Конституционное право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь

(Гаврюшенко П. И., Калашников В. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 6)

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

П. И. ГАВРЮШЕНКО, В. В. КАЛАШНИКОВ

Гаврюшенко П. И., советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса, юрист, кандидат юридических наук.

Калашников В. В., старший юрисконсульт 1-го направления 2-го управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации, майор юстиции.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статья 48 Основного Закона гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Данная правовая норма отражает комплексное конституционное право, которое включает в себя следующие правомочия: на квалифицированную юридическую помощь; на получение бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом; правомочия каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Факт закрепления права на юридическую помощь в Конституции Российской Федерации делает его основным, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом материального гражданского, уголовного и процессуального <1>. ——————————— <1> См., например: Кучерена А. Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. М., 2002. С. 7; Смоленский М. Б. Адвокатура в Российской Федерации. СПб., 2003.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии». Таким образом, юридические нормы, регулирующие право на получение квалифицированной юридической помощи, являются главными по значимости с точки зрения обеспечения всех прав и свобод гражданина. Обеспечение конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь возложено на командиров воинских частей, органы военного управления, военную прокуратуру, адвокатуру, суды. Выяснение того, что же включает в себя право на получение квалифицированной юридической помощи военнослужащим и что предпринято в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации для эффективной реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, а также порядка ее предоставления, по нашему мнению, представляет научный и практический интерес. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. Право военнослужащих на оказание квалифицированной юридической помощи закреплено в ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Конституционное право военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией Российской Федерацией целей, а именно защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Военнослужащим обеспечивается право на защиту в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридическая помощь оказывается бесплатно органами военного управления и органами военной юстиции в пределах их функциональных (должностных) обязанностей всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы. В настоящее время функции органа, оказывающего юридическую помощь военнослужащим, осуществляет юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации. Подразделения юридической службы создаются в органах военного управления, соединениях, воинских частях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и организационно входят в единую систему органов военного управления. Правовой основой их деятельности является Приказ министра обороны Российской Федерации «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации» от 21 марта 1998 г. N 100. Порядок проведения правовой работы при организации консультирования военнослужащих специалистами юридической службы определен Приказом министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 31 января 2001 г. N 10. Руководство юридической службой Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет начальник Главного правового управления Министерства обороны — начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Подразделения юридической службы руководствуются указаниями вышестоящих должностных лиц юридической службы и подконтрольны им по специальным вопросам. Следующей формой реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь является оказание юридической помощи адвокатами. Адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Данный вид деятельности регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ. Оказывая юридическую помощь, адвокат: — дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; — составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; — представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; — участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; — участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; — участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; — представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; — представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; — участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; — выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих» адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Регулирование вопроса предоставления бесплатной юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, нашло отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также иным основаниям, установленным федеральными законами» от 23 июля 2005 г. N 445. Отсутствие такого нормативного правового акта в значительной степени лишило бы указанную категорию военнослужащих права на квалифицированную юридическую помощь ввиду отсутствия возможности самостоятельно решать вопросы оплаты труда адвокатов. Вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации адвокату гарантируется оплата его труда при оказании им юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу про призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами. Во исполнение указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации министром обороны Российской Федерации Приказом от 13 октября 2005 г. N 430 утверждена Инструкция, регулирующая основания и порядок осуществления выплат адвокатам в качестве вознаграждения и компенсации расходов при оказании ими юридической помощи. Согласно данной Инструкции основанием для принятия решения командиром (начальником) органа военного управления, соединения, воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации или военным комиссаром о производстве выплаты является заключенное между военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или уполномоченным им лицом и адвокатом соглашение об оказании юридической помощи военнослужащему, а также подписанный сторонами акт о выполнении работ. В связи с вышесказанным хотелось бы отметить, что согласно п. п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Указанное соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Необходимо обратить внимание воинских должностных лиц на то, что размер выплат адвокату за оказание юридической помощи, указываемый в соглашении, должен определяться в соответствии с п. 6 Правил оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2005 г. N 445. Соглашение об оказании юридической помощи и акт о выполнении работ проверяются должностным лицом, ответственным за учет личного состава воинской части, на предмет установления принадлежности военнослужащего, которому оказана юридическая помощь, к данной воинской части, а также должностным лицом финансового органа воинской части на предмет правильности применения установленных норм при оказании юридической помощи военнослужащему и расчета сумм, подлежащих выплате в соответствии с заключенным соглашением. Решение о производстве выплаты оформляется приказом командира воинской части, на основании которого финансовый орган воинской части осуществляет перечисление денежных средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования. Ниже приводится примерная форма приказа командира воинской части о выплате адвокатам в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим.

ПРИКАЗ Командира войсковой части 00000 N ___

«___» ________ 2008 г. г. __________

(по строевой части)

Параграф 4

Перечислить на расчетный лицевой счет Некоммерческого партнерства Коллегия адвокатов «Доверие» за оказание юридической помощи по правовым вопросам рядовому Иванову Сергею Николаевичу в размере 1925 рублей в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами» от 23 июля 2005 г. N 445, Приказом министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат адвокатам в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами» от 13 октября 2005 г. N 430. Основание: соглашение об оказании юридической помощи, акт приема-передачи выполненных работ.

Командир войсковой части 00000 Воинское звание Инициал имени. Фамилия Начальник штаба войсковой части 00000 Воинское звание Инициал имени. Фамилия

Юридическая помощь особенно важна для человека, участвующего в уголовном судопроизводстве. При оказании юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим оплата труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, определяется в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» от 4 июля 2003 г. N 400 (в соответствии с п. 6 данного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2007 г. N 199/87н был утвержден Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела). Законодательство, регулирующее конституционное право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь, по нашему мнению, нуждается в глубоком совершенствовании. Несмотря на закрепление права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции Российской Федерации, действующее российское законодательство не содержит норм, устанавливающих критерии оценки качества юридической помощи военнослужащим, не определено, какие субъекты и в каком объеме оказывают юридическую помощь, отсутствует понятие «квалифицированная юридическая помощь», не определены требования к лицам, призванным оказывать юридическую помощь, что в значительной степени создает угрозу для эффективной реализации прав и свобод военнослужащих. Очевидно, что без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь военнослужащих вряд ли возможна эффективная защита государством этого права. Основная особенность права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь состоит, в частности, в том, что оно используется для защиты других прав и свобод военнослужащих. Ни одна из закрепленных в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» социальных гарантий не может эффективно реализовываться без права на получение квалифицированной юридической помощи, которое в науке конституционного права рассматривается как юридическая гарантия всех прав и свобод.

——————————————————————