Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII — начала XX в

(Сушанский А. С.)

(«Юридическая психология», 2009, N 2)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

XVIII — НАЧАЛА XX В.

А. С. СУШАНСКИЙ

Сушанский А. С., кандидат педагогических наук, доцент.

В статье исследуется процесс духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России в период с XVIII до начала XX в. Обращение к историческому опыту особенно актуально в период реформирования системы военного образования в современной России.

Исследование проблемы воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII — начала XX в. свидетельствует о том, что в изучаемый период духовно-нравственное воспитание в них было одним из основных и неотъемлемых компонентов [4, 22]. Идеями духовности, нравственности были проникнуты не только все стороны жизнедеятельности вузов, но и всего общества в целом.

Основные положения сущности, содержания, структуры духовно-нравственного воспитания как процесса раскрываются рядом ученых. Так, Т. И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание как «процесс организованного, целенаправленного, как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-смыслового) воздействия на духовно-нравственную сферу личности человека, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира» [27]. В представленном определении не раскрывается понятие духовно-нравственной сферы личности человека, и по этой причине формулировка является несколько неполной, до конца не раскрывающей сущность процесса. Содержание же духовно-нравственного воспитания, данное автором, рассматривается через содержание образования, что также для нас является несколько односторонним, так как образование в военно-учебных заведениях России в изучаемый период отличалось от других видов образования, и в такой постановке, на наш взгляд, не в полной мере отражаются все условия и факторы, влияющие на данный процесс. Такие авторы, как В. А. Беляева, А. Д. Солдатенков, А. А. Корзинкин, рассматривают данный процесс в основном с религиозной православной позиции [5, 16, 33]. Ряд ученых — О. С. Барило, И. Г. Баринова, В. В. Гетьман, А. С. Метелягин, Г. Н. Насыпная и др. — исследуют проблему исходя из решения определенных частных задач [2, 3, 7]. Такие позиции отражают специфичность исследовательских задач и рассматривают духовно-нравственное воспитание в узкоспециальном срезе, что также не может до конца удовлетворить обоснованность сущности и содержания рассматриваемой проблемы. Отдельные исследователи изучали вопросы формирования сущности и содержание духовно-нравственного воспитания в процессе формирования нравственной культуры воспитанников вузов, нравственного воспитания как составной части воинского воспитания и общей системы подготовки офицерских кадров, что также урезает возможности глубоко и полноценно исследовать изучаемые вопросы [5, 35].

Из сказанного можно заключить, что данная проблема в целом является многогранной и недостаточно изученной. Остаются практически нераскрытыми теоретические основы духовно-нравственного воспитания: сущность духовно-нравственного воспитания как воспитательного процесса; его структура, содержание, основные принципы и закономерности. Вопрос же сущности, организации, содержания, методики духовно-нравственного воспитания в вузах России конкретно в XVIII — нач. XX в. в полном объеме также практически не изучался.

Определяя сущность как «внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многосторонних и противоречивых форм его бытия», необходимо определиться с составляющими рассматриваемого нами явления — понятиями «духовность» и «нравственность» [38].

Несмотря на широкое употребление, понятие духовности достаточно сложно, и на уровне мнений ученых, богословов, аналитиков по ряду причин трактуется неоднозначно. На основе анализа научной, исторической литературы, архивных документов выявлено, что в изучаемый период имели место два основных подхода к объяснению духовности: религиозный и условно называемый светским [29, 30].

Господствующей религией в обозначенный период было православие. В действовавшем Своде законов Российской империи указывалось: «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная Кафолическая восточного исповедания» [31]. Поэтому религиозный подход заключался в основном в православном понимании духовности, суть которого в следующем. Существительное «духовность» происходит от прилагательного «духовный» и определяет состояние человека, которое заключается в следующих положениях [20].

Как определяется христианскими догматами, человек, созданный Богом, по Его образу и подобию, имеет трехсоставное строение: дух, душу и тело [10]. Отсюда вполне уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни. Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела. По сути своей «она мало отличается от жизни животных: сон, еда, сексуальные потребности в основном ограничивают круг ее интересов…» [23]. Душевная жизнь — явление более тонкого плана. Душа воспринимает красоту природы эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами и т. д. Человек через душу общается с Богом [23]. Духовная жизнь несет на себе печать Высшего Начала и всегда (в истинном своем проявлении) ведет «к тому Бессмертному Источнику, давшему жизнь как человеку, так и всему, что его окружает… Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душой и телом, назначение которых — устроить временную жизнь» [24]. Понятие «дух» здесь рассматривается как термин, обозначающий одну из составных частей человеческой природы. Он рассматривается как бы вместилищем другого Духа — Духа Святого, Третьего Лица Бога, Святой Троицы [10].

С одной стороны, тело человека может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих телесно-соматических потребностей — удовольствий. Тогда душа, по словам известного русского философа И. А. Ильина, становится «служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с духом» [11]. О наличии такой борьбы свидетельствуют такие состояния души, как стыд, отвращение, жажда очищения и покаяния, сомнение, горечь утраты чистоты помыслов и т. д. [11]. С другой стороны, «душа обладает способностью слышать зов Божий, принимать закон духа». В единстве соподчинения духа человеческого Духу Святому, а ему, в свою очередь, души, и тела, есть залог здоровья, норма человеческой жизни [23]. В этой ориентации на духовность принимают участие все способности души, как высшие: мышление, воля, так и низшие: чувственное воображение, инстинкт, интуиция, сверхчувственное созерцание. То есть духовность в православном понимании — это состояние единения человека и Бога, или общение человеческой личности с Абсолютной Личностью, которое христианская этика принимает в качестве высшего блага [10]. Так формируется определенное устроение внутреннего мира человека, вектор всех устремлений которого направлен к высшему Идеалу — личностному Богу, носителю абсолютной истины, добра, любви и всех высших ценностей человеческой жизни. Стремление к этому Идеалу позволяет личности переступить через свою ограниченность, автономность, эгоцентрическую замкнутость [8].

Важно отметить и различия между понятиями «духовность» и «религиозность». Это поможет нам говорить о правомочности утверждения понятия духовно-нравственного, а не религиозно-нравственного воспитания. В православном понимании первое является глубинным стержнем становления личности и определяет позицию человека в отношении конечных вопросов бытия, смысла жизни, но редко осознается человеком во всей ее глубине. Вторая протекает прежде всего в сферах сознания и подсознания, чувств и волевой саморегуляции. Важнейшее свойство религиозности, религиозной жизни, что она обращена к духовной сфере человека, помогает глубже осознавать себя [17].

Светский подход, как показали материалы исследования, связан с развитием европейской и северо-американской культуры, для которой характерно понимание духовного лишь в связи со сферами науки, морали и искусства как самостоятельными ценностями [40]. В рамках данного подхода выделяется также несколько позиций, и прежде всего — философского плана [40]. Здесь проблема духовности находится на уровне решения основного вопроса философии, о первичности материального или идеального начала. В объективно-идеалистическом понимании духовность — самостоятельная субстанция, в которой нравственность — сердцевина духовности, являющейся либо мировым духом, мировым разумом, либо абсолютной идеей, либо Богом. Эту линию проводили Платон, Гегель, Шеллинг, Л. Шестов, В. Соловьев, Н. Бердяев и другие ученые [38]. В диалектико-материалистическом понимании духовность рассматривалась преимущественно как производное понятие от материального [28].

Вне философского понимания проблемы те сферы человеческой деятельности, которые принято связывать с ее духовным измерением, понимаются без обращения к понятию духовности, а с позиции индивидуального интереса, пользы и рационального расчета. Такой взгляд есть выражение определенных ценностей и особенностей западной цивилизации, связанной с лишенной мистического начала гуманистической идеологией, характеризуемой рационализмом, прагматизмом, ориентацией на потребительское бытие, индивидуализмом и установкой на автономность личности [15].

Существуют и другие точки зрения на духовность. И прежде всего ее сущность рассматривается как качественная характеристика сознания, отражающая господствующий тип ценностей, личностные ориентации индивида на включение в общественную жизнь; способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью; смыслообразующие идеалы и ценности, с помощью которых человек осмысленно регулирует свою деятельность; фактор социализации личности и т. д. [40]. Несмотря на разные мнения можно выделить главный признак духовности — ее связь со смыслообразующим и смысложизненным компонентами человеческого существования, относящимися к высшему уровню духовного освоения мира человеком. На основе проведенного анализа духовность можно определить как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; как ориентированность личности на действие во благо окружающих; с христианской точки зрения — как сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Следуя логике исследования, проанализируем и такое понятие, как «нравственность». В религиозном понимании нравственность — важнейшая сторона духовности, без которой последнее существовать не может; путь, которым человек идет к богообщению (и через это к святости — цели человеческой жизни), земное проявление духовности [20].

В светском объяснении нравственность представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Нравственность не исчерпывается обычаями и традициями, ее нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение, прежде всего в идеалах добра и зла. Она включает также соответствующее понимание назначения человека и смысла его жизни, выраженное в нормативно-ценностной форме [9].

Важное значение имеет связь между духовностью и нравственностью. В религиозном аспекте эта связь неразделима, так как «в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии…» [26]. О такой тесной взаимосвязи говорит то, что в православном богословии существует целое направление — нравственное богословие и что практически все догматы Церкви имеют свое нравственное приложение [10]. В светском мировосприятии вполне возможно рассматривать духовность и нравственность как самостоятельные и вполне самодостаточные величины, хотя их взаимодействие подтверждается [15].

Непосредственно исследуя сущность духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII — нач. XX в. и учитывая, что в рассматриваемый период как такового понятия не было, обратимся к формулировке нравственного воспитания в энциклопедии под редакцией И. Величко [6]. Нравственное воспитание рассматривается как «воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навыки руководствоваться в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей, облегчая человеку победу над противодействующими этим доблестям страстями и эгоистичными инстинктами, особенно над животным чувством самосохранения» [6]. В данном определении необходимо пояснить и перевести смысл некоторых понятий в научные формулировки, так как указанный процесс мы исследуем через призму современной науки, а даны они в понимании того времени на основе православного догматического учения и христианской антропологии. Так, сердце — это духовный центр… сосредоточение душевно-телесной организации человека… место и сущность души [20]. Значит, речь идет о душе, понятии, которое отражает исторически изменявшиеся воззрения на психику человека, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир, как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни [15].

Святоотеческая психология в строении души выделяет три части: мыслительную (воображение, память, образность, рассудочность); желательную (ревность — жажда дела, потребность, желания, выбор и подбор средств); чувства (сердце — в узком понимании), т. е. центральная часть души, в которой воспринимается вся совокупность душевнотелесной природы человека. Все человеческие восприятия, вся его жизнедеятельность в конечном итоге оседают и ощущаются в сердце. По учению Церкви сердце — это часть души, то место, в котором при определенных условиях происходит богообщение, там действует благодать Божия. Сердце — есть объединяющее начало трех способностей души: разумной, вожделевательной и раздражительной [20]. На языке психологии такое деление рассматривается как три типа психических явлений: желания (воля), чувства, и разум [32]. Необходимо также отметить, что ум (разум) в православном и светском понимании — неравнозначные понятия. В православном учении ум (разум) — это энергия души, и его естественное место — в сердце [20]. А то, что наука сейчас называет разумом, в православном учении — это рассудок, результат и функция мозга, связанные с мышлением [20]. Какое понимание разума дается в энциклопедии Величко, определенно сказать сложно. Наше предположение, основанное на изучении данного вопроса, заключается в том, что к тому времени в результате изменения внутреннего содержания христианских понятий на понятия гуманистические (на которые в основном и опирается современная наука) рассудок уже понимался как разум, составляющая мыслительной, интеллектуальной деятельности человека [30]. Все это не изменяет тезиса о том, что речь в определении нравственного воспитания, в понимании современной науки идет о психике человека и о воздействии на таковую.

Продолжая исследование сущности духовно-нравственного воспитания, обратимся к определениям духовного воспитания и военного духа изучаемого периода.

«Воспитание духовное имеет целью способствовать развитию интеллектуальных и нравственных сил ребенка и образованию его характера; оно имеет в виду создать личность, наилучше приспособленную к социальной борьбе за существование и к активному воздействию на окружающую среду… Венцом духовного воспитания является образование характера, основанного на координации интеллектуальных и нравственных сил волею. Если нравственные чувства развиваются путем отвлечения и кристаллизации эмоций, сопровождающих повседневные восприятия, то психический комплекс, обозначаемый термином воли, слагается благодаря аккумуляции от отвлечения тех субъективных психических знаков, которыми сопровождаются произвольные двигательные акты…» [6]. «Военный дух» — как «общий итог всех тех нравственных качеств храбрости, находчивости, дисциплины, доведенной до высокого сознания, чувства долга, доверия к себе, соседу, начальнику, короче — взаимного доверия, являющегося ключевым в деле воспитания войск» [6].

Из проведенного анализа можно сделать предварительные вывод: нравственное воспитание изучаемого периода имело духовно-императивную основу, т. е., по сути, было духовно-нравственным воспитанием, основанным на православной духовности и нравственности (духовность в данный период была тождественна религиозности, хотя само по себе понятие это шире) [10].

Из проведенного анализа и учитывая современное понимание нравственного воспитания, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание в вузах России XVIII — нач. XX в. понималось как целенаправленный, организованный, комплексный процесс воздействия на психику воспитанника и создания определенных условий в целях образования и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существовавшие идеалы и ценности, формирования морального духа, духовно-нравственных: сознания, отношений, поведения и культуры.

Настоящее исследование позволило выявить и основные особенности процесса духовно-нравственного воспитания в вузе. К их числу относятся: непосредственная и многогранная связь с государственными интересами, идеологией; спецификой комплектования, национальными традициями и т. д.; выполнением государственного заказа; специфичность субъектов и объектов и задач, решаемых ими; особая регламентация взаимоотношений между участниками процесса; сориентированность на нравственный идеал, преимущественное сосредоточение усилий на чувственно-волевой сфере личности воспитанника [12].

Как показывает исследование, взаимосвязь структурных и содержательных элементов духовно-нравственного воспитания обеспечивалась четкой целевой установкой, обоснованными учебными программами, а также деятельностью вуза (командиров, воспитателей, профессорско-преподавательского состава, другими должностными лицами), руководство деятельностью которого осуществляло командование высшего учебного заведения [13, 18].

На основе анализа материалов исследования выявлено, что в содержание духовно-нравственного воспитания входили: субъектно-объектные элементы, цели, задачи; содержательная, организационная, методическая части; теоретические основы духовно-нравственного воспитания (основные положения православного вероучения; гуманистические идеи, основанные на общечеловеческих ценностях), выраженные в форме нормативно-правовых актов требований царского правительства, Правительствующего Сената, Священного Синода, Военного ведомства, главного управления вузов, других государственных органов в форме учебно-воспитательной и другой строго подобранной литературы наставлений, поучений и т. д.; основные требования эпохи, общества, руководящей власти; сформулированный к середине XIX в. профессионально-этический кодекс офицерской чести, разработки других кодексов (товарищества и др.); основные идеи выдающихся личностей (полководцев, государственных деятелей, педагогов и т. д.); основные традиции, общества и армии, содержание Закона Божия и других учебных предметов; деятельность православной Церкви; обеспечение личного примера всех категорий воспитателей и др. [39, 35].

Исследование процесса духовно-нравственного воспитания позволило определить его место и роль в общей системе воспитания, которые могут быть представлены в следующем виде (см. схему).

Схема. Роль и место духовно-нравственного воспитания

в системе воспитания в военно-учебных заведениях России

(XVIII — нач. XX в.)

Воинское воспитание

\ / \ / \ /

Умственное Духовно-нравственное Физическое

воспитание воспитание воспитание

Цели и задачи военного воспитания обусловливались требованиями царского правительства к офицерским кадрам (формировались на основе требований времени, развития военного дела, военно-педагогической науки, военно-политических и др.) и носили как общий, так и дифференцированный характер [13]. Общая цель для всех вузов того периода была представлена в Уставе для военно-учебных заведений, в котором говорилось, что «военно-учебные заведения учреждаются с той целью, чтобы юному российскому дворянству дать приличное сему воспитание в том направлении, как ему быть должно, чтобы укоренить в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и, обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо нужно, соделать их способными с пользою и честью служить Государю, и благосостояние всей их жизни основать на непоколебимой приверженности к Престолу» [36, 37].

Дифференцированные цели ставились в зависимости от предназначения вузов. Так, в средних общеобразовательных учреждениях с учетом детского возраста воспитанников главной целью было «подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству, посредством постепенной с детского возраста выработки в воспитанниках верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести добра и правды…». Из данной цели вытекали и соответствующие задачи: «…корпусное воспитание должно в каждом из юношей всесторонне развивать физические и душевные способности правильно образовывать характер, глубоко укоренять благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить те нравственные качества, кои имеют первенствующее значение для офицера» [31].

В средних, специальных и высших учебных заведениях, где обучались взрослые люди, воинское воспитание заключалось в глубоком укоренении чувства долга христианского, верноподданнического, воинского; в образовании честного, строгого и исполнительного и мужественного характера; в развитии и упрочении сознания о высоком значении воина, призванного к защите престола и Отечества; в прочном усвоении военной дисциплины и чинопочитания; в поддержании между юнкерами духа доброго товарищества, с должной в порядке службы подчиненностью к старшим из них по званию [12].

Как видно из анализа, в основе целей и задач военного воспитания лежали требования по формированию нравственных качеств личности военнослужащего, что уже говорит о первенствующей роли нравственного воспитания и подтверждает слова К. Д. Ушинского, что «главную задачу воспитания составляет влияние нравственное» и что «все меры и средства практического воспитания имеют конечною задачей сообщение воспитаннику нравственного характера, достоинство которого прямо зависит от внутренней доброкачественности и силы склонностей, лежащих в его основании» [36].

Основой процесса воспитания, его ведущей составной частью в военно-учебных заведениях России являлось нравственное воспитание. Не случайно поэтому именно нравственному воспитанию уделялось большое внимание как в военной, так и в общей педагогической литературе [6].

Цели и задачи нравственного воспитания были определены с тем расчетом, чтобы постепенно увеличивать нравственную нагрузку по мере получения молодым человеком военного образования. Это является положительным подходом и заслуживает определенного внимания. Так, в кадетских корпусах, военных гимназиях и прогимназиях основной целью нравственного воспитания являлось формирование у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей: «Общая цель нравственного воспитания — отмечалось в Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов, — состоит в возможно полном развитии духовных сил воспитанников, в правильном образовании его представлений, в побуждении и закреплении в нем чувства чести, добра и правды, в надлежащей выработке его характера и в согласовании его представлений с нравственной нормой», или более уточненно: «…выработка у воспитанников благочестия, власть над собой, воздержание, укрощение страстей, стремление к самосовершенствованию, деятельность, порядок, честность, бесстрастие, правдолюбие, справедливость, твердость духа, неустрашимость и скромность» [25, 26]. В военных и юнкерских училищах, военных академиях основной упор делался на дальнейшее укрепление общечеловеческих нравственных ценностей и формирование основных профессионально-этических норм и качеств личности офицерского состава [9, 14].

Содержание духовно-нравственного воспитания определялось православным христианским учением, интересами государства, общества и включало в себя формирование у воспитанников нравственных обязанностей (которые можно рассматривать как частные задачи каждой личности по духовно-нравственному совершенствованию), вытекающих из понятия нравственного закона и учения о высшем благе [10]. Эти обязанности включают в себя обязанности по отношению: а) к Богу, — заключающиеся в искренней вере в Бога, направляющей духовные силы человека на всякое добро; любви к Богу; почитании Бога; б) к себе — обязанности, касающееся духовной природы, обязанности, касающиеся физической природы человека; в) обязанности по отношению к другим людям относительно родителей и родных, к начальству, подчиненным и к прислуге, обязанности по отношению к подчиненным: к ближним, к ближним, как членам общества, по отношению к товарищам и равным себе; к Царю и Отечеству [36].

Как показал анализ материалов исследования, в содержание духовно-нравственного воспитания входили элементы эстетических, трудовых, религиозных, патриотических, правовых, профессионально-этических и др. аспектов воспитательной деятельности [5]. Следовательно, основные цели и задачи религиозного, патриотического, эстетического, трудового, профессионального, правового и других видов воспитания рассматривались через призму решения духовно-нравственных задач, являясь его составными частями [12].

Из целей и сущности духовно-нравственного воспитания вытекали и задачи, которые сводились к следующим положениям: глубокое укоренение чувства долга христианского, верноподданнического, воинского; образование честного, строгого и исполнительного и мужественного характера; развитие и упрочение сознания о высоком значении воина, призванного к защите престола и Отечества; прочное усвоение военной дисциплины и чинопочитания; поддержание между юнкерами духа доброго товарищества, вооружение воспитанников вузов знаниями морали, принятой в обществе, государстве, ее основными положениями, нормами, требованиями, усвоение основных этических понятий, основных догматов и требований православной веры, строгое выполнение нравственных обязанностей; воспитание глубоко верующего христианина; воспитание в духе высокого патриотизма, гражданственности, коллективизма, дружбы, товарищества, профессионально-корпоративной общности, глубокого осознания духовно-нравственного смысла своего воинского и гражданского долга и служения по защите Отечества; формирование духовно-нравственного сознания, культуры, отношения, чувств и поведения воспитанников, умения жертвовать личными интересами ради интересов общества и коллектива; формирование духовно-нравственных, морально-волевых, профессионально-этических качеств личности воспитанников, норм поведения, потребностей и мотивов; воспитание нравственного отношения к жизни, труду и т. д.; воспитание и развитие чувства воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным и безнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т. д. (греховным проявлениям); побуждение воспитанников к духовно-нравственному саморазвитию и самовоспитанию, совершенствованию личностных духовных и нравственных качеств; введение в содержание духовно-нравственного воспитания осознанной системы духовно-нравственных ценностей, идеалов, норм, установок, ориентиров, группы знаний, умений, навыков, создание условий для духовно-нравственного самосовершенствования, самообразования, самовоспитания.

На основе проведенного анализа исторических фактов можно сделать вывод, что в содержание процесса духовно-нравственного воспитания входили и следующие элементы: воспитание, заключавшееся в привитии воспитанникам нравственных категорий и комплекса нравственных обязанностей (вытекающих из православного понимания добра и зла, которое хотя так и не называлось, но по сути было этическим воспитанием) [35]. Анализ представленных нравственных категорий и групп нравственных обязанностей позволяет утверждать, что в военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный морально-нравственный кодекс поведения, цель которого — сформировать у воспитуемых необходимые русскому офицеру общечеловеческие и профессионально-этические качества личности.

Религиозное воспитание — заключающееся в развитии у воспитанников веры в Бога, любви и верности к Богу, религиозных чувств, религиозного сознания, участия в жизни Церкви (таинствах, богослужениях, требах и т. д.), выработка умения вести духовную жизнь и духовную практику; трудовое воспитание, а также через отдельные аспекты воспитательной деятельности: формирование профессионально-этических, боевых и морально-волевых качеств; воспитание воинской, офицерской чести, воинского долга; дисциплинированности; патриотического поведения; законопослушного поведения (в дальнейшем — правового воспитания); элементов эстетического, экологического, полового и других видов воспитания [34].

В структуре духовно-нравственного воспитания будущих офицеров Российской армии выделялись такие важные социально-психологические элементы, как нравственный идеал, предполагающий в себе определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов (содержащие основополагающие идеи общества); система моральных норм, установок, требований, закрепляющихся и сохраняющихся в психологии групп, коллективов, общества в целом, через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат, коллективные (групповые) настроения, традиции, систему взаимоотношений, авторитеты и т. д. [34].

Необходимо сказать и о системе духовно-нравственных ценностей будущих офицеров, которая закладывалась и формировалась под воздействием социальной среды и включала в себя: религиозные ценности, духовно-нравственные ценности, связанные с их военно-профессиональной деятельностью (патриотизм, воинский долг, воинская честь, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение оружием, боевые традиции и другие); духовные ценности общегражданского характера (гражданственность и патриотизм, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести), художественно-эстетические ценности и другие.

Как показал анализ исторической литературы, архивных документов (было изучено 114 архивных дел, 171 исторический и литературный источник, 13 учебных программ и 67 отчетных документа ГУ вузов того периода, 56 писем), содержание, организация и методика духовно-нравственного воспитания определялись общими педагогическими требованиями, играющими роль принципов воспитания. К ним относились: индивидуализация в духовно-нравственном воспитании; уважение личного достоинства воспитуемых, забота о них; любовь воспитуемых к воспитателям и разумная требовательность последних; опора на положительное в личности воспитуемого; единоверие; сословность; кастовость, постепенное увеличение нравственной нагрузки, единство и согласованность воспитательных воздействий и др. [26].

Как отмечалось ранее, на духовно-нравственное воспитание в вузах России указанного периода оказывали большое влияние принципы православной педагогики, так как духовность того периода была обусловлена православным вероучением. Они заключались в следующих положениях: о православном взгляде на человека, о том, что человек создан по образу и подобию Божию. Сама сущность, внутреннее ядро его личности несет начало, исходящее от Бога, внешней детерминанты в ее становлении. Нужно помнить иерархическую взаимосвязанность всех сторон личности, их инструментальное значение в развитии основного начала человека — духовной жизни; принципа соборности. Без воцерковления, без глубокого вхождения в Церковь через литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания и образования; принципа обеспечения свободы и послушания. В данном случае послушание рассматривается как средство освобождения от порабощения грехом, а потому обеспечивающее свободу человеку; принцип сочетания вселенского и местного позволяет не уклоняться в крайности космополитизма, с одной стороны, и национализма — с другой; принцип освоения религиозного и культурно-исторического наследия родного края. Данный принцип глубоко созвучен разработанному и всесторонне обоснованному К. Д. Ушинским принципу народности в педагогике; принципу взаимодействия традиционного и прогрессивного [36]. Это означает, что, в догматическом, литургическом смысле, в педагогическом контексте вредны как консервативные, так и модернистские крайности; принципа меры, где предполагается два главных аспекта: аскетический и психофизиологический. Аскетический аспект предполагает определенную дозированность в аскетических средствах. Психофизиологический аспект корректирует интенсивность воспитательных воздействий с учетом возрастных, половых, физиологических и психологических особенностей верующих. Общий признак меры объединяет два названных аспекта; принципа соподчинения телесного душевному и духовному, или принцип иерархичности [10].

В результате исследования выявлены и основные противоречия духовно-нравственного воспитания в рассматриваемый период. К их числу следует отнести: противоречия между возросшим уровнем представлений личности о нормах морали, необходимых психологических качествах и устаревшей формой их формирования и оценки в конкретной ситуации; противоречия между самооценкой и общественной оценкой уровня развития качеств офицера, характеризующих этику воинского труда; противоречия между уровнем способности оценки личностью своего соответствия морально-этическим императивам и уровнем способности и стремлением к самосовершенствованию.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII — нач. XX в. представляло собой целенаправленный, организованный, комплексный процесс воздействия на психику воспитанника и создания определенных условий в целях образования и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существовавшие идеалы и ценности. Основными компонентами содержания духовно-нравственного воспитания являлись цели и задачи, субъектно-объектные, организационные, содержательные и методические элементы, а также аспекты этического, трудового, патриотического, эстетического воспитания, воспитания воинского долга, чести, дисциплинированности и др.

Литература

1. Архиепископ Харьковский Макарий Д. Б. Православно-догматическое богословие. М., 1993; Репринт. СПб., 1868. Т. II. С. 313.

2. Барило О. С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего возраста: Дис. … канд. пед. наук. М., 1999.

3. Баринова И. Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника: Дис. … канд. пед. наук. М., 1995.

4. Беляева В. А. Концептуальные основы духовно-нравственного становления и развития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1998. С. 103 — 109.

5. Бордунов С. В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX — нач. XX века: Дис. … канд. пед. наук. М., 1991. С. 121.

6. Военная энциклопедия. В 8 т. М., 2001. Т. 5. С. 224.

7. Гетьман В. В. Воспитание духовно-нравственных качеств личности музыканта в процессе освоения творчества Д. Д. Шостаковича: Дис. … канд. пед. наук. М., 1981.

8. Дворецкая М. Я. Святоотеческая психология. СПб., 2000. С. 46.

9. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С. 6.

10. Иерей О. Давыденков. Догматическое богословие: Курс лекций. В 3 ч. М., 1997. Т. 3. С. 87.

11. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собр. соч. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 65.

12. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1886. С. 54.

13. Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в юнкерских училищах. СПб., 1901. С. 3.

14. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА, 1990.

15. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: ACADEMA, 2000. С. 176.

16. Корзинкин А. А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Дис. … канд. пед. наук. Курск, 1999.

17. Лихачев А. Е. Воспитание и духовность // Педагогика. N 3. 2001. С. 34.

18. Машкин Н. А. Высшая военная школа Российской империи (XIX — нач. XX века): Дис. … канд. ист. наук. М., 1997.

19. Мельницкий Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). СПб., 1857. Т. 2. С. 71.

20. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 32.

21. Мюллер Г. Моральное воспитание войск в Германии, России и Японии. М., 1907. С. 5.

22. Назаров А. Н. Формирование нравственной культуры у воспитанников военно-учебных заведений: Монография. М.: Академия федеральной службы безопасности, 1997.

23. Невярович В. Терапия души. Воронеж, 1997. С. 23.

24. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М.: Изд-во Московской патриархии, 1979. С. 245.

25. Объедков И. В. Военно-учебные заведения России в 1914 — 1917 гг.: Дис. … канд. ист. наук. М., 1989.

26. Основные понятия нравственности, права и общежития. Курс законоведения. СПб., 1868. С. 14.

27. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дис. … д-ра пед. наук. М.: Институт общего образования, 1999. С. 153.

28. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. С. 112.

29. РГВИА. Ф. 725. Оп. 53.

30. РГВИА. Ф. 1. Оп. 67. Л. 7; ф. 725. Оп. 48. Д. 89. Л. 3.

31. Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 1. С. 40.

32. Слободчиков В. И., Исаев Е. И.. Психология человека. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. С. 254.

33. Солдатенков А. Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1999.

34. Трескин Д. Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформы русского военного дела. Киев, 1909. С. 6.

35. Трофимчук А. Г. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей: Дис. … канд. пед. наук. М., 1999. С. 47.

36. Устав для военно-учебных заведений. СПб., 1830. С. 47.

37. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные произведения. М., 1946. С. 153.

38. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 456.

39. Циркулярные распоряжения Главного управления вузов по педагогическим вопросам, рассмотренным педагогическим вопросам, рассмотренным педагогическим комитетом оного с N 1 по 115. СПб., 1905.

40. Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства (соц.-фил. анализ). Монино, 1998. С. 245.

——————————————————————