Надзор за исполнением законов в ходе подготовки и проведения Всемирной летней универсиады 2013 г

(Нафиков И. С.)

(«Законность», 2013, N 10)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И

ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛЕТНЕЙ УНИВЕРСИАДЫ 2013 Г.

И. С. НАФИКОВ

Нафиков Илдус Саидович, прокурор города Казани прокуратуры Республики Татарстан.

В статье приведен опыт прокуратуры Республики Татарстан по организации прокурорского надзора при подготовке и проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани. Рассмотренные в ней надзорно-координационные меры могут быть использованы при реализации крупномасштабных государственных проектов и проведении массовых общественных мероприятий в других крупных городах страны.

Ключевые слова: организация прокурорского надзора, координация деятельности правоохранительных органов, универсиада, антитеррористические мероприятия, противодействие экстремизму, надзор за исполнением законов при освоении бюджетных средств.

Supervision over implementation of laws in the course of preparation and organization of the World summer universiade 2013

I. S. Nafikov

The paper presents the experience of the Republic of Tatarstan prosecutors on the organization of public prosecutions in the preparation and conduct of the XXVII World summer universiade 2013 in Kazan. Consideration of the article supervisory and coordinating measures can be used to implement large-scale government projects and public gatherings in other major cities of the country.

Key words: the organization of public prosecutions, coordination of the activities of law enforcement agencies, universiade, anti-terrorist measures, countering extremism, supervision of the execution of the laws during the development of the budget.

Во исполнение Указа Президента РФ от 23 декабря 2008 г. N 1810 «О подготовке к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани» распоряжением Правительства РФ от 12 января 2009 г. N 18-р был утвержден состав Оргкомитета по подготовке к проведению универсиады. На заседании Организационного комитета 17 марта 2009 г. утвержден перечень спортивных объектов и план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением универсиады.

После принятия указанных решений еще до начала развертывания работ прокуратура Республики Татарстан предприняла необходимые организационные меры по обеспечению прокурорского надзора за законностью при подготовке и проведении универсиады. Приказом прокурора республики от 16 января 2009 г. N 47 создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам анализа состояния законности и прокурорского надзора за соблюдением законодательства при подготовке к проведению универсиады 2013 г. в г. Казани. В состав рабочей группы включены руководители структурных подразделений и работники прокуратур городского и районного звена, а также (по согласованию) руководители несоподчиненных специализированных прокуратур (транспортной и природоохранной). Руководство группой было возложено на прокурора города Казани, который систематически докладывал прокурору Республики Татарстан о принимаемых мерах по обеспечению законности на указанном направлении работы. Кроме того, специально для обеспечения вопросов безопасности спортивных игр в рамках координации деятельности правоохранительных органов была создана межведомственная рабочая группа по обеспечению комплексной безопасности универсиады.

В дополнение к принятым мерам в период активного строительства объектов координация надзора была возложена на заместителя прокурора республики, а непосредственные надзорные полномочия — на казанского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, а также прокуроров города и районов г. Казани.

На объектах универсиады было выявлено 1988 нарушений законов. Внесено 134 представления, к дисциплинарной ответственности по инициативе прокуроров привлечено 93 должностных лица, к административной — 83. В суды направлено 25 заявлений. Прокурором республики президенту Татарстана представлены 3 информации о необходимости решения наиболее проблемных вопросов, влияющих на состояние законности, правопорядка и безопасности в ходе предстоящей универсиады. По всем ним орган исполнительной власти принял своевременные положительные решения, способствовавшие укреплению законности. Вопросы обеспечения режима законности при подготовке к универсиаде рассматривались на 7 заседаниях коллегии. Кроме того, прокурором республики было дано более десятка заключений по различным проектам нормативных правовых актов высших органов государственной власти республики, принятых для обеспечения проведения универсиады. Некоторые проекты получили отрицательное заключение прокурора и не были приняты. Остальные были приняты с учетом замечаний прокурора. Таким образом, прокуратура активно влияла на формирование нормативно-правовой базы проведения универсиады.

В ходе проектирования и строительства объектов прокуратура постоянно надзирала за соблюдением действующего законодательства. За каждым объектом были закреплены конкретные сотрудники прокуратуры и других правоохранительных и контролирующих органов. Было выявлено 273 нарушения градостроительного законодательства, по каждому из которых приняты меры прокурорского реагирования, приведшие к реальному устранению этих нарушений. Налажен надзор за законностью в деятельности контролирующих органов с целью обеспечения полноты выполнения ими возложенных на них законом обязанностей. При осуществлении надзора согласно п. 13 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 упор был сделан не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством. Это позволило сконцентрировать усилия прокуроров на достижении общегосударственной цели — создания условий для безопасного и достойного проведения широкомасштабного события мирового значения.

В результате в течение первых двух лет были устранены нарушения, связанные с отсутствием на первоначальном этапе полного комплекта проектно-сметной документации, надлежащего оформления землепользования, водопользования, разрешения на строительство, и другие препятствующие строительству объектов и дальнейшему вводу их в эксплуатацию (стадион «Казань Арена» на 45 тыс. зрителей, спортивный комплекс «Батыр», автодорога «Большое казанское кольцо», 4-й источник тепловой электрической энергии г. Казани, гребной канал).

В дальнейшем по мере завершения строительства, внимание было уделено устранению мерами прокурорского реагирования и государственного контроля и других оперативно выявляемых нарушений:

— эксплуатации без разрешения на ввод;

— нарушения требований пожарной безопасности;

— нарушения санитарно-эпидемиологических требований;

— строительных недоделок, существенно снижающих качество строительно-монтажных работ и влияющих на техническую безопасность объектов.

По инициативе прокурора были применены и меры уголовной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей при проведении государственной экспертизы проекта, что после завершения строительства одного из бассейнов привело к повреждениям бетонных чаш бассейнов, протечкам воды (и, соответственно, — к существенному материальному ущербу). По требованию прокурора проектный брак застройщиком был устранен, объект введен в эксплуатацию в установленные сроки с надлежащими стандартами качества. По уголовному делу в настоящее время ведется следствие.

В результате принятых комплексных мер удалось добиться полного устранения нарушений закона, а также наиболее серьезных строительных дефектов, выявленных в ходе прокурорского надзора и государственного контроля.

Вследствие принятых мер по своевременному устранению выявляемых в процессе строительства нарушений закона за период подготовки к проведению универсиады было реконструировано 30 ранее возведенных спортивных объектов и построено 34 новых спортивных объекта.

В целях создания условий для маломобильных групп населения с учетом результатов прокурорских проверок, проведенных совместно с депутатами Казанской городской Думы, и мер прокурорского реагирования была принята городская программа «Доступная среда». В результате это позволило учесть все необходимые нормативные требования для доступа инвалидов при строительстве объектов универсиады.

Особое внимание было уделено состоянию антитеррористической защищенности и физической укрепленности объектов. По настоянию прокурора республики был решен вопрос о выделении из федерального бюджета дополнительных средств на их оснащение оборудованием обеспечения безопасности на сумму 904 млн. руб. В результате своевременного вмешательства были приняты меры воздействия к ООО «НПФ «Ситеком», заключившему на конкурсной основе государственный контракт об обеспечении объектов универсиады инженерно-техническими средствами безопасности и поставившему его исполнение под угрозу срыва. В результате все необходимые работы были выполнены с незначительным нарушением установленного срока, но с должным уровнем качества.

В целях недопущения в период проведения спортивных состязаний экстремистских выступлений была усилена работа по противодействию экстремизму и терроризму в республике. Во исполнение координационных полномочий как в центральном аппарате, так и в прокуратурах городов и районов были проведены координационные и межведомственные совещания по указанным вопросам. Разработан план мероприятий, который в дальнейшем был реализован усилиями всех ответственных правоохранительных органов. Было возбуждено несколько уголовных дел по фактам совершения преступлений экстремистского характера, направлены заявления в суд о ликвидации и прекращении деятельности установленных экстремистских организаций, о признании экстремистскими пропагандистских материалов. Лица, проявившие склонность к экстремизму, при отсутствии оснований для привлечения их к юридической ответственности предостережены прокурорами о недопустимости экстремистской деятельности. Все это в совокупности позволило переломить морально-психологическую обстановку в республике, сложившуюся после террористического акта в отношении руководителей Духовного управления мусульман, в лучшую сторону и стабилизировать социально-политическую и криминогенную ситуацию к моменту приближения спортивных игр.

По требованию прокуратуры органы внутренних дел совместно с федеральной миграционной службой провели значительную работу по пресечению нарушений миграционного законодательства. Так, массовые факты осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, не имеющими разрешения на работу на территории РФ, выявлялись в начальный период строительства на объектах «Деревня Универсиады», стадион «Казань Арена», дворец водных видов спорта и других. Виновные должностные и юридические лица привлекались к административной ответственности. По инициативе прокурора было возбуждено уголовное дело по факту организации незаконной миграции, которое в настоящее время направлено в суд.

Об этой проблеме прокурор республики проинформировал президента Татарстана, в результате чего к началу 2013 года было принято политическое решение отказаться при строительстве объектов универсиады от труда мигрантов. Взамен стали привлекать неквалифицированных рабочих из районов республики, что благоприятно сказалось как на внутреннем рынке труда, так и на социально-политической обстановке в республике.

Прокуратурой РТ налажено межведомственное взаимодействие и скоординированы усилия с несоподчиненными специализированными прокурорами, которые включены (по согласованию) в состав постоянно действующей межведомственной группы по подготовке к проведению универсиады. Так, на одном из совещаний был поднят вопрос об угрозе срыва ввода в эксплуатацию объектов аэропорта «Казань» из-за обманных действий одной из субподрядных организаций Волгограда, сорвавшей поставку и монтаж электрокабельного оборудования взлетной полосы, хотя денежные средства в сумме более 200 млн. руб. заблаговременно ею были получены. Казанский транспортный прокурор провел соответствующую проверку и вынес постановление в порядке ст. 37 УПК РФ о применении мер уголовного преследования в отношении виновных лиц. На основании указанного постановления органы Следственного комитета возбудили уголовное дело, которое в настоящее время находится в стадии расследования. Одновременно руководством республики был решен вопрос о предоставлении генподрядчику льготного займа, в результате чего все необходимые работы были выполнены в срок. Налаженное взаимодействие между территориальной и специализированной прокуратурами и органами исполнительной власти республики помогало решать самые сложные вопросы.

Прокуратура с первых же дней организовала надзор за исполнением законодательства при строительстве автодорог. Так, принятыми мерами прокурорского реагирования своевременно были устранены нарушения, связанные с отсутствием оформления землепользования при строительстве транспортного путепровода «Большое казанское кольцо». Эти нарушения препятствовали бы дальнейшему строительству и вводу объекта в эксплуатацию, могли нарушить права и законные интересы законных правообладателей. После вмешательства прокурора были оперативно решены вопросы, связанные с отселением лиц, проживающих на запроектированном участке автодороги, и предоставлением им нового благоустроенного жилья.

Было уделено внимание качеству проведенных работ, наличию дорожных знаков и разметок, предусмотренных проектно-сметной документацией и влияющих на безопасность дорожного движения. Прокуроры направили в суд 20 заявлений об обязании муниципального заказчика и подрядчиков устранить допущенные нарушения и выполнить свои обязательства в полном объеме, внесли 4 представления об устранении нарушений законодательства. Принятые меры прокурорского реагирования положительно повлияли на обеспечение жителей города разветвленной транспортной сетью.

Правильная организация надзора за законностью при строительстве объектов транспортной инфраструктуры способствовала появлению в городе 11 транспортных развязок, 36 пешеходных переходов, 23 автомобильных дорог протяженностью 65 км, капитальному ремонту еще 63 дорог протяженностью 88 км.

Одновременно проводился комплекс мероприятий по обеспечению транспортной безопасности при проведении универсиады. Проверками, проведенными прокуратурой с привлечением заинтересованных ведомств на объектах транспортной инфраструктуры, были установлены нарушения закона, связанные с организационными просчетами, которые могли привести к антитеррористической уязвимости таких объектов, как Казанский метрополитен, автовокзал «Столичный», автовокзал «Южный» и другие. По внесенным в адрес ответственных должностных лиц актам прокурорского реагирования нарушения закона были устранены.

Был организован надзор за соблюдением административного законодательства в деятельности ГИБДД МВД по РТ. Своевременно предпринятые предупредительно-профилактические меры способствовали повышению транспортной дисциплины водителей, увеличению пропускной способности дорог и улучшению безопасности дорожного движения в условиях крупного города к моменту проведения универсиады.

Большая работа была проведена по надзору за исполнением законов при освоении бюджетных средств, направленных на подготовку и проведение универсиады. Принятыми мерами прокурорского реагирования была обеспечена корректировка проектно-сметной документации по строительству и реконструкции автомобильных дорог г. Казани. Так, проверкой было установлено уменьшение сметной стоимости при производстве работ на дорогах на общую сумму более 200 млн. руб. вследствие замены щебня на более дешевый материал, отказа от выполнения некоторых работ. Изменения в проектно-сметную документацию в отношении работ по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети заказчиком работ — МКУ «Управление капитального строительства и ремонта Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани» были внесены после вмешательства прокуратуры. Принимались различные меры воздействия и по другим фактам нарушений.

В результате предпринятых упреждающих надзорных и координирующих мер расходы на подготовку и проведение универсиады не превысили разумные пределы, а их теневая экономическая составляющая была сведена к минимуму. Надзорные мероприятия по обеспечению законности расчетов и освоения бюджетных средств будут продолжены и после завершения игр.

Организуя системный надзор по указанным вопросам, прокуратура республики ориентировала подчиненных прокуроров на достижение правозащитной цели своей деятельности и руководствовалась в своей работе ею. Поэтому надзор за соблюдением трудовых прав работников, занятых в строительстве спортивных объектов, приобрел особую остроту. В ходе прокурорских проверок оперативно погашалась задолженность по заработной плате, пресекались нарушения прав работников на безопасные условия труда. Результаты прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда были обобщены, соответствующая информация представлена в исполнительный орган власти субъекта Федерации и рассмотрена на совещании при премьер-министре Республики Татарстан, после чего были приняты организационные меры по исправлению сложившегося положения. Практика надзора за 2013 г. показывает, что в результате принятых мер ситуация заметно изменилась в лучшую сторону.

В ходе подготовки и проведения универсиады были приняты меры по улучшению надзора за законностью в деятельности правоохранительных органов.

В начале 2013 г. в связи с законодательной инициативой Казанской городской Думы, заявленной на основании правотворческой инициативы прокурора г. Казани, Государственным советом республики внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях Республики Татарстан. Была предусмотрена административная ответственность за назойливое приставание к гражданам в общественных местах против их воли в целях попрошайничества и иные антиобщественные действия. Принятие этой нормы значительно способствовало наведению общественного порядка на улицах города. В координации со всеми правоохранительными органами были организованы и другие профилактические мероприятия, в том числе по недопущению организованных преступных проявлений, экстремистских и террористических акций.

За месяц до начала универсиады в город стали прибывать дополнительно прикомандированные силы правоохранительных органов и Вооруженных Сил. В дополнение в 5-тысячному гарнизону казанской полиции прибыли 24 тыс. сотрудников органов внутренних дел из других регионов и 10 тыс. военнослужащих.

В целях обеспечения оперативного принятия мер прокурорского реагирования на возможные нарушения законности прокурор республики издал приказ, которым детально регламентирован порядок осуществления надзора за местами дислокации подразделений правоохранительных органов, привлеченных в г. Казань для обеспечения правопорядка. Разработан порядок согласования надзорных действий с военной, транспортной и природоохранной прокуратурами.

В результате в ходе проведения спортивных состязаний не было допущено серьезных нарушений законности и правопорядка, а уровень уличной преступности в городе снизился на 10%, раскрываемость «по горячим следам» превысила 40%. В универсиаде приняли участие 11778 спортсменов из 160 стран, 19970 волонтеров из 37 регионов России и 38 стран мира, более 150 тыс. гостей и туристов, большая часть которых дали положительную оценку проведенным мероприятиям. Какие-либо претензии по поводу ущемления прав и законных интересов от них не поступали.

Таким образом, своевременная организация надзора прокуратурой Республики Татарстан и принятые меры способствовали высокому уровню законности при проведении XXVII Всемирной летней универсиады.

Вместе с тем остаются нерешенные правовые проблемы, которые требуют пристального внимания прокуроров и после завершения спортивных игр. В частности, необходимо обеспечить надлежащий правовой режим сохранности имущества и оборудования, использовавшегося для проведения соревнований, содержания и эксплуатации объектов с целью вовлечения как можно большего числа молодежи в занятие спортом. Необходимо добиться устранения всех строительных недоделок, других нарушений законов, регламентирующих качество работ, завершить проверки законности использования бюджетных средств.

Результаты прокурорского надзора за исполнением законов в ходе подготовки и проведения универсиады были рассмотрены на коллегии прокуратуры Республики Татарстан, где была дана положительная оценка проведенной прокурорами работе и поставлены очередные задачи по обеспечению законности при дальнейшей эксплуатации спортивных объектов и соблюдению прав молодежи. Работа по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в отношении объектов, использовавшихся при проведении универсиады, будет продолжена. Особое внимание будет уделено надзорно-правовому обеспечению реализации государственной молодежной политики в сфере спорта и подготовки объектов к чемпионату мира по водным видам спорта 2015 г. в г. Казани, соблюдению прав и законных интересов молодежи.

——————————————————————