Дополнительные сутки отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: есть ли временные ограничения в их использовании военнослужащими?

(Фатеев К. В., Харитонов С. С.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 8)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СУТКИ ОТДЫХА ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ

ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ: ЕСТЬ ЛИ ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

В ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ?

К. В. ФАТЕЕВ, С. С. ХАРИТОНОВ

Фатеев К. В., доктор юридических наук, профессор.

Харитонов С. С., кандидат юридических наук, доцент.

Дополнительные сутки отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с положениями, изложенными в пунктах 219 — 221, 234, 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, в статье 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы).

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту), привлекаемым к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляется в качестве компенсации отдых в другие дни недели решением командира воинской части (подразделения) с учетом необходимости поддержания боевой готовности и интересов службы.

При невозможности предоставления в качестве компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели время исполнения обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, в выходные и праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно, а также время участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, суммируется и предоставляется указанным военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску.

Пунктом 4 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено увеличение продолжительности основного отпуска (предоставление дополнительных суток отдыха).

В случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска — 60 суток.

Вместо увеличения продолжительности основного отпуска или его части по желанию военнослужащего ему может предоставляться до дня начала отпуска дополнительное время отдыха из расчета одни сутки отдыха за каждые сутки установленного Положением о порядке прохождения военной службы увеличения отпуска.

На основании пункта 7 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. При этом в соответствии с пунктом 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха указанные дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации, которое предусматривает социальную гарантию военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, предусмотрены три вида сроков (периодов), в течение которых они предоставляются военнослужащему:

1) в другие дни недели;

2) в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха;

3) в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.

Согласно пункту 14 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы в случае, когда основной и (или) дополнительный отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно.

Поскольку законодательством военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, установлен крайний временной предел предоставления основного отпуска за предыдущий календарный год в первом квартале следующего года, постольку в случае его непредоставления с учетом дополнительных суток отдыха, срок нарушения права военнослужащего на предоставление дополнительных суток отдыха за предшествующий период начинает течь с первого дня второго квартала следующего года.

Если до конца первого квартала следующего года военнослужащему не был предоставлен отпуск за прошлый год с учетом дополнительных суток отдыха, то он имеет право на обращение за судебной защитой.

При этом необходимо учитывать, что 10 февраля 2009 г. было принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

В названном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации указывается, что при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК Российской Федерации должны содержаться в решении суда.

——————————————————————