Психодиагностика индивидуально-личностных свойств курсантов в высших учебных заведениях МВД России

(Синицына Л. В.)

(«Военно-юридический журнал», 2008, N 11)

ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ КУРСАНТОВ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Л. В. СИНИЦЫНА

Синицына Л. В., доцент кафедры АП и АСД ОВД ДВЮИ МВД России, кандидат психологических наук.

Сегодня многие сотрудники ОВД обучаются в высших учебных заведениях МВД России. Современная деятельность сотрудников правоохранительных органов предъявляет повышенные требования к их интеллектуально-психологическим качествам и компетентности, а также к умению быстро, качественно и успешно решать оперативно-служебные вопросы, попадая порой в сложные и экстремальные ситуации.

Наиболее достоверным и научно обоснованным способом распознания характера и способностей человека располагает наука психология. Как показывает практика, человек слишком долго в жизни действует на ощупь, полагаясь на интуицию, прислушиваясь к мнению окружающих; таким образом он пытается увидеть отражение своих плохих и хороших качеств. Каждому человеку очень важно своевременно разгадать свою натуру, правильно оценить способности в начале жизни, когда он выбирает профессию, и в этом существенную помощь оказывает психология.

Статистика роста совершаемых правонарушений отмечает, что сегодня реальный уровень правонарушений значительно выше, «ибо за рамками статистики остается латентная, масштабы которой в последние годы сильно возросли» [5; с. 107]. Следовательно, проблемой нашего государства является вопрос об изменении государственной политики по борьбе с различными правонарушениями, так как деликтность является негативным явлением, представляющим реальную угрозу для общества.

Ссылаясь на слова А. П. Шергина: «Административные проступки традиционно были и остаются наиболее массовыми видами правонарушений, имеющими общую тенденцию к росту» [9; с. 25], подчеркнем, что данные проступки совершаются также курсантами вузов системы МВД России и действующими сотрудниками ОВД, чье поведение, казалось бы, должно быть кристально чистым и безупречным.

Сегодня все понимают, что противоправное поведение — это нежелательное явление, с которым необходимо бороться. Есть деликты, на которые граждане реагируют очень стремительно и быстро, занимая осуждающую позицию, активно противодействуют, проявляют собственную инициативу по их пресечению. Однако есть и такие деликты, к которым граждане относятся безразлично и даже симпатизируют им. Многочисленны и такие случаи, когда граждане занимают по отношению к правонарушениям внутренне двойственную позицию, чем и объясняются их нерешительные или противоречивые социально активные действия [4; с. 343].

Одним из важных является вопрос недопущения самими сотрудниками ОВД, курсантами, слушателями, студентами вузов системы МВД России деликтов, административных правонарушений. Человек, поступив на службу в ОВД, наделяется властными полномочиями, однако в отношении себя, своего поведения некоторые допускают поблажки, считая, что их осуждаемое обществом поведение, проступок не будут никем замечены, а если их и заметят, то служебное удостоверение спасет.

В настоящее время работают центры психологической диагностики при УВД, группы и отделы психологического обеспечения в высших и средних учебных заведениях МВД, введены должности психологов в кадровые аппараты ОВД. Психологи пользуются хорошо подобранным инструментарием, позволяющим быстро определить у абитуриента, кандидата на службу в ОВД, действующего сотрудника ОВД наиболее наиболее значимые для эффективной учебной и служебной деятельности качества, особенности поведения личности, моральные качества, склонность к совершению деликтов или ее отсутствие и т. д.

Специалисты-психологи проходят специализацию по психологии индивидуальности и в полной мере владеют методиками психодиагностического исследования, с помощью которых могут профессионально определять личностные свойства людей, давать им рекомендации по выбору профессии, решать вопросы кадрового отбора, гармонизировать межличностные отношения в группах, командах, экипажах и т. д., проводить психологическую коррекцию отклоняющихся от норм состояний. Сегодня психологи каждого учебного заведения МВД России ориентируются на квалификационные характеристики и критерии отбора абитуриентов и курсантов, которые были разработаны ранее, составляют свои рекомендации, учитывая, насколько это возможно, уже существующие, и лишь после этого прокладывают свой новый путь в этом направлении.

Психодиагностика в нашей стране успешно развивалась до 1936 г. Потом она была длительное время, в течение нескольких десятилетий, забыта, занимая последнее место среди других направлений в психологии [8; с. 5]. Именно по этой причине большая часть тестов была разработана зарубежными психологами. Отечественные психологи с большим интересом изучали и применяли данные тесты, но ввиду того, что менталитет нашей страны в корне отличается от менталитета зарубежных стран, большую часть тестов необходимо было адаптировать, модифицировать и рестандартизировать.

Большой вклад в область психологии и психиатрии внесла Л. Н. Собчик. Она написала и издала большое количество книг, методических рекомендаций и пособий, в которых подробно описаны оптимальные наборы психодиагностических тестов и даны рекомендации по их практическому применению и использованию в учебно-воспитательных целях, при кадровом отборе, в процессе психологической коррекции и психотерапии и т. д. Л. Н. Собчик разработала большое количество схем, регистрационных профильных листов, таблиц, опросников, подготовила стимульный материал, авторские личностные тесты (РАТ, индивидуально-типологический опросник, вербальный фрустрационный тест), которые дополнили арсенал известных ранее психодиагностических методик и широко используются российскими психологами.

Большая текучесть кадров, нарушения служебной дисциплины, случаи суицидов среди сотрудников ОВД и курсантов вузов системы МВД России — все это указывает на необходимость психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников (курсантов в учебных заведениях, кандидатов на службу в ОВД, стажеров). Основным критерием в данном случае является эффективность психологического отбора.

В первую очередь психолог должен выявить у абитуриента при поступлении в вуз (используя психологические тесты) уровень развития его умственных способностей. Сегодня большинство учебных предметов, которые изучаются в институте, предъявляют высокие требования к уровню развития умственных способностей курсантов. Развитие этих способностей должно быть учтено преподавателями в методике преподавания предметов. Каждый преподаватель должен знать некоторые аспекты психологии индивидуальности в том объеме, который позволит им грамотно подходить к каждому курсанту, учитывая индивидуальные особенности. Преподаватели не должны допускать чрезмерной жесткости (а в отдельных случаях жестокости) при работе с курсантами, слушателями, студентами, так как перегибы могут привести к плачевным последствиям.

Агрессия со стороны педагогов (а педагог по своему определению не должен быть грубым и агрессивным, к любой формирующейся личности с любым качеством знаний, с любыми способностями он должен уметь подобрать ключик через индивидуальный подход, терпение, тратя порой при этом свое время), жесткость (о чем подростки сообщили в предсмертных записках) не должны иметь место в преподавании. И действительно, то, что для нас было нормой в советский период развития страны, сегодня становится не нормой. Дети, подростки, юноши и девушки иначе стали реагировать на происходящие события. Многие, чтобы противостоять взрослым, решают проблемы через бунтарство (нонконформизм), совершая порой правонарушения.

Группа психологического обеспечения вуза с помощью психологических методик должна отбирать абитуриентов, способных успешно адаптироваться в условиях строго регламентированного режима учебного заведения системы МВД России.

Особое внимание следует уделять эмоциональному состоянию курсантов. Проблемами эмоциональных состояний человека занимались многие известные миру ученые. Эмоции являются своеобразной формой психической деятельности человека. Специфической чертой эмоциональных процессов является своеобразное состояние напряжения, иногда достигающего значительной силы. В трудах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского [1; с. 504], А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича [3; с. 56 — 73] говорится, что «эмоциональные переживания человека рассматриваются как особая форма отражения действительности, в которой отражаемое содержание всегда слито с эмоциональным отношением к нему».

С. Л. Рубинштейн писал: «Переживания человека — это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности» [7; с. 7]. А. Н. Леонтьев рассматривает эмоции как широкий класс процессов, отражающих смысл воздействующих на субъекта объектов и ситуаций, участвующих во внутренней регуляции деятельности и порождающих различные эмоциональные переживания [2; с. 39].

Психологи обязательно должны наблюдать за поведением курсантов, которые после проведения диагностирования были отнесены к группе риска, должны следить за их деятельностью, за желанием и способностью овладеть профессией и нравственными установками. Учитываются условия жизни курсантов, особенности их воспитания и поведения до поступления в учебное заведение МВД России, анализируется их поведение в период адаптации по основным показателям. Фиксируются проявления межличностных отношений и особенности поведения курсантов в коллективе, совершение или несовершения деликтов.

Курсанты, отнесенные к группе повышенного риска, принятые на учебу, должны находиться под пристальным наблюдением не только психологов, но и курсовых офицеров данного учебного заведения до полной адаптации их к условиям службы и формирования навыков устойчивой эффективной профессиональной деятельности при компенсации негативных черт характера.

Следует помнить, что работа курсовых офицеров и психологов с лицами, отнесенными к группе риска, строится индивидуально, публичное оглашение характерологических особенностей личности категорически запрещено. Утечка информации должна быть полностью исключена, так как это может привести к нежелательным, отрицательным морально-психологическим, этическим и нравственным последствиям.

Сталкиваясь с незапланированными ситуациями, вызывающими стресс, фрустрацию, человек может утратить контроль над чувствами и непосредственными реакциями; именно в подобных ситуациях человек обнажает свою натуру — иногда с неожиданной для окружающих, да и для самого себя стороны. В таком состоянии курсант может совершить административные правонарушения.

Воспитательная работа с лицами, отнесенными к группе риска, должна не только заключаться в контроле за их поведением, но и способствовать выявлению факторов, затрудняющих деятельность курсантов.

Устранение обнаруженных негативных моментов в рамках служебной и профессиональной подготовки проводится по основным направлениям (О. В. Андреев, С. Д. Хачатурян):

— профессионализм;

— служебная дисциплина и самоконтроль;

— нормы межличностного общения в коллективе;

— психология общения по вертикалям «подчиненный — руководитель» и «руководитель — подчиненный».

Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение курсанта с целью формирования у него профессионального отношения к деятельности должно сопровождаться:

— профориентацией, которая может проводиться с привлечением психологов;

— повышением заинтересованности в добросовестном выполнении служебных обязанностей;

— развитием самоконтроля, уважением к закону и безусловному его соблюдению;

— планомерной работой по развитию навыков и наращиванию объема знаний и умений, необходимых для служебной деятельности;

— компенсацией — сглаживанием и нейтрализацией средствами воспитательного и специального психологического воздействия проявлений негативных индивидуально-психологических черт и поведенческих реакций;

— проведением разбора причин профессиональных ошибок, путей и методов их предупреждения, при необходимости сменой направления служебной деятельности.

Для предупреждения срывов в деятельности личного состава психологи должны осуществлять динамический контроль за психическим состоянием каждого курсанта. Для этой цели необходимо определять и выявлять негативные факторы, личностные психологические, психические и эмоциональные изменения. Только в этом случае можно помочь курсантам справиться с возникшими трудностями и проблемами.

Понятие «группа риска» дает прогноз вероятности сохранения эффективной профессиональной деятельности в различных ситуациях, позволяет организовать контроль, помогающий определить выбор целенаправленных воспитательных и реабилитационных мероприятий для повышения эффективности профессиональной деятельности и поддержания нормального психоэмоционального и физического состояния курсанта.

Деятельность курсантов, сотрудников правоохранительных органов характеризуется высокой эмоциональной напряженностью, связанной с отрицательными эмоциями и необходимостью их подавления. В то же время все, кто в силу определенных обстоятельств вступает в служебные взаимоотношения с сотрудниками ОВД, ожидают от них не только добросовестного исполнения своих обязанностей, но и уважительного отношения, недопущения административных правонарушений, деликтов. Все эти факторы предъявляют повышенные требования к психолого-педагогической подготовке курсантов вузов системы МВД России.

Готовность к духовному развитию заложена в каждом курсанте, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды, то воспитание чувств, которое не может заменить образование. Тщательно подготовленные лекционные материалы, интересно подобранные практические задания, беседы, встречи, организация круглых столов, олимпиад — все это в целом поможет курсантам разобраться в сложных, а подчас в трудноразрешимых вопросах, в том числе и в вопросах административных правонарушений.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Педология подростка. М., 1931. Т. 2. С. 504.

2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. С. 39.

3. Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1971. N 6. С. 59 — 73.

4. Никулин М. И. Административная деликтология: концептуальные основы профилактики административных деликтов. Хабаровск, 2004. С. 343.

5. Поспелова Л. И. Предпосылки второй кодификации административно-деликтного законодательства и их реализация // Актуальные проблемы кодификации административно-деликтного законодательства. М., 2002. С. 107.

6. Ремнев В. И. Актуальные вопросы административной деликтологии в современный период // Актуальные проблемы административной деликтологии. Киев, 1984. С. 3.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 7.

8. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998. С. 5.

9. Шергин А. П. О концепции административной политики // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2003. С. 25.

——————————————————————