Право на труд или обязанность трудиться

(Глухов Е. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 5)

ПРАВО НА ТРУД ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ ТРУДИТЬСЯ

Е. А. ГЛУХОВ

Глухов Е. А., помощник начальника Рязанского высшего военного командного училища связи по правовой работе, начальник юридической службы, майор юстиции.

Как вы думаете, уважаемый читатель, сколько обязанностей может исполнять офицер? И можно ли обязать офицера исполнять множество дополнительных обязанностей? С подобными вопросами попробуем разобраться в настоящей статье. Наверное, всем известно, что во всех воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии, в состав которых входят, в частности, командиры подразделений воинской части <1>. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <2> указано, что в полку создаются и работают еще шесть комиссий, не считая внутрипроверочных комиссий по службам. Но еще большее количество комиссий предусмотрено приказами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других воинских должностных лиц (например, Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80 регламентировано создание и функционирование жилищных комиссий, Приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 222 — комиссии по приему материальных средств, Приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 138 — инвентаризационных комиссий и т. д.). По данным автора, в каждой воинской части действует более 40 комиссий. Причем в большинстве случаев участие в работе комиссий для офицера является дополнительной обязанностью и производится без освобождения его от исполнения должностных обязанностей. Если учесть, что практически каждый офицер воинской части входит в состав нескольких комиссий, а для участия в работе комиссий необходимо потратить некоторое время, то в среднем в месяц около 2 — 3 дней офицер тратит на исполнение обязанностей председателя или члена какой-либо комиссии. ——————————— <1> Статья 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с изм.). <2> Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.

Ни для кого не секрет, что по всем случаям нарушений воинской дисциплины должно проводиться разбирательство, в ряде случаев в письменной форме. В п. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации <3> перечислено 18 обязательных оснований для назначения командиром административного расследования, производство которого поручается офицеру либо комиссии. А по всем деяниям подчиненных, содержащим признаки преступления, командир воинской части обязан провести проверку в соответствии со ст. ст. 144 — 145 УПК РФ, при необходимости возбудить уголовное дело <4>. Проверка сообщения о преступлении и вынесение постановления об отказе в возбуждении либо о возбуждении уголовного дела также поручается нештатному офицеру-дознавателю. И эта работа также проводится, как правило, без освобождения офицера от исполнения должностных обязанностей. ——————————— <3> Утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10. <4> Статья 77 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Очень часто представлять интересы военной организации или должностного лица в суде поручают должностным лицам кадровых, финансово-экономических органов, органов воспитательной работы и т. п. <5>, в чьи должностные обязанности осуществление защиты интересов в судах не входит. ——————————— <5> Пункт 6 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 октября 2008 г. N 500.

Перечень такого рода обязанностей можно продолжать и далее. В ряде случаев издание нового приказа Министром обороны Российской Федерации влечет увеличение объема работы должностных лиц воинской части. В то же время в Министерстве обороны Российской Федерации начался процесс «изменения облика Вооруженных Сил Российской Федерации», связанный с сокращением воинских должностей, в связи с чем нагрузка на оставшихся офицеров увеличивается, возрастает интенсивность труда. Штаты полков, бригад, дивизий отличаются между собой. Далеко не в каждой воинской части существуют, например, штатные должности начальника метрологической службы или начальника квартирно-эксплуатационной службы. А обязанности по указанным воинским должностям существуют. Естественно, кто-то должен их исполнять. Вот как решается указанная ситуация в Руководстве по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации <6>. Пункт 100 данного Руководства гласит: ——————————— <6> Утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 222.

«В воинских частях, не имеющих по штату служб обеспечения, их функции выполняют: по службам горючего и смазочных материалов, продовольственной, вещевой и квартирно-эксплуатационной — заместитель командира воинской части по тылу (по снабжению) — начальник тыла или лица, назначенные приказом командира воинской части; по службам технического обеспечения — заместитель командира воинской части по вооружению — начальник технической части или лица, назначенные приказом командира воинской части». На практике существует еще множество нештатных должностей, которые исполняют офицеры в воинских частях. Это и нештатный начальник службы пожарного надзора <7>, и нештатный инспектор по энергонадзору <8>, и нештатный заместитель командира подразделения по воспитательной работе <9> и т. д. Более того, в соответствии со ст. 19 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации все должностные лица гарнизона, за исключением лиц, входящих в состав военной комендатуры гарнизона, исполняют свои должностные обязанности по совместительству. ——————————— <7> Пункты 78 — 79 Руководства по противопожарной защите и местной обороне в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 322. <8> Пункт 8 Положения об энергонадзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 10. <9> В соответствии с п. 8 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2005 г. N 79 в воинских частях и организациях Вооруженных Сил, где должность заместителя командира (начальника) по воспитательной работе штатом не предусмотрена, а также в подразделениях, выполняющих задачи в отрыве от воинской части, на блокпостах и в других условиях сложной боевой и морально-психологической обстановки, приказом соответствующих начальников назначаются нештатные заместители командиров (начальников) по воспитательной работе из числа наиболее подготовленных, дисциплинированных, пользующихся авторитетом офицеров, прапорщиков (мичманов).

Получается, что обязанности по отсутствующим в штате воинской части должностям приказом командира воинской части (начальника гарнизона) <10> просто возлагаются на другого военнослужащего, который исполняет уже не только обязанности по своей воинской должности, но и обязанности еще по одной должности. Причем в отличие от процесса по допуску к временному исполнению обязанности по вакантной (т. е. существующей в штате части, но не занятой) должности согласия военнослужащего на обременение его дополнительными обязанностями спрашивать не надо. Почему? Потому что приказ командира — закон для подчиненного, требование возложить нештатные обязанности на военнослужащего установлено Министром обороны Российской Федерации, а обязанность спрашивать на то согласие военнослужащего нормативными актами не предусмотрена. ——————————— <10> Далее под командиром воинской части будет пониматься и начальник территориального гарнизона.

В приведенной выше ситуации возникают вопросы о компетенции и компетентности: а) о компетенции командира воинской части по назначению на нештатные должности и б) о компетентности назначенного на нештатную должность военнослужащего по выполнению сверхштатных обязанностей. Для ответа на вопрос о компетенции командира воинской части назначать военнослужащих на нештатные должности обратимся к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 410 «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий». В соответствии с п. 2 приложения к данному Приказу в войсках <11> приказы по личному составу о назначении офицеров и прапорщиков на воинские должности имеют право подписывать командиры бригад, дивизий, корпусов и им равных соединений, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы. Смею утверждать, что нештатные пожарные и воспитатели есть не только в соединениях, но и в полках, батальонах и даже ротах. При этом приказ о назначении их нештатными начальниками издает, как правило, командир своей же воинской части, зачастую не имеющий права назначать указанных офицеров на соответствующие штатные должности. Однако в данном случае назначения на нештатную должность не происходит, хотя об этом сказано в приказе командира воинской части. Действующее военное законодательство устанавливает, что военнослужащий может занимать только одну воинскую должность (должность). Поэтому в данном случае военнослужащие не назначаются на воинские должности, которые могут быть только штатными, а обременяются обязанностями по дополнительным должностям. Следовательно, Приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 410 здесь неприменим. ——————————— <11> Здесь имеются в виду воинские части и соединения: отдельная рота, отдельный батальон, полк, бригада, дивизия.

Далее рассмотрим вопрос о компетентности назначенных офицеров качественно исполнять возложенные на них дополнительные обязанности. В соответствии со ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка. Автору представляется сомнительным, что в обычном полку (бригаде) имеются офицеры, чья основная или однопрофильная специальность совпадает со специальностью, отсутствующей в штате должности, например начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ воинской части. Но обязанности начальника указанной службы предусмотрены для каждой воинской части. Поэтому и обязанности начальника этой службы будут возложены на офицера, чья военно-учетная специальность не является однопрофильной с военно-учетной специальностью должностного лица противопожарной службы. Сможет ли указанный офицер качественно исполнять возложенные на него нештатные обязанности? И освободят ли его при этом от исполнения своих основных обязанностей по занимаемой штатной должности? Скорее всего, нет. Из анализа указанных положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части обязанности всех военнослужащих беспрекословно выполнять приказы и быть дисциплинированными следует, что и приказ командира воинской части о возложении на военнослужащего дополнительных обязанностей должен быть исполнен подчиненным. Немного об ответственности военнослужащего за исполнение нештатных обязанностей. Представьте типичную ситуацию: прибывшая комиссия выявила множество недостатков по той службе, которая отсутствует в штате воинской части. По результатам работы комиссии, как правило, издается приказ, в котором виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности. Если в этой воинской части ранее был издан приказ о возложении на одного из военнослужащих нештатных обязанностей по данной отсутствующей службе, то именно назначенный «нештатник» и будет привлечен к ответственности. А наличие взысканий, в свою очередь, может повлечь неблагоприятные последствия в виде лишения поощрительных выплат и затруднения карьерного роста. Еще более негативные последствия для военнослужащего влечет нарушением им нештатных обязанностей по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Например, в соответствии с требованиями ст. 7.30 КоАП РФ на военнослужащего, назначенного в состав конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, за совершение предусмотренных данной статьей нарушений может быть наложен административный штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Далее, с точки зрения военнослужащего, проанализируем суровую военную реальность с возложением на него дополнительных обязанностей. В нашей стране труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Более того, принудительный труд в России запрещен (ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации). Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы <12>. Гражданин, решив выбрать для себя профессию офицера, добровольно (по собственному желанию) принимает на себя обязанности по вооруженной защите Отечества. ——————————— <12> Статья 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме <13> заключается контракт о прохождении военной службы. В указанном контракте закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта <14>. ——————————— <13> Типовая форма контракта о прохождении военной службы приведена в приложении N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с изм.). <14> Статья 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В процессе заключения контракта гражданин в первую очередь совершает акт распоряжения своей способностью к труду и этим реализует конституционное право на свободный труд. Вместе с тем, в соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации, трудовые права любого лица без исключения, в том числе и военнослужащего, включают в себя права на свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на отдых, обеспечиваемое установлением предельной продолжительности рабочего времени <15>. ——————————— <15> Алексин Д. В. Контракт о прохождении военной службы: зачем он нужен // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 1, 2.

Законодатель наделяет контракт о прохождении военной службы статусом юридического основания возникновения военно-служебных отношений на добровольной основе. По мнению М. И. Петрова, поскольку с принятием Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы» военная служба трактуется как разновидность государственной службы, контракт о прохождении военной службы может быть определен как письменное соглашение между гражданином, поступающим на военную службу, и представителем военной организации государства. В таком случае военно-служебный контракт приобретает характерные черты трудового договора в части, касающейся определения прав и обязанностей его участников <16>. ——————————— <16> Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» (постатейный). М., 2007.

Контракт о прохождении военной службы является особым соглашением и представляет собой двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников. Перечень прав и обязанностей военнослужащего определен в контракте о прохождении военной службы. Согласно п. 2 типовой формы контракта о прохождении военной службы гражданин (военнослужащий) добровольно дает обязательства: а) проходить военную службу по контракту в течение установленного контрактом срока; б) в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку. В контексте настоящей статьи нам интересен подп. «б» п. 2 контракта — обязанности военнослужащего в период прохождения им военной службы по контракту. И в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», и в типовой форме контракта перечень обязанностей военнослужащего является исчерпывающим — это общие, должностные и специальные обязанности. Причем только установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общие обязанности военнослужащих изложены в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: — быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию; — строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; — дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом; — совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; — быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну; — соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Должностные обязанности делятся на общие (например, всех прямых начальников — ст. ст. 72 — 89 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т. д.). Для военнослужащих, находящихся на иных должностях, разрабатываются и утверждаются положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами (п. 3 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Специальные обязанности носят, как правило, временный характер <17>. ——————————— <17> Зорин А. С., Кудашкин А. В., Лобов Я. В., Тюрин А. И., Фатеев К. В., Шанхаев С. В. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» (постатейный).

Служебно-правовое положение военнослужащих определяется прежде всего их воинскими должностями. Назначение военнослужащих на воинские должности является основным средством реализации кадровой политики в воинских частях. Приказ о назначении на воинскую должность влечет за собой существенные правовые последствия: именно с этого момента на военнослужащего возлагаются вполне определенные должностные обязанности и он приобретает соответствующие права; с момента назначения на воинскую должность и фактического вступления в нее военнослужащий несет перед государством ответственность за исполнение (неисполнение) обязанностей и выполнение государственной задачи; с этого момента военнослужащий приобретает ряд личных прав, соответствующих занимаемой воинской должности <18>. ——————————— <18> Шанхаев С. В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации. М., 2008. С. 18.

Как было указано выше, многие офицеры исполняют нештатные обязанности в дополнение к исполнению обязанностей по своей основной должности. Естественно, исполнение дополнительных обязанностей требует затраты дополнительного времени. Это дополнительное время используется военнослужащим либо за счет личного времени, либо за счет времени, отводимого на исполнение должностных и специальных обязанностей, и в ущерб качеству их исполнения. Следующий важный момент — согласие на исполнение дополнительных обязанностей и вознаграждение за труд. В трудовом праве перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, прямо предусмотренных ТК РФ. Без согласия работника допускается только его временный перевод на срок до одного месяца при наличии обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Большинство офицеров хотя бы раз «переназначались» на высшую воинскую должность, реализовывая тем самым свое право на карьерный рост <19>. При этом военнослужащий пишет рапорт о своем согласии с назначением на планируемую к замещению воинскую должность, анализируя и соизмеряя свои возможности с успешным исполнением обязанностей по указанной новой должности. Но никакого рапорта о согласии с обременением военнослужащего дополнительными обязанностями по нештатной должности для издания приказа об этом не требуется. ——————————— <19> Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

Здесь превалируют интересы служебной необходимости и стремление командира воинской части исполнить возложенные на него обязанности по обеспечению всех сторон служебной деятельности вверенной воинской части. Кроме того, приказ о возложении дополнительных обязанностей почти всегда издается во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации. Именно в приказах Министра обороны Российской Федерации указываются конкретные обязанности и правомочия должностных лиц соответствующей службы, которой как раз и нет в штате воинской части. Там же обычно имеется оговорка, что эти обязанности могут исполнять и назначенные командиром воинской части военнослужащие (при отсутствии в штате воинской части такой штатной должности). Оплата дополнительного труда в Вооруженных Силах Российской Федерации просто не применяется. Несмотря на то что согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, ни одним приказом Министра обороны Российской Федерации не предусмотрена выплата денежного вознаграждения за исполнение дополнительных обязанностей. Рассматривая вопрос о правомочии командира по возложению дополнительной нагрузки на подчиненных сверх их должностных обязанностей (при осуществлении предпринимательской деятельности военным учреждением), Л. Н. Сморчкова приходит к выводу о невозможности таких действий со стороны командования по причине их противоречия основным целям военной организации <20>. Применяя аналогию права, можно сделать вывод, что такие действия будут неправомочными и в целях привлечения военнослужащих для выполнения другого рода деятельности, сверх их прямых должностных обязанностей. По мнению автора настоящей статьи, нормы приказов Министра обороны Российской Федерации, требующие возложения на военнослужащих без их согласия дополнительных обязанностей по нештатным воинским должностям, не соответствуют нормам Конституции Российской Федерации. ——————————— <20> Сморчкова Л. Н. Исполнение обязанностей военной службы и право военнослужащих на дополнительную оплачиваемую деятельность // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 5.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В развитие этого положения ст. 18 Конституции Российской Федерации гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Согласно ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» военная служба является одним из видов государственной службы. В качестве одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы вышеназванным Законом определен принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Данный принцип предполагает закрепление единого подхода к широкому кругу вопросов организации государственной службы, одним из которых являются равные требования к определению круга исполняемых обязанностей. В настоящее время еще не принят федеральный закон о военной службе, однако п. 7 ст. 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уже определено, что запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. С учетом изложенного и принципа единого подхода к организации государственной службы такое же правило должно быть применимо и для военнослужащих. Ведь общеправовой принцип запрещения дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (ст. 19 Конституции Российской Федерации), в полной мере распространяется на сферу военно-служебных отношений, определяя пределы дискреционных полномочий командира (начальника). По мнению автора, ни одному воинскому должностному лицу не предоставлены полномочия по ограничению конституционных прав военнослужащих на свободное распоряжение своими способностями к труду, перечень таких ограничений может быть установлен только федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации либо общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Такие ограничения не могут вводиться приказами командиров (начальников) в силу требований ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации в части возложения на начальника управления по делам ГО и ЧС (военнослужащего) обязанностей заместителя главы администрации области, в своем Постановлении от 13 мая 2004 г. N 10-П, в частности, указал: «Наделение начальника управления по делам ГО и ЧС Псковской области — военнослужащего войск гражданской обороны статусом заместителя главы администрации области не может, однако, означать исполнение им в полном объеме полномочий, которые предусмотрены или могут быть предусмотрены в отношении заместителя главы администрации области Уставом области, законами и иными нормативными правовыми актами области… названные положения не могут интерпретироваться как допускающие возложение на начальника управления по делам ГО и ЧС области — заместителя главы администрации области обязанностей, которые не соответствуют природе его должности или функциям возглавляемого им органа, а также статусу военнослужащего и которые не обусловлены необходимостью координации деятельности органов публичной власти, организаций и их должностных лиц в решении задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций». У командира воинской части нет иного выхода в решении задачи по всесторонней организации войскового хозяйства <21>, иначе как наделение этими обязанностями своих подчиненных, в том числе и сверх штатных обязанностей. При невыполнении таких действий все нештатные обязанности лягут мертвым грузом лично на командира воинской части, который будет просто не в состоянии их выполнить. Но как ни велика была бы служебная необходимость в деятельности военной организации, действия командования должны быть основаны на законе. ——————————— <21> Например, в соответствии со ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации командир (начальник) обязан, в частности, организовывать войсковое хозяйство, поддерживать в исправном состоянии вооружение и военную технику, организовывать ее учет и хранение и т. д.

Увеличение объема обязанностей без соответствующей оплаты и возможность привлечения военнослужащего к ответственности за ненадлежащее исполнение нештатных обязанностей однозначно свидетельствуют об ограничении прав многих военнослужащих на труд и на вознаграждение за труд. В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью исполнения обязательных для военнослужащего приказов и отсутствием, на наш взгляд, правовых оснований для возложения на конкретного военнослужащего без его согласия дополнительных обязанностей по воинским должностям, не предусмотренным в штате воинской части. Существенной проблемой российского закона является противоречивость и правовая неопределенность. Эффективное взаимодействие военнослужащего с государством невозможно, если он не имеет четкого представления о собственном правовом статусе, своих правах и обязанностях, а также о том, какую правовую оценку получат его действия в тех или иных ситуациях. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит — к нарушению принципов равенства и верховенства закона, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями <22>. ——————————— <22> Трунов И. Л. Государственная тайна // Право и безопасность. 2008. N 3.

Таким образом, проблема определения объема исполняемых военнослужащим обязанностей в настоящее время не имеет однозначного разрешения. Причем данную проблему решать необходимо, и прежде всего на законодательном уровне, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

——————————————————————