Роль профессионально ориентированных телевизионных программ на формирование правового сознания воинской аудитории

(Георгадзе М. С.) («Юридическая психология», 2007, N 1)

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ВОИНСКОЙ АУДИТОРИИ

М. С. ГЕОРГАДЗЕ

Георгадзе М. С., кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности Института ФСБ России в Голицыно, полковник.

20 февраля 2007 года в Голицынском пограничном институте ФСБ России состоялась межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы и пути формирования правового сознания сотрудников пограничных органов ФСБ России». В ходе проведения конференции была организована работа секции «Психолого-педагогические аспекты формирования правового сознания». В работе секции принимали участие профессорско-преподавательский состав кафедр психологии и педагогики профессиональной деятельности и психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, адъюнкты, курсанты третьего курса факультета психологического обеспечения ГПИ ФСБ России, сотрудники Академии, Пограничного научно-исследовательского центра ФСБ России и кадрового аппарата ФСО России. В рамках проблематики секции были рассмотрены различные теоретические подходы понимания категории «правового сознания», опыт решения проблемы формирования качеств сознательной личности в условиях воинской среды, дана оценка степени влияния социальных факторов воздействия на правовое мировоззрение человека.

Важность проблемы правового сознания была подчеркнута в выступлении Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании Коллегии ФСБ России 31 января 2007 года. Президент сказал: «В этом году пройдут очередные выборы в региональные законодательные собрания и в Государственную Думу. Это важнейший демократический механизм формирования государственной власти. Власти ответственной и избранной в результате здоровой политической конкуренции. В этой связи важно не только обеспечить законность и правопорядок, но и обезопасить общество от попыток «вброса» в общественно-политическое поле идеологии экстремизма, национальной и конфессиональной нетерпимости». Особо подчеркнул Президент: «…работа здесь должна идти строго в правовых рамках, а любые ваши действия опираться на положения Конституции и российских законов». Сознание — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, педагогики и социологии. Обсуждение проблемы сознания — это обсуждение коренных сторон человеческого бытия, в том числе о свободе человека, его чувстве вины и ответственности. Правосознание — это сторона общественного и индивидуального сознания, в котором отражаются явления правовой жизни. Эта категория неразрывно связана с мировоззрением, с идейными убеждениями людей и заключает в себе субъективное отношение людей к правопорядку и действующим нормам права. Данные качества личности складываются в ходе социализации, в результате правового воспитания и обучения. В большей степени проблематика правосознания изучается в рамках юридической психологии — науки, изучающей явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности (Еникеев М. И. Юридическая психология. М.: Норма, 2006. С. 620). Наиболее полно категория «правового сознания» раскрывается в правовой психологии (см. Еникеев М. И. Энциклопедия общей и социальной психологии. М.: Приор, 2002. С. 330). Подходы в науке к пониманию сознания многообразны. Как пример. Сознание — идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, в то же время это не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, то есть участной в бытии (Г. Г. Шпет, М. М. Бахтин). Сознание — как некоторое «живое тело», размерность которого близка к космическим. «Всепроникающий эфир» в мире, как понимали В. И. Вернадский и М. К. Мамардашвили. Согласно Льву Семеновичу Выгодскому, именно сознание — главное условие овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Как видно, сознание — это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Сегодня нас волнует рост негативных явлений, особенно среди военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В связи с этим мы должны учитывать хорошо известный и доказанный фактор, что состояние дисциплины в армии есть зеркальное отражение происходящего в обществе, существующих в нем порядков и социальных отношений. В современном мире любой человек имеет доступ к телевидению, радио, периодическим печатным изданиям, все больше людей получают возможность пользоваться глобальными информационными сетями Интернет. В результате средства массовой информации являются важным средством, оказывающим влияние на многие стороны человеческой деятельности, в том числе и связанную с формированием правового сознания. За последнее время военная тематика на телевидении становится все более и более востребованной. Примером этому служат: — художественные фильмы: «Караван смерти», «В августе 44-го», «Звезда», «Марш-бросок», «Война», «72 метра», «Девятая рота», «Прорыв», сериалы «Моя граница», «Честь имею», «Кадетство» и др., имеющие высокий рейтинг и представляющие нашу страну на международных конкурсах; — документальные фильмы: «Чеченский крест», «Проклятые и забытые», «Граница» (пять серий), «Забытый полк», «Неизвестный солдат. Последняя командировка» и др.; — выпуски передач «Специальный корреспондент» и «Честный детектив»; — развлекательные программы для военнослужащих: «Армейский магазин», сериал «Солдаты» и др.; — военно-аналитические и патриотические телевизионные программы: «Служу Отчизне!» (ОРТ), «Военная программа» Александра Сладкова (РТР), «Марш-бросок» (ТВ Центр), «Военное дело», «Смотр» (НТВ), «Щит Родины» (Столица), «Военная тайна» (REN TV), «Арсенал» (DTV), «Камуфляж» (Звезда) и др. Последним телевизионным материалам необходимо уделить особое внимание, так как содержание военно-аналитических и патриотических телепрограмм компетентно и позитивно раскрывает деятельность силовых ведомств. Автором был проведен анализ эффективности воздействия данных телепередач на военную аудиторию. Всего анализировались три регулярно выходящие телевизионные программы: «Служу Отчизне!», «Военная программа» Александра Сладкова и «Военное дело». Основными критериями были выбраны: оптимальность времени трансляции, актуальность тематики, содержательная ценность, глубина эмоционального воздействия, компетентность авторского состава, эффективность использования художественных средств. Время выхода телепрограммы «Служу Отчизне!» — 8.20 в воскресенье (по распорядку дня военных институтов — время завтрака) по телеканалу ОРТ. Тематика всегда привязана к определенной дате в военной истории или знаменательному событию, что является большим достоинством программы. Пограничная тематика — один-два раза в год. Достоверность информации определяется авторитетом преподносящих ее источников, на программу приглашаются, как правило, представители военной и политической элиты. Недостатком программы является низкий уровень эмоциональной привлекательности для телезрителя. Это обусловлено тем, что все действия в программе освещаются из студии. Ведущий телепрограммы лишь в определенной последовательности представляет вниманию видеосюжеты, что подсознательно проводит границу между ним и предлагаемым материалом, вследствие чего снижается степень воздействия на телезрителя. Используются как собственные съемки, так и архивные материалы. Студия оформлена портретами выдающихся российских полководцев и репродукциями православных икон. Со слов курсантов вузов ФСБ России пограничного профиля, программа имеет высокий рейтинг и всегда смотрится с интересом и удовольствием (см. табл. 1).

Таблица 1. Результаты оценки рейтинга телепрограммы «Служу Отчизне!»

Оптимальность времени трансляции xx — время выхода соответствует наиболее рейтинговому; — совпадение со временем просмотра в распорядке дня части; — постоянство выхода

Актуальность тематики xxxx — оперативность, новизна; — связь с текущими событиями; — взаимосвязь с официальными датами военной истории Отечества; — степень учета познавательных потребностей военной аудитории; — пропаганда идейных и нравственных качеств личности воина

Содержательная ценность xxx — комплексность, логичность и убедительность; — практическая значимость материалов; — позитивность рассматриваемых точек зрения; — степень доказательности аргументов

Глубина эмоционального воздействия xxxx — эмоциональная привлекательность; — степень направленности к высоким чувствам; — побуждение к личному участию

Компетентность авторского состава xxx — образованность и опыт; — близость к воинской среде; — профессиональная независимость

Эффективность использования художественных средств xxxx — жанровое многообразие; — современный дизайн и эффекты; — естественность в показе событий; — уровень притягательности главных героев

Количество баллов 20

«Военная программа» Александра Сладкова транслируется на телеканале РТР по субботам в 8.20 (по распорядку дня военных институтов — развод на занятия). Тематика телепрограммы, как правило, не привязывается к каким-либо официальным датам, больше походит на анализ и обзор событий, связанных с решением военнослужащими наиболее актуальных и ответственных задач. Главные герои чаще всего офицеры и солдаты, непосредственные участники служебно-боевых действий, чаще в горячих точках. С июня 2003 года по октябрь 2005 года десять раз телепередача была посвящена служебной деятельности российских пограничников. Плюсом данной программы является ее динамичность, высокий характер эмоциональной привлекательности, это обусловлено тем, что репортажи ведутся непосредственно с мест событий, можно сказать, «из окопа». Также немаловажен уровень авторитета в журналистской среде самого А. Сладкова, который зарекомендовал себя как настоящий военный корреспондент. Имеется электронный адрес (www. rutv. ru). Место съемки программы является одновременно и местом показываемых событий, все основные материалы эксклюзивны (см. табл. 2).

Таблица 2. Результаты оценки рейтинга телепрограммы «Военная программа» Александра Сладкова

Оптимальность времени трансляции xx — время выхода соответствует наиболее рейтинговому; — совпадение со временем просмотра в распорядке дня части; — постоянство выхода

Актуальность тематики xxxx — оперативность, новизна; — связь с текущими событиями; — взаимосвязь с официальными датами военной истории Отечества; — степень учета познавательных потребностей военной аудитории; — пропаганда идейных и нравственных качеств личности воина

Содержательная ценность xxxxx — комплексность, логичность и убедительность; — практическая значимость материалов; — позитивность рассматриваемых точек зрения; — степень доказательности аргументов

Глубина эмоционального воздействия xxxxx — эмоциональная привлекательность; — степень направленности к высоким чувствам; — побуждение к личному участию

Компетентность авторского состава xxxxx — образованность и опыт; — близость к воинской среде; — профессиональная независимость

Эффективность использования художественных средств xxxx — жанровое многообразие; — современный дизайн и эффекты; — естественность в показе событий; — уровень притягательности главных героев

Количество баллов 25

Телепрограмма «Военное дело» <1> представляется телеканалом НТВ по воскресениям в 11.30 (по распорядку дня военных институтов — время спортивно-массовой работы). Всегда передача включает три раздела: первый — «Современное вооружение и техника», второй — «Армии иностранных государств», третий — «История». Очень часто телезрителю демонстрируются видеосюжеты о новых образцах иностранного оружия, притом что мало уделяется внимания состоянию отечественной оборонной промышленности, тем самым прослеживается скрытая реклама образцов иностранного вооружения, что противоречит достижению воспитательных целей в воинской среде. В 2005 году вышел всего один репортаж, посвященный деятельности сотрудников ПС ФСБ России. Большое количество видеоматериалов снято за границей, часто используются архивные сюжеты. Студия оформлена оригинально и по-современному. В сравнении с двумя предыдущими программами имеет низкий рейтинг в курсантской среде вузов ФСБ России пограничного профиля ввиду субъективности обозрения представляемых проблем (см. табл. 3). ——————————— <1> С сентября 2006 года на НТВ по воскресеньям в 9.30 регулярно выходит телепрограмма «Смотр», ее содержание несколько отличается от телепрограммы «Военное дело».

Таблица 3. Результаты оценки рейтинга телепрограммы «Военное дело»

Оптимальность времени трансляции xx — время выхода соответствует наиболее рейтинговому; — совпадение со временем просмотра в распорядке дня части; — постоянство выхода

Актуальность тематики xxxx — оперативность, новизна; — связь с текущими событиями; — взаимосвязь с официальными датами военной истории Отечества; — степень учета познавательных потребностей военной аудитории; — пропаганда идейных и нравственных качеств личности воина

Содержательная ценность xxx — комплексность, логичность и убедительность; — практическая значимость материалов; — позитивность рассматриваемых точек зрения; — степень доказательности аргументов

Глубина эмоционального воздействия xxxx — эмоциональная привлекательность; — степень направленности к высоким чувствам; — побуждение к личному участию

Компетентность авторского состава xxx — образованность и опыт; — близость к воинской среде; — профессиональная независимость

Эффективность использования художественных средств xxxx — жанровое многообразие; — современный дизайн и эффекты; — естественность в показе событий; — уровень притягательности главных героев

Количество баллов 20

Для показательности проведенного анализа использовалась традиционная 5-балльная система оценки: — показатели выражены минимально; — показатели выражены недостаточно; — показатели не имеют существенного значения; — показатели выражены достаточно; — показатели выражены наиболее полно. Таким образом, отечественные военно-аналитические и патриотические телепрограммы способствуют эффективному формированию высокого морального духа военнослужащих, интеллектуально готовят воинов к способности преодолевать встречающиеся в служебной деятельности трудности. Результаты проведенного анализа дают основание рекомендовать сотрудникам для просмотра прежде всего материалы телепрограмм «Военной программы» Александра Сладкова (25 баллов) и «Служу Отчизне!» (20 баллов). Ввиду высокой степени воздействия на сознание военнослужащих данных телепрограмм будущим офицерам необходимо использовать этот потенциал и в проведении мероприятий воспитательной работы. В качестве рекомендаций по более эффективному положительному влиянию СМИ на сознание военнослужащих необходимо: 1. В целях защиты социокультурных ценностей Российской Федерации коренным образом скорректировать политику руководства центральных телевизионных каналов на поддержание баланса хотя бы равенства, а лучше преобладания продукции отечественного производства над зарубежной; 2. Для исключения необоснованного компрометирования художественными средствами престижа военной службы (вульгарные выражения, акцентуализация на низменных потребностях защитников отечества, порнография с участием военнослужащих и т. д.) принять действенные меры по повышению гражданской ответственности у редакторского состава печатных и электронных СМИ; 3. В интересах позитивного освещения деятельности военнослужащих способствовать развитию положительного опыта регулярного выпуска военно-аналитических и патриотических телевизионных передач. Желательно предоставлять данным программам постоянное более рейтинговое время, по возможности согласованное с распорядком дня воинских частей.

Литература:

1. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: Учебник. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 2. Атасян Н. Авторитет с чинами не дается. // Граница России. 2007. Январь. N 3. 3. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 4. Деятельность ФСБ РФ оценена положительно. Выступление Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании коллегии ФСБ России 31 января 2007 года. Материал с сайта Kremlin. ru. 5. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: РЕФЛ-БУК ВАКЛЕР, 2001. 6. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2007. 7. Расторгуев С. П. Философия информационной войны. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 8. Традиции Российской армии / Под общ. ред. В. А. Золотарева. М.: Жуковский: Кучково поле, 2002.

——————————————————————