Особенности подготовки белорусских военнослужащих в вузах Министерства обороны Российской Федерации

(Савин И. Г.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 1)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БЕЛОРУССКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. Г. САВИН

Савин И. Г., начальник юридической службы РВВДКУ (ВИ), подполковник юстиции.

Для удобства рассмотрения вынесенной в заголовок статьи темы будут использованы следующие сокращения: а) «вуз МО России» — образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации; б) «ГУ МВС» — Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации. Вследствие распада Советского Союза, изменения внешнеполитического курса продолжателем СССР — Российской Федерацией произошли изменения и в деятельности, связанной с подготовкой в военно-учебных заведениях находящихся на территории Российской Федерации иностранных военнослужащих. Республика Беларусь на основании Соглашения о создании Содружества Независимых Государств <1> (далее — СНГ) стала государством — членом СНГ. ——————————— <1> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. N 1.

С изданием 7 мая 1992 г. Указа Президента РФ N 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» <2> в адрес министров обороны и председателей комитетов по обороне государств — участников СНГ были направлены письма, в которых говорилось, что подготовка военных кадров для этих стран начиная с 1992 г. может быть продолжена только по заявкам на контрактно-договорной основе. С созданием Министерства обороны России 10-е Главное управление Генерального штаба, занимавшееся организацией и проведением деятельности по подготовке иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР, преобразовывается в ГУ МВС. ——————————— <2> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ Верховного Совета РФ. 1992. N 19. Ст. 1058.

Порядок взаиморасчетов за обучение и обеспечение военнослужащих из стран ближнего зарубежья начиная с 1993/1994 учебного года по контрактам на основе двусторонних межправительственных соглашений определила директива министра обороны Российской Федерации от 16 августа 1992 г. N Д-23 «О подготовке военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации», определившая обучение военнослужащих из государств — участников СНГ <3>. ——————————— <3> См.: Арутюнян А. А. Международно-правовые основы военного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 127.

Основные принципы и направления военного сотрудничества в области подготовки военнослужащих стран СНГ (в том числе и Республики Беларусь) в вузах МО России определило Соглашение о подготовке военных кадров <4>, подписанное в Москве 13 ноября 1992 г. главами правительств девяти государств-участников. ГУ МВС во все военные ведомства стран СНГ были направлены проекты контрактов на обучение. ——————————— <4> Утратило силу в связи с подписанием руководителями стран СНГ 6 марта 1998 г. Соглашения о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров.

Таким образом, с 1992 г. подготовка в вузах МО России военнослужащих из стран СНГ практически ничем не стала отличаться от подготовки иностранных военнослужащих дальнего зарубежья. В конце 1997 — начале 1998 г. по инициативе Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств — участников СНГ и при активном участии ГУ МВС было разработано Соглашение о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров <5>, которое было подписано в Москве 6 марта 1998 г. главами правительств шести государств (Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия и Россия), определившее основные положения военного сотрудничества, среди которых: ——————————— <5> Российская газета. 26.03.2008.

— обучение иностранных военнослужащих на специальных факультетах (предусматривалось (по взаимному согласию Сторон) и совместно с обучаемыми принимающей Стороны); — обучение на контрактно-договорной основе между министерствами обороны Сторон; — распространение в период обучения положений нормативных актов, применяемых для обучаемых данного военно-учебного заведения принимающей Стороны, на курсантов и слушателей посылающей Стороны. Порядок и условия подготовки и обучения иностранных военнослужащих в вузах МО России определил сначала Приказ министра обороны Российской Федерации от 13 июля 1998 г. N 309 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации», а затем Приказ министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 2000 г. N 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» <6>. ——————————— <6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 12.

Вышеуказанные приказы закрепили порядок обучения иностранных военнослужащих в вузах МО России на специальных факультетах по специальным программам; установили ограничения в допуске иностранных военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну; запретили назначать иностранных военнослужащих в суточный наряд по вузу и иметь им личное огнестрельное или холодное оружие. Об особенностях в обучении белорусских военнослужащих в вузах МО России можно вести речь только начиная с 1998 г. Правовыми основаниями особенностей в подготовке белорусских военнослужащих в вузах МО России явились: 1. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (Москва, 2 апреля 1996 г.) <7>. ——————————— <7> Договор ратифицирован Федеральным законом от 21 мая 1996 г. N 43-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2580.

2. Договор о Союзе Беларуси и России (Москва, 2 апреля 1997 г.) <8>. ——————————— <8> Договор ратифицирован Федеральным законом от 10 июня 1997 г. N 89-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2950.

3. Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) <9>. ——————————— <9> См.: Московский журнал международного права. 2000. N 3. С. 367 — 384.

4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве <10>. ——————————— <10> Договор ратифицирован Федеральным законом от 29.10.1998 N 169-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5399.

5. Постановление Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 г. N 2 «О совместной программе «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» <11>. ——————————— <11> http://www. bankzakonov. com/inter/razdel40/time1/lavz0006.htm

6. Приказ министра обороны РФ от 2 октября 1998 г. N 441 «О реализации совместной программы Союзного государства «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» и отменивший его Приказ министра обороны РФ от 2 октября 2003 г. N 349 «О реализации совместной программы Союзного государства «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации». Вышеуказанные Договоры («Об образовании Сообщества России и Белоруссии», «О Союзе Беларуси и России», «О создании Союзного государства») определили основные цели Союзного государства, среди которых: а) создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников; б) проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; в) обеспечение безопасности Союзного государства. Исходя из поставленных целей Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве <12> определил основные направления военного сотрудничества, среди которых «сближение и унификация законодательства в области обороны, военного строительства и социальной защиты военнослужащих» и «подготовка военных кадров». При этом в Договоре указывалось, что должна осуществляться совместная подготовка военно-научных и научно-педагогических кадров и обучение военнослужащих в военно-учебных заведениях Сторон — на равных условиях. ——————————— <12> Договор ратифицирован Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 169-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5399.

Кроме того, согласно ст. 7 вышеуказанного Договора, «в целях реализации настоящего Договора уполномоченные органы Сторон в установленном порядке могут обмениваться информацией, в том числе содержащей государственные тайны (государственные секреты)», а ст. 6 определяла, что «финансовые расходы, связанные с реализацией мероприятий в области военного сотрудничества, Стороны осуществляют на основе взаимности» и «финансирование совместных программ и мероприятий по реализации настоящего Договора осуществляется через органы, уполномоченные Сторонами, или через Исполнительный комитет Союза Беларуси и России». Постановлением Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 г. N 2 была принята совместная программа «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» (далее — Совместная программа). Совместная программа определила государственного заказчика — Министерство обороны Республики Беларусь и головного исполнителя — Министерство обороны Российской Федерации, исполнителями — военно-учебные заведения Российской Федерации, осуществляющие подготовку военнослужащих Республики Беларусь. Финансирование Совместной программы предполагалось осуществлять из бюджета Союза Беларуси и России, при этом расходы на обучение покрываются за счет отчислений Российской Федерации, а расходы на содержание — за счет Республики Беларусь. Совместная программа рассчитана на 10 лет (срок реализации: 1998 — 2008 гг.) Приказ министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 349 «О реализации совместной программы Союзного государства «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» утвердил Инструкцию о порядке финансирования расходов по подготовке белорусских военнослужащих в вузах МО России; допустил белорусских военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну РФ; возложил организацию подготовки белорусских военнослужащих, финансового планирования и распределения средств, выделяемых из бюджета Союзного государства на ГУ МВС, а организацию финансирования и отчетность — на Главное финансово-экономическое управление МО России. В приказе отсутствуют ограничения, связанные с совместным проживанием и совместным обучением по единым программам белорусских и российских военнослужащих, а также запрет на назначение белорусских военнослужащих, обучающихся в вузах МО России, в суточный наряд по вузу и на право иметь личное огнестрельное или холодное оружие. Таким образом, обучение белорусских военнослужащих в вузах МО России имеет ряд принципиальных отличий от обучения других иностранных военнослужащих (даже стран — участниц СНГ и стран — участниц Организации Договора о коллективной безопасности (в число которых входит и Республика Беларусь): 1) совместное обучение по единым программам и совместное проживание белорусских и российских военнослужащих; 2) допуск белорусских военнослужащих, обучающихся в вузах МО России, к сведениям, составляющим государственную тайну России; 3) возможность несения службы в суточном наряде по вузу МО России; 4) предоставление права в установленном для российских военнослужащих порядке иметь личное огнестрельное или холодное оружие. На настоящий момент ситуация меняется. Это связано с подписанием 23 июня 2005 г. в Москве Соглашения о подготовке военных кадров для государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности <13> (далее — Соглашение), ст. 2 которого устанавливает, что «стороны имеют своей целью формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств — членов Организации по согласованным специальностям и программам обучения». ——————————— <13> Ратифицировано Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. N 45-ФЗ // Российская газета. 12 апреля 2008 г.

Исходя из этой цели подготовка военных кадров осуществляется на основании контрактов по единым учебным планам и программам, разработанным для военнослужащих принимающей Стороны. Важным является указание в ст. 3 Соглашения на то, что подготовка военных кадров осуществляется в двух направлениях: а) совместно с военнослужащими принимающей Стороны; б) раздельно, на специальных факультетах (в отделениях, группах) военных учебных заведений. При этом обучение указанной категории иностранных военнослужащих раздельно, на специальных факультетах, предусматривается как исключение из правил. Статья 8 Соглашения устанавливает возможность привлечения военнослужащих направляющей Стороны во время обучения к несению гарнизонной, караульной и внутренней службы в пределах, допустимых законодательством принимающей Стороны. Но самым важным является принятие решения об обучении в вузах МО России военнослужащих государств — участниц Организации Договора о коллективной безопасности на льготной основе (обучение — за счет РФ, содержание — за счет направляющей Стороны) и безвозмездной основе (обучение и содержание — за счет РФ) в пределах устанавливаемых квот.

——————————————————————