law. Volume. 3. Kluwer Law International, The Hague-London-Boston, 1998. P. 68.

В отличие от США, Финляндии и иных стран, разрешающих применение любых методов вспомогательных репродуктивных технологий, законодательство ряда государств налагает определенные ограничения и запреты, касающиеся суррогатного материнства (Австралия, Израиль, Нидерланды, Испания, Дания, Канада, Великобритания). В Нидерландах, например, запрещена реклама суррогатного материнства, предложения услуг суррогатных матерей и их подбор, в Великобритании допускается только оплачивать текущие расходы на оказание медицинской помощи. В Венгрии и Дании суррогатной матерью может стать только родственница генетических родителей <7>. ——————————— <7> См.: Померанцева Е. И., Козлова А. Ю., Супряга О. М. Законодательное обеспечение вспомогательных репродуктивных технологий // Проблемы репродукции. 2001. N 2. С. 61.

В Израиле применение вспомогательных репродуктивных технологий представляется наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы бесплодия. В отличие от иных методов искусственного оплодотворения, урегулированных актами Министерства здравоохранения Израиля, в 1996 году Кнессетом был принят закон, регламентирующий права, обязанности сторон суррогатного материнства и механизм применения данного метода репродукции человека <8>. ——————————— <8> См.: Daphna Birenbaum-Carmeli. Contested Surrogacy and the Gender Order: An Israeli Case Study // Journal of Middle East Women’s Studies. Bloomington: Fall 2007. Vol. 3, Iss. 3. P. 21 — 24.

Суррогатное материнство допускается только в отношении гетеросексуальных супружеских пар и только в том случае, когда суррогатная мать, являющаяся гражданкой Израиля, не имеет генетического родства с ребенком, не связана родством ни с одним из названных (генетических) родителей и принадлежит к той же религии, что и названная мать. Необходимо также получить одобрение комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей <9>. ——————————— <9> См.: Романовский Г. Б. Гносеология права на жизнь. СПб., 2003. С. 245; Афанасьева И. В. Правовое регулирование суррогатного материнства // Медицинское право. 2007. N 2 (18). С. 20.

Как видно, во многих государствах предъявляются достаточно серьезные требования к участникам отношений суррогатного материнства, что, несомненно, связано не только с юридическими проблемами, возникающими вследствие законодательных пробелов, но и в большей степени с морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса. Что касается России, то необходимо отметить, что действующее законодательство не определяет, на основе какого принципа оно должно осуществляться: на коммерческих началах или безвозмездно. Ряд положений, касающихся применения метода суррогатного материнства, на практике остается неосуществимым. Так, в п. 4 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации <10> говорится лишь о гестационном суррогатном материнстве <11>, осуществляемом с помощью экстракорпорального оплодотворения. Как отмечает К. Н. Свитнев <12>, традиционные суррогатные программы с инсеминацией суррогатной матери, являющиеся более предпочтительными в отношении ценовой политики для малоимущих бездетных супружеских пар, в России практически нереализуемы в связи с отсутствием законодательного регулирования. ——————————— <10> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16. <11> Гестационное суррогатное материнство — метод вспомогательных репродуктивных технологий, при котором в искусственных условиях происходит оплодотворение яйцеклетки генетической матери спермой генетического отца и последующий ее перенос в полость матки суррогатной матери. Таким образом, при гестационном суррогатном материнстве суррогатная мать не имеет биологической связи с вынашиваемым ею ребенком. <12> См.: Свитнев К. Н. Право на жизнь (ВТР, суррогатное материнство и демография) // Научный эксперт. 2006. N 1.

Остается открытым вопрос о возможности использования метода суррогатного материнства незамужними женщинами, а также одинокими мужчинами, желающими продолжить свой род. Неразрешенной является проблема определения судьбы эмбриона при отказе суррогатной матери от дальнейшего вынашивания плода, а также в случае смерти или развода биологических родителей до рождения ребенка суррогатной матерью. Как видно, российское, так же как и законодательство ряда зарубежных стран, отличается фрагментарностью, непоследовательностью. Действующие нормативные акты существенно ограничивают репродуктивные права граждан, предусматривая возможность воспользоваться методом суррогатного материнства только по жестким медицинским показаниям. Согласно ст. 35 Основ законодательства об охране здоровья граждан (далее — Основы) <13> каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. ——————————— <13> Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.

В соответствии с положениями Инструкции по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, утвержденной Приказом Минздрава России от 26.02.2003 N 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВТР) в терапии женского и мужского бесплодия» <14>, одним из требований, которым должна соответствовать суррогатная мать, является возраст от 20 до 35 лет. ——————————— <14> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 32.

Как считает президент Российской академии репродукции человека В. С. Корсак, детородный возраст не является юридической категорией. Детородный возраст может закончиться как в 45 лет, так и в 49, а в некоторых случаях рождение полноценного здорового ребенка возможно и в более позднем возрасте. В медицине существуют термины: «биологический возраст» и «календарный возраст», что не позволяет однозначно трактовать понятие «детородный возраст» и определить его границы <15>. ——————————— <15> См.: Корсак В. С. К вопросу о нормативах ВРТ и участии РАРЧ в их разработке // Проблемы репродукции. 2004. N 6. С. 8.

Полагаем, что ограничение доступа к суррогатному материнству как одному из методов лечения бесплодия детородным возрастом нарушает репродуктивные права граждан, что не соответствует положениям ст. 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Подводя итог, следует отметить, что всегда будут существовать как сторонники, так и оппоненты применения вспомогательных репродуктивных технологий. Однако на сегодняшний день при сохраняющихся негативных демографических тенденциях программу суррогатного материнства можно смело назвать достижением в области биомедицины, позволяющим женщинам не только обрести материнское счастье, но и во многих случаях сохранить семью — одну из главных ценностей в жизни любого человека.

——————————————————————

Вопрос: Какова продолжительность рабочего дня у психолога военной организации? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 7)

Вопрос: Какова продолжительность рабочего дня у психолога военной организации?

Ответ: Особенности режима рабочего времени педагогов-психологов регулируются Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» от 27 марта 2006 г. N 69, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Кроме того, имеются особенности режима труда психологов, которые осуществляют работу непосредственно по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных в психиатрических (психоневрологических), лечебно-профилактических организациях, учреждениях, отделениях, палатах и кабинетах. В этом случае продолжительность рабочей недели психологов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101 составляет 36 часов. Если военная организация не относится к образовательным, медицинским учреждениям, рабочая неделя психолога составляет 40 часов.

В. И.Ковалев Профессор Военного университета, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

——————————————————————