Повторное обеспечение военнослужащих жильем — не миф, а реальность! (По материалам судебной практики)

(Выскубин А. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

ПОВТОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖИЛЬЕМ — НЕ МИФ, А РЕАЛЬНОСТЬ!

(По материалам судебной практики)

А. А. ВЫСКУБИН

Выскубин А. А., начальник юридической службы ФГУ «32 Государственный научно-исследовательский испытательный институт Минобороны России», майор юстиции.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако в настоящее время в сфере жилищных правоотношений накопилось немало спорных ситуаций. Это и понятно, поскольку в России жилищная проблема всегда стояла и в обозримом будущем будет стоять остро. В 2008 г. гарнизонными военными судами Московского окружного военного суда рассмотрено значительное количество дел по жилищным спорам, а среди обжалованных в кассационном порядке они составили 23% от общего числа <1>. ——————————— <1> Обзор судебной практики рассмотрения гарнизонными военными судами Московского окружного военного суда гражданских дел и дел об административных правонарушениях за 2008 г.

Как показывает практика, при решении жилищных вопросов подчиненных военнослужащих воинские должностные лица не всегда правильно понимают отдельные нормы жилищного права в связи с их сложностью и недостаточностью урегулирования порядка обеспечения жилыми помещениями военнослужащих. Одной из таких проблем является вопрос правомерности повторного признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, в то время как ранее он и члены его семьи уже обеспечивались жилым помещением по установленным нормам за счет Министерства обороны Российской Федерации. В настоящей статье автор попытается рассмотреть данную проблему, опираясь на анализ имеющейся судебной практики по данному вопросу. Пример N 1. Полковник С. проходит военную службу по контракту в должности ведущего научного сотрудника НИИ Минобороны России с ноября 2002 г. В 1993 г. он, проходя военную службу в воинской части, дислоцированной в г. Новосибирске, получил трехкомнатную квартиру на семью из четырех человек общей площадью 65,3 кв. м. В 1994 г. в связи с переводом к новому месту военной службы из г. Новосибирска в г. Ульяновск офицер продал квартиру в целях приобретения жилья в г. Ульяновске, предполагая, что это будет последнее место его службы. Чтобы получить недостающую сумму для покупки квартиры в г. Ульяновске, деньги, полученные от продажи вышеупомянутой квартиры, С. поместил в компанию «Русский дом Селенга», где они и исчезли вместе с компанией. В ноябре 2002 г. офицер С. для дальнейшего прохождения военной службы был переведен в г. Москву в один из НИИ Минобороны России (далее — институт). 20 марта 2003 г. жилищной комиссией института он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь на получение жилья. Основанием для принятия жилищной комиссией данного решения послужила ст. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12 <2>. В данном документе было указано, что граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении пяти лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате чего на каждого проживающего стало приходиться общей площади жилого помещения менее нормы постановки на учет. К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, в частности, относится отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли. ——————————— <2> Утратил силу с момента вступления в силу Закона города Москвы от 15 января 2003 г. N 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы».

Однако в ноябре 2008 г. в адрес института поступило письмо из ГлавКЭУ МО РФ, в котором сообщалось, что Минобороны России выполнило свои обязательства перед полковником С. по обеспечению его жильем путем предоставления ему и членам его семьи в 1993 г. трехкомнатной квартиры. Оснований для обеспечения жилой площадью его и членов его семьи без предоставления справки о сдаче жилого помещения не имеется. Учитывая изложенное, указывалось в письме, начальником Службы расквартирования и обустройства Минобороны России принято решение о признании решения жилищной комиссии института недействительным и снятии полковника С. с учета нуждающихся в обеспечении жилой площадью (улучшении жилищных условий) по Московскому гарнизону в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет. Полагая свои права нарушенными, полковник С. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать вышеуказанное решение начальника Службы расквартирования и обустройства незаконным. Решением гарнизонного военного суда требования полковника С. удовлетворены в полном объеме. Суд обязал начальника Службы расквартирования и обустройства отменить принятое им решение о признании решения жилищной комиссии института недействительным и о снятии полковника С. с учета нуждающихся в обеспечении жилой площадью (улучшении жилищных условий) по Московскому гарнизону. В мотивировочной части решения суд указал, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии со ст. 10 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. Из договора от 17 сентября 1994 г. следует, что С. совершил продажу квартиры, находящейся по адресу: г. Новосибирск, ул. Гагарина, д. 25/2, кв. 88. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии института от 20 марта 2003 г. N 24 полковник С. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь на получение жилого помещения. Из сообщения ГлавКЭУ МО РФ от 1 ноября 2008 г. N 147/159/32306 усматривается, что в 1993 г. полковнику С. и членам его семьи в г. Новосибирске была предоставлена трехкомнатная квартира по нормам и в порядке, предусмотренным действующим законодательством, которая им была оформлена в личную собственность. В 1994 г. полковником С. была совершена сделка по продаже квартиры, предоставленной ему и членам его семьи по линии Минобороны России, а вырученные от продажи денежные средства использованы по своему усмотрению. В 2003 г. жилищной комиссией института принято решение о включении полковника С. в списки нуждающихся в получении жилого помещения и той же датой он поставлен на учет в ГлавКЭУ МО РФ. Тем самым Минобороны России выполнены свои обязательства перед полковником С. по обеспечению его и членов его семьи трехкомнатной квартирой. Оснований для обеспечения жилой площадью без предоставления справки о сдаче жилого помещения не имеется. В связи с этим начальником Службы и расквартирования и обустройства было принято решение о признании решения жилищной комиссии института недействительным и о снятии полковника С. с учета нуждающихся в обеспечении жилой площадью по Московскому гарнизону. Частью 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Пунктом 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Жилищная комиссия института на своем заседании, состоявшемся 13 ноября 2008 г., решила: информацию ГлавКЭУ МО РФ от 1 ноября 2008 г. N 147/159/32306 о снятии полковника С. с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по Московскому гарнизону, принять к сведению, рекомендовать полковнику С., если он считает, что нарушены его права и свободы, обратиться в суд в установленном порядке. В связи с изложенным суд находит, что начальником Службы расквартирования и обустройства Минобороны России были неправомерно совершены действия по признанию недействительным решения жилищной комиссии института о признании полковника С. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его в очередь на получение жилья, а также о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях принимается органом, на основании решения которого они были приняты на данный учет. Таким образом, решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях должно приниматься жилищной комиссией института, а не начальником Службы расквартирования и обустройства Минобороны России. Довод, положенный в основание признания недействительным решения жилищной комиссии института о признании С. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его в очередь на получение жилья, а также о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о том, что право на жилое помещение военнослужащим реализовано ранее, суд находит несостоятельным, поскольку за период военной службы у военнослужащего может возникнуть право на улучшение жилищных условий, где и должны учитываться ранее выделенные жилые помещения и иные льготы военнослужащих на дополнительную жилую площадь, а с момента сделки, совершенной в 1994 г. по продаже заявителем выделенной ему и членам его семьи трехкомнатной квартиры, до момента признания его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки в очередь на получение жилого помещения прошел срок более пяти лет. Согласно законодательству, военнослужащие, прибывшие к новому месту военной службы, должны быть до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрироваться по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей и им должны предоставляться служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. Как установлено в судебном заседании, полковник С. проживает в настоящее время на территории воинской части в помещении, обустроенном под жилое, при этом, как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания, полковник С. с 6 августа 2008 г. по 25 июня 2013 г. зарегистрирован по адресу воинской части. Оценивая изложенное, суд пришел к выводу, что заявитель обоснованно признан жилищной комиссией института нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в том числе и для возможности реализации его права на служебное жилое помещение по новому месту службы. Для восстановления прав заявителя суд находит необходимым возложить на начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны России обязанность отменить принятое им решение о признании решения жилищной комиссии института недействительным и снятии полковника С. с учета нуждающихся в обеспечении жилой площадью (улучшении жилищных условий) по Московскому гарнизону. Пример N 2. В связи с неправильным применением норм материального права судом кассационной инстанции отменено решение Московского гарнизонного военного суда по заявлению полковника запаса К. Принимая данное решение, кассационная инстанция Московского окружного военного суда исходила из следующего. Решением жилищной комиссии Главного командования Сухопутных войск от 17 ноября 2007 г. К. распределено жилое помещение. Однако 24 марта 2008 г. начальник 159-го управления (жилищного обеспечения) Управления по реализации жилищных программ Минобороны России отказал К. в согласовании списка распределения жилого помещения. К. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия этого должностного лица и возложить на него обязанность согласовать этот список. Суд заявление К. удовлетворил, полагая, что со дня утраты К. права собственности на часть жилого помещения, т. е. с 15 июля 2002 г., когда он передал свою долю в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, своей бывшей супруге, и до принятия жилищной комиссией решения о предоставлении ему жилого помещения, т. е. 17 ноября 2007 г., предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок истек. Однако суд оставил без внимания то, что из ранее принадлежавшей К. на праве общей долевой собственности квартиры он добровольно снялся с регистрационного учета лишь в марте 2004 г. Поскольку до этого момента у К. отсутствовали препятствия к проживанию в этой квартире и он не нуждался в жилом помещении, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок намеренного ухудшения жилищных условий должен исчисляться с марта 2004 г. В связи с вышесказанным суд второй инстанции, отменив это решение, принял новое: об отказе в удовлетворении требований К. Аналогичное решение принято судом кассационной инстанции по решению Реутовского гарнизонного военного суда, которым удовлетворено заявление Ш. Ш. обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что по прибытии к новому месту военной службы с 3 июня 1993 г. был поставлен на жилищный учет. В мае 2001 г. ему была предоставлена служебная однокомнатная квартира, и он был исключен из списка военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения. Решением жилищной комиссии воинской части от 20 февраля 2008 г. Ш. отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения с 3 июня 1993 г. — даты первоначальной постановки на жилищный учет. Гарнизонный военный суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что Ш. после обеспечения служебным жилым помещением остался нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания и поэтому должен считаться таковым с момента первоначальной постановки его на жилищный учет для получения служебного жилого помещения. Однако данный вывод суда противоречит требованиям действующего законодательства. Как видно из материалов дела, Ш. проходит военную службу и проживает на территории закрытого военного городка, где согласно п. 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Пунктом 31 указанной Инструкции определено, что военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случае получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку Ш., проживая в закрытом военном городке, в 2001 г. был обеспечен служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы по установленным нормам, а затем снят с жилищного учета, оснований для его признания нуждающимся в жилом помещении с даты первоначальной постановки на жилищный учет не имелось. Пример N 3. В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Решением Солнечногорского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда, обоснованно отказано в удовлетворении заявления капитана II ранга М., который обратился в военный суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии 22-го ЦНИИ Минобороны России от 3 июня 2008 г. о распределении трехкомнатной квартиры общей площадью 73,78 кв. м. Начальник Мытищинской КЭЧ письмом от 3 июля 2008 г. возвратил без согласования список распределения этого жилого помещения, поскольку жена капитана II ранга М., добровольно утратившая право пользования жилым помещением по прежнему месту жительства в 2006 г., права на получение жилья за счет Минобороны России не имеет. Полагая свои права нарушенными, М. просил суд признать названные действия начальника Мытищинской КЭЧ незаконными и обязать это должностное лицо устранить указанное нарушение. Гарнизонный военный суд и судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда, отказывая М. в удовлетворении его требований, исходили из следующего. Жена М., до 20 июня 2006 г. являясь членом семьи нанимателя жилого помещения в г. Мытищи общей площадью 60,6 кв. м., была обеспечена жилой площадью более учетной нормы (10 кв. м) по Московской области. В июне 2006 г. она снялась с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, убыла с места своего жительства и с 20 июня 2006 г. зарегистрировалась в 22-м ЦНИИ Минобороны России, т. е. добровольно утратила право пользования этим жилым помещением, что в соответствии с п. 8 ст. 57 ЖК РФ должно учитываться при предоставлении жилья заявителю и его семье до истечения пять лет. Следовательно, М., членом семьи которого является его жена, в соответствии с п. 8 ст. 57 ЖК РФ до 20 июня 2011 г. не может претендовать на получение жилого помещения общей площадью 73,78 кв. м. Более того, п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, определено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей, а согласно п. 28 указанной Инструкции военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Согласно п. 30 Инструкции КЭЧ района вправе возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что начальник Мытищинской КЭЧ обоснованно не усмотрел в решении жилищной комиссии 22-го ЦНИИ Минобороны России оснований для обеспечения заявителя жилым помещением общей площадью 73,78 кв. м и своих полномочий не превысил. Анализ приведенных примеров из судебной практики позволяет сделать следующие выводы: 1) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иными словами, у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за период военной службы может возникнуть право на улучшение жилищных условий, где и должны учитываться ранее выделенные жилые помещения и иные льготы военнослужащих на дополнительную жилую площадь; 2) решение о снятии военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях должно приниматься жилищной комиссией воинской части, а не вышестоящим квартирно-эксплуатационным органом и должностным лицом; 3) во время разрешения вопроса о признании военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) жилищными комиссиями должны учитываться действия, которые привели к ухудшению жилищных условий военнослужащих. Кроме того, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Такие военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом пятилетний срок исчисляется с момента совершения тех действий, в результате которых произошло ухудшение жилищных условий (отчуждение жилого помещения, снятие с регистрационного учета и т. п.).

——————————————————————