О повторном освидетельствовании граждан призывного возраста, признанных ограниченно годными к военной службе (по материалам судебной практики)

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 10)

О ПОВТОРНОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ГРАЖДАН ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА, ПРИЗНАННЫХ ОГРАНИЧЕННО ГОДНЫМИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены правовые вопросы, возникающие в деятельности призывных комиссий при повторном освидетельствовании граждан призывного возраста, признанных ограниченно годными к военной службе.

Ключевые слова: военная служба, призыв на военную службу, военный комиссариат, медицинское освидетельствование.

About the re-examination of the citizens of military age, recognized partially fit for military service (based on jurisprudence) A. V. Efremov

The article discusses the legal issues that arise in the activities of draft boards, when re-examination of the citizens of military age, recognized partially fit for military service.

Key words: military service, conscription, the military commissariat, a medical examination.

В настоящее время нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения военно-врачебной экспертизы, не предусмотрена возможность проведения повторного медицинского освидетельствования лица призывного возраста, ранее признанного ограниченно годным к военной службе <1>. Однако некоторые судебные органы удовлетворяют подобные иски призывников. В частности, Центральный районный суд г. Челябинска удовлетворил иск жителя Челябинска Ч., 1988 года рождения, к военному комиссариату Челябинской области об оспаривании бездействия в связи с непроведением повторного освидетельствования для определения категории годности к военной службе. ——————————— <1> Более подробно см.: Ефремов А. В. О некоторых вопросах, связанных с призывом на военную службу граждан, пребывающих в запасе по состоянию здоровья // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 10.

В обоснование иска Ч. указал, что при призыве его на военную службу в декабре 2012 г. он обратился в отдел военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска с заявлением о переосвидетельствовании ранее присвоенной ему категории годности к военной службе «В — ограниченно годен к военной службе», поскольку был изменен ранее установленный ему диагноз. На данное обращение молодой человек получил отказ по причине того, что законодательством в настоящее время не предусмотрено переосвидетельствование для лиц с такой категорией годности. Представитель военного комиссариата Челябинской области выступила против удовлетворения исковых требований, указав, что оснований для переосвидетельствования не имеется, поскольку причин для уточнения диагноза нет, Положением о военно-врачебной экспертизе это не предусмотрено. В судебном заседании установлено, что истец решением призывной комиссии в декабре 2006 г. был зачислен в запас в связи с установлением ему категории годности к военной службе «В». В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, для уточнения диагноза заболевания может быть направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. Суд указал, что доводы военного комиссариата о том, что законодательством в настоящее время не предусмотрена возможность повторного освидетельствования лица, находящегося в запасе с установленной ему категорией годности, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном понимании норм материального права. Суд объяснил, что содержание п. 39 Положения о военно-врачебной экспертизе о возможности повторного освидетельствования граждан, признанных негодными к военной службе, в случае если в результате их обследования ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, следует понимать расширительно, как относящееся к гражданам, имеющим категорию «Д», — негодным к военной службе, так и относящееся к гражданам, имеющим категорию «В», — ограниченно годным к военной службе, и именно в ракурсе не обязанности, а права такого гражданина на проведение повторного освидетельствования. Согласно решению Центрального районного суда г. Челябинска военный комиссариат Челябинской области обязан устранить допущенное нарушение путем проведения повторного освидетельствования Ч. по определению категории годности к военной службе. Кроме того, суд взыскал с военного комиссариата Челябинской области в пользу истца судебные расходы в размере двухсот рублей. Решение обжаловано не было и вступило в законную силу <2>. ——————————— <2> URL: http://usd. chel. sudrf. ru/modules. php? name=press_dep&op;=1&did;=406.

В другом случае суды первой и второй инстанций пришли к совершенно противоположному выводу, указав при этом на следующую позицию: так, согласно п. 4 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Согласно п. 37 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, для уточнения диагноза заболевания может быть направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. Согласно пункту 39 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, граждане, признанные негодными к военной службе, в случае если в результате их обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, могут быть освидетельствованы повторно. Таким образом, из толкования вышеприведенных норм Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Положения о военно-врачебной экспертизе следует, что направление на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях учета таких граждан в определенных законом случаях и является правом, а не обязанностью военных комиссариатов. Доводы жалобы, составленной истцом и его представителем, о том, что судом неправильно применен закон, поскольку исходя из анализа Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, граждане, зачисленные в запас Вооруженных Сил, в том числе по основанию ограниченной годности к военной службе, вправе в учетных целях проходить медицинское освидетельствование ВВК для определения их годности к военной службе, а обязанность направления на такое медицинское освидетельствование возложена именно на военные комиссариаты городов и районов, куда и обращался истец, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права <3>. ——————————— <3> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=SOJ;n=506441.

В третьем примере суд второй инстанции Ульяновской области посчитал, что доводы, приведенные отделом военного комиссариата Ульяновской области по Заволжскому району в апелляционной жалобе в той части, что Положением о военно-врачебной экспертизе не определен порядок прохождения медицинского освидетельствования для изменения категории годности граждан, признанных ограниченно годными к военной службе при призыве на военную службу по инициативе самих граждан, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. В частности, суд правильно указал, что данное обстоятельство, так же как и отсутствие заключения независимой военно-врачебной комиссии, не лишает заявителя предоставленного ему законом права на прохождение повторного медицинского освидетельствования. Ссылки в жалобе на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 1914-О, а также решение суда по делу по иску О. являются несостоятельными. В указанном Определении Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что отмена обязательного периодического медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, изменилось или нет состояние их здоровья, не противоречит Конституции Российской Федерации. По мнению судебной коллегии, данная позиция не опровергает выводы суда первой инстанции о возможности добровольного освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, в связи с изменением состояния его здоровья. Решение же по делу по иску О. к военному комиссариату Ульяновской области постановлено на иных фактических обстоятельствах, и преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеет <4>. ——————————— <4> URL: http://uloblsud. ru/index. php? option=com_content&task;=view&id;=192&Itemid;=63&idCard;=37991.

В другом судебном акте суд второй инстанции указал, что материалами дела подтвержден факт того, что после признания П. ограниченно годным к военной службе в дальнейшем произошли изменения в состоянии его здоровья, дающие основания для пересмотра ранее состоявшегося заключения военно-врачебной комиссии, подтвержден и не оспаривается сторонами факт обращения П. в военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о проведении переосвидетельствования, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ военного комиссариата Фрунзенского района Санкт-Петербурга в проведении повторного медицинского освидетельствования П. является незаконным. Военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязан был произвести повторное медицинское освидетельствование П. по его письменному обращению в связи с наступившими изменениями в состоянии его здоровья. Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда об отсутствии правовых оснований для проведения повторного медицинского освидетельствования являются необоснованными, решение суда подлежит отмене, а требования П. подлежат удовлетворению в полном объеме <5>. ——————————— <5> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=SARB;n=43959.

На вопрос, могут ли призывника призвать на военную службу после его выздоровления, если он был признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва, по мнению автора, следует дать ответ «не могут». В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе, освобождаются от призыва на военную службу. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» эти граждане зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Таким образом, если гражданин пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, он не подлежит призыву на военную службу. Действующее законодательство не предусматривает механизм перевода граждан из запаса обратно в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу. До 1 января 2005 г. в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, существовала норма, согласно которой граждане, зачисленные в запас в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе, должны были регулярно проходить переосвидетельствование. В соответствии с п. 38 этого Положения граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежали обязательному медицинскому освидетельствованию один раз в три года. Это обстоятельство вводило многих граждан в заблуждение, так как они думали, что признание их ограниченно годными к военной службе дает только отсрочку на три года, после чего гражданин снова подлежит призыву. Указанная выше норма вызывала множество споров и вопросов. Многим призывникам было непонятно, зачем их вызывают на переосвидетельствование, если их все равно не могут призвать, даже если признают годными к военной службе. 31 декабря 2004 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 886 «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе». В соответствии с этим Постановлением абз. 1 п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе был признан утратившим силу. Таким образом, с 1 января 2005 г. обязательные медицинские освидетельствования, проводимые для граждан, зачисленных в запас в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе, один раз в три года, отменены. Тех граждан, которые получили освобождение от призыва ранее, может смутить тот факт, что в их военных билетах по-прежнему указана дата переосвидетельствования. Такие граждане должны знать, что медицинское освидетельствование может проводиться только на основании нормативных правовых актов, а не на основании записи в военном билете <6>. ——————————— <6> URL: http://1rechka. ru/juridicheskaja-konsultacija/voennaya-sluzhba/esli-prizyvnik-byl.

Аналогичным образом должен решаться вопрос и о том, что состоящий в запасе гражданин, уже достигший 27-летнего возраста, признанный в свое время ограниченно годным к военной службе решением соответствующей призывной комиссией, права на переосвидетельствование также не имеет. Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, например, судебная коллегия по делу Г. указала, что согласно п. 1 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами — специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи — специалисты. В силу п. 3 ст. 5.1 названного Закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п. 1 данной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 886 внесены изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе и абз. 1 п. 38 признан утратившим силу. В прежней редакции в соответствии с требованиями абз. 1 п. 38 граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежали обязательному медицинскому освидетельствованию раз в три года. В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со ст. 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас. Согласно п. 4 ст. 52 гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, не предусмотрено медицинское освидетельствование граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленных в связи с этим в запас. В силу действующего законодательства в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе категория годности «В — ограниченно годен к военной службе» устанавливается гражданам, имеющим устойчивое состояние нарушения жизнедеятельности вследствие болезни или увечья, ограничивающее способность исполнять обязанности военной службы без ущерба для состояния здоровья. Изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годным к военной службе и зачисленного в связи с этим в запас, не является основанием для его призыва на военную службу на общих основаниях, так как Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» такой возможности не предоставляет, а медицинское освидетельствование заявителя, достигшего 27-летнего возраста, не будет влечь за собой правовых последствий. До достижения 27-летнего возраста Г. заключение о признании ограниченно годным к военной службе и зачислении в запас не оспорил. Судебная коллегия определила: решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 июля 2012 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение. Заявление Г. об оспаривании отказа отдела военного комиссариата Республики Карелия по г. Петрозаводску в проведении медицинского освидетельствования оставить без удовлетворения <7>. ——————————— <7> Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 21 сентября 2012 года по гражданскому делу N 33-2796/2012.

В п. 69 разд. VI «Обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу, граждан, прошедших приравненную службу, граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан, призываемых на военные сборы» нового Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (вступает в силу с 1 января 2014 г.), говорится о том, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья). В п. 70 нового Положения о военно-врачебной экспертизе указывается, что граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. Таким образом, решение вопроса о том, направлять или не направлять на обследование для уточнения диагноза заболевания граждан, ранее не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, относится к исключительной компетенции Министерства обороны Российской Федерации и является его правом, но не обязанностью и касается, по мнению автора настоящей статьи, только граждан, признанных негодными к военной службе. Указанный вывод автора основан на толковании в системной связи п. п. 69 и 70 Положения о военно-врачебной экспертизе. Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе, исключены из сферы действия разд. VI Положения о военно-врачебной экспертизе.

——————————————————————