От Спортивного кодекса Франции — к Спортивному кодексу России (использование французского опыта в кодификации российского законодательства о спорте)

(Соловьев А. А.) («Спорт: экономика, право, управление», 2009, N 4)

ОТ СПОРТИВНОГО КОДЕКСА ФРАНЦИИ — К СПОРТИВНОМУ КОДЕКСУ РОССИИ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ОПЫТА В КОДИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПОРТЕ)

А. А. СОЛОВЬЕВ

Соловьев А. А., член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, федеральный судья Арбитражного суда Московской области, мастер спорта России, кандидат юридических наук.

Несмотря на уже сложившееся в научных кругах мнение об актуальности кодификации отечественного законодательства о спорте, обоснование необходимости принятия Спортивного кодекса России представляется нелегкой задачей. Ни для кого не секрет, что в литературе нередко встречаются доводы вообще против того, чтобы выделять спортивное право и считать его отраслью (самостоятельной ли, комплексной ли). Такие же горячие споры возникают и при обсуждении необходимости разработки Спортивного кодекса России. Предчувствуя определенные возражения по этому вопросу, сразу же отметим, что нам хорошо известны многочисленные квазинаучные исследования, в которых предлагаются бесконечные изменения Конституции Российской Федерации, новые кодексы, которые принимать и вправду не нужно, а соответствующие предложения преследуют единственную цель — оправдать надобность этих изысканий, создать видимость их значимости. И таких пустых по содержанию предложений о кодификации сегодня достаточно много, при этом они не имеют ни юридического, ни фактического подтверждения, ни глубоких научных и научно-практических обоснований. Вместе с тем в их свете чрезвычайно сложным становится обосновать действительно насущную, актуальную реформу законодательства. В нашем случае — в области спорта. Наш подход: кодифицировать законодательство Российской Федерации о спорте необходимо. Но это не кодификация ради кодификации. Это не реформа ради реформы — в духе троцкистского тезиса о том, что конечная цель — ничто, а движение — все, мы предлагаем кодификацию не ради удовлетворения потребности в безосновательном реформаторстве. Давайте попробуем отыскать простой, но емкий довод в поддержку того, что Спортивный кодекс России нужен. Почему необходим такой нормативный правовой акт? Да потому, что сфера правового регулирования спортивных отношений в настоящее время в России имеет такое количество пробелов, коллизионных каверз, лазеек для коррупционеров от спорта и т. д., какого нет, пожалуй, ни в одной иной области. И малыми, косметического характера мерами здесь положения не исправить. Есть ли в этом случае альтернатива принятию Спортивного кодекса? Есть, и этой альтернативой является принятие большого количества федеральных законов в этой сфере, в том числе: «О профессиональном спорте», «О спортивном образовании и подготовке спортсменов», «О борьбе с допингом», «О спорте в системе образования, детско-юношеском и молодежном спорте», «О спорте для инвалидов», «О физической культуре и массовом спорте», «О спортивном арбитраже в России», «О финансовом, научном и технологическом обеспечении о спорта», «О механизмах защиты на международном уровне интересов Российской Федерации в области спорта» и многих других. Несомненно, уважаемые коллеги — специалисты в области спортивного права могут оспорить приведенный выше список предметов, требующих законодательной регламентации, и сократить его в разы, но тут же предложат другие предметы регулирования отдельных федеральных законов. И давайте честно себе ответим на вопрос, насколько больше (или, что реальнее, насколько существенно меньше) шансы провести эти многочисленные законы в сравнении с шансами добиться принятия единого Спортивного кодекса России. Повторимся, что не следует также забывать о неминуемых коллизиях в различных законах со сходными предметами правового регулирования. Можно ли вместо этого существенно дополнить Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»? Нет. Потому что будет сломана концепция этого нормативного правового акта, нарушен его предмет регулирования, не соблюдены требования законотворческой техники. Потому мы неминуемо возвращаемся к вопросу о Спортивном кодексе России. В мире известны примеры кодифицированных нормативных правовых актов в сфере спорта. В частности, можно выделить целый ряд кодексов (Сводов законов) различных штатов США, среди которых: — титул 5 «Развлечения и спорт» Свода законов штата Аризона (США) <1>; ——————————— <1> URL: http:// www. azleg. state. az. us/ ArizonaRevisedStatutes. asp? Title=5> (последнее посещение 25.09.2009).

— титул 67 «Спорт и отдых — обустройство» Свода законов штата Вашингтон (США) <2>; ——————————— <2> URL: http:// apps. leg. wa. gov/ rcw/ dispo. aspx? Cite=67> (последнее посещение 25.09.2009).

— титул 13 «Спорт, развлечения и увеселительные мероприятия» Кодекса о профессиональной деятельности Свода законов штата Техас (США) <3>; ——————————— <3> URL: http:// tlo2.tlc. state. tx. us/ statutes/ oc. toc. htm> (последнее посещение 25.09.2009).

— титул 13a «Развлечения и спорт» Свода законов штата Оклахома (США) <4>; ——————————— <4> URL: http:// www. lsb. state. ok. us/ osstatuestitle. html> (последнее посещение 25.09.2009).

— титул 8 «Развлечения и спорт» Свода законов штата Мэн (США) <5>; ——————————— <5> URL: http:// www. mainelegislature. org/ legis/ statutes/ 8/ title8ch0sec0.html> (последнее посещение 25.09.2009).

— титул 5 «Развлечения и спорт» Свода законов штата Аляска (США) <6>; ——————————— <6> URL: http:// touchngo. com/ lglcntr/ akstats/ Statutes/ Title05.htm> (последнее посещение 25.09.2009).

— титул 28 «Спорт и развлечения» Свода законов штата Делавэр (США) <7>. ——————————— <7> URL: http:// delcode. delaware. gov/ title28/ index. shtml#TopOfPage> (последнее посещение 25.09.2009).

Уместно упомянуть также такие заслуживающие внимания источники, как Бразильский кодекс спортивной юстиции <8> и Бразильский кодекс профессиональной этики в сфере физического воспитания <9>. ——————————— <8> URL: http:// www. spcenter. com. br/ lermais_materias. php? cd_materias=169> (последнее посещение 25.09.2009). <9> URL: http:// www. confef. org. br/ extra/ resolucoes/ conteudo. asp? cd_resol=103> (последнее посещение 25.09.2009).

Однако наибольший интерес, по нашему мнению, в этом смысле вызывает Спортивный кодекс Франции (Code du sport). И хотя во Франции издано значительное количество научных исследований, посвященных этому нормативному правовому акту <10>, а практика его применения насчитывает уже несколько лет, для российской науки Спортивный кодекс Франции остался недостаточно известным. ——————————— <10> См., например: Breillat J.-C., Dodognon C., Karaquillo J.-P., Lagarde F., Peyer F., Rocipon P. Code du sport: Commentu / Pastor J.-M. (coord.). 4e edition (edition 2009). Paris: Dalloz, 2009. 1535 p.; Rizzo F., Buy F., Duval J.-M., Marmayou J.-M., Durand A. Code du sport. Edition 2008. Paris: Litec, 2008. 1023 p.; Buy F., Marmayou J.-M., Poracchia D., Rizzo F. Droit du Sport: Manuel. 2ume udition. Paris: Lgdj, 2009. 922 p.; Loree A. L’Ordonnance N 2006-596 du 23 mai 2006 relative a la partie legislative du code du sport // Lamy Droit du sport, Eclairage. 21 juin 2006. N 35. P. 1; De Silva I. L’adoption du Code du sport, consucration pour le Droit du sport? // AJDA, Dossier Actualitu du droit du sport, 2007. P. 1623.

Подвергая анализу Спортивный кодекс Франции, мы предлагаем не обращаться к вопросу о том, чья система организации спорта лучше — французская или российская, а предпочитаем и рекомендуем обратить внимание на уровень и качество правового регулирования отношений в области спорта, которые демонстрирует французский Спортивный кодекс. Рассматривая Спортивный кодекс Франции с такой точки зрения и сравнивая его с российским законодательством о спорте, читатель может узнать много интересного и полезного о функционировании механизма правового регулирования отношений в области спорта. Спортивный кодекс Франции структурно состоит из следующих частей: — Законодательная часть; — Регламентарная часть (декреты); — Регламентарная часть (постановления); — приложения. Спортивный кодекс Франции в целом включает в себя в общей сложности 1675 статей (больше, чем четыре части Гражданского кодекса Российской Федерации). Исходя из специфических свойств французской правовой системы, в состав Спортивного кодекса Франции входят как законодательные правоположения, так и нормы подзаконного характера. В настоящее время издан перевод Законодательной части кодекса (в редакции по состоянию на 31 августа 2009 г.), которая может условно считаться общей частью Спортивного кодекса Франции, поскольку именно эта часть содержит базовые правовые предписания. Нами подготовлен и в ближайшее время будет издан также перевод Регламентарной части (декреты) Спортивного кодекса Франции. Третья часть Кодекса — Регламентарная часть (постановления), на наш взгляд, представляет несколько меньший интерес, так как посвящена регулированию на более низком (подзаконном), детализированном уровне применительно к конкретным прикладным вопросам. Поэтому перевод третьей части к изданию не планируется. Начало кодификации французского законодательства о спорте было положено еще Законом Франции от 16 июля 1984 г. N 84-610 относительно организации и стимулирования физкультурной и спортивной деятельности <11>, известным как Закон Авис (Loi Avice), по имени делегированного министра по делам досуга, молодежи и современного спорта. ——————————— <11> Journal officiel de la Republique Franzaise. 17.07.1984.

Согласно статье 1 указанного Закона Франции, физическая и спортивная активность представляет собой важный фактор здоровья и развития каждого человека, является основным элементом воспитания, культуры и общественной жизни. Ее развитие есть основная цель, а включение в нее есть право каждого, вне зависимости от пола, возраста, способностей и положения в обществе. Государство ответственно за физическое и спортивное обучение и воспитание, находящееся под руководством Министерства национального образования, которое обеспечивает или контролирует вместе с заинтересованными сторонами организацию обучения, ведущего к получению различных профессий в области физической и спортивной активности, и выдачу соответствующих дипломов. Спорт высших достижений есть средство обогащения и прогресса человечества. Высококвалифицированный спортсмен играет социальную, культурную и национальную роль первостепенной важности. Развитие физической и спортивной активности и спорта высших достижений входит в обязанность государства и спортивного движения, включающего спортивные ассоциации и федерации, при участии органов местного самоуправления, предприятий и иных социальных институтов. Государство вместе со спортивным движением обеспечивает высококвалифицированным спортсменам возможность совершенствоваться в их спортивных дисциплинах и заботится об их трудоустройстве. Государство и общественные деятели оказывают содействие повышению роли ассоциаций в области физической и спортивной активности всеми средствами, позволяющими облегчить демократическое функционирование ассоциаций и исполнение работы на общественных началах <12>. ——————————— <12> URL: http:// lib. sportedu. ru/ GetText. idc? TxtID=1549> (последнее посещение 25.09.2009); Настольная книга спортивного менеджера: Справ. пособие / РГАФК; Авт.-сост. М. И. Золотов и др. М.: Фон, 1997.

Но к этой линии прибавились и нормативные направления, представленные специальными законами, такими, как Закон Франции от 5 апреля 2006 г. N 2006-405 о борьбе с употреблением допинга и о защите здоровья спортсменов <13>. ——————————— <13> Journal officiel de la Rupublique Franzaise. 06.04.2006.

Спортивный кодекс Франции был призван объединить или воспринять не только указанный Закон от 16 июля 1984 г. и многочисленные внесенные в него за последующие годы изменения, но и множество иных нормативных правовых актов, касавшихся тех или иных аспектов физкультурной и спортивной деятельности, включая и те, что предшествовали Закону от 16 июля 1984 г. <14>. ——————————— <14> См.: Breillat J.-C., Dodognon C., Karaquillo J.-P., Lagarde F., Peyer F., Rocipon P. Code du sport: Commente / Pastor J.-M. (coord.). 4e edition (udition 2009). Paris: Dalloz, 2009. P. 3.

Среди актов, также явившихся предтечами Спортивного кодекса Франции и подготовивших для него необходимые условия и основы, обоснованно выделить следующие: — Устав спорта от 20 декабря 1940 г. <15>, принятый Правительством Виши и регламентировавший вопросы организации физкультурной и спортивной деятельности; ——————————— <15> Journal officiel de la Republique Franzaise. 08.04.1941.

— Постановление Французского комитета национального освобождения Алжира от 2 октября 1943 г., определявшее временный статус спортивных и молодежных объединений <16>;

— Постановление N 45-1922 от 28 августа 1945 г. относительно деятельности ассоциаций, лиг, федераций и спортивных объединений <17>; ——————————— <16> Journal officiel de la Republique Franzaise. 07.10.1943. <17> Journal officiel de la Republique Franzaise. 29.08.1945.

— Постановление 1945 г., состоящее из 6 статей, впервые определившее статус органа государственной административной полиции по вопросам физкультурной и спортивной деятельности, установившее правовой механизм, позволяющий Министру национального образования Франции делегировать спортивным федерациям правомочия разрешать проведение спортивных соревнований, «имеющих целью определить ассоциацию, команду, игрока или спортсмена как национального или регионального победителя или как представителя Франции или региона в международных соревнованиях». Постановление подчиняло также участников спортивного движения обязательным правилам. Данный нормативный правовой акт выполнял функции по рамочному правовому регулированию физкультурной и спортивной деятельности Франции в течение тридцати лет; — Закон Франции от 29 октября 1975 г. (известный как Закон Мазе (Loi Mazeaud)) относительно развития физкультуры и спорта <18>, заменивший Постановление от 1943 г. (в части, касающейся спортивных объединений) и Постановление от 1945 г. ——————————— <18> Journal officiel de la Republique Franzaise. 30.10.1975.

Главной особенностью Закона Франции от 29 октября 1975 г. явилось то, что он распространил правовое регулирование на существенно более широкий круг вопросов, относящихся к физкультурной и спортивной деятельности, такие, как, в частности: физкультурное и спортивное образование, медицинское наблюдение за спортсменами, статус и деятельность Национального французского олимпийского комитета и Национального французского спортивного комитета, спорт высших достижений, спортивное оборудование. Этот нормативный правовой акт действовал лишь десятилетие и был заменен уже упомянутым выше Законом Франции N 84-610 от 16 июля 1984 г. (Закон Авис) <19>. ——————————— <19> См.: Breillat J.-C., Dodognon C., Karaquillo J.-P., Lagarde F., Peyer F., Rocipon P. Code du sport: Commente. P. 3 — 4.

При этом Закон N 84-610 от 16 июля 1984 г. претерпевал многократную переработку в течение периода действия (двадцать три изменения и дополнения, т. е. в среднем по одному в течение года) <20>. ——————————— <20> См.: Breillat J.-C., Dodognon C., Karaquillo J.-P., Lagarde F., Peyer F., Rocipon P. Code du sport: Commente. P. 4.

При этом совершенствование французского законодательства о спорте в этот период направлялось в первую очередь именно на его систематизацию в форме кодификации. В 2004 г. Министерство здравоохранения, по делам молодежи, спорта и ассоциаций Французской Республики выступило с инициативой по подготовке кодифицированного нормативного акта, объединяющего различные правовые предписания в спортивной сфере. При этом спортивное законодательство Франции было весьма раздробленным и несистематизированным, его нормы содержались, например, в Кодексе о здравоохранении (борьба с использованием допинга и вопросы контроля за здоровьем спортсменов), Кодексе образования (образование в области физической культуры и спорта, меры против коммерциализации деятельности спортивных и оздоровительных учреждений), иных законодательных актах, регулирующих, в частности, вопросы в сфере строительства, защиты окружающей среды, туризма, а также в огромном количестве подзаконных нормативных правовых актов. Характерно, что в качестве основной цели принятия Спортивного кодекса Франции указывалось на необходимость облегчения доступа граждан и ассоциаций к нормам спортивного законодательства, содержащимся в едином документе. Концепция Спортивного кодекса Франции была разработана в 2004 г. В 2005 г. завершено составление его проекта, а 23 мая 2006 г. принята его первая — Законодательная часть <21>. ——————————— <21> Le code du sport. URL: http://www. sports. gouv. fr> (последнее посещение 25.09.2009).

Согласно вводным статьям Кодекса физкультурная и спортивная деятельность заявлены национальным приоритетом Франции, составляют важные элементы воспитания, культуры, интегрирования и общественной жизни, способствуют как сокращению социального и культурного неравенства, так и заботе об общественном здоровье. Эта формулировка свидетельствует о том, насколько значительное место французские власти отводят спорту в жизни общества, — отсюда и обоснованность наличия кодифицированного акта в этой стране. Содержательно Спортивный кодекс Франции весьма подробно регулирует вопросы: — организации физкультурной и спортивной деятельности; — правового статуса субъектов спортивных правоотношений (субъектов публичного права, спортивных ассоциаций и спортивных обществ, спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг, представительных и посреднических органов, спортсменов, спортивных тренеров, спортивных судей и арбитров, спортивных агентов); — спортивной подготовки и образования в области физической культуры и спорта; — защиты здоровья спортсменов и борьбы с употреблением допинга; — организации занятий спортом; — обязанностей, связанных со спортивной деятельностью; — порядка проведения спортивных мероприятий и их освещения в средствах массовой информации; — финансирования и государственной поддержки спорта (в особенности массового спорта и спорта высших достижений); — правонарушений в области спорта и ответственности за их совершение. Разумеется, мы далеки от идеи буквального заимствования правовых предписаний Спортивного кодекса Франции в неизменном виде, но учесть французский опыт при кодификации отечественного законодательства о спорте представляется полезным.

——————————————————————