Правовое воспитание как важнейшая составляющая социального воспитания курсантов военных вузов

(Григорьев О. В.)

(«Военно-юридический журнал», 2011, N 2)

Текст документа

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

О. В. ГРИГОРЬЕВ

Григорьев О. В., преподаватель Новосибирского филиала СГА, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук.

Социальное воспитание как система воздействия на индивидов и их группы имеет целью формирование сознания и поведения путем развития социальных ценностных ориентаций, отвечающих принципам и идеалам правового государства, гражданского общества и непосредственно воплощающихся в деятельности лиц и их групп. Оно направлено на всестороннее и гармоничное развитие сознания личности, на формирование активного и творческого поведения граждан во всех сферах социальной жизни общества. Под общественным сознанием мы понимаем совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни [5, с. 245].

Все формы общественного сознания выступают в качестве элементов единой системы общественного сознания. Отражая различные стороны объективной действительности, ни одна из этих форм не может действовать изолированно, все они взаимопроникают и дополняют друг друга.

Единство и взаимосвязь различных форм общественного сознания определяется прежде всего единой основой их возникновения — материальными условиями жизни общества, которые порождают определенные потребности. Эти потребности, будучи осознаны как интересы общества, общественных групп, определяют содержание общественного, группового и в конечном счете индивидуального сознания.

Взаимосвязь всех форм общественного сознания обусловлена не только единой основой их возникновения, но также взаимодействием всех духовных форм между собой, которое является свойством опосредованного отражения, состоящего в том, что отражения влияют друг на друга, действуют друг на друга, отражаясь друг в друге, т. е. проявляют силу и активность во взаимном отражении.

Правовое сознание представляет собой одну из сторон общественного сознания. Правовое сознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мысленных и чувственных образах [4, с. 206]. Исторически возникнув вместе с государством, оно становится объективно необходимой сферой жизни общества, органически вплетающейся в целостную ткань общественного сознания. Правовое сознание испытывает на себе воздействие всех других видов сознания, оказывая, в свою очередь, определенное влияние и на них. Понимание этого особенно важно, ибо в практике правовоспитательной работы не изжиты представления о том, что формирование правового сознания является каким-то обособленным, самодовлеющим процессом. Между тем это комплексная проблема, которая должна решаться не в отрыве от иных видов духовного воспитания, а в непосредственной связи с ними.

В этой связи процессы социального воспитания россиян, особенно молодежи, внедрение в поведение людей мотиваций патриотизма, убеждений высокой гражданственности приобретают значение первостепенной общегосударственной задачи. Это в полной мере можно отнести и к проблеме правового воспитания военнослужащих (в том числе и курсантов военно-учебных заведений), которые имеют два основных направления: обеспечение идеологической и психологической основы военной службы и осуществление мероприятий, связанных с предупреждением правонарушений и борьбы с ними в воинских коллективах [2, с. 60].

Важная закономерность социального общественного сознания — это тенденция сближения и взаимопроникновения всех форм общественного сознания. Консолидирующей основой сближающей общественно-политические, правовые, философские и другие взгляды, является поставленная нашим обществом цель — построение правового государства и гражданского общества — это следует из слов Президента Российской Федерации: «Задачей государства считаю создание условий для развития гражданского общества. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений», «Рост гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества возможны только в развитой политической системе» [1].

Одновременно развитие каждой из форм сознания также ведет к их сближению. Тесная связь всех форм сознания — методологическая основа теории и практики социального воспитания.

Специфика процесса правового воспитания зависит прежде всего от объективных особенностей, качеств и достоинств российского права и его норм. Свойства права накладывают отпечаток на процесс правового воспитания. Посредством процесса правового и через него в правосознание российских граждан вносятся идеи, носящие государственно-властный, государственно-волевой характер [2, с. 60].

Воспитательная работа представляет систему целенаправленных согласованных мероприятий, осуществляемых начальниками (командирами подразделений) военно-учебных заведений, органами по работе с личным составом, войсковой общественности в целях формирования и развития у курсантов государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к российским войскам, их офицерскому корпусу, морально-психологических, боевых и военно-профессиональных качеств, необходимых обучающимся как офицерам и военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом; дисциплинированности, исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью.

Воспитательная работа осуществляется в системе морально-психологического обеспечения образовательного процесса по направлениям: военно-профессиональное, государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, физическое воспитание курсантов и является основным направлением морально-психологического обеспечения образовательного процесса.

В основном сложившаяся, хотя и продолжающаяся совершенствоваться, система социального воспитания курсантов в системе военных вузов в настоящее время прочно включает в себя правовое воспитание как одно из относительно самостоятельных направлений воспитательной деятельности. Правовое воспитание призвано своими средствами способствовать достижению общей цели социального воспитания курсантов. Такой целью является становление курсанта как личности и гражданина, подготовка молодого офицера, отвечающего современным требованиям, формирование его творческим, гармонично развитым, с широким мировоззрением.

Эта триединая цель воспитания курсантов выступает в неразрывной органической связи. Так, молодой офицер должен обладать научным мировоззрением, высоким уровнем общей культуры, глубоко понимать процессы общественного развития. Военные вузы готовят не только офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, но и активных строителей гражданского общества, граждан, глубоко разбирающихся в сложных философских, нравственных, общественно-политических и правовых проблемах своего времени и умеющих бороться с правонарушениями, отравляющими общество. Это обусловливает необходимость формирования активной, творческой, многосторонне развитой личности молодого офицера. Формирование такой личности является одновременно и условием, и целью дальнейшего совершенствования системы воспитания.

Чтобы достичь этой триединой цели, необходимо так поставить обучение и воспитание курсантов, чтобы все направления и организационные формы как учебной, так и воспитательной работы взаимно подкрепляли и дополняли друг друга. В этой связи актуальным является теоретическое исследование каждого направления социального воспитания во взаимодействии со всеми другими направлениями, без чего невозможно обеспечить комплексность этой работы как важное условие повышения его эффективности.

Анализ взаимосвязи правового воспитания с другими направлениями социального воспитания курсантов, базируясь на исследовании общности и различий правового сознания и других неправовых форм сознания — общественно-политического, нравственного, эстетического и т. д., должен учитывать, что общность эта не во всех случаях одинакова. Глубина и масштабы их взаимодействия в каждом случае зависят от особенностей конкретных видов внеправового сознания, от соотношения составляющих правового сознания курсантов военных вузов как одного из видов правосознания, а также от своеобразия конкретно-исторических обстоятельств развития нашего общества на современном этапе, обусловливающего все возрастающую роль правового сознания в структуре общественного сознания.

Между правовым, общественно-политическим и нравственным сознанием существует тесное взаимодействие. Связано правовое сознание с философским и эстетическим воззрениями, хотя и более отдаленно. Однако и прямые, и опосредствованные связи различных внеправовых форм сознания должны учитываться при определении содержания, направления, форм и способов правового воспитания курсантов военно-учебных заведений России.

Наиболее тесная связь в системе общественного сознания существует у общественно-политического и правового сознания. Право и политика традиционно рассматриваются как явления, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством, которое осуществляется опять-таки с помощью права, юридических средств и институтов [3, с. 349 — 350]. Эта связь определяется общими историческими причинами, одновременным возникновением общественно-политических и правовых взглядов, а также исторической ограниченностью их во времени. Общественно-политическое и правовое сознание объединены общей функцией, которая состоит в формировании идей государственно-правовой организации общества и содействии развитию и охране этой организации. Система общественно-политических взглядов не может существовать без системы правовых взглядов, так же как и государство невозможно без права.

Общественно-политическое сознание в системе военных вузов России представляет собой совокупность взглядов, идей, норм, представлений обучающихся относительно структуры государственной власти, форм и методов ее деятельности, регулирования отношений между элементами политической системы общества, использования государственных рычагов для направления общественного развития в интересах всего общества. Поэтому ценностно-нормативные элементы общественно-политического сознания близки правовой ценностно-нормативной системе.

Однако полного тождества здесь нет. Общественно-политические взгляды могут выражать общую волю всего общества и вне государственного оформления, или санкционирования, как, например, идеи, выраженные в программе какой-либо политической партии. Правовые же взгляды и представления реализуются только через государственную волю, которая придает им общеобязательный характер путем обеспечения принудительной силой государства. По своему содержанию они представляют собой конкретизацию наиболее важных общественно-политических требований. Вот почему правосознание характеризуется большей степенью конкретизации, чем общественно-политическое сознание, для которого в целом характерна высокая степень обобщенности социальных идей и требований. Это не исключает, однако, того, что в политических документах могут содержаться правила поведения применительно к отдельным сферам общественных отношений.

Общественно-политические взгляды охватывают осознание более широкого круга общественных отношений, чем правовое сознание, отражая все разнообразные стороны общественного бытия. Вместе с тем правовое сознание, как и другие формы сознания — этические взгляды, например, — как бы преломляется через сознание общественно-политическое, неизбежно сохраняя политическую окраску и направленность. В правовом сознании это выражено наиболее явственно, поскольку оно неразрывно связано с государственно-правовой организацией общества. Общественно-политический характер правового сознания проявляется не только в области непосредственно-политических прав и обязанностей, но и в области семейных, обязательственных, трудовых и других правовых отношений.

Одновременно правовая система взглядов отличается от системы общественно-политических взглядов специфическими для права представлениями о принципах и нормах правового регулирования, о юридических правах и обязанностях, о юридической ответственности, о системе права, ее отраслях, институтах и т. д. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики и т. д., что определяет относительную самостоятельность правового сознания [3, с. 611]. Тесная связь и взаимозависимость общественно-политического и правового сознания содержит возможности для комплексного воспитания в указанных сферах и требует работы по отысканию путей осуществления взаимосвязи общественно-политического и правового воспитания.

Полагаем, что в основу разработки методических приемов осуществления такой связи должно быть положено понимание того, что право есть конкретизация политики государства.

В системе военных вузов России связь правового воспитания с общественно-политическим не может быть односторонней. Теоретические основы общественно-политического и правового сознания курсантов закладываются в ходе изучения общественно-политических и историко-правовых дисциплин — истории отечества, политологии, теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории политических и правовых учений, истории государства и права зарубежных стран и т. д. В каждом из этих курсов есть возможность и необходимость освещения проблем, связанных с ролью правовой надстройки в жизни общества, значения правового сознания в общей системе общественного сознания. Эти курсы должны закладывать теоретические основы правового сознания курсантов в тесной связи с другими формами — философскими взглядами, общественно-политическими, этическими воззрениями.

Связь правового воспитания с общественно-политическим должна проходить и по линии внеаудиторной работы. Акцентирование внимания курсантской аудитории на правовых аспектах изучаемых общественно-политических проблем и явлений — один из важных путей осуществления такой связи.

Литература

1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 нояб. N 5038.

2 Правовое воспитание в механизме формирования правопорядка. Начальник кафедры теории и истории права и государства Московской академии МВД России, к. ю.н., доцент В. Н. Казаков // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 5.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004.

——————————————————————

3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

4. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008.

5. Философия: Учебник / Под ред. Г. В. Андрейченко, В. Д. Грачева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

——————————————————————

Название документа