О формировании системы правозащитной деятельности медицинских работников

(Шиляев Р. Р., Баклушина Е. К., Нуженкова М. В.)

(«Медицинское право», 2010, N 2)

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Р. Р. ШИЛЯЕВ, Е. К. БАКЛУШИНА, М. В. НУЖЕНКОВА

Шиляев Р. Р., заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, ректор Ивановской государственной медицинской академии.

Баклушина Е. К., доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ИГМА.

Нуженкова М. В., кандидат медицинских наук, доцент кафедры.

В статье приведены оригинальные данные анкетирования 307 врачей учреждений здравоохранения г. Иваново и Ивановской области, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте младше 15 лет. Даны конкретные рекомендации по оптимизации работы в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Ключевые слова: права несовершеннолетних, медицинские работники, правозащитная деятельность.

On Formation of the System of Human Rights Activity of Medical Workers

R. R. Shilyaev, E. K. Baklushina, M. V. Nuzhenkova

The article contains original data of questionnaire survey of 307 doctors of institutions of health care service of Ivanovo and Ivanosskij region rendering medical aid to minors at the age of younger than 15 years old; presents concrete recommendations with regard to optimization of the work in the sphere of defense of rights and legitimate interests of minors.

Key words: rights of minors, medical workers, human rights activity.

Проблема полноценного соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе и защиты ребенка от насилия и жестокости, несомненно, актуальна как в целом для России, так и для субъектов Федерации. Ежегодно совершается достаточно большое количество преступлений в отношении несовершеннолетних, растет число безнадзорных детей. Особенную тревогу вызывает рост насилия и жестокости родителей по отношению к собственным детям.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт устанавливает необходимость для органов власти различного уровня проводить правотворческую, информационную, методическую, образовательную деятельность в целях защиты прав и интересов детей, а также осуществлять их судебную защиту.

В настоящее время борьба с насилием в семье ведется в основном уголовно-правовыми средствами, но, на наш взгляд, эффективное решение проблемы возможно лишь при осуществлении полноценной превентивной деятельности со стороны всех субъектов многоуровневой системы профилактики.

Одним из важнейших субъектов данной системы является медицинский работник, поэтому государство предусматривает необходимость взаимодействия органов практического здравоохранения с правоохранительными органами и учреждениями социальной защиты населения по выявлению семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми. При этом особую значимость приобретает работа специалистов первичного звена здравоохранения, поскольку именно врач-педиатр, оказывая медицинскую помощь на дому, имеет возможность реально оценивать условия проживания и воспитания ребенка.

Проведенное на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья факультета дополнительного и послевузовского профессионального образования ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава исследование позволило выявить ряд тенденций, характеризующих понимание медицинскими работниками актуальности данной проблемы и их поведение в ситуациях, возникающих при жестоком обращении с детьми в семьях. Проанкетированы 307 врачей г. Иваново и Ивановской области, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте младше 15 лет.

Считают проблему жестокого обращения с ребенком в семье серьезной и актуальной для российского общества только 57,98% опрошенных врачей педиатрического профиля, не задумывались над ней 26,71%. Следует отметить, что каждый четвертый респондент встречался в своей практике с отказом родителей от оказания медицинской помощи ребенку, сопряженным с жестоким обращением с ним. Практически всегда это происходило в семьях, ведущих асоциальный образ жизни, где на фоне безразличия к здоровью и воспитанию ребенка врачи отмечали элементы противоправного поведения родителей, влекущие физические и нравственные страдания ребенка (побои, оставление его без пищи и воды и т. д.).

Интересными являются данные о понимании врачами своей роли в защите интересов несовершеннолетних в этой ситуации. Считают, что у медицинского работника есть право принять какие-либо меры в отношении родителей, жестоко обращающихся с ребенком, подавляющее большинство опрошенных — 80,46%. Наиболее оптимальным путем решения проблемы респонденты считают обращение в органы социальной защиты (80,13 на 100 опрошенных), меньшее число указывают органы внутренних дел (32,57 на 100 опрошенных), прокуратуру и суд (11,07 на 100 опрошенных).

Однако столь высокий уровень осознания своего места в решении данной проблемы не находит, по сути, должного воплощения в практической работе. Так, только 32,25 на 100 опрошенных при выявлении признаков насилия над детьми в семье обращались в органы социальной защиты, 11,73 на 100 опрошенных — в милицию, 2,93 на 100 опрошенных — в суд. Таким образом, более половины врачей не считали нужным принимать действенные меры по защите интересов и здоровья ребенка, что чаще было связано с неверием врачей в возможность разрешить проблему подобным образом. Следует отметить, что неблагополучная ситуация складывается прежде всего из-за отсутствия единых системообразующих подходов к осуществлению правозащитной деятельности медицинских работников и организаций в отношении детей, подвергающихся жестокому обращению и насилию. К сожалению, эффективность профилактической работы государственных органов остается недостаточной, региональные программы по защите детей реализуются зачастую формально.

В современных условиях особое значение приобретает деятельность различных общественных организаций, и в первую очередь региональных общественных палат, которые выступают как важнейшие институты гражданского общества и призваны решать те же задачи, что и органы исполнительной власти. В этой связи Общественная палата Ивановской области выступает в качестве организатора конструктивного диалога между представителями органов государства и гражданами по наиболее социально значимым вопросам.

По инициативе комиссии по здравоохранению и социальному развитию Общественной палаты Ивановской области проведен анализ ситуации по соблюдению прав и законных интересов детей и их защите от насилия и жестокости. Рассмотрению данной проблемы было посвящено специальное заседание комиссии, а в последующем и Совета Общественной палаты, с активным участием Уполномоченного (комиссара) по правам ребенка в Ивановской области, представителей УВД Ивановской области, Департамента образования Ивановской области, Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Управления образования Администрации г. Иваново, лечебно-профилактических учреждений Ивановской области.

В ходе обсуждения были разработаны рекомендации в Совет Общественной палаты Ивановской области по повышению эффективности работы органов государственной власти, региональных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, общественности по соблюдению прав и законных интересов детей в Ивановской области. Наиболее важными считаем следующие предложения.

1. Активизировать взаимодействие общественных организаций и объединений Ивановской области с региональными органами исполнительной власти по формированию эффективной политики, направленной на полноценное соблюдение прав и законных интересов детей на основе договоров о социальном партнерстве.

2. Осуществлять общественную поддержку и контроль за своевременным и эффективным ходом реализации мероприятий по соблюдению прав и законных интересов детей.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти Ивановской области:

— обеспечить формирование и полноценное применение единого для всех субъектов многоуровневой системы профилактики регионального банка данных социально опасных семей и детей групп риска;

— осуществлять мониторинг по вопросам насилия в семье для специалистов, работающих с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

— создать в районах области группы немедленного реагирования, включающие в себя медицинских, социальных и педагогических работников, а также сотрудников правоохранительных органов, для незамедлительного помещения детей в социальные или лечебные учреждения;

— проводить систематическую просветительскую работу, в том числе среди медицинских и педагогических работников, по вопросам защиты ребенка от насилия и жестокости (проведение семинаров, дней правовых знаний, издание и распространение печатной продукции);

— организовать в крупных лечебно-профилактических учреждениях области отделения семейной медицины, оказывающие наряду с медицинской помощью также психологическую, ведущие социальную и правовую работу с семьей;

— усилить профилактическую работу с социально неблагополучными семьями на педиатрическом участке;

— разработать и внедрить региональные критерии оценки эффективности работы с социально неблагополучными семьями на врачебном участке;

— внедрить в деятельность лечебно-профилактических учреждений специализированные отделения медико-социальной помощи детям и семьям, одной из функций которых будет являться индивидуальная непосредственная или опосредованная социально-правовая работа по защите детей от жестокого обращения и насилия в семье.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2. Общественные организации Ивановской области: история и современность: Информационно-аналитическое издание. Иваново, 2008.

3. Сборник материалов Общественной палаты Ивановской области (за декабрь 2007 г. — сентябрь 2008 г.). Иваново, 2008.

——————————————————————