Пределы командирского усмотрения по применению к военнослужащим мер принуждения и поощрения

(Туганов Ю. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 11)

ПРЕДЕЛЫ КОМАНДИРСКОГО УСМОТРЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ К ВОЕННОСЛУЖАЩИМ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ И ПООЩРЕНИЯ

Ю. Н. ТУГАНОВ

Туганов Ю. Н., доктор юридических наук, профессор Читинского государственного университета.

Придание нового облика Вооруженным Силам Российской Федерации в рамках проводимой в настоящее время реформы состоит, в частности, и в возврате смешанной системы комплектования личным составом. Такого рода принципиальное изменение порождает ряд вопросов, связанных с соотношением дисциплинарных взысканий и поощрений, применяемых к военнослужащим на основании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ) и в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Прежде всего, это проблематика досрочного увольнения военнослужащих с военной службы, снижения их в должности и перевода на другие должности, а также продвижения по военной службе. В современной России представитель нанимателя (руководитель из числа государственных служащих), в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеет право «за совершение дисциплинарного проступка применить к подчиненному государственному служащему следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона». Особенностью военной службы являются значительно более обширные дисциплинарные права командира (начальника), которые реализуются воинскими должностными лицами соответствующего уровня применительно к конкретным категориям военнослужащих <1>. ——————————— <1> Применение дисциплинарных взысканий носит дифференцированный характер в зависимости от того, на какую категорию военнослужащих эти взыскания налагаются: на солдат и матросов либо на сержантов и старшин (имеет значение, проходят они военную службу по призыву или по контракту); на прапорщиков и мичманов или на военнослужащих женского пола, проходящих военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов. Что касается военнослужащих офицерского состава, то здесь перечень дисциплинарных взысканий дифференцирован в зависимости от того, налагаются ли эти взыскания на офицеров либо на высших офицеров.

Так, согласно ст. 54 ДУ ВС РФ, командир (начальник) кроме перечисленных выше может применить к военнослужащему следующие виды взысканий: строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; отчисление с военных сборов и, наконец, дисциплинарный арест. Причем, согласно ст. 52 ДУ ВС РФ, замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме, не являются дисциплинарным взысканием, т. е. установленный названным Уставом перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, что прямо усматривается из Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ДУ ВС РФ <2>. ——————————— <2> См., например, ст. 54 ДУ ВС РФ.

Однако в связи с наличием иных руководящих документов, регулирующих дисциплинарные правоотношения в Вооруженных Силах Российской Федерации, актуальным становится вопрос потенциальной возможности применения командирами (начальниками) к военнослужащим дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ДУ ВС РФ. Такая возможность усматривается, в частности, из абз. 10 п. 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80), который позволяет соответствующему воинскому должностному лицу отчислять из военно-учебных заведений курсантов и слушателей за «невыполнение требований к дисциплинированности». В связи с этим вопросы применения командирами (начальниками) к военнослужащим иных дисциплинарных взысканий и поощрений, не предусмотренных ДУ ВС РФ, представляются весьма актуальными, что и выделяет проблему расширения перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. В настоящей статье приводится анализ положений абз. 10 п. 94 указанного выше Руководства в логической взаимосвязи и правовом единстве с позициями Верховного Суда Российской Федерации, сформулированными в Определении от 15 июля 2010 г. <3>, и анализом иных нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих прохождение военной службы в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, других законов и подзаконных актов по вопросам дисциплинарной ответственности военнослужащих. ——————————— <3> Сайт Верховного Суда Российской Федерации // URL: http:// www. vsrf. ru/ vs_cases6_npa. php? autor= 1050020.

При исследовании автор настоящей статьи исходил из того, что согласно п. п. 7, 8, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, и осуществляет самостоятельно правовое регулирование в установленной ему сфере деятельности, но действует только лишь на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Указанное требование распространяется и на Министра обороны Российской Федерации, который в соответствии с указанным Положением вправе издавать по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Порядок же отчисления из высшего военно-учебного заведения, а также восстановления, поступления на военную службу при восстановлении, перевода курсантов из одного высшего военно-учебного заведения в другое устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы. В частности, в силу п. 31 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 82, права, обязанности и ответственность курсантов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения. На основании приведенной нормы за невыполнение профессиональной образовательной программы, нарушение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации курсанты могут быть отчислены из военно-учебного заведения в соответствии со ст. 100 ДУ ВС РФ, которой регулируется вопрос применения такого дисциплинарного взыскания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования. Из данной статьи Устава следует, что отчисление курсантов как дисциплинарное взыскание возможно за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков (выделено мной. — Ю. Т.). Исчерпывающий перечень таких проступков приведен в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <4>. ——————————— <4> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N ВКГПИ10-41 [Электронный ресурс]. URL: http:// www. vsrf. ru/ vs_cases6_npa. php? autor= 1050020.

В изданном же 27 января 2010 г. Министром обороны Российской Федерации Приказе N 42, которым внесены изменения в Приказ того же должностного лица от 12 марта 2003 г. N 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации», п. 94 (абз. 10) изложен в новой редакции, предусматривающей возможность отчисления из вуза в установленном порядке курсантов, проходящих военную службу по контракту, имеющих два и более неснятых дисциплинарных взыскания за семестр обучения от начальника факультета, ему равных и выше (выделено мной. — Ю. Т.). Правовая оценка сложившейся коллизии, содержащаяся в указанном выше Определении Верховного Суда Российской Федерации, состоит в том, что изложенные в ней условия отчисления из военного вуза курсантов по указанным основаниям не только не предусмотрены федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, но и находятся в противоречии с ними. Таким образом, по нашему мнению, и это прямо следует из судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, определенный как в ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и в ДУ ВС РФ, не может быть расширен по усмотрению командиров (начальников), независимо от занимаемых ими должностей, в том числе и руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Рассматривая же возможность применения командирами (начальниками) к военнослужащим поощрений, не предусмотренных ДУ ВС РФ, необходимо отметить, что сущность поощрения как разновидности управленческого «давления» принципиально отличается от взыскания тем, что не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива и общества <5>. ——————————— <5> Вельский К. С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления): Учеб. пособие. М., 1988. С. 90.

Будучи важным средством воспитания военнослужащих и обеспечения воинской дисциплины, поощрения вырабатывают сознательное отношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительности, мобилизуют на преодоление трудностей <6>, что в полной мере осознается государством, которое всегда заинтересовано в совершенствовании деятельности своего аппарата. ——————————— <6> Овсянко Д. М. Государственная служба. М., 1996. С. 167.

Таким образом, для повышения стимулирующего воздействия поощрений и нивелирования субъективного фактора исключительности этой прерогативы командиров и начальников в рамках проводимой реформы должны быть четко нормативно регламентированы критерии, при которых военнослужащие будут иметь право на поощрение: образцовое выполнение служебных обязанностей, самостоятельное повышение служебного и профессионального мастерства, продолжительная и безупречная служба, достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств и др. Что же касается прав по поощрению военнослужащих, то, по мнению автора настоящей статьи, следует законодательно предусмотреть право руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, устанавливать и применять иные виды поощрений, не предусмотренных ДУ ВС РФ. Так, например, ч. 1 ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» руководителю предоставлены права применять к своему подчиненному государственному служащему такие поощрения и награждения: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка и 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа (выделено мной. — Ю. Т.). Установление такой нормы в отношении военнослужащих даст возможность командирам (начальникам) применять к подчиненным военнослужащим все виды поощрений: как установленные ст. 19 ДУ ВС РФ, так и регламентируемые ведомственными нормативными актами.

——————————————————————