К вопросу об естественной убыли и пережоге горючего

(Зайков Д. Е.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 3)

К ВОПРОСУ ОБ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ И ПЕРЕЖОГЕ ГОРЮЧЕГО

Д. Е. ЗАЙКОВ

А самолеты сами не летают…

Д. Е. Зайков, начальник юридической группы войсковой части 67770, старший лейтенант юстиции.

Обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации топливом, маслами, смазками и специальными жидкостями (далее — горючее, а также нефтепродукты) является одним из основных видов тылового обеспечения. Качественное, своевременное и оперативное обеспечение войск и сил горючим является главной задачей службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации, от выполнения которой напрямую зависят вооруженная защита нашего государства, целостность и неприкосновенность его территории. В то же время необходимо отметить, что горючее, обладая определенными физико-химическими свойствами и известной ценностью, представляет собой специфическое материальное средство, нуждающееся в особом подходе к его приему, хранению, выдаче. К сожалению, горючее также является одним из самых распространенных предметов хищения, недостач и незаконного списания. Все это обусловливает необходимость наличия ряда специализированных правил обращения с горючим, достаточного количества квалифицированных должностных лиц, обладающих специальными познаниями, постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации горючим в современных условиях, а также способов и механизмов, обеспечивающих его сохранность и использование по прямому предназначению. Ежегодно по тем или иным причинам (в аспекте настоящей статьи автором не будут рассмотрены случаи хищения или незаконного списания горючего) Вооруженные Силы Российской Федерации теряют сотни тысяч тонн горючего. Все потери горючего условно можно разделить на две основные группы: 1) не предусмотренные нормами естественной убыли нефтепродуктов. К ним можно отнести потери горючего от утечек. В данном случае принимаются меры по привлечению лиц, виновных в причинении ущерба, если таковые имеются, к материальной ответственности. Как показывает практика, наибольшие потери горючего происходят именно от его утечек, что, как правило, является следствием значительного износа резервуарного парка, а также ввиду отсутствия надлежащего контроля со стороны ответственных должностных лиц за качественным состоянием средств хранения горючего. Потери от утечек относятся к категории чисто количественных и происходят через неплотности соединений трубопроводов, резервуаров, задвижек, сальников и насосов, при коррозионном разрушении трубопроводов и резервуаров, при переливах и т. п. Так, одна капля в секунду дает потери до 130 л в месяц, а капли, переходящие временами в струйку, — до 200 л в месяц, струя нефтепродукта диаметром 3,2 мм при давлении 1 кгс/см — до 25000 л в месяц; струя нефтепродукта диаметром 4,8 мм при давлении 1 кгс/см — до 40000 л в месяц <1>. Наиболее эффективным средством предотвращения потерь горючего от утечек является своевременное и качественное проведение профилактических ремонтов и организационно-технических мероприятий, а также обновление резервуарного парка; ——————————— <1> Справочник офицера службы горючего. М., 1979. С. 243 — 244.

2) предусмотренные нормами естественной убыли нефтепродуктов (например, потери от испарения, потери от вентиляции газового пространства, потери от насыщения газового пространства и др.). При недостачах потери списываются в пределах норм естественной убыли, если фактические потери равны норме или превышают ее; либо в размере фактических потерь, если эти потери не превышают нормы естественной убыли. Одним из наиболее распространенных нарушений, выявляемых при проведении проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности воинских частей, является неправильное осуществление расчета естественной убыли горючего, что, как правило, отражает некомпетентность ответственных должностных лиц и приводит к возникновению недостач, необходимости перерасчета предъявленных поставщикам претензий, внесению изменений в бухгалтерские и отчетные документы. Определение естественной убыли дано в Методических рекомендациях по разработке норм естественной убыли, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2003 г. N 95 (далее — Методические рекомендации), в соответствии с которыми под естественной убылью материально-производственных запасов (далее — МПЗ) понимается потеря (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров. Допустимая величина безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи МПЗ определяется нормой естественной убыли, которую следует определять: — при хранении МПЗ — за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение; — при транспортировке МПЗ — путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем. Естественная убыль МПЗ может образовываться вследствие: — усушки и выветривания; — утечки (таяние, просачивание); — розлива при перекачке жидких товаров; — расхода веществ на дыхание и т. п. При этом необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что не все потери товаров можно отнести к естественной убыли. Так, согласно Методическим рекомендациям к естественной убыли не относятся: — технологические потери; — потери от брака; — потери МПЗ при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования; — потери товарно-материальных ценностей при ремонте и (или) профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях; — все виды аварийных потерь. Нормы естественной убыли не распространяются на МПЗ, хранящиеся и (или) транспортируемые в герметичной таре (запаянные, с применением герметиков, уплотнений и др.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления. Под нормой естественной убыли понимается допустимая величина безвозвратных потерь нефтепродуктов, происходящих непосредственно при товаротранспортных операциях вследствие сопровождающих их физических процессов, а также потерь, неизбежных на данном уровне состояния применяемого технологического оборудования (потерь от испарения из всех видов емкостей, через сальниковые уплотнения насосов и задвижек, потерь от налипания и др.). Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи нефтепродуктов. Списание нефтепродуктов в пределах норм естественной убыли до установления факта недостачи запрещено. В настоящее время, несмотря на реальную необходимость внесения существенных изменений в действующие нормы естественной убыли нефтепродуктов <2>, уже давно не отвечающие современным реалиям и тенденциям развития средств хранения, перекачки и транспортирования горючего, остаются в силе Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании, утвержденные Постановлением Госснаба СССР от 26 марта 1986 г. N 40 <3> (далее — Нормы естественной убыли нефтепродуктов). Тем не менее, законодатель предпринимал попытки к изменению существующего положения. Так, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» от 12 ноября 2002 г. N 814 соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручено утвердить в установленном порядке до 1 января 2003 г. нормы естественной убыли. В силу п. 2 указанного правового акта разработка и утверждение норм естественной убыли при хранении и транспортировке нефтепродуктов осуществляются Минпромэнерго России по согласованию с Минэкономразвития России. Однако до указанной даты ни одно министерство не выполнило поставленную задачу (что, впрочем, с учетом установленных сроков было фактически невозможно). В связи с тем, что неисполнение соответствующего поручения Правительства Российской Федерации поставило под угрозу законность применения существующих норм естественной убыли, ст. 7 Федерального закона 2005 г. N 58-ФЗ было установлено положение о том, что впредь до утверждения норм естественной убыли в установленном законом порядке применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, на сегодняшний день применению подлежат Нормы естественной убыли нефтепродуктов. В то же время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 331 Минпромэнерго России поручено утвердить в установленном порядке до 1 января 2007 г. нормы естественной убыли МПЗ. Однако воз и ныне там. ——————————— <2> Так, в соответствии с Методическими рекомендациями нормы естественной убыли с учетом технологических условий хранения и транспортировки МПЗ подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять лет. <3> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1986. N 11.

В Вооруженных Силах Российской Федерации Нормы естественной убыли нефтепродуктов объявлены для руководства Приказом заместителя Министра обороны СССР — начальника Тыла Вооруженных Сил СССР «О нормах естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта при приеме, хранении, отпуске и транспортировании» 1986 г. N 87. В то же время необходимо учитывать, что Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перекачке по магистральным трубопроводам, утвержденные Постановлением Госснаба СССР от 26 марта 1986 г. N 40, признаны утратившими силу в соответствии с Приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 318, который ввел в действие с 1 октября 1998 г. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, транспортировании, хранении и отпуске на объектах магистральных нефтепродуктопроводов (РД 153-39.4-033-98). Нормы естественной убыли нефтепродуктов разработаны и подлежат применению в соответствии с учетом ряда условий: — в зависимости от физико-химических свойств нефтепродуктов (выделяется 8 групп); — в зависимости от климатической зоны (выделено пять зон, однако в связи с изменением геополитической обстановки реально учитываются только три); — в зависимости от времени года (выделены осенне-зимний период — с 1 октября по 31 марта и весенне-летний период — с 1 апреля по 30 сентября); — в зависимости от типа и вместимости резервуаров и их оснащенности средствами защиты от потерь; — в зависимости от срока хранения; — в зависимости от вида хранения (длительное хранение, текущее довольствие и т. д.) нефтепродуктов; — в зависимости от температуры подогрева нефтепродуктов. По факту обнаружения недостачи горючего, в том числе если фактический размер недостачи превышает установленный размер нормы естественной убыли, а указанная недостача, причины ее возникновения, размер материального ущерба и виновные лица не были установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием, судом или в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, в силу абз. 5 п. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 10, обязательно назначается и проводится административное расследование, по результатам которого ущерб, причиненный государству, возмещается за счет лиц, привлеченных к материальной ответственности в установленном законом порядке, либо списывается за счет государства в установленном порядке. Также достаточно актуальной в войсках, ввиду наличия ряда вопросов и неясностей по основаниям и специфике правоприменения соответствующих положений действующего законодательства Российской Федерации, является такая проблема, как перерасход (пережог) горючего (в настоящей статье перерасход (пережог) горючего будет рассматриваться в части, касающейся вооружения и наземной военной техники (далее также — техника и транспортные средства). Под перерасходом (пережогом) горючего следует понимать расход горючего на работу техники сверх установленных постоянных или временных норм, с дополнительными надбавками к ним или снижением норм, предусмотренными приказами Министра обороны Российской Федерации на особые условия работы. Перерасход (пережог) определяется как разность между фактическим и установленным расходами горючего. Можно выделить следующие причины перерасхода (пережога) горючего: — технические неисправности транспортных средств; — использование не по назначению транспортных средств; — особые условия работы транспортных средств. В зависимости от наличия той или иной причины перерасхода (пережога) горючего государству либо причиняется ущерб (например, в случае технической неисправности транспортных средств), либо перерасход (пережог) горючего соответствует тем условиям работы техники, в которых он превышает допустимые нормы, но является необходимой и вынужденной мерой. В соответствии с п. 310 и п. 378 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 222, заместитель командира батальона по вооружению (технической части, начальник автомобильной службы, техник батальона), а также начальник автомобильной и электрогазовой службы авиационно-технической воинской части должны принимать меры к устранению причин перерасхода (пережога) горючего сверх установленных норм. Данные обязанности в основном заключаются в поддержании вооружения и военной техники в исправном состоянии, контроле за своевременным проведением технического обслуживания, среднего и капитального ремонта. Несколько иное содержание несет в себе перерасход (пережог) горючего, причиненный действиями военнослужащих — водителей транспортных средств, совершенными по их вине либо по вине их командиров (начальников), при отсутствии уважительных причин. В данном случае перерасход (пережог) горючего должен расцениваться как недостача имущества, переданного военнослужащему под отчет. В соответствии с абз. 7 п. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации обязательно назначение и проведение административного расследования при наличии пережога горючего. При проведении административного расследования данной категории дел необходимо особое внимание обращать на то, при каких обстоятельствах, в каких условиях и с какой целью был осуществлен перерасход (пережог) горючего, степень вины военнослужащего, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность виновного лица. В обязательном порядке подлежит разрешению вопрос о материальной ответственности военнослужащего. При этом необходимо принимать во внимание положение ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ, в соответствии с которой военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате незаконного расходования имущества. В то же время нельзя не учитывать п. 3 ст. 3 указанного правового акта, в силу которого не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. В соответствии с подп. 38 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министру обороны Российской Федерации предоставлено право утверждения норм расхода материальных средств, к которым, в частности, относятся и нормы расхода горючего. Нормы расхода горючего на вооружение и военную технику в Вооруженных Силах Российской Федерации установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации «О введении в действие Норм расхода и Инструкции по нормированию горючего, масел, смазок и специальных жидкостей при эксплуатации и ремонте вооружения и военной техники» 1992 г. N 65. Нормы расхода предназначены для расчетов нормируемого значения расхода горючего, для планирования потребности воинских частей в обеспечении горючим, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемого горючего и т. д. Норма расхода горючего подразумевает установленное значение меры его потребления при работе транспортного средства конкретной модели или модификации. Нормы расхода горючего могут быть постоянными или временными. Постоянные нормы вводятся в действие приказами Министра обороны Российской Федерации без ограничения срока их действия. Временные нормы расхода горючего разрабатываются на новую технику, поступающую в эксплуатацию, и срок действия временных норм не может превышать пяти лет с момента их утверждения. Временные нормы расхода горючего утверждаются (вводятся в действие) соответствующими главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими (начальниками) родами войск, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, ведающими разработкой, заказами и эксплуатацией техники, после согласования этих норм с Центральным управлением ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации. Для народно-хозяйственной, несерийной и зарубежной техники, поступающей в войска, временные нормы должны разрабатываться в срок не более шести месяцев со дня ее ввода в эксплуатацию. В течение указанного времени горючее выдается, расходуется и списывается в соответствии с эксплуатационной документацией на данный образец техники. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что в соответствии с п. 6 Инструкции по нормированию и применению горючего, масел, смазок и специальных жидкостей на вооружении и военной технике армии и флота, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 65, запрещена выдача горючего для техники, не имеющей постоянных или временных норм, за исключением случаев, когда в течение шести месяцев со дня ее ввода в эксплуатацию разрабатываются временные нормы расхода горючего. Однако на практике возникает ряд вопросов, связанных с тем, что ответственные органы военного управления в установленные сроки не утверждают соответствующие нормы расхода горючего (как правило, это касается автомобильного транспорта, в том числе иностранного производства), а командиры воинских частей, начальники предприятий и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации и их заместители, которые ведают эксплуатацией техники и на которых возложена ответственность за правильное применение норм расхода горючего, сталкиваются со следующей проблемой: использовать нормы расхода горючего, указанные в эксплуатационной документации техники, уже нельзя, а без наличия постоянных или временных норм выдача горючего на данную технику запрещена, что делает невозможным ее эксплуатацию. Что же делать? По мнению автора, в указанном случае до утверждения в установленном порядке соответствующих норм расхода горючего необходимо использовать нормы расхода горючего, утвержденные в установленном порядке Минтрансом России и применяемые автотранспортными предприятиями, организациями, предпринимателями и другими юридическими и физическими лицами, независимо от форм собственности, эксплуатирующими автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. На сегодняшний день это — руководящий документ Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденный Минтрансом России 29 апреля 2003 г. Указанный документ введен в действие с 1 июля 2003 г. со сроком действия до 1 января 2008 г. Именно его применение в рассматриваемой ситуации является необходимым и обязательным решением, отвечающим требованиям целесообразности и законности.

——————————————————————