Новые изменения в порядок жилищного обеспечения военнослужащих носят антикоррупционный характер

(Кудашкин А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 1)

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НОСЯТ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР

А. В. КУДАШКИН

Кудашкин А. В., доктор юридических наук, профессор.

2 декабря 2008 г. вступили в силу изменения и дополнения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих), внесенные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ. Изменения коснулись, наверное, самой «любимой» статьи указанного Закона — ст. 15 «Право на жилище», регулирующей жилищные права военнослужащих. В то же время Закон о статусе военнослужащих дополнен ст. 15.1 «Норма предоставления площади жилого помещения», анализ которой как раз и позволяет сделать вывод, вынесенный в заголовок настоящей статьи. Однако об этом позже. Постараемся последовательно проанализировать внесенные изменения и дополнения. 1. В новой редакции изложен абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, который ранее имел следующее содержание: «Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации». В новой редакции указанный абзац изложен в следующей редакции: «Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями И ПРИЗНАННЫМ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 51 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (здесь и далее выделено мной — А. К.), по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПО ВЫБОРУ УКАЗАННЫХ ГРАЖДАН В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА, ИЛИ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА С УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ по избранному постоянному месту жительства И В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМИ СТАТЬЕЙ 15.1 НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА». Какие выводы можно сделать из прочтения новой редакции Закона? Во-первых, новая редакция в отличие от ранее действовавшей более корректно прописывает основания и условия реализации жилищных прав увольняемых с военной службы военнослужащих. Прежняя редакция позволяла предположить, что субъективное право конкретного военнослужащего на предоставление ему жилого помещения было связано только с основаниями «льготного» увольнения с военной службы (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями) и дополнительным условием — достижением общей продолжительности военной службы 10 лет и более (в календарном исчислении). Новая редакция вполне справедливо добавляет еще одно дополнительное условие — признание военнослужащих указанных категорий нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). О чем эта статья? Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее — нуждающиеся в жилых помещениях), признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям <1>; ——————————— <1> Порядок признания жилого помещения не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации <2>. ——————————— <2> Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378. К ним, например, относятся: активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

Некоторые пояснения к ст. 51 ЖК РФ. По п. 1 — в данном случае речь идет о так называемых бесквартирных военнослужащих или военнослужащих, занимающих жилые помещения по временным основаниям, т. е. не имеющих права на постоянное жилье — проживающих в жилых помещениях по договорам найма, поднайма, аренды, безвозмездного пользования, в качестве временных жильцов, и иным подобным основаниям. По п. 2 — в этом случае речь идет о лицах, которые имеют право пользования постоянным жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма, но в конкретном случае конкретной семье занимаемой жилой площади недостаточно, т. е. приходится менее учетной нормы на одного члена семьи. УЧЕТНАЯ НОРМА ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ (далее — учетная норма) является нормативом, исходя из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях его принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления. В г. Москве нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие в г. Москве не менее 10 лет и занимающие жилые помещения менее нормы постановки на учет. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа <3>. ——————————— <3> См.: ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (с изменениями от 24 января 2007 г.).

Во-вторых, военнослужащие, увольняемые с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности, т. е. за счет жилищного фонда Российской Федерации. Такой подход опять же справедлив, поскольку военнослужащие являются федеральными государственными служащими, выполняющими специфические функции в сфере обороны и военной безопасности государства. Поэтому, как сейчас принято говорить, жилищное обеспечение указанных категорий граждан является расходным обязательством государства. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут принять на себя такие обязательства только в случае их финансирования Российской Федерацией. В-третьих, военнослужащие имеют право выбора основания возникновения права пользования предоставляемым им жилым помещением — или возникновение у военнослужащих права собственности, или заключение с ними договора социального найма жилого помещения. В свою очередь, право собственности возникает на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, Министерства обороны Российской Федерации), т. е. его возникновение не связано с приватизацией жилого помещения или какой-либо гражданско-правовой сделкой, решение федерального органа исполнительной власти является новым основанием возникновения права собственности у военнослужащего, необходимость которого уже давно назрела и подчас порождала проблемы правоприменения Закона о статусе военнослужащих. Государство имеет право на основании федерального закона распоряжаться своей собственностью; внесенными изменениями в Закон о статусе военнослужащих такой механизм и предусмотрен. Следует также иметь в виду, что после возникновения права собственности у военнослужащего жилое помещение переходит из государственного жилищного фонда Российской Федерации в частный жилищный фонд; в то же время после заключения с военнослужащим договора социального найма жилое помещение продолжает оставаться в составе государственного жилищного фонда Российской Федерации или муниципального жилищного фонда в случае его передачи, как это предусмотрено новой редакцией абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих. Конечно, на практике и чисто с житейских позиций конкретного военнослужащего возникает вопрос: так что же лучше — жилое помещение, переданное в собственность, или жилое помещение, переданное в социальный наем. У каждого основания есть и плюсы, и минусы. Если коротко, то следует обратить внимание на следующие моменты: Плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору коммерческого найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные в установленном ЖК РФ порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) (ч. 9 ст. 156 ЖК РФ). ПЛАТА ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) <4>; ——————————— <4> Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170.

2) плату за коммунальные услуги. Собственники индивидуальных жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и т. д. Собственники жилых помещений обязаны также платить налог на имущество — жилые помещения, находящиеся в их собственности. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ. Помимо собственного проживания и проживания членов своей семьи, собственник вправе использовать жилое помещение для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, но не может размещать в нем промышленные производства (ч. ч. 2 и 3 ст. 17 ЖК РФ). Например, адвокат вправе разместить в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении адвокатский кабинет, индивидуальный предприниматель — свой офис. Такое использование осуществляется без перевода жилого помещения в нежилое. При этом при использовании жилого помещения непосредственно как для проживания, так и для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности собственник должен осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ). Такая возможность у социальных нанимателей отсутствует. БРЕМЯ СОБСТВЕННОСТИ НЕСУТ СОБСТВЕННИКИ ИМУЩЕСТВА. Применительно к жилым помещениям это бремя проявляется следующим образом. Собственник жилого помещения несет БРЕМЯ СОДЕРЖАНИЯ помещения и, если оно является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник должен своевременно вносить плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ), за свой счет проводить текущий и капитальный ремонт принадлежащего ему жилого помещения и оборудования в нем, участвовать в ремонте и содержании общего имущества многоквартирного дома (а также общего имущества в коммунальной квартире, если он является собственником комнаты в такой квартире), уплачивать налог на недвижимое имущество и т. д. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Следует иметь в виду, что за нарушение указанных обязанностей ЖК РФ не предусматривает возможности прекращения права собственности и выселения собственника из принадлежащего ему жилого помещения в отличие от нанимателя жилого помещения. В то же время несоблюдение установленных правил использования жилого помещения может служить основанием прекращения права собственности на такое помещение на основании ст. 293 ГК РФ, согласно которой если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если после подобного предупреждения собственник продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения. Также необходимо учитывать, что собственник жилого помещения ОБЯЗАН УЧАСТВОВАТЬ В РАСХОДАХ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ СОРАЗМЕРНО СВОЕЙ ДОЛЕ В ПРАВЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ИМУЩЕСТВО ПУТЕМ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ. Применительно к жилым помещениям жилищного фонда социального использования на нанимателях лежит обязанность производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения; капитальный ремонт, а также СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА в многоквартирном доме является обязанностью наймодателя. СОЦИАЛЬНЫЕ НАНИМАТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ЗАНИМАЕМЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ. С приватизацией меняется режим жилого помещения, поскольку из государственной или муниципальной собственности жилое помещение переходит в частную собственность конкретного гражданина, у которого появляется на него право собственности. В результате приватизации у нового собственника возникают все права и обязанности собственника жилого помещения. Способ приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда — их безвозмездная передача нанимателям. Порядок передачи регулируется Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации), который в соответствии с Вводным законом (Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ) будет действовать до 1 января 2010 г. (ч. 2 ст. 2). Следует иметь в виду, что Федеральным законом «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 11 июня 2008 г. N 84-ФЗ снят запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма после 1 марта 2005 г. Согласно ст. 12 Вводного закона, которым внесены изменения в ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г. Указанный запрет был ранее признан неконституционным. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М. Ш. Орлова, Х. Ф. Орлова и З. Х. Орловой» от 15 июня 2006 г. N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 2), положение ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. (в редакции ст. 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г. Законодатель фактически поставил тех, кто получил жилье после 1 марта 2005 г., в неравное положение по сравнению с теми, кто успел получить жилье до указанной даты. Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 г. является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 г. оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты — на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами. РАСПОРЯЖЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ. Под распоряжением понимают возможность определения юридической судьбы вещи (отчуждение по договорам купли-продажи, мены, дарения; передача по наследству и т. д.). Перечисленные права априори принадлежат собственнику жилого помещения. Однако их право собственности имеет некоторые пределы. Так, ограничение права собственника распорядиться принадлежащим ему жилым помещением следует из п. 4 ст. 292 ГК РФ, согласно которому отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства. Социальный наниматель может распорядиться своим жилым помещением только в очень ограниченных рамках. Он имеет право сдать занимаемое жилое помещение в поднаем (причем с письменного согласия наймодателя и заключением письменного договора поднайма; при этом необходимо не забыть об уплате подоходного налога в установленные сроки за истекший год), вселить временных жильцов (на срок до шести месяцев и на безвозмездной основе), обменять жилое помещение на другое (также имеющее режим социального), добровольно от него отказаться. НУ И НАКОНЕЦ, СОБСТВЕННО, О КАКИХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ? Закон о статусе военнослужащих не конкретизирует вид жилого помещения, предоставляемого военнослужащим, тем самым оставляя выбор за федеральным органом исполнительной власти. Однако дополнение Закона ст. 15.1 позволяет сделать вывод, что речь прежде всего идет о квартирах в многоквартирных домах. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), например противопожарным, градостроительным и техническим. Следует обратить внимание на то, что ЖК РФ жилым считает только то помещение, которое пригодно для постоянного, а не временного проживания. При этом следует иметь в виду, что указанное жилое помещение может предоставляться как во временное, так и в постоянное пользование, т. е. жилое помещение, предназначенное для предоставления во временное пользование, должно быть пригодно для постоянного проживания (речь в данном случае идет о жилых помещениях специализированного жилищного фонда: в общежитиях, служебных помещениях и т. д.). Еще на одно замечание следует обратить внимание. Пригодность для постоянного проживания определяется применительно к конкретному населенному пункту с учетом уровня его благоустройства. В то же время требования, предъявляемые к жилым помещениям, различаются в зависимости от функционального предназначения жилого помещения: жилое помещение маневренного жилищного фонда может быть менее благоустроено, поскольку предназначено для временного проживания на период капитального ремонта многоквартирного дома вселенного жильца. Жилое помещение становится предметом жилищного правоотношения после возникновения у управомоченного субъекта в отношении его вещного или обязательственного права, которое будет рассмотрено в дальнейшем. Жилые помещения отличаются от иных строений и помещений функциональным предназначением — конструктивной возможностью проживания в них. В строениях смешанного типа, в которых, наряду с жилыми, имеются и нежилые помещения (административные, лечебные, коммунально-бытовые и т. п.), к жилищному фонду относятся только собственно жилые помещения. К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. ЖК РФ в ст. 16 дает краткую юридическую характеристику указанных помещений. ЖИЛЫМ ДОМОМ признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Следовательно, жилым домом признается постройка (строение), предназначенная для проживания людей и отвечающая соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно-гигиеническим требованиям. Иногда в это понятие в широком смысле включаются также земельный участок, на котором находится дом, подсобные хозяйственные постройки, многолетние зеленые насаждения и т. д. К жилым помещениям относится и часть жилого дома, которая также должна отвечать определенным критериям, т. е. предназначаться для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Часть жилого дома признается жилым помещением в ситуации, когда другая его часть используется для других целей (под магазин, офис и другие непроизводственные цели). Следует иметь в виду, что понятие «жилой дом» не тождественно понятию «многоквартирный дом». Жилой дом или его жилая часть в целом являются жилым помещением. В качестве особой разновидности домов (индивидуально-определенных зданий) ЖК РФ называет многоквартирный дом. Однако ЖК РФ не содержит нормативного определения понятия «многоквартирный дом». Его понятие дается в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (с изменениями от 2 августа 2007 г.), согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. В случае если жилой дом или его часть собственниками делится в результате формально-юридических процедур и образуются две и более квартиры, тогда его режим меняется на режим многоквартирного дома. Многоквартирный жилой дом как специфический комплексный объект состоит: а) из жилых помещений; б) из нежилых помещений; в) из помещений, предназначенных для обслуживания жилых и нежилых помещений и доступа к ним (вспомогательные помещения), тесно связанных с ними предназначением и следующих юридической судьбе жилых и нежилых помещений (объектов общего имущества). Жилые и нежилые помещения могут находиться в частной собственности любых субъектов права собственности независимо от ее формы, а вспомогательные помещения (объекты общего имущества) — только в общей долевой собственности указанных субъектов. Часть многоквартирного дома может состоять из двух и более квартир, которые, в свою очередь, состоят из комнат (объектом жилищных прав в данном случае являются комнаты в коммунальной квартире), которые непосредственно служат жилищем для граждан. КВАРТИРОЙ признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. На практике квартирой считается предназначенная и используемая для проживания отдельная жилая площадь, которая имеет отдельный выход на улицу (во двор, на лестничную клетку или в общий коридор) и отдельную кухню. В качестве признаков квартиры называется также отсутствие в ее пределах функциональных частей (площадей, объемов) других квартир (мест общего пользования). КОМНАТОЙ признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Комната — это обособленная постоянными стенами часть квартиры <5>. По своему предназначению комнаты подразделяются на жилые (спальни, гостиные и др.) и вспомогательные (коридоры, кухня, ванная комната, туалет, кладовые). ЖИЛОЙ КОМНАТОЙ считается обособленная постоянными стенами часть помещения, предназначенная и используемая для жилья. Площадь жилой комнаты или жилых комнат квартиры является площадью основного (главного) назначения. Указанное деление имеет важное значение, так как согласно ст. ст. 16 и 60 ЖК РФ и ст. 673 ГК РФ предметом договора найма жилого помещения может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в том числе одна или несколько комнат. Не могут быть самостоятельным предметом договора найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (СМЕЖНЫЕ КОМНАТЫ), подсобные помещения. ——————————— <5> Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37, жилой комнатой является часть квартиры, общежития, отделенная от других помещений (комнат) перегородками, предназначенная для проживания, отдыха. Жилая площадь включает только площадь жилых комнат, в том числе площадь спальных и столовых комнат, комнат для игр, учебы и отдыха, а также площадь утепленных веранд, оборудованных для проживания.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. 2. Абзац 12 п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих дополнен вторым предложением следующего содержания: «Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации». В новой редакции Закон о статусе военнослужащих предписывает Правительству Российской Федерации разработать и принять два алгоритма: — порядок признания военнослужащих указанных категорий нуждающимися в жилых помещениях (не следует путать порядок с основаниями и условиями признания нуждающимися в жилых помещениях, которые были рассмотрены выше; порядок — это процесс, который может возникнуть только при наличии определенных оснований и условий); — порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно. До принятия указанных алгор итмов необходимо руководствоваться ЖК РФ и в части, ему не противоречащей и действующей до настоящего времени, Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80. 3. Абзац 2 п. 2 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих изложен в новой редакции. В прежней редакций указанный абзац содержал следующие правила: «Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет». В новой редакции: «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона». Выводы из новой редакции следующие: 1) измененный Закон в отличие от прежнего порядка предусматривает альтернативу для граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 г.: обеспечение жилыми помещениями на общих условиях и основаниях с другими гражданами или, как и ранее, за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. На выделенный курсивом текст следует обратить внимание в том смысле, что такая обязанность лежит именно на указанных органах; 2) новая редакция абз. 1 п. 2 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих предусматривает в дополнение к ранее перечисленным возможностям возможность предоставления перечисленным лицам жилых помещений в собственность или по их выбору в социальный наем (в последнем случае предварительно жилое помещение из федеральной собственности передается в муниципальную в целях последующего предоставления указанным гражданам). 4. Абзац 1 п. 3 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих после слова «проживания» дополнен словами «жилые помещения маневренного фонда». В новой редакции указанный абзац выглядит следующим образом: «Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ МАНЕВРЕННОГО ФОНДА (выделено мной. — А. К.), или общежития». Новая редакция разрешила правовую коллизию — Закон о статусе военнослужащих в предшествующей редакции предусматривал никому не понятный вид жилых помещений — СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ. Теперь юридический нонсенс разрешен. Речь идет именно о жилых помещениях маневренного жилищного фонда, предусмотренного ЖК РФ. Согласно ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Маневренный фонд может быть создан по решению собственника соответствующего жилищного фонда или уполномоченного им органа (в нашем случае он должен создаваться Министерством обороны Российской Федерации). Маневренный фонд используется также при необходимости неотложного переселения граждан из аварийных домов, домов, грозящих обвалом, в случаях стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств, представляющих угрозу здоровью и жизни людей. УКАЗАННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ САНИТАРНЫМ, ПРОТИВОПОЖАРНЫМ И ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ, несмотря на то что речь идет о возможности временного проживания в них. Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека <6>. ——————————— <6> Пункт 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

Переселение граждан в жилое помещение маневренного жилищного фонда и возвращение граждан в ранее занимаемое жилое помещение осуществляются на основании двустороннего договора между юридическим (физическим) лицом, осуществляющим переселение, и гражданином. Таким образом, МАНЕВРЕННЫЙ ФОНД — РАЗНОВИДНОСТЬ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО НА ОСНОВАНИИ ДВУСТОРОННЕГО ДОГОВОРА, ОСНОВАННОГО НА СРОЧНОМ И ВОЗМЕЗДНОМ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПРИНАДЛЕЖАЩИМ СОБСТВЕННИКУ. Граждане, проживающие в домах маневренного фонда, оплачивают занимаемые жилые помещения и коммунальные услуги, если такая плата не вносится за ремонтируемые помещения, в размере, не превышающем плату за жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма. Порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда и пользования ими устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пользование жилым помещением прекращается после окончания капитального ремонта жилого дома, в котором находится жилище, являющееся объектом договора найма, или прекращения оснований, по которым оно было предоставлено. 5. Закон о статусе военнослужащих дополнен ст. 15.1 следующего содержания: «Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения 1. Норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. 2. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности. 3. При предоставлении жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, одиноко проживающим военнослужащему — гражданину, гражданину, уволенному с военной службы, члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего — гражданина, члену семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена, но не более чем в два раза». Анализ указанной статьи позволяет сделать вывод, что ее основное назначение заключается в противодействии коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Является «секретом полишинеля» то обстоятельство, что сложилась устойчивая практика, когда указанным лицам вместо положенных по нормам предоставления квадратных метров предоставлялось жилое помещение площадью, значительно их превышающей. Например, положена по составу семьи двухкомнатная квартира, она и предоставляется. Только, если стандартная двухкомнатная квартира имеет общую площадь от 47 до 56 квадратных метров, предоставляется двухкомнатная квартира площадью, значительно превышающей стандартные размеры (например, от 70 и далее). Второй путь, по которому, словно в песок, уходят государственные квадратные метры, когда на семью, которой положена, например, опять же стандартная трехкомнатная квартира, предоставляется не одна, а две квартиры: однокомнатная + двухкомнатная. Если стандартная трехкомнатная квартира имеет общую площадь примерно от 72 до 82 квадратных метров, то путем несложных расчетов можно подсчитать, насколько превысит норму предоставления такая схема жилищного обеспечения гражданина: 38 — 45 квадратных метров (однокомнатная квартира) + 47 — 56 квадратных метров (двухкомнатная квартира) = 85 — 101 квадратных метров, а если опять же брать нестандартные планировки квартир, то, как говорится, комментарии излишни. Однако это эмоции, остановимся на юридическом анализе указанной статьи Закона о статусе военнослужащих: 1) устанавливается единый федеральный стандарт предоставления жилых помещений военнослужащим, т. е. единая норма предоставления площади жилого помещения на всей территории Российской Федерации; 2) норма предоставления площади жилого помещения дифференцирована в зависимости от состава семьи: — на семью из одного человека (одиноко проживающим военнослужащему — гражданину, гражданину, уволенному с военной службы, члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего — гражданина, члену семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы) — 36 квадратных метров. Следует обратить внимание на то, что п. 2 ст. 15.1 на указанных лиц не распространяется. Однако если указанные лица имеют право на дополнительную площадь, то предоставление должно осуществляться с учетом этого права. Напомним, что из числа военнослужащих дополнительная общая площадь жилого помещения не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров предоставляется командирам воинских частей, офицерам в воинском звании полковника (капитана первого ранга) и выше. Такое же право предоставляется военнослужащим — преподавателям военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях профессионального образования, научным работникам, имеющим ученые степени или звания, и другим гражданам (п. 8 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих); — на семью из двух и более человек полагается по 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого человека. Однако при этом действуют правила п. 2 ст. 15.1, т. е. в зависимости от конструктивных особенностей жилого помещения норма предоставления может быть увеличена на 9 квадратных метров. Так, на семью из двух человек может быть предоставлена квартира площадью 18 + 18 + 9 = 45 квадратных метров. Все предоставляемые излишки должны быть оплачены вышеперечисленными гражданами «из собственного кармана». При этом также учитывается право граждан на дополнительную жилую площадь. По ЖК РФ должны соблюдаться следующие правила предоставления жилых помещений: при предоставлении жилых помещений по договору социального найма заселение одной комнаты несовершеннолетними лицами разного пола, за исключением супругов, не допускается, а заселение одной комнаты совершеннолетними лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ст. 58). 6. Федеральный закон N 225-ФЗ внес изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В частности, ст. 217 дополнена п. 41 следующего содержания: «41) доходы в виде жилого помещения, предоставленного в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».» Статья 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» устанавливает виды доходов физических лиц, не подлежащие налогообложению (освобождаются от налогообложения). Таким образом, вышеперечисленные граждане освобождаются от уплаты подоходного налога в случае передачи им в собственность жилого помещения по основаниям, предусмотренным Законом о статусе военнослужащих.

——————————————————————