Создание военной полиции как перспективное направление совершенствования дознания в войсках: организационные и правовые вопросы

(Коробков В. С.) («Российская юстиция», 2013, N 11)

СОЗДАНИЕ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОЗНАНИЯ В ВОЙСКАХ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

В. С. КОРОБКОВ

Коробков В. С., начальник курса прокурорско-следственного факультета Военного университета.

Автором проанализированы актуальность создания военной полиции и ее влияние на эффективность проведения дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации. Сформулированы практические рекомендации по применению данной структуры в рамках отечественных Вооруженных Сил.

Ключевые слова: военнослужащие, военная полиция, вооруженные силы.

The author analyzes the content relevance of the military police and its impact on the efficiency of the investigation in the Armed Forces of the Russian Federation. Practical recommendations for the use of this structure in the framework of national armed forces.

Key words: military personnel, military police, armed forces.

Анализ современного состояния дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации позволяет наметить два направления совершенствования организации расследования правонарушений в войсках — постоянную корректировку соответствующих правовых норм, признавая необходимость сохранения существующей модели дознания, либо создание отдельной, специально предназначенной для проведения дознания (а возможно, и оперативно-розыскных действий) структуры. Такой структурой является военная полиция, о необходимости создания которой, об определении концептуальных подходов к ее структуре и полномочиям, перспективах ее существования на протяжении последнего двадцатилетия продолжается дискуссия в военной прессе <1>, периодических юридических изданиях <2>, научных исследованиях <3>. ——————————— <1> См., напр.: Карпов Н. Н. Силовикам нужна своя полиция. Другим путем остановить преступность нельзя // Независимое военное обозрение. 1997. N 30; Он же. Волна армейской преступности превращается в цунами. Сможет ли остановить ее военная полиция // Независимое военное обозрение. 1998. N 6; Иванов В. Военная полиция 20 лет искала казармы // Независимая газета. 2009. N 241(4871); и т. д. <2> См., напр.: Лопатин А. С. Военная полиция в реалиях современности // Закон и право. 1998. N 1; Он же. О создании военной полиции в Вооруженных Силах РФ // Законность. 1998. N 8; Карпов Н. Н. Преступность в войсках и проблемы создания Федеральной службы военной полиции // Преступность: стратегия борьбы / Под ред. проф. А. И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация. 1997; Он же. Военная полиция — орган обеспечения законности и правопорядка в войсках Российской Федерации // Уголовное право. 2004. N 4; Королева Ю. А., Чердаклиев В. С. К вопросу о необходимости создания военной полиции // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2006. N 2(12); Лобода А. Б. О необходимости создания военной полиции как субъекта реализации функции российского государства по охране правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2006. N 9; Загидуллин Р. А. Военная полиция — необходимый элемент нового облика военной организации государства (к вопросу установления правосубъектности военной полиции) // Право в вооруженных силах. 2009. N 12; Косарев В. Н., Морозов Е. Н., Новикова Н. А. Проблема создания военной полиции — шаг вперед, два шага назад // Право в вооруженных силах. 2010. N 10; и т. д. <3> Соловьев И. М. Организация дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Международная академия предпринимательства, 2007; Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. … канд. юрид. наук. М.: Военный университет, 2000.

Де-факто военная полиция в России уже существует. Так, обязательным условием является ее наличие в составе миротворческих сил ООН, направляемых в различные конфликтные регионы мира. Например, российский миротворческий контингент в Боснии также имел подразделение военной полиции. Кроме того, в России вот уже более 20 лет на больших кораблях типа «Адмирал Кузнецов» созданы и успешно работают подразделения военной полиции <4>. ——————————— <4> Косарев В. Н., Морозов Е. Н., Новикова Н. А. Проблема создания военной полиции — шаг вперед, два шага назад // Право в вооруженных силах. 2010. N 10. С. 37.

Анализируя необходимость создания специально предназначенной для проведения дознания структуры в Вооруженных Силах Российской Федерации, следует учитывать также зарубежный опыт (военная полиция действует более чем в 40 странах), в том числе государств СНГ <5>. ——————————— <5> См., напр.: Мирзоян А. С. Дознание в Вооруженных Силах Республики Армения: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Военный университет, 2004; Саидов Ю. Ш. Дознание в Вооруженных силах Республики Таджикистан: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Военный университет, 2003; Хорхоруни А. Х. Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Военный университет, 2004.

Тем не менее прежде всего следует констатировать решимость руководства Минобороны России создать эту структуру (скорее всего в составе военных комендатур, статус которых определился с принятием изменений в Общевоинские уставы <6>), что подтверждается последним по времени заявлением Министра обороны Российской Федерации на коллегии Минобороны России, который сказал, что «в 2012 году в Вооруженных Силах наконец-то появится военная полиция. Но до ее официальной «прописки» в войсках нужно завершить аттестацию офицеров военных комендатур и разработать нормативно-правовую базу для военной полиции» <7>. Справедливости ради следует вспомнить, что впервые идея о необходимости создания военной полиции была реализована в Концепции военно-правовой реформы и Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью в 1994 году, что послужило основой для представления на рассмотрение Государственной Думы в 2000 г. проекта Федерального закона «О военной полиции Российской Федерации», который, к сожалению, по разным причинам не был одобрен законодательной властью. ——————————— <6> См.: Указ Президента РФ от 29.07.2011 N 1039 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 и в уставы, утвержденные этим Указом». <7> Российская газета. 23.11.2011. N 263.

В этой связи следует отметить последовательную активную позицию Генеральной прокуратуры Российской Федерации в лице Главной военной прокуратуры по вопросу необходимости создания военной полиции и передачи ей функции дознания в войсках. Так, 28 декабря 2010 г. в Главной военной прокуратуре под руководством заместителя Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции В. И. Мельникова с участием представителей Минобороны России и ГКВВ МВД России состоялось заседание межведомственной рабочей группы по совершенствованию деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации. В ходе заседания представители Минобороны России доложили о проводимой в Вооруженных Силах Российской Федерации работе по реализации принятого в августе 2010 г. Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым решения на основании доклада Министра обороны Российской Федерации А. Э. Сердюкова о создании в Вооруженных Силах Российской Федерации органов военной полиции. В целях реализации принятого решения с августа 2010 г. по настоящее время Минобороны России продолжается работа по формированию органов военной полиции в Вооруженных Силах Российской Федерации. Минобороны России определяет предполагаемые задачи, которые могут быть возложены на формируемые органы: патрулирование военных городков и организация безопасности военной службы; организация внутренней службы и пропускного режима; предотвращение правонарушений и дисциплинарных проступков. В свою очередь, Главная военная прокуратура настаивает на создании органов военной полиции с основной целью проведения дознания (от возбуждения уголовного дела до передачи обвинительного заключения в суд), то есть в рамках предписаний Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, который предусматривает разграничение подследственности между органами дознания — проводящими дознание по преступлениям небольшой и средней тяжести и следственными органами — проводящими следствие по преступлениям тяжким и особо тяжким. Существующий сегодня орган дознания в виде командира воинской части (корабля) Главная военная прокуратура предлагает оставить с целью проведения первичных следственных действий и сохранения следов преступления. Необходимость создания военной полиции подтверждена и последними выступлениями <8> Главного военного прокурора С. Н. Фридинского, который отмечает, что именно «от деятельности органов дознания в войсках, а это в основе своей командиры частей, во многом зависит своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств происшествий и правонарушений». В то же время С. Н. Фридинский признает, что процессуальная активность органов дознания и дознавателей в воинских частях невысока. И связано это в первую очередь с низким уровнем их правовой подготовки, отсутствием механизмов стимулирования и совершенствования дознавательской деятельности. Таким образом, при создании штатных органов военной полиции с передачей им функций дознания актуализируется проблема профессионализма военных полицейских, что позволяет прогнозировать сроки наделения новой структуры полномочиями по производству дознания — через несколько лет после начала ее формирования, поскольку это напрямую связано с комплектованием указанного органа специалистами, имеющими соответствующие морально-деловые и профессиональные качества, от которых напрямую зависит результат работы. По мнению С. Н. Фридинского, требования, предъявляемые к будущим военным полицейским, должны быть не ниже, чем к сотрудникам органов внутренних дел. Именно поэтому сейчас необходимо создать эффективную систему отбора, подготовки и аттестации кадров. При этом следует понимать, что новый институт не станет панацеей от всех армейских бед. Опыт работы военной полиции в других странах показывает: уровень преступности в войсках прежде всего определяется социальными факторами, а не наличием в военной структуре специального органа по охране правопорядка. ——————————— <8> Наша задача — чтобы жили по закону. Интервью С. Н. Фридинского специальному корреспонденту Интерфакса 11 января 2012 г. // http://interfax. ru/txt. asp? sec=1483&id;=225431 (дата обращения: 12.01.2012).

Таким образом, с учетом положительного опыта функционирования военной полиции в вооруженных силах иностранных государств следует предположить, что основные задачи создаваемой в России военной полиции должны быть отражены в Федеральном законе «О военной полиции» и к их числу могут быть отнесены: поддержание воинской дисциплины и правопорядка в гарнизонах и на территории отдельно расположенных военных городков; проведение дознания по происшествиям и преступлениям с участием военнослужащих, осуществление совместно с правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий в отношении военнослужащих; обеспечение безопасности военнослужащих и военных объектов; обеспечение безопасности дорожного движения с участием военного транспорта и ряд других. Представляется, что конкретные полномочия органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации могут найти нормативное закрепление на основе федерального закона в иных правовых актах, в том числе уставах, положениях, наставлениях и инструкциях, вводимых в действие руководителями федеральных органов исполнительной власти. Однако, поскольку в данной статье рассматриваются вопросы дознания и проведения ОРД создаваемыми структурами — военной полицией, именно им и необходимо уделить основное внимание. Автор солидарен с достаточно обоснованной и аргументированной позицией специалистов, которые полагают, что рост преступности, дальнейшее усложнение криминогенной обстановки в стране детерминируют также и признание объективной необходимости использования оперативной информации при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе в условиях Вооруженных Сил <9>. Практика расследования уголовных дел в ВС РФ свидетельствует о том, что в связи с усилением профессионализма преступной среды, ее технического оснащения, повышением организованности, усилением коррумпированности и противодействия правоохранительным органам одними только процессуальными средствами раскрыть отдельные преступления бывает крайне сложно, а порой и невозможно. ——————————— <9> Мясников И. А. Военная полиция в Вооруженных Силах РФ: к вопросу о постановке проблем функционального предназначения // Военно-юридический журнал. 2010. N 2.

Анализ практики расследования следователями военных следственных органов Следственного комитета РФ уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях свидетельствует, что абсолютное большинство опасных преступлений совершаются втайне и заранее тщательно подготавливаются. Участники преступных групп четко распределяют роли и действия каждого из них. Заранее разрабатывается линия поведения всех участников на случай попадания кого-либо в поле зрения правоохранительных органов. Имеют место многочисленные факты, когда подозреваемые, обвиняемые и связанные с ними лица в период расследования возбужденных против них уголовных дел используют шантаж и угрозы не только по отношению к потерпевшим, свидетелям, раскаявшимся соучастникам, но и к следователям, прокурорам и судьям. Идет активное, нередко в криминальной форме, противодействие расследованию отдельных уголовных дел и рассмотрению их в судах — вплоть до уничтожения (хищений) материалов уголовных дел, убийств свидетелей, соучастников, применения насилия к потерпевшим и т. п. Для того чтобы исключить (или хотя бы затруднить, сдержать, нейтрализовать) такое противодействие, выявить все преступные связи подозреваемых и обвиняемых, установить всех причастных к тому или иному событию лиц, установить личности виновных и их местонахождение, необходимо проведение оперативно-розыскной деятельности и укрепление взаимодействия следственных и оперативных органов. Действуя на основе ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные работники имеют возможность использовать в борьбе с преступностью широкий круг оперативно-розыскных мероприятий и находящиеся в их распоряжении силы, средства и методы. Пункт 1 ст. 3 Инструкции органам дознания ВС РФ предусматривает, что на органы дознания возлагается принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений. Вышеуказанные положения Инструкции не в полной мере корреспондируют с требованиями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12 августа 1995 г.). Закон определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий» (ст. 1). То есть правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделяются отнюдь не все органы расследования, а лишь оперативные подразделения. В Законе дан их исчерпывающий перечень. Командиры воинских частей, как органы дознания, в перечень субъектов, осуществляющих ОРД, не входят. Более того, значительная часть оперативно-розыскных мероприятий проводится негласно, с применением специальных методов и средств, которыми не располагают командиры воинской части. Таким образом, возложение на командиров воинских частей обязанности проведения оперативно-розыскных мероприятий не в полной мере является обоснованным, поскольку они не располагают для этого необходимыми возможностями и не отнесены Законом к оперативным подразделениям. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, следует подчеркнуть, что эффективная модель организации дознания в Вооруженных Силах может сводиться к созданию специализированного органа дознания — военной полиции, наделенной полномочиями на производство дознания и осуществление оперативно-розыскной деятельности. Создание военной полиции позволит: — во-первых, повысить эффективность производства самого дознания; — во-вторых, улучшить негативную ситуацию, связанную с тем, что сегодня собранные военными дознавателями доказательства на первоначальных этапах расследования, как правило, признаются недопустимыми; — в-третьих, сосредоточивать усилия военному командованию на выполнении ими основных функций, в том числе и боевых задач; — в-четвертых, устранить имеющие место сегодня противоречия между интересами военного командования и назначением уголовного судопроизводства.

Список использованной литературы

1. Соловьев И. М. Организация дознания в Вооруженных Силах РФ. М.: Международная академия предпринимательства, 2007. 2. Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ) // Военный университет. 2000. 3. Косарев В. Н., Морозов Е. Н., Новикова Н. А. Проблема создания военной полиции — шаг вперед, два шага назад // Право в вооруженных силах. 2010. N 10. 4. Мясников И. А. Военная полиция в Вооруженных Силах РФ: к вопросу о постановке проблем функционального предназначения // Военно-юридический журнал. 2010. N 2.

——————————————————————