К вопросу о правовом регулировании защиты населения от наркотизации

(Воронин М. Ю.)

(«Российский следователь», 2009, N 19)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ОТ НАРКОТИЗАЦИИ

М. Ю. ВОРОНИН

Воронин М. Ю., доцент, кандидат юридических наук, ВНИИ МВД России.

Современное российское антинаркотическое законодательство, несомненно, представляет собой сложную систему взаимосвязанных правовых норм, содержащихся в значительном количестве нормативно-правовых актов различного уровня, в том числе международных конвенциях и договорах.

Говорить о системе российского антинаркотического законодательства можно только со времени принятия Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», а во-вторых, данная система, в том числе и вследствие ее относительной молодости, далеко не совершенна и весьма несбалансированна.

Сложность системы антинаркотического законодательства обусловлена характером предмета правового регулирования. Наркотики (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги) сопутствуют человеку в его жизнедеятельности с древних времен, и со временем их применение для удовлетворения различных потребностей людей только увеличивается. Это порождает большое число общественных отношений в самых различных сферах деятельности, предметом которых являются наркотики, в т. ч. в сфере экономической деятельности, охраны здоровья и т. д., что порождает необходимость регулирования указанных отношений нормами самых различных отраслей права.

Однако по традиции в специальной литературе антинаркотическое законодательство рассматривается как совокупность норм, регулирующих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, и ассоциируется прежде всего с уголовно-правовыми и административно-правовыми нормами, предусматривающими юридическую ответственность за правонарушения и преступления, совершенные с наркотическими средствами.

В настоящее время такое понимание является упрощенным. Это подтверждается анализом системы современного российского нормативно-правового регулирования отношений, связанных с оборотом наркотиков.

В специальной литературе встречаются самые разные классификации правовых норм, регламентирующих отношения в сфере оборота наркотиков.

Традиционно одной из наиболее часто встречающих является классификация по отраслевому критерию.

Конституционное законодательство Российской Федерации содержит ряд норм, имеющих принципиально важное значение для построения системы правового регулирования, касающегося оборота наркотических средств и обращения с ними. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) устанавливает законодательные основы правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков, который посягает на общественные отношения в сфере здоровья населения. Важнейшее значение имеют в этом отношении ст. ст. 17, 41, 55, 71 Конституции РФ.

В ст. 17 признаются и гарантируются основные права и свободы человека, ст. 41 гарантирует право на охрану здоровья населения и каждого члена общества, ст. 71 Конституции РФ относит к ведению федеральных органов власти производство и порядок использования наркотических средств, ст. 55 устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечению обороноспособности страны и безопасности государства.

В уголовном законе Российской Федерации к вопросам, связанным с регулированием отношений в сфере оборота наркотиков, непосредственное отношение имеют нормы ст. ст. 228, 228.1, 228.2, 229, 230, 231, 232, 233, гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», а также ч. ч. 2 — 4 ст. 188 в части, касающейся контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, и статей, имеющих нормы со смежными составами преступлений (ст. ст. 151, 234 УК РФ).

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. также предусматривает ряд норм, непосредственно направленных против незаконного оборота наркотиков, содержащихся в ст. ст. 6.8 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ», ст. 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров», 10.4 «Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли», 10.5 «Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли», 20.20 «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», 20.22 «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах». Кроме того, для противодействия незаконным действиям с наркотиками могут применяться иные нормы, содержащиеся в статьях административного законодательства: 11.9, 11.13, 12.8, 12.26, 12.32, 19.12, 20.21.

Отдельные нормы, касающиеся регулирования отношений в сфере оборота наркотиков, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, Законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Отраслевая классификация является весьма востребованной в процессе правоприменительной практики, но представляется недостаточно удобной для доктринального анализа правовой системы, к тому же с вступлением в силу комплексного специализированного нормативно-правового акта она не охватывает всей совокупности правовых предписаний, регулирующих отношения в сфере обращения наркотических средств.

В конвенциях ООН, регулирующих вопросы международного сотрудничества, и других международных документах распространенным является выделение двух основных направлений противодействия незаконному обороту наркотиков: борьба с незаконным спросом на наркотики, борьба с незаконным предложением наркотиков. В соответствии с указанными направлениями выделяют нормы, направленные на ограничение незаконного спроса на наркотики, и нормы, призванные противодействовать незаконному предложению. В соответствии с такой классификацией к первой группе (борьба с незаконным спросом) относятся, например, нормы, содержащиеся в ст. 228 УК РФ, устанавливающие, в частности, уголовную ответственность за незаконное приобретение наркотиков без цели сбыта, и нормы Семейного кодекса РФ, предусматривающие лишение родительских прав лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами. В данную классификацию не вписываются нормы, регламентирующие деятельность государственных органов в сфере оборота наркотических средств и противодействия их незаконному обороту, предусматривающие ответственность за потребление наркотиков.

Интересной представляется классификация правовых норм, применяемых в рассматриваемой сфере, по функциональной направленности (содержанию). По этим критериям выделяют: 1) нормы, устанавливающие сферы, пределы, порядок легального оборота наркотиков; 2) нормы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение установленных правил легального оборота; 3) нормы, регламентирующие права, обязанности, организацию и порядок деятельности субъектов, включенных в сферу государственной политики контроля над оборотом наркотиков.

Названные классификации, как и некоторые другие, имеют безусловные достоинства, но и не лишены слабых мест. Однако любая научная классификация, в том числе классификация правовых норм, не может быть самоцелью. Назначение научной классификации правовых норм состоит в полном выявлении всех возможностей ее использования для регулирования общественных отношений, в анализе состояния правового регулирования в целом либо в отдельной сфере, в разработке предложений по его совершенствованию. Рассмотренные выше классификации не позволяют, однако, составить представление о состоянии правового регулирования защиты населения от наркотизации.

В широком (общем) смысле все нормы действующего антинаркотического законодательства направлены на защиту населения от наркотизации. Так, нормы ст. 228.1 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за незаконный сбыт наркотических средств, призваны оказывать предупредительное воздействие на лиц, замышляющих такие деяния, и на пресечение и привлечение к юридической ответственности тех субъектов, которые совершили или совершают их. Таким образом, с помощью данной нормы может быть достигнут отказ лица от совершения противоправных действий либо пресечена такая деятельность, благодаря чему наркотические средства не достигнут лиц, которые могут стать объектом наркотизации. Точно так же нормы трудового законодательства, запрещающие использовать труд подростков на производствах, где осуществляются операции с наркотическими средствами и психотропными веществами, направлены на то, чтобы исключить возможность для несовершеннолетних получить доступ к этим веществам и использовать их в целях наркотизации.

И учитывая, что деятельность по защите населения от наркотизации в широком смысле включает в себя деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков и деятельность по профилактике немедицинского потребления наркотиков (защита от наркотизации в узком смысле), следовательно, в широком смысле понятие «нормативное правовое регулирование защиты населения от наркотизации» включает в себя «нормативное правовое регулирование противодействия незаконному обороту наркотиков» и «правовое регулирование профилактики немедицинского потребления наркотиков», т. е. нормативное правовое регулирование защиты населения от наркотизации в узком специальном смысле.

——————————————————————