Не статусом единым… (к вопросу о сохранении социальных гарантий бывшим военнослужащим, поступившим на службу в правоохранительные органы)

(Будай С. Н., Забелина Е. А., Кудашкин А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 5)

НЕ СТАТУСОМ ЕДИНЫМ… (К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ БЫВШИМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПОСТУПИВШИМ НА СЛУЖБУ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ)

С. Н. БУДАЙ, Е. А. ЗАБЕЛИНА, А. В. КУДАШКИН

Будай С. Н., ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генпрокуратуры России, кандидат юридических наук, доцент.

Забелина Е. А., старший научный сотрудник НИИ Академии Генпрокуратуры России.

Кудашкин А. В., заведующий отделом НИИ Академии Генпрокуратуры России, доктор юридических наук, профессор.

В настоящее время завершается формирование нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации, по сути представляющее реформирование основного ядра военной организации государства. Наряду с этим в связи с недостаточной эффективностью деятельности органов внутренних дел Президент Российской Федерации принял решение реформировать МВД России и подведомственную ему систему органов внутренних дел. Указанные процессы сопровождаются значительным сокращением личного состава названных силовых структур. Учитывая, что в предшествующее время уже имело место значительное сокращение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, приходится констатировать, что под реальное сокращение, и это уже общеизвестный факт, попадают работоспособные, достаточно молодые лица, которые имеют желание и дальше трудиться на благо нашей Родины, не связывая свое будущее с предпринимательской или иной частной сферой деятельности. Значительное количество таких бывших военнослужащих, имея необходимую выслугу лет, «заработали» пакет социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами: право на медицинское обслуживание в военных медицинских учреждениях, военную пенсию, налоговые льготы и т. д. Что будет с такими гарантиями, сохранятся ли они за лицами, уволенными с военной службы, в случае их трудоустройства в государственные структуры (органы государственной власти, правоохранительные органы и подобные структуры публичной сферы)? Поводом к написанию настоящей статьи послужили материалы конкретного судебного дела. Учитывая особую социальную значимость рассматриваемой темы для значительного количества наших сограждан, попробуем разобраться с данным вопросом, проиллюстрировав его на конкретном примере. Гражданин В., являясь ветераном боевых действий и имея продолжительность военной службы более 25 лет, уволен в запас в ноябре 1999 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями и состоял на пенсионном обеспечении в службе социального обеспечения пенсионеров управления ФСБ по одному из субъектов Российской Федерации, где обеспечивался всеми видами социальных гарантий и компенсаций, предусмотренными Федеральными законами от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». С 1999 по 2006 г. В. проходил службу в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. После увольнения он избрал пенсионное обеспечение применительно к порядку, установленному для прокурорских работников, и в настоящее время получает пенсию в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. По указанному основанию управление ФСБ отказало бывшему сотруднику В. в предоставлении социальных прав и гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», пояснив, что они должны рассматриваться в комплексе с пенсионным обеспечением и обусловлены статусом пенсионера федерального органа, в котором предусмотрена военная служба, каковым В. в настоящее время не является. В. не согласился с такой позицией и квалифицировал действия ведомства, в котором он проходил военную службу, как неправомерные. По его мнению, получение социальных выплат, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не обусловлено получением пенсии в определенном государственном органе. В результате В. обратился с иском о признании действий должностных лиц ФСБ России незаконными в районный суд, который 30 марта 2009 г. в удовлетворении его требований отказал, так как, по мнению суда, несмотря на различие понятий «право на социальные гарантии и компенсации» и «право на выплату пенсии», получение пенсии в органах прокуратуры не дает права на получение компенсаций в органах безопасности. При этом суд отметил, что порядок реализации прав и гарантий в отношении лиц, уволенных с военной службы и состоящих на пенсионном обеспечении в органах, где она предусмотрена, законодательством Российской Федерации не определен. 28 июля 2009 г. решение районного суда судом субъекта Российской Федерации оставлено без изменения. Попробуем разобраться в состоявшихся решениях. Анализ относящихся к заявлению В. нормативных правовых актов свидетельствует о наличии в них противоречий и пробелов. В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции от 25 декабря 2009 г.) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с этим законодательным актом, пользуются также социальными гарантиями и компенсациями, установленными иными нормативными правовыми актами. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлено, что социальная защита граждан, уволенных с военной службы, предусматривает реализацию социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти в соответствии с их компетенцией (ст. 3). Правовые и социальные гарантии военнослужащим, предусмотренные названным Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены иными нормативными правовыми актами иначе как путем внесения изменений и дополнений именно в этот законодательный акт (п. 2 ст. 4). Федеральный закон «О статусе военнослужащих» основания получения социальных гарантий связывает с основаниями увольнения граждан с военной службы и ее продолжительностью, но не с условием обязательного получения ими пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации либо иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) военнослужащим по их желанию могут назначаться пенсии на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, не осуществляющими полномочия по обеспечению реализации социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих». На основании п. 2 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокурорских работников осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, который не касается социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Одновременно Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) получающих пенсию прокурорских работников осуществляется за счет средств федерального бюджета в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете (п. п. 6, 7 ст. 44). За счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры, предусмотрено только погребение прокуроров и следователей, погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокуроров и следователей, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей (п. 2 ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Вместе с тем Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает для увольняемых военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 25 лет и более, дополнительный перечень социальных гарантий: — право увольняемых и членов их семей на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов); — бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (п. п. 2, 3 ст. 16); — гарантии погребения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 7 ст. 18); — проезд указанных лиц и членов их семей один раз в год на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (п. 5 ст. 20); — выплату денежной компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 23); — право членов семьи погибших (умерших) военнослужащих на получение в первоочередном порядке жилого помещения и социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно, которыми они пользовались при жизни военнослужащего (п. 4 ст. 24). Таким образом, социальной гарантией, предусмотренной и Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», является лишь право на медицинское обслуживание уволенных сотрудников и членов их семей. Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», от 6 мая 1994 г. N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» и от 20 апреля 2000 г. N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» возлагают выполнение перечисленных обязанностей на Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти (в том числе ФСБ России), в которых предусмотрена военная служба, за счет средств, выделяемых им из федерального бюджета, и не связывают их с пенсионным обеспечением уволенных военнослужащих. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 указано, что погребение осуществляется за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения, а не от места получения пенсии. Общеизвестна легитимная практика организации по последнему месту военной службы похорон бывших военнослужащих, которые уволены значительное время назад и после увольнения трудились в гражданских организациях. Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 651 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941» в последний из названных нормативных правовых актов внесено дополнение о выплате денежной компенсации в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц уволенным с военной службы пенсионным органом по месту получения пенсии при представлении налогового уведомления об уплате соответствующего налога и платежных документов, подтверждающих уплату (п. 18.1). Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941» определено также, что установленные пенсии, компенсации и пособия, включая пособие на погребение пенсионера из числа военнослужащих, выплачиваются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в централизованном порядке на пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семей (п. 24). В то же время порядок реализации права на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 не определен. Следует отметить, что и бюджетная классификация также разделяет пенсионное обеспечение и пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам и уволенным из их числа. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» предусматривает, что по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации. При этом целевой статьей 505 00 00 «Социальная помощь» отражаются расходы по осуществлению социальных выплат отдельным категориям граждан, а также по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг, установленных действующим законодательством. По подразделу 1001 «Пенсионное обеспечение» подлежат отражению расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и связанные с выплатой денежных пособий и пенсий различным категориям лиц. Пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, отражаются в указанном подразделе в целевой статье 490 01 01. Таким образом, порядок, согласно которому пенсии за выслугу лет по линии органов прокуратуры получают многие бывшие пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации и МВД России (причем одновременно они пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О ветеранах», по месту увольнения с военной службы), не противоречит действующему законодательству. Некоторые выводы из вышеизложенного: — действующим законодательством не установлена взаимообусловленность получения пенсионного обеспечения в конкретном органе и права на получение определенных социальных гарантий и компенсаций в связи с прохождением военной службы, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих»; — право на медицинское обслуживание уволенных сотрудников и членов их семей предусмотрено и Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указанные лица должны избрать орган, в котором такое их обслуживание будет производиться (прокуратура или органы безопасности); — выделение органам прокуратуры финансирования на предоставление льгот, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не предусмотрено. В связи с этим такие льготы не могут предоставляться органами прокуратуры; — порядок реализации права на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения уволенных со службы военнослужащих и членов их семей при получении пенсии не в органе, где предусмотрена военная служба, нормативными правовыми актами не определен; — Постановления Правительства Российской Федерации «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» и «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» предусматривают различные органы, которые обязаны выплачивать пособия по погребению; — в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц уволенным с военной службы выплачивается пенсионным органом по месту получения пенсии при представлении налогового уведомления об уплате соответствующего налога и платежных документов, подтверждающих уплату (п. 18.1). Теперь выясним другой вопрос: сохраняются ли назначенные в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, пенсии при поступлении таких лиц на службу в правоохранительные органы (органы внутренних дел, прокуратуру и т. д.)? Согласно ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, пенсионерам, обеспечиваемым пенсиями по указанному Закону, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Указанная норма, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П <1>, распространяется и на лиц, которые ранее проходили службу в учреждениях и органах прокуратуры, и на пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, т. е. правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы и учреждения прокуратуры. ——————————— <1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы».

Однако следует обратить внимание на следующий момент — уволенным лицам пенсия должна быть назначена, что на практике подтверждается оформлением и выдачей пенсионного удостоверения и, как следствие, фактической выплатой пенсии (как правило, она перечисляется на банковскую карту, или, как чаще говорят, «пластиковую карточку»). При этом также следует иметь в виду, что приостановление выплаты пенсии не лишает таких лиц «заработанных» прав на другие виды социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (оплаты санаторно-курортного лечения, медицинского обслуживания и т. д.), которыми они могут продолжать пользоваться. Вопросы пенсионного обеспечения указанных лиц после их увольнения из правоохранительных органов могут решаться по их выбору следующим образом: они могут вернуться на пенсионное обеспечение в пенсионные органы ведомства, из которого они уволились с военной службы, или встать на пенсионное обеспечение по последнему месту службы в правоохранительных органах или органах прокуратуры. При этом, по нашему мнению, за ними также при их желании сохраняется право на все «заработанные» на военной службе социальные гарантии.

——————————————————————