Правовые аспекты документального оформления предоплаты по турпутевкам

(Линовицкий Ю. А.) («Туризм: право и экономика», 2009, N 4)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕДОПЛАТЫ ПО ТУРПУТЕВКАМ

Ю. А. ЛИНОВИЦКИЙ

Линовицкий Ю. А., старший налоговый консультант, ЗАО БДО «Юникон».

Последние десятилетия наблюдается активное развитие туризма во всем мире. Помимо въездного и выездного туризма в России особое внимание уделяется развитию внутреннего туризма, что подтверждает разработка Концепции федерально-целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2016 годы)». Однако наличие различных сдерживающих факторов негативно сказывается на отрасли туризма и в целом на экономике России. В своих выступлениях Президент Российской Федерации постоянно повторяет о необходимости усиления помощи малому и среднему бизнесу, в частности в сфере туризма. На данный момент основной проблемой является несовершенство законодательной базы. Наличие возможности двойного толкования нормативных правовых актов, а в ином случае отсутствие положений правового регулирования пагубно сказывается на деятельности туроператоров и турагентств, способствует уходу организаций туристской сферы в теневой сектор, снижает потенциал развития въездного туризма. В западных странах в качестве факторов, воздействующих на экономический рост страны, исследователи особо выделяют степень прозрачности и развитости национального законодательства. Таким образом, возникает вопрос о необходимости адаптировать российское законодательство о туристской деятельности в соответствии с реалиями современного состояния туризма в России.

Ситуация

Туристическая организация (далее — Организация) осуществляет услуги по реализации турпутевок. При реализации турпутевок Организация систематически сталкивается с получением от покупателей — физических лиц частичной оплаты (далее — предоплата). Предоплата поступает в виде наличных денежных средств. Контрольно-кассовая техника (далее — ККТ) у компании отсутствует. Организация состоит на упрощенной системе налогообложения или применяет общий порядок налогообложения. Законодательством России не предусмотрено однозначного алгоритма документального оформления получения предоплаты наличными денежными средствами в указанных условиях. Рассмотрим более подробно существующий порядок получения туристическими организациями предоплаты и связанные с этим проблемы.

Оформление предоплаты по закону

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации обязаны применять ККТ, включенную в Государственный реестр. Согласно ст. 5 Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Вместе с тем Законом также предусмотрен иной способ документального оформления оказания услуг населению. Так, исходя из положений п. 2 ст. 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строй отчетности (далее — БСО). Порядок ведения наличных денежных расчетов без применения ККТ и с оформлением БСО установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 (далее — Положение). Исходя из анализа Положения и информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 22 августа 2008 г. «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности», организация и индивидуальный предприниматель вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется. Данное утверждение также подтверждается письмом УФНС РФ по г. Москве от 10 февраля 2009 г. N 17-15/11673. При этом п. 5 Положения предусмотрено, что в случае наделения федеральных органов исполнительной власти полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ. На данный момент в сфере туризма действует специализированная форма БСО «Туристская путевка», утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2007 г. N 60н. Подробный анализ БСО «Туристская путевка» показывает отсутствие такой графы, как «Частичная оплата или предоплата», что формально указывает на невозможность внесения покупателем туристских услуг предоплаты. Следовательно, БСО «Туристская путевка» выдается один раз после полной оплаты турпутевки на полную стоимость с заполнением поля «Общая цена туристского продукта». Так как получение предоплаты наличными денежными средствами возможно либо с оформлением БСО, либо с кассовым чеком, а БСО «Туристская путевка» выдается только при окончательном расчете за турпутевку, базируясь на вышеуказанных положениях законодательства, полученный туристической организацией аванс должен оформляться с помощью кассового чека. Как видно, предоставив туристической организации выбор в документальном оформлении полученной предоплаты, законодатель изначально преследовал благие намерения, но впоследствии усложнил ситуацию, вынуждая турфирму при ведении деятельности по схеме предоплаты приобретать и использовать ККТ. В случае неприменения организацией, осуществляющей туристскую деятельность, ККТ и невыдачи кассового чека возникает правонарушение, что влечет за собой ответственность по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ). Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях ККТ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, данное правонарушение может повлечь за собой и налоговую ответственность. Невыдача кассового чека может быть квалифицирована как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что в соответствии со ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации приводит к взысканию с организации-налогоплательщика 5000 руб., 15 000 руб. или более в зависимости от состава правонарушения.

Разрешение существующих споров

Свою позицию налоговое ведомство в данном вопросе однозначно выразило в письме УФНС от 21 сентября 2007 г. N 22-12/091498. При получении организацией предоплаты наличными денежными средствами за турпутевку применение ККТ обязательно. Закон не предусматривает освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товара (работ, услуг) до их предоставления. В момент окончательного расчета БСО «Туристская путевка» выписывается на полную стоимость турпутевки. При этом во избежание задвоения в бухгалтерии суммы выручки при окончательном расчете на сумму предоплаты оформляется возврат, что подтверждается соответствующими документами. Аналогичные выводы содержатся в письмах УФНС РФ по г. Москве от 8 февраля 2007 г. N 22-12/012455, от 11 июля 2006 г. N 09-10/61232 и от 26 января 2006 г. N 09-24/4582. В письмах налоговых органов обращается внимание, что выдача приходного кассового ордера в ответ на получение предоплаты наличными денежными средствами является нарушением существующих норм законодательства. Основным доводом является отсутствие формы приходного кассового ордера в перечне документов строгой отчетности, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации. По вопросу документального оформления предоплаты у Министерства финансов Российской Федерации и судебной практики сформировалась идентичная с налоговыми органами позиция, указанная в письме Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 03-01-20/5-231 и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 13854/05. С учетом вышесказанного необходимо отметить высокий риск возникновения разногласий с налоговыми органами в случае отсутствия по полученной наличными денежными средствами предоплате оформленного кассового чека. Необходимо отметить, что описанный порядок применяется только при расчетах наличными денежными средствами или с использованием платежных карт. Как указано в п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», оплата туристского продукта возможна посредством как наличного, так и безналичного расчета. Таким образом, клиент при приобретении турпутевки может внести предоплату путем безналичного перевода денежных средств на банковский счет организации, при этом обязанности в оформлении БСО «Туристская путевка» у организации не возникает. Данная позиция подтверждается разъяснениями Федерального агентства по туризму «Об использовании туроператорами и турагентами бланка строгой отчетности «Туристская путевка» от 17 августа 2007 г. <1> (далее — Разъяснения): при осуществлении денежных расчетов по договору о реализации туристского продукта в безналичном форме организация освобождается от использования БСО «Туристская путевка». ——————————— <1> URL: http://www. russiatourism. ru/news/240.smx.

Кроме того, практика работы организаций в сфере туризма, несмотря на отсутствие в БСО «Туристская путевка» поля «Оплачено безналично», указывает на возможность внесения предоплаты физическими лицами в безналичной форме, при этом в момент окончательного расчета в БСО «Туристская путевка» необходимо вручную дописать сумму предоплаты, внесенную в безналичной форме, с указанием, что сумма поступила безналичным переводом.

——————————————————————