Отсутствие механизма предоставления увольняемому военнослужащему жилого помещения в собственность как лишение полезной сущности этого института: пути разрешения проблемы

(Зорин А. С.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

ОТСУТСТВИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УВОЛЬНЯЕМОМУ ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЛИШЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ СУЩНОСТИ ЭТОГО ИНСТИТУТА: ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

А. С. ЗОРИН

А. С. Зорин, кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, возложив таким образом на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 15 (ч. 2), ст. 59 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что по смыслу ст. 37 (ч. ч. 1 и 3) и ст. 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. «м»), ст. 72 (п. «б» ч. 1) и ст. 114 (п. п. «д», «е» ч. 1), характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений <1>. ——————————— <1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан» от 5 апреля 2007 г. N 5-П (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2007. N 3).

В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в СОБСТВЕННОСТЬ (выделено автором. — А. З.) жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако, несмотря на данное предписание, органы государственной власти в настоящее время уклоняются от правового регулирования общественных отношений в части предоставления указанной категории военнослужащих жилых помещений в собственность. Как отмечает З. Х. Акчурин, «в подобных ситуациях получается, что формально право гражданина в законе предусмотрено, но фактически единственной формой его реализации становится такая форма, как применение соответствующей нормы права судебными органами» <2>. В статье данного автора «Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений в собственность отдельным категориям военнослужащих», опубликованной в журнале «Право в Вооруженных Силах», N 7 за 2007 г., логически грамотно обосновывается способ реализации жилищных прав военнослужащих, связанный с буквальным толкованием абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и обращением за судебной защитой данного права (за исключением института приватизации служебных помещений и получения государственного жилищного сертификата). ——————————— <2> Акчурин З. Х. Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений в собственность отдельным категориям военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 7. С. 84.

Мы принципиально поддерживаем предложенный З. Х. Акчуриным механизм и наглядно иллюстрирующий его образец заявления об оспаривании действий органов военного управления. Вместе с тем, даже если прогнозировать вынесение военно-судебными органами решений в пользу увольняемых военнослужащих, в резолютивной части которых конкретные командиры будут обязаны судом предоставить в собственность заявителя жилое помещение по избранному месту жительства, то говорить о возможности их реального исполнения мы не можем. К сожалению, вынесение судебного акта по возникшему спору не всегда может гарантировать реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Сейчас практика реализации решений военного суда по жилищным вопросам складывается как ситуация, при которой принятый судебный акт останется всего лишь «мертвой буквой» на листе бумаги, и десятки военнослужащих продолжают «висеть» за штатами воинских частей, ожидая, когда предусмотренное п. 3 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» совершенствование механизмов и институтов социальной защиты достигнет необходимого уровня. В качестве причин такого негативного положения в области выполнения государством соответствующих публично-правовых обязанностей следует назвать: во-первых, несовершенство правового регулирования общественных отношений в данной области, а во-вторых, так называемые бюджетные трудности. А. А. Абрамов подчеркивает, что реальное отсутствие судебной практики по вопросу о времени предоставления жилого помещения при увольнении с военной службы осложняется еще и отсутствием в правоприменительной практике определения самого понятия «предоставление жилого помещения» <3>. Но если эту проблему военнослужащий еще может преодолеть, используя ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую, что в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания, то справиться с бюджетными трудностями ему будет явно не под силу. ——————————— <3> Абрамов А. А. О времени предоставления жилого помещения при увольнении с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 3. С. 68 — 69.

Вот и начинает военнослужащий, имеющий на руках сокровенное решение военного суда об обязании командира предоставить ему жилое помещение, «околачивать пороги и обивать двери» высоких воинских начальников, судебных приставов-исполнителей, прокуроров, общественных организаций. А расписать варианты получаемых там ответов и оправданий о том, что жилья нет и т. д., наверное, не хватит и всего объема данного номера журнала. Главное, обращения военнослужащих не остаются без ответа, сколько ни пиши, знай: «Ваше заявление поступило и рассмотрено». И вряд ли можно поспорить с общественным мнением большинства военнослужащих, что официальная бумага с надписью: «In god we trust» имеет решающее значение перед «именем Российской Федерации». Нельзя отрицать, что предыдущий абзац статьи имеет весьма отдаленное отношение к военно-правовой науке, как, наверное, и этот, но мы не можем с хладнокровием и непредвзятостью относиться к сложившейся ситуации, тем более что на страницах научно-практического журнала «Право в Вооруженных Силах» стали появляться публикации, в которых правозащитные действия военнослужащих, пытающихся реализовать решения военного суда, характеризуются крайне негативно. Притом что по смыслу Федерального закона «О статусе военнослужащих» защитник Отечества не только не должен требовать через суд гарантированное ему государством жилое помещение, но и добиваться исполнения судебного решения. Казус, да и только. Однако А. Ю. Стешин (наверное, уже не задумывающийся о том, как ему реализовать свое право на жилище) говорит о том, что «попытки правовых шантажистов «выбить» из командования квартиру в кратчайшие сроки с учетом используемых ими приемов обречены на неудачу». «Будоражением общественного мнения среди военнослужащих, созданием иллюзии праведной борьбы, раскачиванием ситуации, не вполне приличным поведением» характеризует он действия бесквартирных военнослужащих, защищающих свои права. Этот же автор называет «анекдотичной и выходящей за рамки здравого смысла попытку возбуждения уголовного дела в отношении командира (начальника) за якобы злостное неисполнение судебного акта» <4>. Да, в очередной раз подтверждается поговорка: «Сытый голодному не товарищ». ——————————— <4> Стешин А. Ю. Компромисс невозможен? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 9. С. 59 — 63.

Однако именно на названном А. Ю. Стешиным «анекдоте» строится предлагаемый нами новый неординарный способ получения увольняемыми военнослужащими жилого помещения в собственность. По своей правовой сути он является планом «Б», когда план «А», предложенный З. Х. Акчуриным, хотя и принес положительное решение суда, но оно осталось нереализованным. Он основывается на обращении военнослужащего в Европейский суд по правам человека, который в отличие от А. Ю. Стешина не так юмористически относится к неисполнению Российской Федерацией взятых на себя обязательств, в общественном сознании именуемому «обманом граждан в крупном размере». Наиболее убедительным аргументом в настоящей дискуссии может выступить мнение Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В. Д. Зорькина, который говорит о следующем. На начало 2007 г. общее число жалоб (остающихся не рассмотренными Европейским судом), поданных в Суд против Российской Федерации, составляло около 22% от общего числа обращений (в абсолютном выражении около 20 тыс.). Рост количества обращений против России в 2006 г. составил 38%. О чем свидетельствуют эти цифры? Можно, конечно, умиляться и говорить о том, что постоянно растет правосознание россиян, которые выражают доверие к таким международным институтам, как Европейский суд. Можно все списать на торжество глобализации, которая победно шагает по планете. Но если говорить серьезно, то речь должна идти о системном кризисе нашей правовой системы. О том, что существуют серьезные изъяны в российской судебной системе, в деятельности правоохранительных органов, власти в целом. Как следствие этих системных изъянов проявляется явно ненормальная, гипертрофированная тенденция, когда наднациональная правовая система — Европейский суд все в большей степени замещает российскую правовую систему. Здесь уже возникает проблема суверенности нашего государства. Причем, и я в этом глубоко уверен, угроза суверенитету исходит не от некой злонамеренной экспансии наднациональных правовых институтов, а от несовершенства нашего законодательства, неотработанных механизмов исполнения судебных решений. Судите сами. Около половины общего количества жалоб в Европейский суд оспаривают неисполнение судебных решений, еще около четверти — нарушение принципа правовой определенности в результате отмены вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора. Примерно в такой же пропорции распределяются и вынесенные Европейским судом решения по жалобам, признанным приемлемыми <5>. ——————————— <5> Зорькин В. Д. Судебная защита между глобализацией и суверенитетом // Российская газета. 2007. 18 июля.

Из вышеизложенного усматривается, что неисполнение судебных решений входит в юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Нам остается адаптировать ситуацию с неисполнением решений военного суда об обязании командира предоставить военнослужащему жилое помещение, наиболее полно раскрыв предмет и основание жалобы в указанный международный орган. При этом «важно напомнить, что статья 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <6> не содержит формулировки права на обеспечение жилищем. Прецедентное право Европейского суда тоже не признает такого права. Хотя, несомненно, желательно, чтобы каждый имел место, где он мог бы проживать с достоинством и которое он мог бы назвать домом. К сожалению, в Договаривающихся Государствах многие не имеют жилища. Вопрос о том, выделяет ли Государство фонды для обеспечения каждого жильем, является вопросом политического, а не судебного решения» <7>. ——————————— <6> Официальный перевод текста Конвенции о защите прав человека и основных свобод на русский язык опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации (2001. N 2. Ст. 163). <7> Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящиеся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Судебная практика с 1960 по 2002 гг. СПб., 2004. С. 602.

Выход из данной ситуации видится в том, что предоставление жилья военнослужащим следует рассматривать не как право на уважение жилища, а как право на уважение собственности по смыслу ст. 1 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) «Protection of property» («Защита собственности»), предусматривающей, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Но как быть с имуществом (жилым помещением), которого нет в наличии? М. А. Рожкова отмечает, что создается впечатление, что содержанием ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции охватывается только то имущество, которое находится у частного лица на праве собственности. Это, в свою очередь, существенно сужает круг имущества, права на которое по смыслу ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции подлежат защите. И таким образом, в круг объектов, упоминаемых в рассматриваемой статье, строго говоря, уже не могут быть включены объекты, не обладающие свойством материальности (телесности). Между тем права на указанные объекты Европейский суд признает подлежащими защите по смыслу ст. 1 Протокола N 1 <8>. ——————————— <8> Рожкова М. А. К вопросу о понятии «собственность» в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике Европейского суда по правам человека // Журнал российского права. 2006. N 12.

Показательными в связи с вышеизложенным нам кажутся следующие доводы Европейского суда, которые приведены в следующих решениях. Европейский суд напомнил, что право на социальные выгоды как таковое не содержится среди прав и свобод, гарантируемых Конвенцией («Аунола против Финляндии» (Aunola v. Finland) от 15 марта 2001 г., жалоба N 30517/96). Далее Европейский суд напомнил, что право проживать в конкретной собственности, которой заявитель не владеет, как таковое не является «имуществом» по смыслу ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции («H. F. против Словакии» (H. F. v. Slovakia) от 9 декабря 2003 г., жалоба N 54797/00; решение Европейского суда по делу «Коваленок против Латвии» (Kovalenok v. Latvia) от 15 февраля 2001 г., жалоба N 54264/00 и решение Европейского суда по делу «J. L.S. против Испании» (J. L.S. v. Spain) от 27 апреля 1999 г., жалоба N 41917/98). Однако материальные активы, такие как долги, в отношении которых заявитель может утверждать, что обладает «законным ожиданием» получения эффективного пользования конкретным материальным активом, могут также подпадать под понятие «имущество», содержащееся в ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции (Постановление Европейского суда по делу «Пайн Велли Девелопментс Лимитед» и другие против Ирландии» (Pine Valley Developments Ltd. And Others v. Ireland) от 29 ноября 1991 г., Series A, N 222, p. 23, § 51; Постановление Европейского суда по делу «Прессос Компаниа Навьера С. А.» и другие против Бельгии» (Pressos Compania Naviera S. A. and Others v. Belgium) от 20 ноября 1995 г., Series A, N 332, p. 21, § 31; Постановление Европейского суда по делу «С. А. Данжвилль» против Франции» (S. A. Dangeville v. France), жалоба N 36677/97, ECHR 2002-III, § 44 — 48). В частности, Европейский суд неоднократно устанавливал, что «требование» — даже о конкретном социальном преимуществе — может пониматься как «собственность» по смыслу ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции в случае, если в достаточной мере установлено, что оно может быть юридически реализовано (Постановление Европейского суда по делу «Бурдов против России», § 40, и Постановление Европейского суда по делу «Греческие нефтеперегонные заводы «Стран» и Стратис Андриатис против Греции» (Stran Greek Refineries and Stratis Andreadis v. Greece) от 9 декабря 1994 г., Series A, N 301-B, p. 84, § 59). Законное ожидание военнослужащим получения жилого помещения, подтвержденного решением военного суда, придает статус имущества бестелесному жилому помещению. Вместе с тем, чтобы доказать, что право на уважение собственности военнослужащего было нарушено, в данном случае его необходимо связать с неисполнением судебного решения, что в свою очередь является нарушением п. 1 ст. 6 Конвенции. Европейский суд напомнил, что п. 1 ст. 6 Конвенции гарантирует право на подачу иска по вопросу определения гражданских прав и обязанностей на рассмотрение в суд; таким образом, он гарантирует право на обращение в суд, в рамках которого одним из аспектов является право на доступ к правосудию, т. е. право инициировать судебное разбирательство в суде по гражданским вопросам. Однако это право было бы иллюзорным, если бы национальные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон допускали, чтобы окончательное подлежащее исполнению судебное решение оставалось неисполненным в ущерб одной из сторон. Было бы невообразимо, чтобы п. 1 ст. 6 Конвенции подробно описывал процессуальные гарантии, предоставляемые сторонам судопроизводства, которое должно быть справедливым, публичным и не должно затягиваться, не предоставляя гарантии исполнения судебных решений; толкование ст. 6 Конвенции как предоставление исключительно права на обращение в суд и проведение судебного разбирательства, по всей видимости, приведет к ситуации, несовместимой с принципом верховенства права, который Высокие Договаривающиеся Стороны обязались соблюдать при ратификации Конвенции. Таким образом, исполнение судебного решения должно рассматриваться как составляющая часть «судебного разбирательства» по смыслу ст. 6 Конвенции (см. Постановление Европейского суда по делу «Бурдов против России» (Burdov v. Russia), жалоба N 59498/00, ECHR 2002-III, § 34 и Постановление Европейского суда по делу «Хорнсби против Греции» (Hornsby v. Greece) от 19 марта 1997 г., Reports 1997-II, p. 510, § 40). В Постановлении по делу «Шпаковский (Shpakovskiy) против Российской Федерации» (жалоба N 41307/02) Европейский суд напомнил, что отсутствие финансовых средств или иных ресурсов не может служить основанием для непогашения долга по судебному решению. Та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправданна, но задержка не может быть такой, чтобы нарушала саму суть права, гарантируемого п. 1 ст. 6 Конвенции. Финансовые трудности, испытываемые государством, не должны были препятствовать заявителю получить причитающиеся ему денежные суммы, присужденные в результате судебного разбирательства (см. упоминавшееся выше Постановление Европейского суда по делу «Бурдов против России», § 35). Аналогичного мнения придерживается Президиум Верховного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 25 июля 2001 г. N 111пв-01пр по делу подполковника Разина В. Н. подчеркнул, что исполнение решения о предоставлении семье Разина В. Н. жилого помещения не должно ставиться в зависимость от финансирования расходов на эти цели из федерального бюджета. Применительно к настоящей статье следует кратко изложить суть судебного разбирательства по делу «Шпаковский (Shpakovskiy) против Российской Федерации». Дело было инициировано жалобой (N 41307/02), поданной 9 ноября 2002 г. в Европейский суд против Российской Федерации гражданином России Юрием Иосифовичем Шпаковским в соответствии со ст. 34 Конвенции. В 1998 г. после 23 лет военной службы заявитель был уволен с нее в связи со структурной реорганизацией. Он получил право на предоставление ему жилья на условиях социального найма и был поставлен в очередь на получение жилья. В 2001 г. заявитель обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к администрации г. Костромы о предоставлении ему жилой площади на условиях социального найма. Он ссылался на положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», дающие ему право на получение жилья в течение трех месяцев со дня постановки в очередь. 29 августа 2001 г. Свердловский районный суд г. Костромы своим решением удовлетворил иск заявителя и обязал администрацию г. Костромы предоставить заявителю жилое помещение, отвечающее жилым нормам. В решении прямо был указан трехмесячный срок, установленный в Законе, на выделение жилья. Администрация г. Костромы обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с заявлением о предоставлении отсрочки в исполнении упомянутого судебного решения на шесть месяцев. 10 января 2002 г. Свердловский районный суд г. Костромы отказал в предоставлении администрации г. Костромы отсрочки в исполнении решения от 29 августа 2001 г. и указал, что соблюдение срока, установленного для исполнения судебного решения, обязательно. 10 июня 2003 г. администрация г. Костромы выдала заявителю ордер на квартиру в г. Костроме площадью 70,77 кв. м. Возвращаясь к настоящему делу, Европейский суд отметил, что положения судебного решения от 29 августа 2001 г., в том числе срок его исполнения, были достаточно четкими и требовали безотлагательных действий со стороны органов власти. Тем не менее оно оставалось неисполненным в течение двух лет предположительно по причине отсутствия подходящего жилья. Европейский суд счел, что причины, выдвинутые властями Российской Федерации в качестве обоснования задержки исполнения судебного решения, не подтверждаются представленными доказательствами. В частности, властями Российской Федерации не были указаны меры, которые они предпринимали в 2001 — 2002 гг. в целях предоставления заявителю жилья, соответствующего условиям судебного решения, или, если предоставление жилья было невозможным, альтернативного предложения предоставления заявителю жилья или компенсации за него. Не приняв в течение такого значительного периода времени необходимых мер для исполнения вступившего в законную силу судебного решения по настоящему делу, власти Российской Федерации лишили положения п. 1 ст. 6 Конвенции их полезной сущности в данном деле. Соответственно имело место нарушение п. 1 ст. 6 Конвенции. Кроме того, с момента вынесения судебного решения от 29 августа 2001 г. заявитель имел определенное «законное ожидание» получить материальный актив. Судебное решение являлось окончательным, поскольку оно не было обжаловано в кассационном порядке, и на его основании было возбуждено исполнительное производство. Таким образом, Европейский суд счел установленным, что требование заявителя о заключении «договора социального найма» является достаточно определенным, чтобы составлять «имущество», подпадающее в сферу применения ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции. Европейский суд установил, что тот факт, что заявитель не имел возможности добиться исполнения судебного решения от 29 августа 2001 г. в течение значительного периода времени, представляет собой вмешательство в его право на беспрепятственное пользование своим имуществом, которому власти Российской Федерации не привели каких-либо убедительных оправданий. Соответственно имело место нарушение ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции. Также Европейский суд признал, что заявитель испытывал душевные страдания и чувство разочарования в связи с неисполнением властями судебного решения, вынесенного в его пользу. Исходя из принципа справедливости, Европейский суд присудил заявителю 1500 евро в качестве компенсации морального вреда плюс сумму налогов, которые могут быть начислены на эту сумму. Одновременно с вынесением решения по делу «Шпаковский (Shpakovskiy) против Российской Федерации» 7 июля 2005 г. было вынесено аналогичное решение по делу «Малиновский (Malinovskiy) против Российской Федерации» (жалоба N 41302/02). Как следует из данного решения, в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (от 15 мая 1991 г. N 1224-1 в редакции, действовавшей на момент событий) нетрудоспособные лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение жилья на условиях социального найма в течение трех месяцев со дня подачи соответствующего заявления при условии, что имеющееся у них жилье не соответствует минимальным жилищным стандартам. В этом случае заявитель также имел вступившее в силу решение суда, которое не было своевременно исполнено. Думается, следует вспомнить слова А. Ю. Стешина об «анекдоте», ведь возбуждение уголовного дела или отказ в этом в отношении командира воинской части, злостно не выполняющего судебное решение, можно поставить в зависимость от исчерпания внутренних средств правовой защиты и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу, как это предусматривает п. 1 ст. 35 Конвенции. Соответственно неясно в нашем случае, с какого момента должен исчисляться шестимесячный срок, так как решение и судебная процедура по обеспечению жильем устраивают военнослужащего, а неопределенная процедура его исполнения — нет. Предположительно здесь существуют два варианта. Первый — жалоба в Европейский суд должна подаваться военнослужащим до окончания шестимесячного срока с момента вступления решения военного суда в законную силу, поскольку п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9 предусмотрено, что нормы ГПК РФ об оспаривании действий (бездействия) органов военного управления применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, и в соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в ч. 2 ст. 206 названного Кодекса. Второй — это возбуждение нового разбирательства в отношении лиц, не исполнивших судебное решение. В этом варианте применяется именно попытка возбуждения уголовного дела в отношении лиц, не исполнивших судебное решение, по признакам преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ. Как отмечает В. М. Лебедев, под злостным неисполнением судебного акта понимается отказ лица исполнить судебное решение, несмотря на повторное предписание суда; под воспрепятствованием его исполнению — принятие лицом мер, препятствующих своевременному исполнению судебного акта государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, коммерческой или иной организацией <9>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В. М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2005 (издание 5-е, дополненное и исправленное). —————————————————————— <9> См.: Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2007.

Вероятнее всего, органы военной прокуратуры откажут в возбуждении уголовного дела в отношении командира, все также сославшись на бюджетные трудности. Тогда военнослужащему рекомендуется обжаловать данное решение (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) в военный суд в порядке ст. 125 УПК РФ <10>. Однако прогноз постановления военного суда по данной жалобе является неутешительным в связи с бюджетными трудностями и отчаянными попытками командования решить всеми возможными способами жилищные проблемы увольняемых военнослужащих. Остается подать кассационную жалобу на это постановление и дождаться кассационного определения по ней (о юридическом прогнозе умолчим — бюджетные трудности). Теперь военнослужащему открыт путь в Страсбург. Главное здесь знать, как оформить жалобу и что просить. ——————————— <10> Более подробно см.: Зорин А. С. Сообщение о преступлении как эффективное средство правовой защиты военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2.

Более подробно о правилах обращения в Европейский суд читатели могут узнать в следующих публикациях журнала «Право в Вооруженных Силах»: Лобанов С. А. «Доступ российских военнослужащих в Европейский суд по правам человека» (1999. N 2); Ищенко А. В. «Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека» (2001. N 12); Полуян Г. В. «Европейский суд по правам человека — за права военнослужащих России» (2003. N 11); Мальцев Д. С. «Если защитник Отечества исчерпал все возможные средства правовой защиты в России, он имеет право обратиться за защитой в Европейский Суд по правам человека» (2004. N 1); Важенин А. Л. «Возмещение вреда, причиненного военнослужащим, в порядке использования международно-правовых процедур» (2007. N 4); Зорин А. С. «Несовершенство правового регулирования денежного довольствия по нетиповым должностям военно-педагогических работников» (2007. N 9); Зорин А. С. «Порядок прохождения военной службы как исключение из юрисдикции Европейского суда по правам человека» (2007. N 11) или на диске «Военное право», N 6, 2007 г. Между тем подчеркнем, что ст. 41 Конвенции гласит: «Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне». А какая компенсация может быть справедливей, чем та, которая позволит военнослужащему приобрести жилище в собственность (если на этапе рассмотрения жалобы оно не будет предоставлено военнослужащему)? К формуляру жалобы в Европейский суд рассматриваемой категории военнослужащих рекомендуется прилагать 10 — 15 справок от риелторских агентств о стоимости положенной квартиры по избранному месту жительства и просить суд о выплате справедливой компенсации в данном размере плюс компенсации морального вреда (объективно от 1000 до 5000 евро в зависимости от обстоятельств) и судебных расходов. В заключение подчеркнем, что хотя по предложенной автором модели Европейский суд еще не выносил решений, но при анализе дел Шпаковского и Малиновского перспектива положительного решения представляется довольно очевидной. Да и реализовать данное решение Европейского суда будет проще, ведь Европейский суд не принимает в качестве оправдания бюджетные трудности государства. А они в данном случае налицо, так как согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ по целевой статье расходов 0920100 — денежные компенсации истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским судом по правам человека — заложены суммы в размере: 114365,0, 114399,8 и 115162,8 тыс. руб. соответственно, что в эквиваленте приблизительно равняется 3280000 евро на финансовый год; при средней стоимости квартиры в Москве 120000 евро это 27 — 30 квартир. Получается, опять очередность?

P. S. редакции. В настоящее время практически сформировалась судебная практика, свидетельствующая о том, что военные суды, рассмотрев требования военнослужащих о предоставлении им жилого помещения вне очереди до увольнения с военной службы по «льготным» основаниям, выносят решения об обеспечении военнослужащего жильем «в соответствии с законодательством». При этом по заявлениям судебных приставов-исполнителей о разъяснении решений суды разъясняют, что под законодательством понимается жилищное, а не гражданско-процессуальное законодательство. Таким образом, к таким решениям не применяется месячный срок исполнения, а военнослужащий должен быть обеспечен жилым помещением в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, т. е. в порядке очередности. В таких случаях представляется, что обращение в Европейский суд не имеет перспективы. Указанная позиция обосновывается Верховным Судом Российской Федерации и в отношении военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях во внеочередном порядке до 1 марта 2005 г. (до вступления в силу ЖК РФ) и впоследствии обратившихся за защитой своих прав в военные суды. Ниже приводятся извлечения из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года <*>. ——————————— <*> Не приводятся.

——————————————————————

Вопрос: Работаю в военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации. Награждена грамотой начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации. Имею ли я право на присвоение звания «Ветеран труда»? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Работаю в военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации. Награждена грамотой начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации. Имею ли я право на присвоение звания «Ветеран труда»?

Ответ: Звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, удостоенным почетных званий либо награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации. Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют также граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности. Порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30. К ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советов Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. В соответствии с письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются: а) почетные звания; б) нагрудные знаки, знаки, значки; в) почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы. Если толковать указанную норму буквально, то к почетной грамоте Министерства обороны Российской Федерации следует отнести почетную грамоту, предусмотренную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 510. В то же время на практике для присвоения звания «Ветеран труда» принимаются во внимание почетные грамоты, подписанные заместителями Министра обороны Российской Федерации, главкомами видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командующими родами войск.

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: С 1 марта 2007 г. наш корабль вспомогательного флота Вооруженных Сил Российской Федерации переподчинен другой воинской части. Командир части при закрытии табеля рабочего времени за суточную вахту подписывает только 20 часов. Уходить с корабля через 20 часов вахты запрещают, мотивируя это тем, что мы 4 часа отдыхаем ночью. Каких-либо приказов о графиках сменности в части нет. Правомерны ли действия командования? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: С 1 марта 2007 г. наш корабль вспомогательного флота Вооруженных Сил Российской Федерации переподчинен другой воинской части. Командир части при закрытии табеля рабочего времени за суточную вахту подписывает только 20 часов. Уходить с корабля через 20 часов вахты запрещают, мотивируя это тем, что мы 4 часа отдыхаем ночью. Каких-либо приказов о графиках сменности в части нет. Правомерны ли действия командования? ТК РФ запрещает принятие нормативных правовых актов, ухудшающих положение работников. При начислении отпускных при суммированном учете рабочего времени гражданского персонала судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации теряем очень много. Когда отменят соответствующее Положение Министерства обороны Российской Федерации по этому вопросу?

Ответ: Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 170 было утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, на судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей судов АТО, выполняющих работы с радиоактивными веществами, — четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно — или двухсменный график вахт. В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода) и выполняемых им заданий могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки. Графики вахт (работ) разрабатываются командиром (капитаном) судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива и утверждаются работодателем. Для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней. Ежедневная общая продолжительность работы членов экипажей судов, включая время несения вахт (работ), выполнения, наряду со своими должностными обязанностями, работ за недостающего по штату члена экипажа и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг должностных обязанностей членов экипажей судов, не должна превышать 12 часов. При стоянках в портах, базах в зависимости от конкретных условий командир (капитан) судна может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение отдыха после суточного дежурства до 12 часов допускается не более двух раз в неделю. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную п. 5 вышеназванного Положения. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления (ст. 139 ТК РФ). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: Работаю фельдшером в военном комиссариате. Нас объединяют с другим военкоматом. По семейным обстоятельствам работать дальше не могу. По какой статье меня должны уволить? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Работаю фельдшером в военном комиссариате. Нас объединяют с другим военкоматом. По семейным обстоятельствам работать дальше не могу. По какой статье меня должны уволить?

Ответ: Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) сама по себе не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Однако реорганизация может сопровождаться фактическим сокращением численности или штата работников организации. При этом, как правило, изменяется штатное расписание, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться. В этом случае можно говорить не о приоритетном праве приема на работу сотрудников, а о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. При отказе работника от продолжения работы в случаях реорганизации военкомата трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Кроме того, Вы вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ), предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели.

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: Работаю в библиотеке Дома офицеров. Каждый месяц меня включают в график дежурств вахтером. В моих обязанностях этого нет. Правомерны ли действия начальства? Положена ли мне доплата за совмещение должности начальника отделения военного комиссариата (военнослужащего), находящегося в длительной командировке? Работаю в том же отделе старшим помощником. Положена ли доплата помощнику начальника отделения при исполнении обязанностей временно отсутствующего другого работника или по вакантной должности? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Работаю в библиотеке Дома офицеров. Каждый месяц меня включают в график дежурств вахтером. В моих обязанностях этого нет. Правомерны ли действия начальства? Положена ли мне доплата за совмещение должности начальника отделения военного комиссариата (военнослужащего), находящегося в длительной командировке? Работаю в том же отделе старшим помощником. Положена ли доплата помощнику начальника отделения при исполнении обязанностей временно отсутствующего другого работника или по вакантной должности?

Ответ: В соответствии со ст. 60 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. На основании ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: Подполковник, календарная выслуга — 15 лет. Семья — 4 человека. Были прописаны у родителей. В ноябре 2005 г. выписались, так как родители продали квартиру и уехали. С ноября 2005 г. прописаны в частном доме у знакомых. Снимаем жилье. В сентябре 2010 г. исполнится 45 лет. Имею ли я право на сертификат? Что для этого нужно? Если в другом городе? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Подполковник, календарная выслуга — 15 лет. Семья — 4 человека. Были прописаны у родителей. В ноябре 2005 г. выписались, так как родители продали квартиру и уехали. С ноября 2005 г. прописаны в частном доме у знакомых. Снимаем жилье. В сентябре 2010 г. исполнится 45 лет. Имею ли я право на сертификат? Что для этого нужно? Если в другом городе?

Ответ: Для приобретения права на ГЖС при увольнении с военной службы в 2010 г. по достижении предельного возраста Вы должны быть признаны нуждающимся в жилых помещениях. Представляется, что в ноябре 2005 г. Вы сознательно ухудшили жилищные условия (смена собственников не влияла на Ваше право на проживание в квартире, и Вы выселились добровольно), в связи с чем в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Вы можете быть приняты на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня выселения из квартиры.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Майор, 1966 г. р., в Вооруженных Силах с 1983 г. Ветеран боевых действий. В 2005 г. встал на очередь на получение жилья. Администрация города предлагает мне земельный участок под индивидуальное строительство. Получив земельный участок, я не лишусь жилья? Прошу Вас дать разъяснения. («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Майор, 1966 г. р., в Вооруженных Силах с 1983 г. Ветеран боевых действий. В 2005 г. встал на очередь на получение жилья. Администрация города предлагает мне земельный участок под индивидуальное строительство. Получив земельный участок, я не лишусь жилья? Прошу Вас дать разъяснения.

Ответ: Согласно ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Таким образом, в результате предоставления Вам земельного участка для строительства жилого дома от органов местного самоуправления Вы будете сняты с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Я — женщина-военнослужащая. Имеют ли право меня ставить дежурить на КПП помощником дежурного в день и ночь и оплачивается ли ночное дежурство в двойном размере, как по Трудовому кодексу? Спасибо. («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Я — женщина-военнослужащая. Имеют ли право меня ставить дежурить на КПП помощником дежурного в день и ночь и оплачивается ли ночное дежурство в двойном размере, как по Трудовому кодексу? Спасибо.

Ответ: Статья 9 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации содержит прямой запрет на привлечение военнослужащих женского пола к несению гарнизонной и караульной служб, за исключением участия в отдании воинских почестей при погребении военнослужащих и возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, и участия в обеспечении гарнизонных мероприятий. В то же время Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации прямого запрета на несение военнослужащими женского пола внутренней службы не содержит. Не содержат таких запретов и другие законы и нормативные правовые акты. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном данным Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): — военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; — членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); — лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера; — других лиц, если это установлено федеральным законом. Однако из общего правила есть исключение, которое следует учитывать как командованию, так и самим военнослужащим женского пола. В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. Ряд таких гарантий предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 259 Трудового кодекса Российской Федерации запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Указанные гарантии предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением. Указанные гарантии в полном объеме распространяются и на военнослужащих женского пола. В то же время нормы Трудового кодекса Российской Федерации о повышенной оплате сверхурочных работ на всех военнослужащих (в том числе женского пола) в силу ст. 11 данного Кодекса не распространяются.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Выслуга — 25 лет (календарных). В 1998 г. муж встал в очередь на получение ГЖС в поселке закрытого типа. Теперь оказалось, что нас должны отселить как потерявших связь с Министерством обороны РФ по Приказу Министра обороны РФ от 2006 г. N 153. Отселение у нас началось только три года назад, а ГЖС с 1997 г. Я о Приказе от 2006 г. N 153 узнала только в 2007 г. Мне не сообщили, что надо переоформить документы. Как быть? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Выслуга — 25 лет (календарных). В 1998 г. муж встал в очередь на получение ГЖС в поселке закрытого типа, простоял до 2007 г. Теперь оказалось, что нас должны отселить как потерявших связь с Министерством обороны Российской Федерации по Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2006 г. N 153. Отселение у нас началось только три года назад, а ГЖС с 1997 г. Мы с мужем отдали армии 50 лет, нам платит пенсию Министерство обороны Российской Федерации. Я о Приказе от 2006 г. N 153 узнала только в 2007 г. Мне не сообщили, что надо переоформить документы. Как быть?

Ответ: Во-первых, следует отметить, что речь, по всей видимости, идет не о Приказе Министра обороны Российской Федерации, а о Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153. Во-вторых, Вы не указали в вопросе некоторые очень важные для ответа сведения: по какому основанию был уволен с военной службы Ваш муж, был ли он признан нуждающимся в жилых помещениях и где (по месту прохождения военной службы или по избранному месту жительства), какую категорию участников указывали при написании заявления в 1998 г. и по какой категории были признаны? В 1998 г. участниками Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» (далее — Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71, могли быть следующие категории граждан: — военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (при этом решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N ВКПИ02-48 указанный абзац в части ограничения на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» для граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, т. е. на получение государственных жилищных сертификатов: «не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и…» был признан противоречащим Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (п. 14 ст. 15) и не действующим со дня вступления решения в законную силу); — граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (при этом решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N ВКПИ02-48 абзац в части ограничения на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» для граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, т. е. на получение государственных жилищных сертификатов: «не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и…» был признан противоречащим Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (п. 14 ст. 15) и не действующим со дня вступления решения в законную силу). В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение ГЖС имеют: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): — военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; — граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее — поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации; г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.: — граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; — члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак; — граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 г., и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков. Если Вы сопоставите приведенные выше нормы, Вы вполне можете сами определить, нарушены ли Ваши права, и принять меры к их защите в административном или в судебном порядке.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Прохожу военную службу. Уезжал для проведения предварительного расследования по подозрению меня в совершении преступления, не связанного с военной службой. После вступления в силу обвинительного приговора суда прибыл в часть для дальнейшего прохождения службы. Пока я отсутствовал, командир войсковой части отстранил меня от исполнения функциональных обязанностей и изменил выплату денежного довольствия. Правомерны ли действия командира? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Прохожу военную службу в должности старшего помощника отдела воинской части. В апреле 2007 г. убыл в другой населенный пункт для проведения в отношении меня предварительного расследования по подозрению меня в совершении преступления, не связанного с военной службой, где находился до августа 2007 г. (ст. 102 УПК РФ). После вступления в силу обвинительного приговора суда прибыл в войсковую часть для дальнейшего прохождения военной службы. В период отсутствия командир приказом по войсковой части отстранил меня от исполнения функциональных обязанностей (на основании уведомления о мере пресечения) и производил выплату денежного довольствия согласно п. 46 на основании п. 64 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200. Постановления суда о временном отстранении меня от должности не выносилось. Решения начальника, назначившего меня на должность, об отстранении также не было! Правомерны ли действия командира и финансового органа войсковой части? Каким образом защитить свои права?

Ответ: Согласно п. 64 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. N 200, военнослужащим, отстраненным от воинских должностей в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации либо по решению суда, денежное довольствие со дня, следующего за днем освобождения от воинских должностей, выплачивается в порядке, предусмотренном п. 46 указанного Порядка. Согласно ст. 50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 14 декабря 1993 г. N 2140, в крайних, не терпящих отлагательства случаях военнослужащие могут быть отстранены от должности. Военнослужащие отстраняются от должности теми командирами (начальниками), которым предоставлено право назначения их на должность. Командир (начальник), отстранивший подчиненного от должности, обязан немедленно доложить об этом по команде, подробно изложив причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от должности. Командир (начальник), отстранивший от должности подчиненного без достаточных на то оснований, несет за это ответственность. Также военнослужащий может быть временно отстранен от должности на основании постановления суда, вынесенного в соответствии со ст. 114 УПК РФ. Для полного и объективного ответа на Ваш вопрос Вы предоставили недостаточно информации. Во-первых, непонятно, какая мера пресечения (из предусмотренных ст. 98 УПК РФ) была вынесена в отношении Вас? Без этой информации неясно, что именно послужило основанием для издания приказа командиром воинской части. Во-вторых, формулировка приказа была: «отстранить от должности» или «отстранить от исполнения функциональных обязанностей»? Если исходить из второй формулировки, то Вы командиром от должности не отстранялись и, следовательно, у финансового органа не имелось оснований для начисления Вам денежного довольствия в соответствии с п. 64 Порядка. Если же Вас отстранили от должности без соответствующего постановления суда либо на основании приказа должностного лица, не имеющего таких полномочий, то действия данного должностного лица и финансового органа Вашей войсковой части представляются неправомерными. У Вас имеется два способа защиты своих прав: 1) подача жалобы по команде. Согласно ст. 110 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде; 2) в судебном порядке. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд. Следует учесть, что ГПК РФ установлен трехмесячный срок для обращения в суд. Течение срока начинается со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Каким приказом Министра обороны Российской Федерации определены порядок и условия выплаты денежной компенсации за каждые положенные дополнительные сутки отдыха? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Каким приказом Министра обороны Российской Федерации определены порядок и условия выплаты денежной компенсации за каждые положенные дополнительные сутки отдыха?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В настоящее время порядок и условия выплаты денежной компенсации за каждые положенные дополнительные сутки отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не определены. Как известно редакции, ГлавФЭУ Минобороны России занимает позицию, в соответствии с которой издание такого приказа Министра обороны Российской Федерации нецелесообразно.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Где можно получить удостоверение участника боевых действий (с 1985 по 1988 гг. работала в Афганистане на 656-м торгово-бытовом предприятии)? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Где можно получить удостоверение участника боевых действий (с 1985 по 1988 гг. работала в Афганистане на 656-м торгово-бытовом предприятии)?

Ответ: В соответствии с п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (далее — Инструкция), меры социальной поддержки, установленные ветеранам боевых действий, реализуются на основании свидетельства, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» от 17 января 1983 г. N 59-27. Свидетельство выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами ФСБ России по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих: 1) участие в боевых действиях при выполнении служебных обязанностей на территории ДРА; 2) службу в составе автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения там боевых действий (с апреля 1978 г. по 15 февраля 1989 г.); 3) принадлежность к летному составу, совершавшему вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (с апреля 1978 г. по 15 февраля 1989 г.). Основанием для выдачи свидетельства могут также служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы. В свидетельствах производится отметка о праве на меры социальной поддержки, установленные п. 1 ст. 16 вышеназванного Закона. Для лиц, направлявшихся на работу в Афганистан не в составе ограниченного контингента советских войск, отработавших установленный при направлении срок, в соответствии с п. 2.14 Инструкции льготы предоставляются на основании удостоверения, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 сентября 1990 г. N 892. Удостоверение выдается по обращению граждан соответствующими федеральными органами исполнительной власти, направлявшими работников в Афганистан, на основании справок архивных учреждений и организаций.

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: Какие льготы при назначении трудовой пенсии (по старости) имеет супруга офицера запаса? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Какие льготы при назначении трудовой пенсии (по старости) имеет супруга офицера запаса?

Ответ: Ранее действовавшее пенсионное законодательство предусматривало включение в трудовой стаж времени нахождения жен военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности, продолжительностью до 10 лет. Действующий Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) такого положения не содержит. В своем Постановлении от 29 января 2004 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что гражданин вправе включить в общий трудовой стаж и другие периоды общественно полезной деятельности, приобретенные им до 1 января 2002 г. по нормам ранее действовавшего законодательства. Как правило, споры, касающиеся включения тех или иных периодов в трудовой стаж, рассматриваются в судебном порядке.

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: Воинская часть относится ко 2-й группе по оплате труда. Работаю в воинской должности помощника начальника строевого отдела. Финансовые работники, ссылаясь на Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130, установили мне оклад на 30 — 40% ниже 12-го разряда ЕТС. Правильно ли это, как должен определяться мой оклад? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Воинская часть относится ко 2-й группе по оплате труда. Работаю в воинской должности помощника начальника строевого отдела. Финансовые работники, ссылаясь на Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130, установили мне оклад на 30 — 40% ниже 12-го разряда ЕТС. Правильно ли это, как должен определяться мой оклад?

Ответ: Ранее порядок оплаты труда гражданского персонала был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки» 1993 г. N 130 (в редакции от 8 октября 2000 г.). Указанным документом были утверждены: тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, квалификационные требования по профессиям рабочих и квалификационные требования по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей; перечень профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах; показатели и порядок отнесения воинских частей и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей и специалистов. Однако названному Приказу в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 07/4520-ЮД отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 6). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. В то же время в установленном порядке вышеуказанный Приказ Министра обороны Российской Федерации не отменен и, как видно из писем читателей, в той или иной степени он продолжает применяться в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следует отметить, что в других министерствах, службах, где работает гражданский персонал, имеются нормативные правовые акты, регулирующие оплату его труда и прошедшие государственную регистрацию. При изложенных обстоятельствах необходимо выяснить, какими же нормативными правовыми актами следует руководствоваться при оплате труда гражданского персонала. Прежде всего, это Постановление Правительства Российской Федерации «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала» от 3 января 1993 г. N 2 (с последующими изменениями (последнее от 22 ноября 2006 г.)). Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N 47 были согласованы указанные в приложениях N 1 и N 2 к нему размеры увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечни надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации (последние изменения были внесены 20 июля 2001 г.). Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 72 согласованы разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников бюджетной сферы Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями от 22 февраля 1996 г.). Среди других нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, следует также назвать: Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации» от 2 марта 2001 г. N 90 (с изменениями и дополнениями от 5 марта 2003 г., 13 марта 2006 г., 29 января 2007 г.).

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер. Стою в очереди на получение жилья. По прежнему месту службы в другом гарнизоне имею постоянное жилье в закрытом военном городке. Имеют ли право меня уволить без моего желания по достижении предельного возраста на основании того, что я обеспечен жильем, не обеспечив жильем по последнему месту службы? («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 12)

Вопрос: Офицер. Стою в очереди на получение жилья. По прежнему месту службы в другом гарнизоне имею постоянное жилье в закрытом военном городке. Имеют ли право меня уволить без моего желания по достижении предельного возраста на основании того, что я обеспечен жильем, не обеспечив жильем по последнему месту службы?

Ответ: Из содержания Вашего вопроса следует, что Вы признаны нуждающимся в жилых помещениях. Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Таким образом, при отсутствии Вашего согласия без предоставления жилого помещения по действующим нормам Вы не можете быть уволены с военной службы. В соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г., N 80, при распределении Вам жилого помещения по последнему месту военной службы Вы должны будете предоставить справку о сдаче жилья по предыдущему месту службы.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————