Зарубежный опыт противодействия правонарушениям военнослужащих

(Шестак В. А.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 6)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ <*>

В. А. ШЕСТАК

——————————— <*> Shestak V. A. Foreign experience of counteraction of violations of military men.

Шестак В. А., кандидат юридических наук, доцент.

На примере зарубежных стран автор статьи рассматривает специфику преступлений, совершаемых военнослужащими, и предлагает способы предупреждения и противодействия данным преступлениям.

Ключевые слова: преступления среди военнослужащих, противодействие преступлениям, профилактика преступлений.

As exemplified by foreign countries the author considers the specifics of crimes committed by military men and proposes the methods of prevention and counteraction of these crimes.

Key words: crimes among military men, counteraction of crimes, prophylactics of crimes.

Развитие системы предупреждения преступности в военной организации России требует анализа опыта противодействия правонарушениям военнослужащих вооруженных сил зарубежных государств в целях исследования и выявления потенциальной возможности для имплементации в такую отечественную систему отдельных элементов подобных иностранных систем <1>. При этом представляется целесообразным изучение способов решения проблем обеспечения воинского правопорядка в вооруженных силах ФРГ и Франции, США и Великобритании (как характерных представителей континентальной и англосаксонской правовых систем, а также основе военного потенциала блока НАТО), в Армии обороны Израиля (как войсках государства, действующих в условиях постоянного военного конфликта), а также Сил самообороны Японии и Народно-освободительной армии Китая (в силу особенностей национального менталитета военнослужащих и специфики системы предупреждения преступности). ——————————— <1> Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000; Жаданов И. Л. Основания дисциплинарной ответственности военнослужащих: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1991; Мигачев Ю. И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих. М., 2006.

В зависимости от юридических технологий и военных доктрин, принятых в зарубежных государствах, принадлежности их национальных систем права к соответствующей правовой системе, а также положения вооруженных сил правовое регулирование противодействия правонарушениям военнослужащих осуществляется по-разному, в том числе посредством: специального военно-дисциплинарного законодательства (ФРГ, Франция, Израиль, Япония, КНР); отдельного раздела в комплексном источнике военного права — Едином кодексе военной юстиции (США); разделов и норм в нескольких источниках военного права (Великобритания) <2>. ——————————— <2> Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). М., 2007. С. 4 — 9.

В последние два десятилетия в вооруженных силах исследуемых государств развиваются теория и практика противодействия правонарушениям военнослужащих. При этом военные криминологи этих стран предпочитают вести речь не о предупреждении преступности как социального явления, а лишь о ее ограничении, о сдерживающем воздействии на конкретные криминогенные факторы и обстоятельства. Ими предполагается, что противодействие не может быть эффективным, если оно не организовано на систематической и скоординированной основе и не включает мероприятий по улучшению качества воинского правопорядка, совершенствованию военного уголовного правосудия. Помимо этого в вооруженных силах западноевропейских государств выделяют два уровня предупреждения преступлений военнослужащих: социальное и ситуационное <3>. Социальное предупреждение направлено на изменение неблагоприятных условий формирования личности военнослужащего, особенно микросреды и микросоциальной ситуации. Ситуационное исходит из того, что отдельные категории преступных деяний совершаются военнослужащими при определенных обстоятельствах, в определенное время и в определенных местах. А в вооруженных силах США существует три модели превентивной деятельности: модель общественных учреждений, модель безопасности индивидуума и модель воздействия через окружение. ——————————— <3> По принятой в российском военном праве и криминологии терминологии соответствует предотвращению и пресечению преступлений.

Для координации деятельности по предупреждению преступлений военнослужащих во многих зарубежных странах созданы соответствующие органы, функциями которых являются: сбор информации; планирование, выполнение и оценка программ по предупреждению преступлений; координация деятельности правоохранительных органов; обеспечение участия военнослужащих в предупреждении правонарушений; взаимодействие со средствами массовой информации; научно-исследовательская работа; сотрудничество с законодательными органами, определяющими политику в области борьбы с преступностью; учебная подготовка. Противодействие правонарушениям военнослужащих в вооруженных силах зарубежных государств, помимо некоторых общих черт, обладает и национальной спецификой.

Германия

Так, в ФРГ предупреждение преступлений <4> военнослужащих регламентировано, помимо Конституции 1949 г., также и системой военного дисциплинарного права <5>, включающей: Военно-уголовный закон <6>, Закон о воинской обязанности <7>, Закон о статусе военнослужащего <8>, Закон о правовом положении военнослужащих 1975 г. <9>, Закон о выборах доверенных лиц военнослужащих, Положение об охране материнства женщин-военнослужащих 1991 г., Дисциплинарный устав <10>, Постановление о регулировании отношений «начальник — подчиненный» <11>, Положение о дисциплинарной практике в бундесвере, Постановление об учреждении военного суда <12>, Положение о порядке рассмотрения жалоб и заявлений. ——————————— <4> В вооруженных силах ФРГ определяют первичную, вторичную и третичную превенцию: первичная направлена на преодоление дефицита социальности и позитивного правосознания как главной причины преступлений военнослужащих; вторичная — осуществляется органами военной юстиции и связана с правовыми средствами удержания от преступлений; третичная — предполагает профилактические меры и средства. Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право современных зарубежных стран. С. 36. <5> Конституция и законодательные акты ФРГ: официальные тексты. М., 2003. С. 139 — 143. <6> Wehrstrafgesetz (WSTG). BGBL. 1998. S. 298. <7> Wehrpflichtgesetz. Vol. 8. Dezember 1972. BGBL. Is. 2277. <8> Gesetz uber die Rechtsstellung der Soldaten. Vol. 19. August 1975. BGBL. Is. 2273. <9> Gesetz uber die Rechtstellung der Soldaten (Soldatengesetz) in der Fassung der. Bekanntmachung. Vol. 19. August 1975. BGBL. Is. 2274. <10> Wehrdisziplinarordnung. Vol. 4. September 1972. BGBL. Is. 1665. <11> Verordnung uber die Regelung des militarischen Vorgesetzten-verhaltnisses. Vol. 4. Juni 1956. BGBL. Is. 459. <12> Verordnung uber die Errichtung von Truppendienstgerichten. Vol. 24. November 1972. BGBL. Is. 54.

Общее состояние воинского правопорядка в бундесвере не удовлетворяет военное командование ФРГ вследствие устойчивой тенденции к дальнейшему росту преступности, несмотря на то что уровень смертности среди германских военнослужащих в расчете на 1000 человек в четыре раза ниже аналогичных показателей по стране. Так, за последние пять лет в бундесвере ежегодно совершалось около 3,5 тысячи преступлений. Более 70% преступлений с участием военнослужащих не связаны с выполнением задач военной службы и относятся к категории общеуголовных. Значительная часть преступлений совершается офицерами и унтер-офицерами. В последние годы отмечается тенденция к росту числа призывников, уклоняющихся как от военной, так и от альтернативной службы. В бундесвере практически отсутствуют случаи глумлений и издевательств над сослуживцами. Однако имели место нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Они возникали в основном на национальной почве и были связаны с употреблением алкоголя или наркотиков. Командование бундесвера полагает, что изготовление, приобретение, хранение и распространение наркотических веществ военнослужащими в последние годы выросло до уровня криминогенного фактора. В течение последних пяти лет количество зарегистрированных нарушений закона о наркотических веществах германскими военнослужащими увеличилось и составило более 1% выявленных случаев употребления наркотиков в стране. Другой проблемой в бундесвере является рост числа погибших военнослужащих (до 350 человек в год.): около 5% — офицеры и 25% — унтер-офицеры. Основными причинами летальных исходов послужили аварии на личном и служебном транспорте, нарушения мер безопасности, самоубийства, авиакатастрофы, передозировка наркотических веществ. По мнению командования, значительное количество происшествий связано с неосторожным обращением с оружием и боеприпасами. Наряду с этим отмечается рост числа самоубийств и попыток самоубийств. Основными причинами таких происшествий стали семейные ссоры, финансовые проблемы, страх за содеянные проступки, а также неудовлетворение ходатайства о переводе на альтернативную службу. В системе противодействия правонарушениям германских военнослужащих акцент сделан на соблюдении ими военного дисциплинарного права, т. е. на выполнении военно-служебных обязанностей с применением к ним соответствующих санкций и прежде всего мер принуждения. Военнослужащие бундесвера могут привлекаться за совершенные преступления и правонарушения к юридической ответственности, а также к иным мерам воздействия, имеющим воспитательную цель. В бундесвере в целях обеспечения воинского порядка применяются поощрение или порицание военнослужащих, что побуждает их к корректному выполнению установленных законом служебных обязанностей или «делает возможным его досрочное увольнение». В соответствии с Дисциплинарным уставом к военнослужащим «за признание особых успехов» применяются официальные поощрения, как правило, они сочетаются с дополнительным отпуском сроком до двух недель, а к совершившим противоправные действия, не являющиеся преступлениями — два вида дисциплинарных взысканий: простые взыскания (объявляются командирами роты и выше) <13> и взыскания, налагаемые в судебном порядке <14>. Средства дисциплинарного воздействия (не наказания) применяются к военнослужащим в тех случаях, если имеют место нарушения внутреннего порядка в вооруженных силах. В случае если нарушена внешняя способность функционирования вооруженных сил либо имеет место «серьезное нарушение воинского правопорядка» <15>, уголовно-правовые меры (наказания) обязательны. ——————————— <13> Выговор, строгий выговор (официальное порицание, объявляемое в присутствии военнослужащих подразделения); дисциплинарное взыскание (до месячной суммы денежного содержания или денежного довольствия); неувольнение из расположения части (запрещение покидать казарму без разрешения; заходить в другие казармы и (или) принимать посетителей — продолжительностью от одних суток до трех недель); дисциплинарный арест (простое лишение свободы с регулярным привлечением к службе продолжительностью от трех суток до трех недель) // Жалинский А. Э., Рерихт А. Введение в немецкое право. М.: Спарк, 2001. С. 24 — 25. <14> Сокращение денежного содержания, задержка в продвижении по службе и присвоении очередного воинского звания, понижение в воинском звании, досрочное увольнение в запас, лишение пенсии. См.: Там же. С. 26. <15> Служебные проступки могут одновременно быть и уголовными преступлениями (например, поездка вопреки запрещению на служебной машине под влиянием алкоголя, сопровождающаяся несчастным случаем). См.: Там же. С. 27 — 28.

Также сформирована и действует система правоохранительных органов, обеспечивающих противодействие правонарушениям военнослужащих. Так, высшим военно-юридическим органом является отдел служебных, правовых вопросов, судопроизводства и военно-церковной службы. Организационно он входит в состав управления военно-административного и права министерства обороны ФРГ. Отделу подчинены военные суды и военные трибуналы (судебные палаты), юридические советники при штабах объединений, соединений и других учреждений, а также преподаватели юриспруденции военных учебных заведений. Всего в вооруженных силах ФРГ имеется около 200 юристов, при этом 60 из них — гражданские служащие. Общее соотношение числа юристов и численности вооруженных сил ФРГ составляет примерно 1:1715. При этом в соединениях и органах вооруженных сил (от дивизионного звена и выше) работают в качестве личных консультантов командующих или командиров по вопросам служебного права в общей сложности 110 юрисконсультов. В училищах и академиях вооруженных сил ФРГ работают в общей сложности 44 преподавателя юриспруденции (гражданские лица). Преподаваемые ими предметы охватывают такие сферы, как государственное, военное и международное право. Основу органов противодействия правонарушениям военнослужащих, помимо военного командования, составляют военные суды: два высших военно-дисциплинарных суда при федеральном административном суде, военные трибуналы при армейских корпусах (военно-дисциплинарные суды первой инстанции), а также суды военных трибуналов. Высшие военно-дисциплинарные суды федерального административного суда (сфера компетенции федерального министра юстиции) выступают при дисциплинарном производстве в качестве апелляционной инстанции по решениям военных трибуналов при армейских корпусах. На высшие военно-дисциплинарные суды также возложена обязанность разбора жалоб военнослужащих на своих начальников. Каждый военнослужащий имеет право подать жалобу в вышестоящие инстанции, если считает, что начальники обходятся с ним противоправно. При этом такие жалобы подлежат рассмотрению только в том случае, если они не содержат искаженных сведений и не затрагивают требования по организации военной службы. В интересах объективности рассмотрения дел и соблюдения законности при каждом суде министром обороны ФРГ назначаются советники по юридическим вопросам. Советники в ходе следствия представляют командование бундесвера и сторону обвиняемого военнослужащего. В федеральном административном суде такой советник представляет лично министра обороны ФРГ и работает в его интересах. Военные трибуналы при армейских корпусах учреждены на основании ст. 96 Конституции ФРГ как независимые суды. Одновременно они действуют и как служебные суды по дисциплинарному производству против военнослужащих, а также, в соответствии с Законом о выборах доверенных лиц военнослужащих, принимают решения по заявлениям на опротестование выборов и на отзыв доверенных лиц. Рассмотрение принципиально важных дел военные трибуналы при армейских корпусах передают в федеральный административный суд. В военных трибуналах при армейских корпусах имеются государственные служащие, облаченные судебными полномочиями, которые исполняют функцию военных прокуроров по административно-дисциплинарным вопросам. Они представляют органы, возбуждающие дела о дисциплинарной ответственности (командные органы начиная от дивизионного звена), обвиняют военнослужащих на основе дисциплинарного производства перед дисциплинарными судами первой инстанции и приводят в исполнение выносимые военно-дисциплинарными судами дисциплинарные решения. Функции военных прокуроров по административно-дисциплинарным вопросам, сравнимые с функциями гражданских прокуроров, исполняют юрисконсульты органов, возбуждающих дела о дисциплинарной ответственности. Суды военных трибуналов являются низшей судебной инстанцией, существуют при дивизионных и равных им командованиях. В их компетенцию входит рассмотрение жалоб и заявлений военнослужащих. Рассмотрение административных или социальных споров военнослужащих находится в компетенции соответственно административных или социальных судов, т. е. гражданских учреждений, находящихся в ведении федерального министерства юстиции.

Франция

В вооруженных силах Франции противодействие правонарушениям военнослужащих осуществляется по образу и подобию такой деятельности в бундесвере, но имеет свои особенности. Так, нормативной правовой базой обеспечения воинского правопорядка является Конституция Франции, а также система военного законодательства, состоящая из Кодекса о национальной повинности 1971 г., Кодекса военной юстиции 2006 г. <16>, Закона об общем статусе военнослужащих 1972 г., Закона о статусе военнослужащих 2005 г. <17>, Дисциплинарного устава 1975 г., других нормативных правовых актов, в том числе специальных актов Министерства обороны <18>. ——————————— <16> Loi no 2005 — 270 du 24 mars 2005 portant statut general des militaires // J. O du 26 mars 2005. <17> Ordonnance n 2006-637 du ler juin 2006 portant refone du code de justice militaire (partie legislative) // Journal official de la Republicue francais (J. O) n 127 du 2 juin 2006. <18> Конституция и законодательные акты Французской Республики: официальные тексты. М., 2005. С. 124 — 125.

Обеспечение противодействия правонарушениям военнослужащих в вооруженных силах Франции осуществляется не только общими (так же, как и в Великобритании) и административными судами, но и специальными государственными судами по делам военнослужащих. Основу системы обеспечения воинского правопорядка составляет повседневная деятельность военного командования Франции, которое наделено правом за проступки и правонарушения привлекать военнослужащих к дисциплинарной и уголовной ответственности, а за достижения по службе — поощрять их. Военнослужащие в случае совершения правонарушений подлежат привлечению к ответственности, кроме следующих случаев: «приведения к полному, временному, частичному или окончательному увольнению в запас при совершении профессиональных проступков»; «при исключении из списков на выдвижение из кадрового состава»; «при временном увольнении». В целях обеспечения воинского правопорядка за нарушения при выполнении военнослужащими своих обязанностей или небрежность по службе на них накладываются дисциплинарные взыскания. Один и тот же проступок, в зависимости от характера или тяжести, может повлечь за собой совокупно дисциплинарное взыскание, «профессиональную санкцию», «санкцию согласно статусу» или уголовное наказание. Дисциплинарное наказание не освобождает военнослужащего от уголовной ответственности за преступление, а отказ от привлечения военнослужащего к суду не является препятствием для наложения на него дисциплинарного взыскания. Это относится также к случаям оправдания по суду или прекращения уголовного дела. В таких случаях используется таблица дисциплинарной квалификации воинских правонарушений, в которой перечислены различные проступки и степень наказания за их совершение. В соответствии с такой таблицей на военнослужащих накладываются все взыскания, за исключением понижения в звании и лишения звания рядового первого класса. Дисциплинарные взыскания дифференцируются в зависимости от категории военнослужащих. На рядовых налагаются предупреждение, ограниченное неувольнение из расположения воинской части, неувольнение из расположения воинской части на целый день, арест, строгий арест, а также понижение в звании. Арест накладывается за совершенный серьезный проступок или за ряд менее серьезных проступков. В этом случае военнослужащий несет службу в обычных условиях, но ему запрещено во внеслужебное время покидать свою часть или место, определенное ему командиром части. Продолжительность ареста определяется в сутках, в течение этого времени военнослужащий не может претендовать на увольнение. Строгий выговор объявляется за серьезный проступок или за очень серьезный. Строгий арест налагается за очень серьезный проступок. Военнослужащий, получивший строгий арест, к несению военной службы в части не привлекается и помещается на гауптвахте. При этом офицеры и унтер-офицеры размещаются в отдельных камерах, рядовой состав — в общих камерах. В период нахождения под арестом рядовой состав может быть использован на общественных работах. Арест по решению командира может быть отбыт военнослужащим частями или полностью. Лишение звания «рядовой первого класса» применяется в случае совершения военнослужащими серьезных проступков и только после согласования с военным дисциплинарным судом. При совершении французским военнослужащим нескольких проступков на него может быть наложено одновременно несколько взысканий, общее число которых не может превышать 60 суток — для ареста или строгого ареста, или двадцати раз — для ограниченных неувольнений. На офицеров и унтер-офицеров французской армии могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как: предупреждение, выговор, арест, строгий выговор и строгий арест; исключение из списков, представляемых к присвоению очередного воинского звания; снижение в должности и воинском звании; временное исключение из списков личного состава, кадрового и резерва; исключение из списков личного состава, кадрового и резерва (увольнение). При этом исключение из списков личного состава, кадрового и резерва влечет за собой снижение в звании или разжалование. Такие меры предпринимаются по решению только министра обороны Франции, а увольнение в запас — исключительно декретом Президента республики и только после заключения следственной комиссии. Офицеры, унтер-офицеры и старшины утрачивают свой статус и могут быть уволены из кадрового состава и резерва также при: занятии должности в гражданском секторе; разжаловании по приговору военного трибунала; осуждении за совершение уголовного преступления; осуждении за обман, уклонении от военной службы, провокации, неповиновении и нарушении обязанностей в запасе; осуждении с лишением гражданских прав; отстранении от офицерской должности вышестоящим командованием или по распоряжению министра обороны Франции. Военнослужащие обладают правом на обжалование наложенного на них взыскания в соответствии с порядком подачи жалоб. При этом контроль за дисциплинарной практикой осуществляется по командной линии. Старший воинский начальник вправе вмешаться в процесс привлечения к дисциплинарной ответственности в интересах военнослужащего с целью уменьшения взыскания, которое ему было объявлено. Право увеличивать объявленное военнослужащему взыскание предоставлено только министру обороны Франции.

Великобритания

Система противодействия правонарушениям военнослужащих в вооруженных силах Великобритании формировалась на протяжении продолжительного периода времени на основе военного права, испытывавшего воздействие военного законодательства Франции. Ее особенность — отсутствие системного характера, т. е. в Соединенном Королевстве нет самостоятельного источника, регулирующего обеспечение воинского правопорядка. Другой особенностью является разобщенность источников, их значительное количество и отсутствие четкого определения их юридической силы <19>. При этом законодатель Соединенного Королевства исходит из того, что военнослужащим следует пользоваться одним, хотя и развернутым, законом, содержащим принципиальные положения, т. е. общегражданским нормативным правовым актом. А правовое регулирование специфических воинских правоотношений осуществляется на двух уровнях: на первом — статутным правом (тремя законами: Законом об армии 1955 г. <20>, Законом о военно-воздушных силах 1955 г. <21> и Законом о дисциплине в Военно-морском флоте 1957 г. <22>. Три этих законодательных акта в английских источниках именуют Законом о служебной дисциплине, нормы которого составляют единый уровень военного права, регулирующего в числе прочих вопросов уголовную ответственность военнослужащих), а на втором уровне — многочисленными актами подчиненного (делегированного) законодательства <23>. В нормах трех «базовых» законов содержатся бланкетные нормы на правомочия министра обороны, Совета обороны, других органов управления и должностных лиц по принятию собственных нормативных актов по регулированию разных вопросов уголовной ответственности и наказания. Такие акты, именуемые приказами, установлениями, инструкциями или правилами, призваны, по официальной доктрине, дополнить, конкретизировать нормы законов <24>. ——————————— <19> Лавочкин В. О. Источники военно-уголовного законодательства Великобритании: Сборник статей. 1994. N 26. С. 24. <20> Army Act, 1955 // The Public General Acts and Church Assembly Measures of 1955. L., 2000. Chap. 18. <21> Air Force Act, 1955 // The Public General Acts and Church Assembly Measures of 1955. L., 1956. Chap. 19. <22> Naval Discipline Act, 1957 // The Public General Acts and Church Assembly Measures of 1957. L., 1958. <23> Manual of Military Law. L., 1965; Air Publication (АР) 0001-1; Air Publication (АР) 01020-lc; Joint Service Publication (JSP) 440; Joint Service Publication (JSP) 445. <24> В действительности такие акты наполняют нормы законодательных актов новым содержанием. Примером такого акта является комментарий (разъяснительные примечания) к Закону о дисциплине в Вооруженных Силах от 25 мая 2000 г., который исходя из текста введения «подготовлен Министерством обороны, чтобы помочь читателю в понимании этого Закона и содействовать его правильному применению. …не является частью Закона и не подтвержден парламентом». Op. cit.: Explanatory Notes to Armed Forces Discipline Act. 2000. Chap. 4. P. 4.

В соответствии со сложившейся конструкцией Британской системы военного права основу противодействия правонарушениям английских военнослужащих составляет уголовно-дисциплинарная система, имеющая также двойственную структуру: военно-дисциплинарную и уголовную системы <25>. Такое деление обусловлено двоякой целью обеспечения британской воинской дисциплины <26>: защита военнослужащих от «произвольного обращения вышестоящих командиров» и их защита «незаконной уголовной юрисдикции». ——————————— <25> Schlueter Schlueter D. A. The Court-Martial: A Historical Survey // Military Law Review. Vol. 87. 1980. P. 20 — 26. <26> Воинская дисциплина в вооруженных силах Великобритании — исполнение обязанностей командира по функциональному признаку, т. е. регулирование порядка применения дисциплинарной власти командирами в случае совершения военнослужащими «несущественных дисциплинарных нарушений» либо в случае «серьезных уголовных обвинений». Op. cit.: Explanatory Notes to Armed Forces Discipline Act. 2000. Chap. 4. P. 22.

Противодействие правонарушениям военнослужащих в Соединенном Королевстве реализуется соответственно на двух дисциплинарных уровнях. Первый — «общедисциплинарный» — реализуется командиром или, от его имени, второстепенным командиром. Их полномочия ограничиваются «несерьезными дисциплинарными нарушениями» (самовольное оставление части и др.) и некоторыми «незначительными гражданскими правонарушениями» (нападение или воровство без отягчающих обстоятельств и др.). При этом применяемые меры наказания ограничены, предоставляется право апелляции. Второй уровень образует британская система военных судов. Военные суды за рубежом могут заниматься любыми правонарушениями, как воинскими, так и общеуголовными. Суды консультируют военные прокуроры, которые являются юристами из числа гражданского населения и не зависят от министерства обороны. Апелляции направляются в Военный кассационный суд в Лондоне, который состоит из гражданских судей, заседающих также в Уголовном управлении Кассационного суда. Далее подача апелляции возможна в Судебный комитет Палаты лордов, являющийся высшим судом в Великобритании. При этом каждый вид вооруженных сил Великобритании (Военно-Морской Флот — далее ВМФ, Сухопутные Войска — далее СВ, Военно-Воздушные Силы — далее ВВС) имеет свою уголовно-дисциплинарную систему в рамках парламентского акта, который позволяет привлекать к ответственности военнослужащих в соответствии с Законом о воинской дисциплине как за воинские правонарушения, так и за общегражданские нарушения, независимо от места их совершения (с учетом дополнительных правил, определяющих юрисдикцию). Уголовно-дисциплинарные системы существуют независимо друг от друга и никаким образом не связаны с «гражданским органом прокуратуры» («Crown Prosecution Service») в Англии и Уэльсе. На военнослужащих распространяются местные законодательные акты, и любые их правонарушения рассматриваются гражданскими судами, кроме случаев военно-служебных дисциплинарных провинностей, например опоздание на службу, или когда гражданские интересы не затрагиваются, например кража имущества, принадлежащего одному военнослужащему, другим военнослужащим. Системы, принятые в ВВС и СВ, схожи, а действующий в ВМФ уклад воинской дисциплины (в связи с природой деятельности флота) значительно отличается от них. В Великобритании нет центрального органа военной прокуратуры. Противодействие правонарушениям британских военнослужащих в ВВС и СВ осуществляют независимые специализированные юридические подразделения: Служба юрисконсультантов (СВ) и Юридическое управление (ВВС). В каждой из этих служб имеется независимый главный прокурор, назначаемый Королевой Великобритании, в его обязанности входит надзор за соблюдением Закона о прохождении службы в СВ и Закона о прохождении службы в ВВС, принятых в 1955 г. В ВМФ такую функцию выполняет начальник снабжения: имеет также квалификацию юриста и действует в рамках Закона о дисциплинарных наказаниях 1957 г. В обязанности таких служб входит рассмотрение фактов правонарушений военнослужащих и, в случае наличия неопровержимых доказательств, обеспечение верного представления дела. Деятельность прокуроров в юридических подразделениях вооруженных сил Соединенного Королевства контролируется Генеральным прокурором, который подотчетен Парламенту. Кроме того, юридические подразделения являются частью видов вооруженных сил Великобритании: управляются и подчиняются так же, как и любые другие воинские формирования, т. е. составляют часть военно-командной системы и не подчиняются гражданским правовым организациям. Начальники каждой из юридических служб подчиняются старшим военным офицерам и обеспечивают деятельность второго морского лорда, генерал-адъютанта, командующего ВВС, персонала штаба и командования. Юридические службы видов вооруженных сил при исполнении судебных функций не зависят ни от Правительства, ни от командования (так же как и Королевская судебная служба). Расследованием преступлений и правонарушений военнослужащих занимается военная полиция, которая передает результаты расследования командиру части, в чьем подчинении находится правонарушитель. Деятельность военной полиции трех видов вооруженных сил в рамках указанных Законов регламентируется отдельными кодексами и Законом о воинской дисциплине. Базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими действия военной полиции по аресту, заде ржанию и обыску, взлому, обыску и задержанию, содержанию и допросу подозреваемых, приемлемости доказательств также являются Закон о полиции и уголовно-сыскной деятельности 1984 г., Закон о полномочиях следственных органов 2000 г. Расследование менее значительных или текущих проступков осуществляется командиром части или иным воинским должностным лицом по его поручению. Затем командир части обращается за советом в Управление юридической службы, куда и передает дело, если проступок «серьезный». После этого дело в суде рассматривает гражданский судья, а решение будет приведено в исполнение Управлением юридической службы без участия командования. Обвиняемые имеют абсолютное право на независимого адвоката, который обычно является гражданским лицом, но может быть и военнослужащим. Правонарушителю, если он не может оплатить услуги адвоката, предоставляется юридическая помощь. Таким образом, по мнению законодателей Соединенного Королевства, окончательный контроль над системой противодействия правонарушениям военнослужащих находится в руках гражданских властей: путем постоянного обновления законов об армии Парламентом (каждые пять лет), так и в результате существования гражданских судей в Военном кассационном суде, которыми обязательно «проявляется осторожность при учете особых обстоятельств, когда дело касается военнослужащих, в том числе при вынесении приговора, когда действия военнослужащих не могут рассматриваться как проступок». Не так давно британскую систему военной юстиции критиковал Европейский суд по правам человека. В результате был введен ряд изменений: учреждены независимые обвинители, исключена возможность влияния командования на решения военных судов. Однако в своей основе уголовно-дисциплинарная система не изменилась. Командование вооруженных сил Великобритании полагает, что функционирующая в настоящее время система обладает балансом сил, справедлива к военнослужащему благодаря парламентскому контролю, включающему обязательный пересмотр Закона об армии каждые пять лет (последний раз в 2011 г.), а также законодательному обеспечению подчинения уголовно-дисциплинарной системы судьям гражданского Кассационного суда, осуществляющим контрольную юрисдикцию посредством судебных решений.

США

Противодействие правонарушениям военнослужащих в вооруженных силах США обеспечивается чрезмерно усложненным военным законодательством и неструктурированной системой военной юстиции <27>. Нормативной правовой базой обеспечения воинского правопорядка, помимо Конституции США, является масса разрозненных правовых источников, не образующих единой системы <28>, в том числе: свод законов США, свод федеральных законоположений, уголовные кодексы штатов, подзаконные акты (директивы, уставы, наставления <29>, в том числе Единый кодекс военной юстиции 1950 г. (далее — ЕКВЮ) <30>, Руководство для военных судов США 1969 г. <31>, Военная присяга, Кодекс поведения 1955 г.). ——————————— <27> Конституция и законодательные акты США: Официальные тексты. М., 2004. С. 134 — 135. <28> В соответствии с п. 8 статьи 1 Конституции США Конгресс обладает правом устанавливать законы для Правительства и уставы наземных и морских вооруженных сил. Цит. по: Конституция и законодательные акты США. С. 136 — 137. <29> Rules of Practice and Procedure (Effective July 1, 1983, as Amended to January 2, 2001). Wash., 2001; General Military Law Wash., 2001; Uniform Code of Military Justice // Manual for Courts-Martial United States (2000 edition). App. 2. Wash., 2000; Manual for Courts-Martial United States. Wash., 2000. <30> Регулирует воинский правопорядок, защиту прав и свобод военнослужащими. Содержит в общем виде условия реализации дисциплинарной практики, военно-уголовного права и процесса, административного права. Применяется в военное и в мирное время. Наделяет командование видов вооруженных сил США правом издания подзаконных актов, директив и распоряжений. Цит. по: Конституция и законодательные акты США. С. 138 — 140. <31> Является подзаконным актом, представляет собой комментарий к ЕКВЮ. Цит. по: Конституция и законодательные акты США… С. 140.

Военное право США в соответствии с традициями англосаксонской правовой семьи не содержит ни определения понятия преступления, ни разграничения между уголовными преступлениями и дисциплинарными проступками <32>. Так, в параграфах 18 — 20, 108, 123-а, 128 ЕКВЮ и главе XXV Наставления для военных судов США различаются опасные преступления, серьезные преступления и менее опасные («малозначительные») деяния имущественного характера, за совершение которых не предусмотрено лишение свободы <33>. Малозначительность определяется с учетом характера и обстоятельств совершения имущественного деяния, а также личности виновного. Право определения малозначительности принадлежит командиру, поэтому виновность, по сути, не является определяющим принципом, поскольку в первую очередь рассматривается вопрос о полезности военнослужащего-правонарушителя для американской армии <34>. ——————————— <32> The Army Officer’s Guide. Harrisburg Pa, 1979. P. 18, 19; The Naval Officer’s Guide. Annapolis, 1983. P. 515. Регламентирует поведение американских военнослужащих в боевой обстановке, в соответствии с ним от солдат, сержантов и офицеров требуется защищать США и американский образ жизни, не щадя сил и своей жизни. Утвержден Конгрессом США. <33> Последними признаются: порча, повреждение, растрата военного и иного государственного имущества; уничтожение или незаконное распоряжение военным имуществом. Цит. по: Сапронов А. Т. Дисциплинарная практика в вооруженных силах США (по материалам зарубежной печати) // Военная мысль. 1990. N 2. С. 61 — 68. <34> Ананич В. А., Серебрякова И. М. Предупреждение преступности: зарубежный опыт, международное сотрудничество. М., 2004. С. 68 — 69.

Понятие американской воинской дисциплины также весьма своеобразно. Так, Manual AR 600-10 определяет ее содержание как «внешнее проявление склада ума и степени подготовленности солдата, которые делают его повиновение и должное поведение чисто инстинктивными при всех условиях», а основу дисциплинарного воспитания составляет «тренировка», которая «формирует привычку к повиновению» <35>. Учитывая изложенное, практика противодействия правонарушениям американских военнослужащих определяется системой различных административных, судебных и идеологических мер, имеющих карательный приоритет, и осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: судебному (при совершении серьезного нарушения) и административному (дисциплинарному) — при совершении военнослужащими менее серьезных проступков. При этом гарантом обеспечения воинского правопорядка, охраны прав и свобод военнослужащих провозглашена судебная власть <36>. Военное законодательство США не предусматривает постоянно действующих военных судов, они назначаются соответствующими командирами (начиная от отдельной роты) по каждому конкретному делу. ——————————— <35> Manual AR 600 — 10. Wash., 2010. P. 3. <36> Раздел 11 ст. 3 Конституции США, XIV поправка Билля о правах. Цит. по: Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной… С. 112.

Военными судами первой инстанции могут быть главные, специальные и дисциплинарные суды. Так, Главный военный суд назначается президентом США, министром обороны, министрами видов вооруженных сил, командующими армиями, командирами корпусов, соединений и отдельных бригад, является высшей военно-судебной инстанцией, которая имеет право применять все меры наказания по отношению к военнослужащим, включая смертную казнь. Помимо этого, соответствующим военным командованием для рассмотрения дисциплинарных проступков военнослужащих могут создаваться трибуналы трех типов: дисциплинарный трибунал, который состоит из одного офицера и вправе осудить только военнослужащих рядового и сержантского состава с вынесением максимального наказания в виде 30-дневного заключения; особый (специальный) трибунал, который состоит из военного судьи, военного прокурора, адвоката, не менее чем трех членов трибунала и уполномочен выносить максимальное наказание в виде 6-месячного заключения и увольнения виновного «за аморальное поведение»; общевойсковой трибунал, состоящий из военного судьи, военного прокурора, адвоката, не менее чем пяти членов трибунала, вправе вынести приговор за совершенное правонарушение с максимальным сроком заключения виновного, предусмотренным нормой права. Обеспечение воинского правопорядка в вооруженных силах США достигается также функционированием системы военной юстиции, центральное место в которой занимает управление юридических служб министерства обороны, возглавляемое генеральным юрисконсультом, который подчиняется непосредственно министру обороны страны. Оно выполняет функции консультативного органа по вопросам законодательства и права для управлений центрального подчинения, вспомогательных органов министерства обороны, а также других организаций, формирует единую позицию министерства обороны в отношении выполнения законодательных актов и исполнительных указов, обеспечивает функционирование справочного центра министерства обороны по законодательству, разрабатывает политику в области норм поведения военнослужащих, руководит разработкой кодексов поведения, осуществляет руководство проведением совместно с другими правоохранительными службами проверок соблюдения режима секретности. Другим основным органом в системе военной юстиции, осуществляющим функции прокурорского надзора за соблюдением законности и правопорядка в вооруженных силах США, предупреждения злоупотреблений, контроля за разумным и эффективным расходованием финансовых и материальных средств, является управление генерального инспектора министерства обороны, который назначается Президентом США из числа гражданских юристов, имеющих большой опыт прокурорской работы, и утверждается Сенатом. Он является основным советником министра обороны по всем вопросам, относящимся к соблюдению законности и расследованию правонарушений в армии США, обязан обо всех проблемах и недостатках в сфере обеспечения законности непосредственно информировать не только министра обороны страны, но и высший законодательный орган — Конгресс. Генеральный инспектор разрабатывает политику в области противодействия правонарушениям военнослужащих, инициирует и проводит расследования по любым административным и уголовным нарушениям, имеет доступ ко всей необходимой информации, обязан в кратчайшие сроки информировать министра юстиции США о ставших ему известными фактах нарушений федерального уголовного законодательства. В случаях ограничения министром обороны генерального инспектора в получении нужной для проведения расследования информации последний должен в течение 30 суток сообщить об этом в комитеты по делам вооруженных сил сената и палаты представителей Конгресса США. Другой структурой, обеспечивающей противодействие правонарушениям военнослужащих, является военно-юридическая служба, которая сформирована в каждом их трех видов вооруженных сил США и состоит из: генерального юрисконсульта (гражданское лицо); генерального инспектора (генерал-лейтенант); военного прокурора (генерал-майор); военно-юридического управления (бригадный генерал). При этом генеральный юрисконсульт вида войск, начальник управления военного законодательства и связи с Конгрессом, а также начальник военно-юридической службы (через начальника штаба вида войск) подчинены министру вида вооруженных сил США. Такие службы имеют по одному представителю в министерстве юстиции США, а также в управлении тыла вооруженных сил. Отделы (или отделения) военно-юридической службы созданы во всех органах управления (штабах) командований, объединений и соединений каждого вида войск. Управления юридических служб, генерального инспектора министерства обороны, а также военно-юридические службы видов войск имеют право санкционировать проведение расследований различных правонарушений и осуществлять надзор за соблюдением законности. Важная роль в обеспечении воинского правопорядка в вооруженных силах США принадлежит также дисциплинарной системе, реализующей внесудебные меры наказания за мелкие проступки, которые требуют судебного слушания с обеспечением защиты виновному и участия адвоката в соответствии с процессуальными нормами. Американские военнослужащие за проступки наказываются в дисциплинарном порядке властью командира при условии, что они не заявили ходатайства о привлечении к военному суду или дисциплинарному военному суду. При этом законодательно обязательные условия привлечения к дисциплинарной ответственности не определены, хотя анализ военного законодательства США позволяет выделить следующие: наличие вины военнослужащего и противоправность его поведения. Внесудебное наказание служит возможностью для командования своевременно реагировать на незначительные воинские правонарушения в рамках военных дисциплинарных правовых норм. Налагаемые во внесудебном порядке дисциплинарные взыскания дифференцируются по категориям военнослужащих <37>. Помимо этого, командир воинской части имеет право объявить военнослужащему предупреждение или выговор (т. е. предостережение в устной или письменной форме о том, что его поведение не является соответствующим и что ему надлежит исправиться), провести с военнослужащим дополнительный воинский инструктаж: определить виновному задачи для исправления служебных недостатков, а также снизить нормы довольствия и денежного содержания. ——————————— <37> К офицерам применяются: замечание, выговор, лишение права оставлять расположение части (гарнизона) с отстранением от должности или без такового на срок до 60 суток; домашний арест до 30 суток; вычет либо удержание 50% месячного денежного оклада в течение двух или трех месяцев. К солдатам, сержантам применяются: арест до 7 суток, строгий арест до 3 суток; содержание на гауптвахте до 7 или 30 суток; ежедневная сверхурочная работа продолжительностью до двух часов в день на срок до 14 или 45 суток; неувольнение из части с исполнением или без исполнения должностных обязанностей до 14 или 60 суток; удержание до 50% денежного оклада за период до 7 или 14 суток или в течение двух месяцев; понижение в воинском звании на одну ступень или до самого низшего или промежуточного звания. Op. cit.: Administrative Science Quarterly. Vol. 3. N 4. 1959. March. P. 474 — 475.

Другим средством противодействия правонарушениям является также система увольнения американских военнослужащих, состоящая из пяти видов: увольнение рядового, сержантского, офицерского состава, «увольнение за недостойное поведение» и «увольнение с позором». Последнее применяется по приговору общего суда за многократное совершение грубых дисциплинарных проступков или воинское уголовное преступление. Таким образом, противодействие правонарушениям военнослужащих осуществляется в вооруженных силах США по следующим направлениям: во-первых, юридическое обеспечение деятельности войск в мирное и военное время в соответствии с законодательством США (как федеральным, так и штатов), актами военного управления (приказами, директивами, уставами, наставлениями), законодательством зарубежных стран (соглашениями по статусу сухопутных войск США в стране пребывания), а также нормами международного права; во-вторых, контроль правовой деятельности органов военного управления в области приобретения новых вооружений, соблюдение юридической правомочности оказания войсками помощи гражданским властям в ликвидации последствий стихийных бедствий, решение задач гражданской обороны; в-третьих, надзор за деятельностью военно-судебной системы, соблюдением дисциплинарной практики и законности действий военной полиции путем анализа докладов офицерских судов и офицеров-дознавателей с целью определения юридической обоснованности принятых решений; в-четвертых, обеспечение правовой защищенности военнослужащих, членов их семей, а также гражданских служащих, включая оказание помощи в решении вопросов гражданско-процессуального права, статуса военнослужащих, прохождения ими службы; в-пятых, содействие разработке воинской документации, подготовке специалистов для военно-юридической службы и прохождению ими военной службы.

Израиль

В отличие от большинства государств Израиль не имеет Конституции как единого основного закона, определяющего права и обязанности граждан. Специфические воинские правоотношения в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) регулируются Законом о всеобщей воинской обязанности 1959 г., который распространяется на граждан Израиля, достигших 18 лет, а также на лиц, имеющих статус постоянного жителя, как мужчин, так и женщин. Правовая система Израиля близка к англосаксонской правовой семье. Поэтому система противодействия правонарушениям военнослужащих в этом государстве имеет двухуровневую структуру: систему армейских уголовных трибуналов и систему дисциплинарных судов <38>. ——————————— <38> Израильское право и законодательство // Правовой портал. Военное право, армейские проблемы. 2000 — 2012. URL: http://www. pravo. israelinfo. ru/articles/voen/ (дата обращения: 12.09.2012).

В случае если военнослужащий ЦАХАЛа совершает уголовное преступление, то разбирательство проводит армейский уголовный трибунал, который не уступает по своим полномочиям судам общей юрисдикции (уполномочен приговорить к пожизненному заключению и даже вынести смертный приговор). Однако нередко действие солдата, с одной стороны, не является правонарушением, оправдывающим подачу обвинительного заключения в суд общей юрисдикции или в армейский уголовный трибунал, с другой стороны, его поведение заслуживает, по мнению командиров, порицания и наказания. Тогда разбирательство проводит дисциплинарный суд. Именно им рассматриваются вопросы наложения дисциплинарных взысканий. Дисциплинарный суд является в первую очередь инструментом обеспечения воинского правопорядка в руках командира, в то же время призван оградить солдат от произвола начальников и обеспечить соблюдение минимальных процессуальных (по терминологии права Израиля, «процедуральных») норм, призванных гарантировать соблюдение прав и гражданских свобод военнослужащих. Дисциплинарный суд настолько гибок при осуществлении процедуры разбирательства, что не каждое отступление от процессуальных норм ведет к признанию судебного решения недействительным. Кроме того, обеспечению воинского правопорядка в ЦАХАЛе присущ ряд особенностей, которые связаны с перманентным нахождением Армии обороны Израиля в состоянии войны. Это определяет основой противодействия правонарушениям военнослужащих жесткое дисциплинарное воздействие. Неизбежность наказания за сознательное пренебрежение выполнением своих обязанностей военнослужащими и нарушения воинской дисциплины — основной и неукоснительно соблюдаемый принцип обеспечения воинского правопорядка в Армии обороны Израиля. При этом военным законодательством Израиля не предусмотрен дисциплинарный арест, отсутствуют гауптвахты, но существует строжайшая система взысканий за нарушение воинского правопорядка и дисциплины, в том числе — наряды на работу и службу, лишение пятничного отпуска, продление срока сборов для резервистов, снижение в звании для сержантов, досрочное увольнение в запас для офицеров <39>. Меры наказания в дисциплинарном суде делятся на четыре категории. К первой, наиболее легкой, относятся предупреждение, выговор, строгий выговор и понижение в звании; ко второй — штраф; к третьей, наиболее строгой, связанной с ограничением свободы передвижения, — запрет покидать воинскую часть; к четвертой, относящейся к нарушениям правил дорожного движения или связанных с транспортом, — лишение водительских прав. ——————————— <39> Армия обороны Израиля / Информационный портал. 2002 — 2012. URL: http://www. armyisrael. boom. ru/news/ (дата обращения: 17.09.2012).

Особенностью обеспечения воинского правопорядка и воинской дисциплины в ЦАХАЛе является практика «неуставных взысканий» в виде повышенных физических нагрузок. Применение телесных наказаний, повышенных физических нагрузок к военнослужащим-правонарушителям не закреплено в нормативных правовых актах, но реализуется на практике сержантами постоянно. По мнению высшего военного командования ЦАХАЛа, такие наказания недопустимы, но многие строевые командиры считают иначе. Среди системы наказаний, не предусмотренных армейскими законами, есть следующие: запрет пользоваться спортзалом, указание написать пятьсот раз предложение о необходимости являться в воинскую часть без опозданий. В случаях выявления таких нарушений армейские прокуроры отменяют незаконные распоряжения, заменяют их законными дисциплинарными мерами. Особое внимание в ЦАХАЛе при противодействии правонарушениям военнослужащих уделяется борьбе с проявлениями физической агрессии в воинском подразделении. При этом наказанием за физическую агрессию по отношению к солдату является тюремное заключение на срок в один год. Если же такая агрессия сопровождается издевательствами или направлена по отношению к младшему по званию, но без отягчающих обстоятельств, то максимальным наказанием является тюремное заключение на срок в три года, а при отягощающих обстоятельствах, например нанесении телесных повреждений или групповом издевательстве, — семь лет тюремного заключения. Система противодействия правонарушениям военнослужащих ЦАХАЛа предусматривает и ответственность за угрозы или оскорбления по отношению к командиру, максимальным наказанием за которые является тюремное заключение на срок в один год. А если командир находился при исполнении служебных обязанностей — три года. Угрозы по отношению к сотруднику военной полиции также наказываются тюремным заключением на срок до трех лет. Уголовно наказуемые деяния, дисциплинарные правонарушения военнослужащих ЦАХАЛа имеют сроки давности. Так, военнослужащий не может быть отдан под дисциплинарный суд по истечении трех лет со дня совершения правонарушения. При этом выделяются продолжающиеся правонарушения, например дезертирство — течение срока давности за это правонарушение начинается в случае добровольного возвращения или задержания военнослужащего. Система противодействия правонарушениям военнослужащих ЦАХАЛа имеет и другие особенности. Например, командир обязан рассмотреть дисциплинарную жалобу подчиненного в течение семи дней с момента поступления, однако эта норма на практике является не более чем рекомендацией, поскольку ее нарушение не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, к отмене решения дисциплинарного суда (что исключает возможность реализации наказания) могут привести следующие действия командира: объединение в одной жалобе нескольких правонарушений (за исключением нарушений правил ношения военной формы — неопрятный внешний вид), совершенных как одним, так и несколькими военнослужащими; обращение в дисциплинарный суд с раздельными жалобами за одно правонарушение военнослужащего; обращение в дисциплинарный суд с жалобой на правонарушение военнослужащего, не подпадающее под дисциплинарную юрисдикцию. Таким образом, в Армии обороны Израиля система противодействия правонарушениям военнослужащих по своему правовому содержанию аналогична подобным системам в странах англосаксонской правовой семьи.

Япония

Военное командование и органы военной полиции Сил самообороны Японии при противодействии правонарушениям военнослужащих акцентируют основные усилия не на проблемах борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами, а, напротив, — на более широких проблемах социальной политики борьбы с преступностью, что предполагает использование всех средств, имеющихся в распоряжении государства и общества. Военно-криминологическим аспектом уголовной политики современной Японии является профилактика любых правонарушений военнослужащих. Акценты при этом смещены из «государственно-правовой» области в «социальную». Такое состояние правопредупредительной деятельности государства соответствует ожиданиям и стереотипам, которые выработались в сознании японца, и вызвано тем, что в современной японской юридической науке общепринято понимание предупреждения преступности как системы мероприятий по контролю над ней. Объектами предупреждения преступности в теории криминологии Японии признаются не только преступления в их уголовно-правовом измерении, но и антисоциальные явления, наносящие ущерб правовым интересам, охраняемым уголовным законом. При этом основой предупреждения преступности военнослужащих является целенаправленная деятельность государства и муниципий, непосредственной задачей которой является контроль над преступностью. В настоящее время в японской специальной литературе высказывается мнение о необходимости включения в понятие уголовной политики также и мероприятий по предупреждению преступности, не связанных с применением принудительных мер, т. е. реализуется общественная потребность отнести к объектам предупреждения преступности военнослужащих, иных граждан и общественные формирования, действующие в области контроля над преступностью на локальном уровне. Это обусловлено традиционной спецификой организации контроля над преступностью военнослужащих в Японии с широким привлечением к этой деятельности личного состава <40>. ——————————— <40> Белявская О. А. Уголовная политика Японии. М., 2009. С. 43 — 45.

Теория права Японии, в широком смысле, определяет уголовную политику как государственную политику, которая вообще не ставит задачи предупреждения преступности, однако объективно оказывает влияние на ее динамику и тенденции. Соответственно такому пониманию военное командование и органы военной юстиции Сил самообороны Японии по предупреждению преступности не ограничиваются исследованием эффективности отдельных мероприятий, а обязательно реализуют социологическое изучение направленности. Проблемы предупреждения преступности, в том числе военнослужащих, изучают Комплексный юридический НИИ министерства юстиции, НИИ полиции при Главном полицейском управлении, Институт ООН по предупреждению преступности для стран Азии и Дальнего Востока, общая цель которых состоит в «постановке всей «полицейской» деятельности Японии на научную основу» <41>. Исследования ведутся, в частности, в целях совершенствования профилактики преступлений военнослужащих, улучшения организации дорожного движения и борьбы с дорожно-транспортными происшествиями, развития научно-технических методов раскрытия преступлений, изучается психологический аспект преступной личности, в нем вырабатываются оценка криминогенной ситуации и прогнозы ее изменения. ——————————— <41> Иванов А. М. Организованная преступность и борьба с ней в Японии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Вл., 2000. С. 12 — 13.

В повседневной работе по сохранению военнослужащих в рамках законопослушного поведения правоохранительные органы Сил самообороны Японии используют комплексное понятие «делинквентность» <42>. Цель обращения с «делинквентными» военнослужащими состоит в том, чтобы как можно больше применять к ним воспитательные меры. В частности, для предупреждения первичной преступности выявляются и подвергаются индивидуальному воспитательному воздействию военнослужащие, склонные к нарушению воинского правопорядка; командованием, военной полицией, учебными заведениями, общественными организациями ведется пропаганда необходимости соблюдения закона; устраняются условия совершения военнослужащими преступлений. ——————————— <42> Морозов Н. А. Сравнительно-правовой анализ преступности в современной Японии. М., 2003. С. 176 — 178.

Меры предупреждения первичной преступности военнослужащих подразделяются на: обращенные к Силам самообороны Японии в целом или к его отдельным группам (не индивидуализированные); адресованные конкретным военнослужащим, в отношении которых можно обоснованно предполагать, что они могут совершить преступление в силу личностной характеристики, условий военной службы, окружающей обстановки; по отношению к воинскому правопорядку. Так, в рамках профилактики общего назначения и в целях привлечения военнослужащих к предупреждению правонарушений командованием, военной полицией, учебными заведениями, общественными организациями ведется широкая пропаганда законопослушания, чему способствует издание самой разнообразной юридической литературы (включая доступно для понимания обывателя прокомментированные законы) большими тиражами. Ежегодно проводятся месячные кампании, направленные на повышение правовой грамотности военнослужащих и усиление общественной поддержки государственной политики в области борьбы с преступностью, в том числе выпускаются «Белая книга о преступности», «Белая книга о полиции» с подробным освещением соответствующей проблематики, на страницах которых государство поддерживает с военнослужащими откровенный диалог об успехах, недостатках и трудностях борьбы с преступностью. Принимаются меры для устранения условий, способствующих совершению военнослужащими преступлений: под особый контроль военной полицией берутся не освещенные в ночное время места военных баз, места отдыха военнослужащих, усиливаются охрана финансовых учреждений, а также военно-полицейский контроль мест потенциального возникновения преступности (например, складов взрывчатых, отравляющих веществ и т. п.). Для обеспечения удовлетворенности военной службой государство и общество, опираясь на национальные традиции и используя национально-психологические черты, воспитывают законопослушных, дисциплинированных военнослужащих, склонных ставить отношение к воинскому правопорядку и свое благосостояние в жесткую взаимозависимость, предоставляют военнослужащим удовлетворяющие их материальные и духовные блага, в том числе — потребность в безопасности. В области социального контроля и изоляции общественно опасных лиц воинские коллективы, сослуживцы как непосредственно контактирующая среда открыто выражают военнослужащим, чье поведение внушает опасение, свое негативное отношение к перспективе их перехода от возможности криминального к реальному поведению такого рода, делая им, таким образом, предупреждение вплоть до демонстрации отчуждения (аналог неформальной превентивной изоляции) и продолжая этим давние национальные традиции в адаптированном к современности виде. В области самозащиты также соединяются общее и специальное начала. Например, органы военной полиции предметно инструктируют военнослужащих о способах самозащиты от преступных посягательств, а государство и общество совместно воспитывают их в духе самоуважения и готовности постоять за свои материальные и духовные ценности. Специфические меры контроля и изоляции, в соответствии с законом применяемые правоохранительными органами в Силах самообороны Японии при участии специализированных общественных организаций, являются частью соответствующей всеобщей системы, при обеспечении главного фактора эффективности контроля над преступностью — интенсивной воспитательной работы. Таким образом, в Силах самообороны Японии сложились и действуют такие системы предупреждения преступности военнослужащих, как: система предупреждения преступности, которая охватывает практически все области социальной жизни; комплексы специфических целенаправленных государственных мер; система институализированного контроля на государственном, муниципальном уровне и общественного контроля; система раннего предупреждения и предупреждения повторной преступности военнослужащих.

Китай

В современном военном праве Китайской Народной Республики (далее — КНР) противодействие правонарушениям военнослужащих регулируется Уголовным кодексом КНР 1997 г., Временными положениями о наказании военнослужащих за должностные преступления, главой 4 Положения о прохождении действительной военной службы офицерским составом Народно-освободительной армии Китая (далее — НОАК), статьей 24 Положений о воинских званиях офицерского состава, уставами и законами о прохождении военной службы различными категориями военнослужащих, Положением о народном ополчении, иными нормативными правовыми актами КНР <43>. Условия привлечения к уголовной и дисциплинарной ответственности военнослужащих Народно-освободительной армии Китая, Народной военной милиции и ополченцев Народного ополчения идентичны. ——————————— <43> Ахметшин Х. М., Ахметшин Н. Х., Петухов Н. А. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2000. С. 254 — 411.

Стержнем противодействия правонарушениям военнослужащих НОАК является воинская дисциплина, которая «основана на политической сознательности, являющейся важнейшим фактором боеспособности армии, гарантии ее сплоченности, достижения победы над противником и выполнения поставленных задач» <44>. При этом статья 2 Дисциплинарного устава НОАК закрепляет «основной обязанностью воинской дисциплины — проведение в жизнь линии, курса и политики Коммунистической партии Китая». ——————————— <44> Статья 1 Дисциплинарного устава НОАК, введенного в действие Приказом Центрального Совета КНР от 27.01.1984 N 3. Цит. по: Дробышевский В. С., Туганов Ю. Н. Военное право в правовой системе Китая. Иркутск — Чита, 2005. С. 115.

Следует отметить, что в НОАК в целях обеспечения воинского правопорядка и формирования у военнослужащих позитивного отношения к воинской дисциплине также предусмотрены поощрения личного состава. При этом часть поощрений влечет за собой предоставление социальных и материальных льгот. Так, при присвоении отличия второй степени и выше (отличие второй степени присваивается командиром дивизии; отличие первой степени присваивается командующим армией); почетного звания, например «герой-автомобилист» (присваивается командующим военным округом или председателем Центрального военного совета) — солдаты и сержанты могут быть повышены в воинском звании. Кроме того, в китайской армии практикуется отправка семьям отличившихся военнослужащих благодарственных писем, которые торжественно вручаются главам семей представителями местных народных правительств. Основным средством обеспечения воинского правопорядка является дисциплинарная ответственность военнослужащих НОАК, основу которой составляет система дисциплинарных взысканий различных категорий военнослужащих. Основаниями такой дисциплинарной ответственности выступают «правовые основания» (нормативные акты, определяющие противоправность, наказуемость дисциплинарных проступков) и «фактические основания» (совершение военнослужащим дисциплинарного проступка, т. е. виновного противоправного деяния). В целях регулирования воинского правопорядка нормативными правовыми актами КНР установлены следующие виды взысканий для военнослужащих НОАК: предупреждение (налагается командиром роты); строгое предупреждение (налагается командиром батальона); выговор, строгий выговор (налагается командиром полка); понижение в должности (объявляется командирам отделений); снятие с должности (объявляется заместителям командиров отделений и лицам, занимающим равные должности); увольнение из рядов вооруженных сил с лишением соответствующих льгот. Такие взыскания на солдат и сержантов налагаются за нарушение дисциплины, умышленное или допущенное в результате халатности нанесение ущерба <45>. ——————————— <45> Туганов Ю. Н. Правовое обеспечение воинской дисциплины… С. 125 — 128.

В соответствии с утвержденными Госсоветом правилами офицер, нарушающий требования воинской дисциплины, может быть понижен в воинском звании, снят с должности или уволен из рядов вооруженных сил с лишением воинского звания. Право понижения офицеров в воинском звании предоставлено начальникам, обладающим правом присвоения соответствующего воинского звания. При понижении офицера в воинском звании отсчет выслуги лет для присвоения очередного звания начинается с момента понижения. Если после понижения в воинском звании офицер исправил допущенные ошибки и добился значительных успехов в боевых действиях или по службе, выслуга лет для присвоения очередного звания может быть сокращена. Лица, снятые с офицерских должностей, лишенные прав офицеров, лишаются офицерского звания. Право лишения званий присвоено тем начальникам, которые присваивают эти звания. Офицеры, исключенные из рядов вооруженных сил, лишаются офицерских званий. Право лишения званий предоставлено начальникам, наделенным правом исключать офицеров из рядов вооруженных сил. Офицер, совершивший преступление и лишенный политических прав, приговоренный к лишению свободы на срок более трех лет, решением суда лишается офицерского звания. Офицер в отставке, совершивший преступление, также лишается воинского звания. Если после отбытия срока наказания офицером, совершившим преступление и лишенным воинского звания, имеется необходимость прохождения им службы в звании офицера, ему вновь присваивается офицерское звание. Кроме того, офицеры могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности в виде: предупреждения, строгого предупреждения; выговора, строгого выговора; снижения в должности; отсрочки присвоения очередного звания; понижения в воинском звании (за исключением младшего лейтенанта) или лишения воинского звания. Право понижения офицеров в воинском звании предоставлено начальникам, обладающим правом присвоения соответствующего воинского звания. Если офицер, не справляющийся со служебными обязанностями, переводится на нижестоящую должность и его звание выше, чем максимальное звание, предусмотренное для этой должности, он снижается в воинском звании до этого максимального звания на новом уровне. В соответствии со ст. 28 Положения о прохождении действительной военной службы офицерским составом НОАК лица офицерского состава, совершившие преступления, привлекаются к уголовной ответственности. Таким образом, в КНР институту противодействия правонарушениям по правовому содержанию больше присущи признаки социалистической правовой системы, для которой характерны лишение политических прав, а обеспечение воинского правопорядка основано на политической сознательности военнослужащих, проведении в жизнь линии, курса и политики Коммунистической партии Китая. Учитывая изложенное, автор приходит к следующим выводам: 1. В современных условиях в вооруженных силах зарубежных стран противодействие правонарушениям военнослужащих выделяется как наиболее действенный способ предупреждения их преступности, обладающий способностью: обеспечивать выявление и устранение криминогенных факторов воинской преступности, в том числе на ранних стадиях их формирования; упреждать возможность совершения преступлений; прерывать с помощью разнообразного арсенала средств и мер замышляемую преступную деятельность; препятствовать наступлению вредных последствий; воплощать принцип гуманизма с наименьшими издержками, без использования сложного механизма военной уголовной юстиции и без применения крайней формы государственного принуждения — уголовного наказания <46>. ——————————— <46> Материалы XII Конгресса по предупреждению преступности и уголовному правосудию: 12 — 19 апреля 2010 г., г. Сальвадор, Бразилия. URL: http://www. un. org/ru/conf/crimecongress2010 (дата обращения: 17.09.2012).

2. Под противодействием правонарушениям военнослужащих в вооруженных силах большинства зарубежных стран понимается комплекс осуществляемых командирами и органами военной юстиции мер, направленных на повышение боевой и мобилизационной готовности воинских частей и соединений при: выполнении многочисленных административных функций (издание приказов, директив и других нормативных актов; применении дисциплинарной власти; производстве дознания; проведении разбирательства (служебной проверки), административного (служебного) расследования); организации службы войск и работы по профилактике дисциплинарных правонарушений; правовом обучении и воспитании военнослужащих; систематизации военного законодательства <47>. ——————————— <47> Шестак В. А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом… С. 422.

3. Полагаем возможным имплементировать в национальную концепцию предупреждения преступности в войсках следующие элементы противодействия правонарушениям военнослужащих в вооруженных силах зарубежных государств: превентивное разрешение криминогенных ситуаций в воинских коллективах; формирование ненасильственных установок и навыков у военнослужащих; идеологическое и материальное стимулирование оздоровления семейного образа жизни военнослужащих; комплексное правовое информирование о способах предупреждения отдельных преступлений военнослужащих и их профилактике; рекомендации средствам массовой информации по сокращению пропаганды криминогенных факторов в войсках; проведение военно-научных криминологических исследований; реализацию федеральной целевой программы предупреждения преступности в войсках.

——————————————————————