О некоторых мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, потерявших кормильца

(Боголюбов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 11) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОТЕРЯВШИХ КОРМИЛЬЦА

А. В. БОГОЛЮБОВ

Боголюбов А. В., старший юрисконсульт, подполковник юстиции.

В статье рассматриваются проблемные вопросы жилищного обеспечения членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Ключевые слова: военнослужащий, члены семьи, жилое помещение, договор аренды.

On some measures of social support for families of soldiers who lost their breadwinner A. V. Bogolyubov

The article deals with the problematic issues of housing for the families of servicemen who lost their breadwinner.

Key words: soldier, family, housing, rental agreement.

Военная служба в силу присущей ей специфики нередко сопряжена с повышенным риском для жизни. Гибель военнослужащих, к сожалению, происходит даже в мирное время, но отметим тот очевидный факт, что далеко не всегда смерть бывает связана с исполнением служебных обязанностей. Как бы то ни было, в большинстве случаев у погибшего военнослужащего остается осиротевшая семья и немалое количество нерешенных бытовых проблем. Наиболее часто возникают вопросы в сфере жилищного обеспечения, например, о возможности дальнейшего проживания членов семей погибших военнослужащих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в которых они проживали до момента гибели военнослужащего. Согласно положениям ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Конструкция приведенной правовой нормы является не вполне удачной, так как буквальное ее толкование позволяет говорить о том, что данной нормой охраняется лишь право граждан не быть выселенными из общежитий и служебных квартир, занимаемых ими в связи с существованием неких трудовых отношений, в случае, если граждане такие отношения решили прекратить. При этом фактически норма никак не защищает права членов семей погибших военнослужащих, если они проживают в жилом помещении, которое входит в состав фонда служебного жилья воинской части и было в свое время предоставлено именно военнослужащему в порядке обеспечения его жилым помещением по месту прохождения военной службы (при условии, что члены семьи в трудовых правоотношениях с воинской частью не состоят). Рассмотрим вариант, при котором семья погибшего военнослужащего на день его смерти проживала в жилом помещении, не относящемся к специализированному жилищному фонду. В отношении жилых помещений, находящихся в собственности граждан или принадлежащих им по договору социального найма, ответ простой — выселению из данных жилых помещений члены семьи погибшего военнослужащего не подлежат. А вот как быть, если семья проживает в жилом помещении на условиях безвозмездного пользования или, наоборот, на условиях коммерческого найма? В первом случае речь идет о проживании в квартире, арендуемой воинской частью у неких третьих лиц и предоставленной военнослужащему согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Во втором случае речь идет о проживании военнослужащего и его семьи в квартире, которую военнослужащий занял по договору найма (поднайма), заключив соответствующий договор с владельцем данной квартиры. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих-граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. При аренде жилого помещения воинской частью отношения по проживанию военнослужащего в данном помещении будут трехсторонними: с одной стороны — владелец квартиры и воинская часть (и заключенный между ними договор аренды), с другой — воинская часть и военнослужащий (и заключенный между ними договор безвозмездного пользования данным жилым помещением). При самостоятельном найме жилого помещения военнослужащим отношения между всеми сторонами будут несколько иными: владелец квартиры и военнослужащий будут связаны договором найма (поднайма), а воинская часть и военнослужащий — отношениями по компенсации затрат, понесенных военнослужащим в связи с наймом жилого помещения (в порядке реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909). Жилое помещение, арендуемое воинской частью, равно как и снимаемое самим военнослужащим, к специализированному жилищному фонду не относится. Встает вопрос: распространяется ли в этом случае действие п. 2 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на членов семьи военнослужащего в случае гибели последнего? Согласно п. 5 ст. 24 вышеназванного Закона за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, за исключением социальных гарантий и компенсаций, указанных в п. п. 2 — 4 ст. 24, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохраняются другие социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, во взаимосвязи приведенной правовой нормы с требованиями п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» усматривается обязанность воинской части продолжать арендовать жилое помещение для проживания членов семьи погибшего военнослужащего или производить им выплату денежной компенсации за наем помещения <1> в течение одного года со дня смерти военнослужащего. Командование воинской части в течение этого периода ставить вопрос о выселении членов семьи из жилого помещения, арендуемого воинской частью, не вправе. ——————————— <1> В соответствии с п. 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909) денежная компенсация членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, выплачивается ежемесячно воинской частью (организацией) по последнему месту военной службы военнослужащего до получения ими жилого помещения либо предоставления им субсидий по государственным жилищным сертификатам или в виде безвозмездной финансовой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более чем в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *