Об освобождении от призыва на военную службу сыновей (родных братьев) погибших (умерших) военнослужащих

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 11) Текст документа

ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ СЫНОВЕЙ (РОДНЫХ БРАТЬЕВ) ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рассмотрены вопросы об освобождении от призыва на военную службу сыновей (родных братьев) погибших (умерших) военнослужащих, а также о предполагаемых изменениях в Положении о призыве на военную службу.

Ключевые слова: призывная комиссия, заключение, отсрочка от призыва, освобождение от призыва, возраст, призывник, военный комиссариат, запас, государственная служба.

Exemption from military service of the sons (siblings) victims (dead) soldiers A. V. Efremov

The problems of exemption from military service sons (brothers) killed (dead) soldiers, as well as of the changes in the Regulations of conscription.

Key words: draft board, concluding, deferment, exemption from conscription, age, the recruit, the military commissariat, the stock, the public service.

Обязанность военной службы носит всеобщий характер, за исключением категорий граждан, четко определенных законом. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Не призываются на военную службу граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от призыва на военную службу (ст. 23); не подлежат призыву на военную службу (п. 3 ст. 23); получили отсрочку от призыва на военную службу (ст. 24). В соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, являющиеся сыновьями (родными братьями): — военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; — граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. В соответствии с подп. «г» п. 1 приложения N 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663», при рассмотрении возможности освобождения от призыва гражданина в случае гибели (смерти) в связи с исполнением обязанностей военной службы отца, родного брата, проходивших военную службу по призыву, либо в период прохождения военных сборов представляются документы, подтверждающие родство; свидетельство о смерти; извещение воинской части в адрес военного комиссариата об их гибели (смерти). В извещении указывается связь гибели (смерти) военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы по призыву. В случае смерти отца, родного брата вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы по призыву, после увольнения с военной службы по призыву либо после окончания военных сборов, представляются документы, подтверждающие родство; свидетельство о смерти; свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией в период военной службы по призыву либо в период прохождения военных сборов, с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с исполнением обязанностей военной службы по призыву; заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающее причинную связь их смерти с исполнением ими обязанностей военной службы по призыву. В указанных случаях решением призывной комиссии гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности или зачисляется в запас и на основании выписки из протокола заседаний призывной комиссии ему выдается военный билет установленного образца. Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» в подп. «б» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» были внесены существенные изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2008 г.: абз. 2 после слова «военнослужащих» дополнен словами: «проходивших военную службу по призыву»; в абз. 3 слово «службы,» заменено словами «службы в период прохождения военной службы по призыву». Следовательно, с 1 января 2008 г. по настоящее время, если граждане Российской Федерации достигли соответствующего призывного возраста и являются сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, такие граждане призывного возраста не освобождены федеральным законодателем от призыва на военную службу. Проанализируем данное решение федерального законодателя с точки зрения Конституции Российской Федерации. Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т. д. <1>. ——————————— <1> Стрекозов В. Г. Защита Отечества — конституционная обязанность граждан СССР: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1973. С. 83.

Однако основной формой защиты Отечества в мирное время является воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу. Ю. Н. Старилов отмечает, что «главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах…» Следовательно, основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Государственная служба как профессиональная деятельность является реализацией конституционного права граждан на труд, т. е. возможностью распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации), а также права на равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Указанные положения нашли свое отражение в принципе равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой (ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»). В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации также реализуется их конституционное право на труд, т. е. по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Однако критерию свободного выбора профессии отвечает только поступление граждан на военную службу по контракту, а призыв на военную службу является одной из форм воинской обязанности граждан, т. е. прохождение военной службы на профессиональной основе происходит не всеми военнослужащими, а только поступившими на нее в добровольном порядке. Таким образом, в полной мере признак государственной службы как профессиональной деятельности будет присущ военной службе в Российской Федерации только с переходом к профессиональной армии, комплектуемой в добровольном порядке гражданами, заключившими контракт о прохождении военной службы, что не входит в ближайшую перспективу политического руководства Российской Федерации <2>. ——————————— <2> Кудашкин А. В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования // СПС «Гарант».

Из ст. ст. 1, 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что статус военнослужащего един по своей природе независимо от того, проходит ли гражданин военную службу по призыву или по контракту. В настоящее время меры социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву, и членов их семей тесно взаимосвязаны и фактически составляют единое целое, реализуясь, как правило, в одних и тех же сферах: в предоставлении пособий и компенсаций, в различного рода льготах и мерах социальной поддержки. Это в первую очередь объясняется тем, что права членов семей военнослужащих производны от прав, которые принадлежат им самим. Данный вывод подтверждает и Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 20 октября 2010 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан», в котором указано, что, учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел также особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих. Соответственно, по мнению автора статьи, внесенные федеральным законодателем изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г., касающиеся освобождения от призыва на военную службу только граждан призывного возраста, являющихся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, являются не конституционными в части лишения права на освобождение от призыва на военную службу аналогичной категории граждан, являющихся сыновьями, родными братьями погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, порождающими не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории. В связи с изложенным автор полагает необходимым внесение соответствующих изменений в подп. «б» п. 2 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *