Об удостоверении доверенностей

(Кондаков А. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 6)

ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ДОВЕРЕННОСТЕЙ

А. А. КОНДАКОВ

Кондаков А. А., помощник командира воинской части по правовой работе, капитан юстиции.

Как известно, Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 февраля 2002 г. N 52 «О нормативных актах Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР» признана не действующей на территории Российской Федерации Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, объединений, военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, утвержденная министром юстиции СССР 15 марта 1974 г. N К-15/183, упоминаемая в п. 305 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170 и содержащаяся в приложении N 43 к данной Инструкции.

В связи с вышесказанным участились случаи отказа военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и членам их семей со стороны различного рода организаций в совершении каких-либо действий по доверенностям, удостоверенным не нотариусами, а командирами воинских частей и учреждений, начальниками военно-лечебных учреждений. Поэтому имеется объективная необходимость проанализировать действующее законодательство в данной области и дать практические рекомендации в случае отказа совершать определенные действия по доверенностям, удостоверенным не в нотариальном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Пункт 2 указанной статьи ГК РФ указывает на необходимость нотариального удостоверения тех доверенностей, которые выданы на совершение сделок, требующих нотариальной формы, за исключением случаев, предусмотренных законом, т. е. по общему правилу выдаваемые доверенности не требуют нотариального удостоверения, за исключением тех, которые выдаются на совершение сделок, требующих нотариальной формы.

В соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Доверенность на получение представителем гражданина его вклада в банке, денежных средств с его банковского счета, адресованной ему корреспонденции в организациях связи, а также на совершение от имени гражданина иных сделок, указанных в абз. 1 п. 4 ст. 185 ГК РФ, может быть удостоверена соответствующими банком или организацией связи. Такая доверенность удостоверяется бесплатно (п. 4 ст. 185 ГК РФ).

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Следует также иметь в виду, что особенности выдачи имущественной доверенности отражены в Инструкции Министерства финансов СССР от 14 января 1967 г. N 17 и в Постановлении Госкомстата России N 71а, принятом 30 октября 1997 г., которые действуют в части, не противоречащей действующему законодательству.

Также следует отметить, что доверенности, выдаваемые в порядке передоверия, в силу п. 3 ст. 187 ГК РФ должны быть нотариально удостоверены, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 185 ГК РФ.

По мнению автора, при отсутствии соответствующего нормативного правового акта, регулирующего соответствующие правоотношения, командирам воинских частей (учреждений), начальникам военно-лечебных учреждений, их заместителям по медицинской части, старшим или дежурным врачам при удостоверении доверенностей следует руководствоваться требованиями гражданского законодательства.

Следует иметь в виду, что удостоверение и выдача доверенностей вышеуказанными должностными лицами происходят бесплатно, поскольку это не основная их деятельность, как у нотариусов, и соответствующие органы и должностные лица в этих случаях не оказывают услугу.

Как же действовать военнослужащему или иному лицу при отказе уполномоченных органов или должностных лиц в совершении каких-либо действий по мотивам непризнания доверенностей, удостоверенных не в нотариальном порядке, а в соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ?

Во-первых, попросить разъяснить, желательно в письменной форме, правовые основания отказа в совершении действий по предъявляемой доверенности (как правило, должностные лица либо представители организаций ссылаются на какие-либо «свои» инструкции, указания вышестоящего начальства, касающиеся принятия только тех доверенностей, которые удостоверены исключительно нотариусами).

Если будет отказано в разъяснениях, то следует направить письменное обращение с просьбой разъяснить мотивировку отказа либо направить обращение в виде жалобы в вышестоящий орган по подчиненности соответствующего учреждения. Обращение и жалобу следует направлять заказным письмом с уведомлением о вручении.

Далее, в случае неполучения ответа вообще либо неполучения ответа в установленный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» трехдневный срок (для обращений, направленных в государственные органы и органы местного самоуправления, а также должностным лицам данных органов), следует обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Обращению в суд может и не предшествовать обращение за разъяснениями либо направление жалобы в вышестоящий орган.

При этом следует помнить о правилах подведомственности и подсудности, установленных гл. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), и о различиях в процедуре оспаривания действий (бездействия) и решений, нарушающих права и свободы граждан, совершенных (принятых) государственными органами и органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, и действий и решений, совершенных (принятых) иными организациями и лицами.

Так, в соответствии со ст. ст. 254 — 256 ГПК РФ и разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности, в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении прав и свобод.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной форме (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, по смыслу гл. 25 ГПК РФ, относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению (например, отказ в совершении каких-либо действий по мотивам предъявления доверенности, удостоверенной не в нотариальном порядке).

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Следует обратить внимание на то, что нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке гл. 25 данного Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Таким, образом, отказ совершить какие-либо действия по мотивам непризнания доверенности, удостоверенной не в нотариальном порядке, совершенный органами и лицами, указанными в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, следует обжаловать в порядке, установленном гл. 25 данного Кодекса, а отказ, совершенный иными органами управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителями, — в порядке искового производства путем подачи искового заявления.

——————————————————————