Отдельные криминологические характеристики правосознания военнослужащих

(Шестак В. А.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 8)

ОТДЕЛЬНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В. А. ШЕСТАК

Шестак В. А., заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции, кандидат юридических наук.

Важнейшее практическое значение для предупреждения преступности в войсках имеет учет особенностей общественного и индивидуального правового сознания военнослужащих, механизма формирования правового поведения. На современном этапе развития науки можно считать установленным, что непосредственной причиной противоправного поведения являются дефекты правосознания, формирующиеся под воздействием ряда негативных факторов окружающей среды и личностных качеств. От состояния правосознания зависит позиция субъекта при выборе правомерного или противоправного варианта поведения, а также правовая активность военнослужащих в предупреждении преступлений. Учет командирами психологических факторов мотивации проступков, выявление потребностей и мотивов преступлений, также влияющих на поведение, правовое воспитание военнослужащих являются важными факторами предупреждения преступности и формирования устойчивой активной жизненной позиции в правовой сфере воинских отношений. Правосознание как источник социальной активности является одним из факторов, направляющих правовое поведение, в силу чего правонарушениям военнослужащих способствуют дефекты их правового сознания. В генезисе различных видов правонарушений эти деформации имеют различные качественные и количественные характеристики, определяющие своеобразие противоправного поведения военнослужащих. На основе общей гипотезы исследование правосознания военнослужащих, проведенное автором, имело следующие задачи: установить состояние правовой осведомленности армейской молодежи, определив уровень правовых знаний, владения ими и источники правовой осведомленности; выяснить оценочное отношение к нормам военного законодательства и воинским правонарушениям; определить характер установок и ценностных ориентаций военнослужащих к уголовно-правовой сфере; изучить особенности правосознания исследуемых групп и их роль в механизме поведения в ситуациях, регулируемых нормами права; получить характеристику групп, установить связь этих данных с содержанием и уровнем правосознания и характером деформаций в изучаемых группах военнослужащих; на основе данного исследования выработать ряд практических рекомендаций по совершенствованию системы формирования правосознания военнослужащих, укреплению законности, воинской дисциплины и правопорядка в войсках, предупреждению преступности в войсках. Для решения этих задач автором разработана методика, основывающаяся на опыте исследований, ранее проведенных сотрудниками Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и другими авторами <1>. В настоящей работе избрано ретроспективное направление исследования правосознания, его роли в механизме преступного поведения. Соответственно этому: ——————————— <1> См.: Долгова А. И. Криминологические проблемы взаимодействия социальной среды и личности: Дис. … докт. юрид. наук. М., 1980; Правосознание молодежи и учет его особенностей в процессе правового воспитания // Вопросы теории и практики правового воспитания. М., 1976; Теоретические посылки и общая характеристика длящегося криминологического изучения личности // Опыт криминологического изучения преступника. М., 1981; Криминологические исследования взаимосвязи правосознания и преступности // Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения. Прага, 1986; Ефремова Г. Х. Криминологические проблемы общественного мнения: Дис. … докт. юрид. наук. М., 1991; Ефремова Г. Х., Ратинов А. Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов. М., 1989; Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1977; Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х., Зудин В. В. Опыт изучения правовых установок и ориентаций преступников // Психологическое исследование личности преступника. М., 1976; Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. М., 1988; Пристанская О. В., Юцкова Е. М. Методика криминологического изучения правосознания и общественного мнения о преступности. М., 1990; Серебрякова В. А. Преступность: основные направления исследования // Методические проблемы изучения преступности и ее причин. М., 1986; Скворцов К. Ф. Предупреждение — стратегическое направление преодоления преступности // Проблемы борьбы с преступностью. М., 1988.

а) определены группы обследуемых лиц: осужденные военнослужащие срочной службы, отбывающие уголовное наказание в дисциплинарной части, военнослужащие различных категорий с социально-позитивным поведением, в дальнейшем именуемые «законопослушные»; б) ввиду ненаблюдаемости психических явлений методы исследования имеют диагностический характер, а результаты их применения — лишь значение симптомов, а не готовых решений изучаемой проблемы. Ответы на искомые вопросы может дать только дальнейшая психологическая реконструкция и интерпретация собранного материала; в) исследование имеет комплексное содержание и соответствующий этому подбор методов, которые носят криминологический и социально-психологический характер; г) ответы на вопросы анкет могут отклоняться от действительных мнений и реального поведения, что обусловливает необходимость сопоставления ответов с реальным поведением и соответствующей корректировки. Реальное поведение военнослужащих изучалось путем анализа материалов уголовных дел, служебных карточек, служебных характеристик и других документальных данных. С учетом изложенных положений произведено комплектование групп исследуемых <2>. Исследованием установлено, что значительное число военнослужащих имеют искаженное представление о влиянии незнания закона на наступление ответственности за его нарушение. Так, представление о том, что незнание закона смягчает вину правонарушителя, высказали 24% офицеров, 40% прапорщиков, 23% сержантов по призыву, 24% солдат по призыву, 18% солдат по контракту и 54% осужденных. Ответы основывались на неформальных источниках, исказивших истину. Характерно, что наименьшую осведомленность по этому вопросу проявили военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной части, из числа которых 54% считали, что незнание закона смягчает вину. Представляется, что такие ответы предопределились не только искаженным представлением о содержании правовой нормы, подменяющим конкретное знание закона. ——————————— <2> В качестве объекта исследования отобраны группы военнослужащих, отличающихся принадлежностью к категориям: офицеров, прапорщиков, курсантов военно-учебных заведений, сержантов и солдат (по контракту и по призыву). Была обеспечена репрезентативность групп, вошедших в выборочную совокупность.

Конкретное знание правовых норм, регламентирующих порядок прохождения военной службы, является важным условием их реализации. Исследованием установлен недостаточный уровень правовых знаний ряда категорий военнослужащих, в том числе и офицеров. В сфере знания правового регулирования своих служебных обязанностей проявили недостаточную осведомленность 26% молодых офицеров. При этом оценке подлежала осведомленность военнослужащих о правовых нормах, устанавливающих порядок прохождения службы, порядок подчиненности, ответственности за их нарушение, закрепленных в главе 33 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против военной службы» и общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, вступивших в действие с 1 февраля 2008 г. Так, на вопрос: «С какого момента по закону гражданин, уволенный с военной службы, перестает быть военнослужащим?» дали правильный ответ, соответствующий закону, 28% офицеров, 50% прапорщиков, 15% сержантов и солдат по призыву, 6% солдат по контракту и 20% осужденных. На вопрос: «Какой день по закону является для гражданина началом военной службы?» дали правильный ответ, соответствующий закону, около 30% военнослужащих всех категорий. Для всех категорий военнослужащих, исходя из презумпции знания закона и интересов предупреждения преступности в войсках, является обязательным знание положений Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, общевоинских уставов, введенных в действие с 1 февраля 2008 г. Однако ответы, соответствующие закону о понятии уголовно наказуемого самовольного оставления воинской части и дезертирстве, дали лишь 60% офицеров, 40% прапорщиков и сержантов, 32% солдат по призыву, 36% солдат по контракту и около 40% осужденных. Степень владения правовыми знаниями устанавливается путем получения ответов, свидетельствующих о способности применять правовые знания в ситуациях, регулируемых правовыми нормами. При теоретическом разрешении ситуаций, связанных с применением правовых норм, около 45% военнослужащих не смогли дать правильные ответы. Уровень знания закона рассчитывался по формуле: У = З/О, где У — уровень знания закона; З — число лиц, удовлетворительно знающих норму; О — число опрошенных лиц. Он составил: для молодых офицеров — 0,62; для солдат и сержантов по призыву — 0,53; для осужденных дисциплинарной части — 0,57. Уровень правовых знаний армейской молодежи несколько выше, чем гражданской молодежи, но не является достаточным для военнослужащих. Установлено, что приобретение более высокого уровня знаний большей частью осужденных было достигнуто ценой личного негативного опыта, в результате непосредственных контактов с правоохранительными органами. Вместе с тем осведомленность осужденных, как правило, выше лишь в сфере личного опыта, в сфере элементарных знаний, а не потому, что они в целом лучше знакомы с законодательством. Это подтверждают выводы, сделанные ранее исследователями правосознания молодежи <3>: ——————————— <3> См.: Долгова А. И. О подходе к исследованию личности несовершеннолетних, совершивших преступления // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С. 25; Ефремова Г. Х. Изучение правового сознания молодежи // Вопросы борьбы с преступностью. 1973. Вып. 1. С. 58; Каминская В. И., Константинова Н. Я., Носкова Н. А., Ратинов А. Р. Характеристика правосознания различных групп населения // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 92.

а) наличие правовых знаний само по себе не является гарантией законопослушного поведения; б) отсутствие или недостаточность правовых знаний создают дополнительные предпосылки к правонарушениям; в) наличие правовых знаний определяется обязательным условием формирования оценочных отношений, правовых установок и ориентаций. Существенное значение имеет установление преобладающих источников правовой информации <4>. Для всех категорий армейской молодежи, кроме осужденных, преобладающим источником правовой информации являются материалы газет. Поскольку в газете «Красная звезда» и газетах, издающихся в военных округах и флотах, периодически помещается информация по правовой тематике, то по массовости охвата (но не по глубине) этот источник признается основным всеми категориями военнослужащих. В связи с этим представляется целесообразным проводить анализ содержания, частоты публикаций и эффективности воздействия правовой информации, публикуемой в газетах, путем изучения оценочных суждений различных категорий военнослужащих. ——————————— <4> См.: Кудрявцев Ю. В. Ценность правовой информации // Правоведение. 1977. N 1.

Вторым по значимости источником правовой информации все категории военнослужащих, в том числе и осужденные, считают передачи телевидения. Это особенно характерно для военнослужащих, которые дислоцированы вдали от крупных культурных центров и других населенных пунктов. Третьим по значимости источником правовой информации офицеры и прапорщики считают радиопередачи, военнослужащие по призыву — лекции на правовые темы, проводимые органами военной юстиции. Офицерами названы лекции как источник правовой информации на восьмом месте. Это объясняется тем, что лекции, проводимые должностными лицами органов военной юстиции, чаще ориентированы на военнослужащих по призыву. Сами же офицеры, особенно молодые, остро нуждаются в лекциях по правовой тематике, однако в отличие от лекций для солдат для офицеров они редки. Это подтверждается анализом лекционной работы органов военной юстиции, где предусматриваются в основном выступления перед военнослужащими по призыву. Кроме того, подготовка лекций для офицеров предполагает значительное повышение их качества и методического мастерства лекторов. Проведенным исследованием установлено, что преобладающим источником правовой информации для всех категорий законопослушных военнослужащих являются материалы газет — 1-е место, телевидение — 2-е место. Распределение значимости источников правовой информации для различных категорий военнослужащих косвенно отражает их реальное использование с учетом специфики жизни и быта. И если для молодых офицеров и прапорщиков распределение источников правовой информации почти полностью совпадает, то в целом оно отличается от распределения источников, названных законопослушными военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. В отличие от законопослушных военнослужащих, осужденные отнесли к числу наиболее значимых для них источников правовой осведомленности: личные наблюдения (1-е место), телевидение (2-е место), юридическую литературу (3-е место), разговоры со знакомыми и товарищами по службе (4-е место). Осужденные часто ориентируются на личные наблюдения, разговоры со знакомыми, товарищами по службе, сведения, почерпнутые в юридической литературе. Лекции, беседы на правовые темы (6-е место), материалы газет (7-е место) и радиопередачи (8-е место) не являются для них достаточно значимыми источниками правовой информации. Характерно, что военнослужащие по призыву не отнесли радиопередачи к числу преобладающих источников правовой информации. Это объясняется тем, что прослушивание передач центрального радио по правовой тематике в ряде частей не организовано и возможности местной радиотрансляции в частях недостаточно используются в сфере правовой информации. Таким образом, по широте охвата военнослужащих (но не по содержанию) специализированная правовая информация (лекции на правовые темы и пр.) значительно уступает массовым источникам информации. Существенное место занимают неформальные источники правовой осведомленности, что увеличивает вероятность ее искажения. При широком охвате большинства военнослужащих выступлениями военных юристов по правовой тематике ряд военнослужащих знакомятся с ними реже одного раза в год. В том числе: офицеров — 36%, сержантов — 12%, солдат по контракту — 26%. Выступления военных юристов в воинских частях предпринимаются в большинстве случаев в связи с расследованием уголовных дел. В ряде случаев отмечается недостаточная связь командиров с органами военной юстиции по вопросам предупреждения преступности. Характерно, что около 12% офицеров реже одного раза в год были охвачены выступлениями вышестоящих начальников по правовой тематике. Это косвенно свидетельствует о предпосылках к пробелам правовой информированности ряда офицеров. Интенсивно осуществляются выступления военных юристов в дисциплинарных частях, где ими охватывается ежемесячно 50% осужденных. Повышенное внимание военных юристов к обеспечению правовой информированности осужденных в дисциплинарных частях вполне закономерно. В связи с этим 48% осужденных знакомятся с кинофильмами, 78% — с телепередачами по правовой тематике. Поскольку в остальных частях информационная работа военных юристов не может быть столь же интенсивной, это предполагает необходимость повышения активности офицеров частей в приобретении правовой информации и передаче ее в соответствующем объеме подчиненным военнослужащим. Рассмотрение состояния правовой информированности военнослужащих и ее источников свидетельствует о следующем: а) приобретение правовых знаний необходимо военнослужащим не только для повышения их общей культуры, но и для выработки позитивной социальной позиции личности; б) искаженная информация о содержании правовых норм, особенно полученная из случайных источников, порождает искаженное представление о возможности их применения; в) в сферах действия военного законодательства искаженное или отрывочное знание правовых норм чревато нарушением урегулированных законом военно-служебных отношений, должностных и функциональных обязанностей; г) искаженная правовая информация ослабляет авторитет права, закона; д) организацию правовой информации военнослужащих в настоящее время нельзя признать удовлетворительной, соответствующей актуальным потребностям военнослужащих. Таким образом, формирование здоровой нравственно-психологической атмосферы межличностных отношений в воинских подразделениях является важным средством предупреждения преступности в войсках. Изучение правового сознания как фактора поведения и оценочных отношений военнослужащих к нормам действующего законодательства и преступлениям против военной службы позволяет сделать следующие выводы: 1) нормы российского законодательства оказывают стимулирующее влияние на формирование позитивного отношения к содержанию военной службы и исполняемым функциональным обязанностям, представляя модель желаемого, законопослушного поведения. При этом большинство военнослужащих правильно ориентируются в иерархии ценностей в правовой сфере. Однако значительная часть военнослужащих имеет низкий уровень правовой культуры, что существенно влияет на их поведение; 2) формирование отношения военнослужащих к нормам военного законодательства и преступлениям против военной службы происходит при преобладающем влиянии оценки ими практики применения правовых норм. Нарушение командирами законности в применении власти, особенно в социально-бытовой сфере, сфере поощрения и наказания, оказывает ярко выраженное отрицательное воздействие на отношение к ним подчиненных. Это предполагает необходимость повышения уровня правовой и психологической подготовки офицеров-руководителей; 3) сформированность позитивного отношения военнослужащих к нормам действующего законодательства и преступлениям как к самой негативной форме проявления правонарушений является необходимым условием их активного правомерного поведения в сфере оказания содействия командованию в пресечении и предупреждении преступлений, межличностных отношениях военнослужащих разных возрастов и сроков призыва на военную службу, отношениях по исполнению приказов командиров; 4) важным средством формирования активного позитивного оценочного отношения военнослужащих к нормам действующего законодательства и преступлениям является социально-бытовая и дисциплинарная практика командиров. Необходимо обоснованное использование средств поощрения и наказания, т. е. правовых средств стимулирования с учетом личностных характеристик военнослужащих для преодоления дефектов правосознания на основе использования выявленных оценочных отношений различных категорий военнослужащих; 5) на осознание отношения к преступлениям оказывает влияние внутренняя оценочная позиция личности, обусловливаемая военно-служебным положением и общесоциальной ориентацией, характером охраняемых законом ценностей, вырабатывающаяся в процессе приобретения опыта военной службы.

——————————————————————