Студент, поди-ка послужи

(Мошкович М., Терешко Ю., Завойкина Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 11)

СТУДЕНТ, ПОДИ-КА ПОСЛУЖИ…

М. МОШКОВИЧ, Ю. ТЕРЕШКО, Н. ЗАВОЙКИНА

Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».

Юлия Терешко, газета «ЭЖ-Юрист».

Наталья Завойкина, газета «ЭЖ-Юрист».

С вступлением в силу распоряжения Правительства РФ от 06.03.2008 N 275-р в России значительно сократится количество военных кафедр. Одновременно увеличится количество учебных военных центров, создаваемых для подготовки к службе по контракту. Положение об учебных военных центрах утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.03.2008 N 152.

Распоряжением была сокращена 161 военная кафедра. Теперь останется 68 факультетов военного обучения, военных кафедр и кафедр военной и экстремальной медицины. Факультеты отличаются от кафедр количеством получаемых военно-учетных специальностей.

Причем военные кафедры и факультеты будут действовать только в федеральных государственных вузах. В 37 вузах будут созданы учебные военные центры (например, в Москве — в МАИ, МАТИ и др.). Военные кафедры (факультеты) будут действовать в таких вузах, как МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, РАП и др.

Разница между военными кафедрами (факультетами) и учебными военными центрами состоит в том, что первые готовят офицеров запаса, а вторые — граждан для прохождения дальнейшей службы по контракту. С 1 января 2008 года выпускников вузов, получивших звание офицера запаса, в армию не призывают. Но по желанию они могут в дальнейшем поступить на службу по контракту.

Таким образом, с учетом всех последних внесенных изменений картина военной службы для студентов выглядит следующим образом. Если гражданин окончил военную кафедру (факультет), то он уходит в звании офицера в запас и призыву не подлежит, а если закончил обучение в учебном военном центре — идет служить по контракту в армию на три года, но не рядовым солдатом, а офицером.

В обоих случаях со студентами будут заключаться соответствующие договоры, типовые формы которых также утверждены Постановлением. Если по каким-либо причинам договор со студентом будет расторгнут, то вернуться на военную кафедру уже не получится — не возьмут. При расторжении договора в учебном военном центре по таким причинам, как недисциплинированность, неуспеваемость, нарушение устава вуза или правил внутреннего распорядка, студент должен будет возместить государству средства, потраченные на его подготовку.

Кстати, расторгнуть договор об обучении в учебном военном центре со студентом могут также, если посчитают, что он просто не желает учиться.

Поступить же в учебный военный центр могут студенты, обучающиеся по очной форме и не достигшие 24-летнего возраста. Для поступления им необходимо будет пройти предварительный отбор (требования будут аналогичны требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту). Отбор будет осуществляться военкоматами.

А вот поступить на военную кафедру будет теперь сложнее. Во-первых, это связано с резким сокращением количества самих кафедр. Во-вторых, для зачисления на военную кафедру необходимо будет пройти конкурсный отбор, состоящий из двух этапов. На первом этапе проведут медицинское освидетельствование и психологический отбор, а также проверят студента на соответствие требованиям, предъявляемым к конкретной военно-учетной специальности. Далее отбор будет проводиться конкурсной комиссией на основании разработанной методики; однако если сейчас такая методика определяется самим вузом, то впредь она будет приниматься Министерством обороны РФ.

Обучающиеся на военных кафедрах (факультетах) и в учебных военных центрах будут получать повышенную стипендию.

Что касается студентов, которые сейчас обучаются в вузах, то в связи с ликвидацией военных кафедр в армию их не заберут, так как отсрочку для студентов очной формы обучения никто пока не отменял.

Судя по всему, расширение учебных военных центров направлено на повышение интереса к службе по контракту, ряды которой хотят пополнить за счет студентов (особенно с учетом того, что многие не попадут на военную кафедру (факультет). Однако, что предпочтет студент: 1 год службы рядовым солдатом или 3 года в звании офицера, покажет время.

Постановление и распоряжение вступят в силу по истечении 7 дней после дня их официального опубликования.

——————————————————————

Вопрос: Офицер запаса. Общая выслуга — 24 года. Уволен в 1995 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями. В 2000 г. принят на работу в военкомат, где мне не выплачивают надбавку за выслугу лет, объясняя это тем, что перерыв между увольнением в запас и поступлением на работу превышает один год. Правильно ли это?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 4)

Вопрос: Офицер запаса. Общая выслуга — 24 года. Уволен в 1995 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями. В 2000 г. принят на работу в военкомат, где мне не выплачивают надбавку за выслугу лет, объясняя это тем, что перерыв между увольнением в запас и поступлением на работу превышает один год. Правильно ли это?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ гражданам, уволенным с военной службы, производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва.

Согласно п. 10 Инструкции о порядке выплаты гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации процентной надбавки за выслугу (приложение N 10 к Приказу министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 г. N 130) в стаж работы, дающий работникам право на получение процентной надбавки, не включаются периоды работы в учреждениях, организациях и на предприятиях министерств и ведомств, не поименованных в ст. ст. 1 и 6 Инструкции. Учебные заведения гражданской авиации в них не перечислены.

При этом не следует смешивать такие понятия, как «непрерывный трудовой стаж для исчисления процентной надбавки за выслугу лет в организациях Министерства обороны Российской Федерации» и «трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсий и пособий и учитываемый суммарно, независимо от времени перерывов в работе».

Таким образом, с учетом имеющейся у Вас выслуги лет и более чем годичного перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу в военную организацию оснований для зачета времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате процентной надбавки к оплате труда за выслугу лет, нет.

Поскольку Приказ министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 г. N 130 и приложение к Приказу (Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации процентной надбавки за выслугу лет) не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликован, то он не может являться нормативным правовым актом. Ввиду того что другого нормативного правового акта, надлежаще зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации, определяющего порядок выплаты надбавки за выслугу лет в учреждениях, организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, не существует, суды при рассмотрении подобных споров руководствуются этим ведомственным актом (Постановление президиума Московского областного суда от 6 апреля 2005 г. N 208).

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: Общая выслуга — 22 года. Первоначально после увольнения три года работал в колледже гражданской авиации. В дальнейшем был принят на работу в военный комиссариат. При исчислении непрерывного трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет не учитывают время военной службы. Правомерно ли это?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 4)

Вопрос: Общая выслуга — 22 года. Первоначально после увольнения три года работал в колледже гражданской авиации. В дальнейшем был принят на работу в военный комиссариат. При исчислении непрерывного трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет не учитывают время военной службы. Правомерно ли это?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ гражданам, уволенным с военной службы, производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва.

Согласно п. 10 Инструкции о порядке выплаты гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации процентной надбавки за выслугу (приложение N 10 к Приказу министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 г. N 130) в стаж работы, дающий работникам право на получение процентной надбавки, не включаются периоды работы в учреждениях, организациях и на предприятиях министерств и ведомств, не поименованных в ст. ст. 1 и 6 Инструкции. Учебные заведения гражданской авиации в них не перечислены.

При этом не следует смешивать такие понятия, как «непрерывный трудовой стаж для исчисления процентной надбавки за выслугу лет в организациях Министерства обороны Российской Федерации» и «трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсий и пособий и учитываемый суммарно, независимо от времени перерывов в работе».

Таким образом, с учетом имеющейся у Вас выслуги лет и более чем годичного перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу в военную организацию оснований для зачета времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате процентной надбавки к оплате труда за выслугу лет, нет.

Поскольку Приказ министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 г. N 130 и приложение к Приказу (Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации процентной надбавки за выслугу лет) не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликован, то он не может являться нормативным правовым актом. Ввиду того что другого нормативного правового акта, надлежаще зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации, определяющего порядок выплаты надбавки за выслугу лет в учреждениях, организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, не существует, суды при рассмотрении подобных споров руководствуются этим ведомственным актом (Постановление президиума Московского областного суда от 6 апреля 2005 г. N 208).

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————

Вопрос: Каким образом обеспечивается служебным жильем гражданский персонал Министерства обороны Российской Федерации?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 4)

Вопрос: Каким образом обеспечивается служебным жильем гражданский персонал Министерства обороны Российской Федерации?

Ответ: К сожалению, Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 (п. 20), предусмотрено, что служебными жилыми помещениями обеспечиваются только работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.

Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В. И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета, полковник юстиции

——————————————————————