Исковая работа в защиту прав граждан

(Черновол И.)

(«Законность», 2008, N 4)

ИСКОВАЯ РАБОТА В ЗАЩИТУ ПРАВ ГРАЖДАН

И. ЧЕРНОВОЛ

Черновол И., заместитель начальника отдела прокуратуры Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук.

Участие прокурора в гражданском процессе предусмотрено законодателем в двух формах: вступление в процесс при рассмотрении судом общей юрисдикции гражданских дел для дачи заключения, а также инициирование гражданско-правовых споров в интересах лиц, круг которых указан в законе, и в иных, предусмотренных правовыми актами, случаях.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ регламентировано право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, а также в интересах неопределенного круга лиц.

Прокуратура Санкт-Петербурга первостепенное значение уделяет именно этой деятельности. Так, если в 2005 г. прокуратурой предъявлено в суды города 8146 заявлений, из которых в интересах граждан — только 1757, что составляло 21,5%, то в 2006 г. общее количество исков составило 9331, из которых в интересах граждан — 2510 (26,9%), за 9 месяцев 2007 г. предъявлено 8564 заявления, из которых 3297 — в интересах граждан, что составляет 38,5%.

При этом в 2007 г. стала более разнообразной исковая работа, направленная на отстаивание законных интересов лиц, не имеющих возможности самостоятельно реализовывать свои права; успешно формируется практика обращения в суды с исками в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Такие иски позитивно воспринимаются судебными органами, оперативно рассматриваются ими и удовлетворяются. В случае добровольного удовлетворения исковых требований прокурора ответчиками и отказа прокурора от исков в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК, судебные органы принимают соответствующие отказы и прекращают производство по гражданским делам. В результате активной и профессиональной деятельности прокуроров восстанавливаются права жителей Санкт-Петербурга.

Помимо традиционно заявляемых исков (заявлений) о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы; исков, направленных на отстаивание жилищных прав инвалидов, пенсионеров и несовершеннолетних; исков о лишении (ограничении) родительских прав, прокуроры районов Санкт-Петербурга активно используют полномочия по предъявлению заявлений об обязании обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации (таких исков за 9 месяцев 2007 г. заявлено 206), об обязании установить пандусы и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (200 исков), об обязании выплатить ежемесячную денежную выплату гражданам, указанным в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания (647 заявлений), об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение (33 заявления), об обязании разработать индивидуальную программу реабилитации инвалида (24 заявления), об обязании устранить нарушения в жилищно-коммунальной сфере (25 заявлений).

Кроме того, поскольку больные открытой формой туберкулеза представляют опасность для здоровья окружающих, прокуроры также направили в суды 37 заявлений о принудительной госпитализации таких больных.

По результатам проверки соблюдения организациями и учреждениями требований пожарной безопасности прокуроры районов предъявили в суды 352 заявления в интересах неопределенного круга лиц об обязании выполнить конкретные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Примером таких заявлений служат требования об оборудовании помещений запасными эвакуационными выходами, о демонтировании глухих металлических решеток на окнах, оборудовании помещений автоматическими сигнализациями, извещающими о пожаре.

Названные заявления направлены на предупреждение причинения вреда значительному числу граждан и весьма актуальны, учитывая, что нормы ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращения в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности (только применение административной ответственности). Наряду с организациями, нарушающими правила пожарной безопасности, чья деятельность связана с посещением их большим количеством людей, иски предъявлены к 65 государственным образовательным учреждениям: школам, детским садам, колледжам, а также к медицинским учреждениям. В ходе судебных разбирательств ответчики ссылались на невозможность установки средств пожарной безопасности, поскольку нет бюджетного финансирования со стороны учредителя — администрации района. Однако впоследствии, с целью разрешения споров, ответчики представили документы, свидетельствующие о произведенной корректировке бюджета на 2007 г. Благодаря усилиям прокуроров в настоящее время устранены нарушения в 112 организациях.

В начале 2007 г. заместителем прокурора города было инициировано заявление в интересах неопределенного круга лиц — военных пенсионеров Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия Санкт-Петербургского городского военного комиссариата, нарушающего права граждан. В обоснование заявленных требований заместитель прокурора города указал, что согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. было повышение с 1 января 1995 г. денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, что в силу п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы и их семей» — основание для увеличения размера пенсий.

Между тем военный комиссариат Санкт-Петербурга пенсионерам Министерства обороны РФ, состоящим на пенсионном обеспечении в Санкт-Петербургском городском военном комиссариате, пересмотр пенсий не произвел, чем нарушил Закон и права граждан — пенсионеров Министерства обороны РФ, каковых насчитывается около 72 тыс. человек.

Решением Октябрьского районного суда от 21 февраля 2007 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 1 марта 2007 г., требования заместителя прокурора города удовлетворены: признано незаконным бездействие Санкт-Петербургского городского военного комиссариата, Санкт-Петербургский городской военный комиссариат обязан выплатить каждому из пенсионеров Министерства обороны РФ, состоящих на пенсионном обеспечении Санкт-Петербургского городского военного комиссариата, образовавшуюся за период с 1 января 1995 г. до 1 марта 1998 г. сумму задолженности по пенсии с учетом ее индексации, исходя из роста потребительских цен в Санкт-Петербурге. В результате предпринятых прокуратурой города действий в настоящее время порядка 72000 человек получили причитающиеся им денежные суммы.

Заявление аналогичного содержания также предъявлено прокуратурой Санкт-Петербурга в интересах пенсионеров МВД, каковых насчитывается около 32000 человек. Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2007 г. исковые требования прокурора удовлетворены.

Эти дела получили большой общественный резонанс, поскольку в результате действий прокуратуры города многим были выплачены денежные суммы за счет перерасчета пенсий.

В связи с многочисленными коллективными обращениями граждан по вопросу нарушений при создании и осуществлении деятельности товариществ собственников жилья прокуратура города активно использует предоставленное п. 1.1 ст. 18 ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» право на подачу заявлений в суд о ликвидации ТСЖ.

Анализ проведенной работы прокуроров в сфере экологической безопасности позволяет сделать вывод о реально существующей проблеме соблюдения предприятиями, являющимися экологическими пользователями на территории Санкт-Петербурга, законодательства в сфере охраны водных объектов, охраны атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды в целом.

По результатам проведенной в марте — июне 2007 г. проверки соблюдения предприятиями законодательства об охране атмосферного воздуха и водного законодательства прокурорами районов Санкт-Петербурга предъявлено 97 заявлений, направленных на устранение нарушений в сфере экологической безопасности. Примерами заявленных требований служат иски об обязании осуществить мероприятия по технической реконструкции существующих очистных сооружений, об обязании обеспечить проведение лабораторного исследования загрязнения атмосферного воздуха, об обязании заключить договор на прием сточных вод в канализационные сети, об обязании разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, об обязании установить причины сверхнормативного сброса сточных вод и принять меры по его прекращению, о приостановлении деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений до получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений, об обязании прекратить хозяйственную деятельность на земельном участке в водоохраной зоне реки Невы, об обязании оборудовать и ввести в эксплуатацию очистные сооружения на выпусках сточных вод в водный объект.

Прокуратура Кировского района, признанная по итогам работы в 3-м квартале 2007 г. лучшей районной прокуратурой Санкт-Петербурга, предъявляет иски к предприятиям «Жилкомсервис» района об обязании совершить определенные действия в виде уборки обслуживаемой территории. Указанные требования направлены на обеспечение чистоты и порядка в целях безопасности, беспрепятственного движения пешеходов и транспорта. В большинстве случаев ответчики обоснованные требования прокурора удовлетворяют добровольно до окончания судебного разбирательства, вследствие чего прокурор от исков отказывается, а производство по делам прекращается. Если же ответчики добровольно предъявленные к ним прокурорские иски не удовлетворяют, решения об удовлетворении требований прокурора выносит районный суд.

Названная деятельность прокуратуры по предъявлению в суды исков в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц — жителей района, а также в интересах граждан, не имеющих возможности в силу возраста, состояния здоровья или иных уважительных причин самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы, получила высокую общественную оценку, способствует формированию положительного облика прокуратуры как органа, надзирающего за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

——————————————————————