О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отцам, воспитывающим ребенка без матери (по материалам судебной практики)

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 12)

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТСРОЧКИ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ОТЦАМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА БЕЗ МАТЕРИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

На практике у призывных комиссий иногда возникают вопросы, связанные с призывом на военную службу граждан, которые являются отцами и воспитывают своего ребенка без матери. Как известно, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка (подп. «в» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Одинокий отец, воспитывающий ребенка без матери, должен представить в призывную комиссию: — справку о составе семьи; — свидетельство о рождении ребенка; — свидетельство о расторжении брака с выпиской из решения суда, определяющего проживание после развода несовершеннолетнего ребенка, либо о смерти матери ребенка, либо решение суда о лишении ее родительских прав (подп. «г» п. 2 приложения N 32 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2007 г. N 400). Нормативно не определено понятие «воспитание без матери», вследствие чего невозможно определить, в каком случае у призывника возникает право на отсрочку — при условии, что мать ребенка после развода не проживает с ним, или она должна в установленном порядке быть лишена родительских прав. Дело в том, что в соответствии со ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Представляется правомерным предоставление отсрочки призывникам лишь в том случае, если мать ребенка лишена возможности принимать участие в его воспитании в связи с ограничением законом ее родительских прав <1>. ——————————— <1> Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под общ. ред. В. Г. Стрекозова. М., 1999. С. 132.

Так, Краснотуранский районный суд Красноярского края, рассмотрев 9 ноября 2010 г. в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина о признании незаконным и об отмене решения призывной комиссии Краснотуранского района от 27 октября 2010 г. о призыве его на военную службу, установил следующее. Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене решения призывной комиссии Краснотуранского района от 27 октября 2010 г. о призыве его на военную службу. Свои требования мотивировал тем, что является гражданином Российской Федерации и в соответствии с действующим законодательством состоит на воинском учете по месту своего жительства, имеет несовершеннолетнюю дочь и согласно решению мирового суда после расторжения брака воспитывает ребенка без матери. В связи с данными обстоятельствами своевременно обратился в военный комиссариат для предоставления отсрочки от призыва на военную службу и представил все необходимые для этого документы. Однако 27 октября 2010 г. призывная комиссия муниципального образования, в нарушение требований закона, приняла решение о призыве гражданина на военную службу. Считает, что имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с тем, что он как отец воспитывает ребенка один без матери. В судебном заседании отец-призывник пояснил суду, что его бывшая супруга не была ограничена в родительских правах в отношении их совместного ребенка. При этом, до 3 октября 2010 г., т. е. уже после принятия решения мировым судом о расторжении их брака, бывшая жена проживала совместно с ним, соответственно, совместно с ребенком, которого она водила в детский сад. Представитель призывной комиссии пояснил суду, что решение о призыве на военную службу указанного гражданина было принято 27 октября 2010 г. в связи с тем, что его супруга родительских прав не была лишена и не ограничена в них в отношении их совместного ребенка. А то обстоятельство, что между ними был расторгнут брак, не подтверждает того, что гражданин, подлежащий призыву на военную службу, воспитывает ребенка без матери. Поэтому нет основания для предоставления отсрочки от призыва по подп. «в» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Данные обстоятельства были приняты призывной комиссией во внимание, каких-либо других документов, подтверждающих то обстоятельство, что гражданин один воспитывает ребенка без матери, призывной комиссии не было представлено. Бывшая супруга призывника суду пояснила, что в ноябре 2005 г. вступила с ним в брак, у них родилась дочь, впоследствии брак расторгнут, при расторжении брака спора о месте проживания ребенка не было и дочь осталась проживать с отцом. После этого она сама стала проживать отдельно от бывшего мужа. Она считала, что во время совместного проживания с заявителем и после расторжения брака она надлежащим образом выполняла и выполняет свои права родителя в отношении дочери, при этом общалась и общается с ребенком, покупает ему сладости и угощения, водила и водит дочь в детский сад, при этом суду показала, что она работает воспитателем в детском саду, который посещает и ее ребенок. Данных о том, что она лишена родительских прав в отношении своего ребенка, не имелось. Суд критически отнесся к информации, указанной в характеристике УУМ ОВД по муниципальному образованию о том, что она не занимается воспитанием своего ребенка. На основании изложенных обстоятельств суд посчитал, что представленное заявителем исковое заявление об определении места жительства ребенка с ним не может служить доказательством по заявленным требованиям. Кроме того, в соответствии с требованиями закона факт развода и проживания ребенка с отцом не является препятствием для участия матери в воспитании ребенка, а следовательно, и основанием для предоставления заявителю отсрочки от призыва на военную службу. Таким образом, суд решил: в удовлетворении заявления гражданина о признании незаконным и об отмене решения призывной комиссии Краснотуранского района от 27 октября 2010 г. о призыве его на военную службу отказать <2>. ——————————— <2> URL: http://krastur. krk. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op;=print_text&cl;=1&id;=24600301011271630540151000010669.

Вместе с тем есть и иная точка зрения, не разделяемая автором настоящей статьи. Так, например, при расторжении брака гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с супругой было решено, что ребенок остается с матерью, но позднее обстоятельства изменились и было заключено соглашение о том, что ребенок будет проживать с отцом. Однако призывной комиссией муниципального образования было отказано в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании того, что представленные в призывную комиссию документы не соответствовали требованиям действующего законодательства, т. е. не было представлено решение суда о том, что ребенок будет проживать вместе с отцом-призывником, а также не была представлена справка о месте проживания ребенка. Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 21 июня 2012 г. по делу N 2-2804/2012 жалоба Б. была признана подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и согласно его ст. ст. 8, 9, 10, 26 данный Федеральный закон регламентирует организацию воинского учета, включая первоначальную постановку граждан на воинский учет и их обязанности по воинскому учету, и организацию призыва граждан на военную службу. В качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите Отечества названный Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву, которому согласно п. 1 его ст. 22 подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает категории лиц, которым по тем или иным основаниям (состояние здоровья, семейное положение, характер и место работы, обучение в образовательном учреждении и т. д.) может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, т. е. в пределах возраста от 18 до 27 лет временно отложен срок призыва. Предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан. В соответствии с требованиями ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва граждан на военную службу предоставляется, в частности, гражданам, имеющим ребенка и воспитывающим его без матери (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ). Порядок призыва граждан на военную службу определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами (ст. 26 названного Федерального закона). Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждена Министром обороны Российской Федерации в порядке реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663» граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы (Порядок организации работы призывного пункта в ходе проведения призыва граждан на военную службу приведен в приложении N 31 к названной Инструкции) (п. 35). Решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к указанной Инструкции (п. 39). В соответствии с подп. «г» п. 2 приложения N 32 к вышеназванной Инструкции при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: справка о составе семьи, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о расторжении брака с выпиской из решения суда, определяющего проживание после развода несовершеннолетнего ребенка с отцом, либо о смерти матери ребенка либо решение суда о лишении ее родительских прав. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд (п. 7 в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ). Как было установлено по материалам дела, решением призывной комиссии г. Ачинска от 29 мая 2012 г. Б. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу. Как видно из выписки из протокола комиссии от 29 мая 2012 г. N 37, призывнику выдана повестка об обязании явиться 5 июня 2012 г. для отправки к месту прохождения военной службы. При прохождении комиссии Б. было подано заявление о предоставлении ему отсрочки от призыва в связи с наличием у него несовершеннолетней дочери, 22 июня 2008 года рождения, и воспитанием им дочери без матери, для чего были представлены свидетельство о рождении ребенка, справка с места жительства и соглашение о порядке осуществления родительских прав от 1 апреля 2012 г., которым определено между ним и матерью ребенка Ш. место жительства ребенка с отцом в г. Ачинске. Также 28 мая 2012 г. Б. заключен договор о посещении его дочерью частного учреждения — детский сад г. Ачинска. Как следует из пояснений заявителя и не отрицалось представителем заинтересованного лица, Б. в предыдущий призыв не был призван на военную службу, поскольку не подошел под необходимые для этого призыва категории призывников, от призыва не уклонялся. Однако у него в декабре 2011 г. изменилось семейное положение, он прекратил семейные отношения с Ш., стал проживать в г. Ачинске, дочь сначала осталась проживать с матерью в г. Красноярске, с 10 января 2012 г. в течение трех месяцев и с 1 апреля 2012 г. ребенок находится на воспитании и содержании Б., посещает детский сад, в связи с чем заключено соглашение об определении места проживания ребенка. Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании от 13 июня 2012 г. свидетель Ш., также сообщившая, что с декабря 2012 г. не имеет возможности содержать и воспитывать дочь, с этого времени ребенок проживает в г. Ачинске с отцом, он занимается его воспитанием и содержанием. Статьей 65 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и др.). Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации). Суд полагает, что призывной комиссией г. Ачинска необоснованно не принято как основание для предоставления отсрочки от призыва соглашение об определении места проживания ребенка с отцом от 1 апреля 2012 г., поскольку в соответствии с требованиями семейного законодательства в данном соглашении между родителями несовершеннолетней дочери, при отсутствии спора между ними, определено место жительства ребенка с отцом в г. Ачинске. При этом судом учитывается позиция представителей призывной комиссии и военного комиссариата, указывавших на то, что при предоставлении призывником выписки из решения суда об определении места проживания его ребенка с отцом отсрочка от призыва была бы предоставлена. Доказательств тому, что заявитель не относится к категории граждан, имеющих ребенка и воспитывающих его без матери, представителями заинтересованных лиц не представлено и судом при рассмотрении жалобы не установлено. Также судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии в предоставленной в призывную комиссию справке о составе семьи сведений о регистрации дочери по месту жительства отца, поскольку данная справка была принята призывной комиссией, в основании отказа в отсрочке от призыва не указана. Помимо этого, в соответствии с требованиями гражданского, жилищного, семейного законодательства, правил регистрации граждан местом жительства несовершеннолетнего ребенка является место жительства его родителей, а регистрация по месту жительства или пребывания носит уведомительный характер, в связи с чем регистрация несовершеннолетней дочери в г. Красноярске по месту жительства матери не являлась препятствием для установления ее места проживания по соглашению родителей у отца. Также в материалы дела представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания, которым произведена регистрация несовершеннолетней дочери призывника с 14 июня 2012 г. по 13 июня 2012 г. по месту регистрации ее отца Б. Таким образом, при подаче заявления об отсрочке от призыва Б. был предоставлен полный комплект документов для принятия решения призывной комиссией о предоставлении отсрочки от призыва, поэтому решение призывной комиссии от 29 мая 2012 г. о его призыве является незаконным. В силу ст. 258 ГПК РФ, предусматривающей, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, суд считает необходимым обязать призывную комиссию г. Ачинска предоставить Б. отсрочку от призыва на военную службу до следующего призыва на основании ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Руководствуясь ст. ст. 194 — 198 ГПК РФ, суд решил: жалобу Б. удовлетворить частично. Обязать призывную комиссию г. Ачинска Красноярского края предоставить Б. отсрочку от призыва на военную службу до следующего призыва на основании подп. «в» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в остальной части требований отказать <3>. ——————————— <3> URL: http://achinsk. krk. sudrf. ru/modules. php? name=sud_delo&srv;_num=1&name;_op=doc&number;=45613859&delo;_id=1540005&text;_number=1.

Как видим, суд учел, что само Министерство обороны Российской Федерации в приложении N 32 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2007 г. N 400, как один из документов, дающих право на отсрочку в рассматриваемом случае, указало решение суда, в котором после развода место жительства несовершеннолетнего ребенка определено с отцом. В то же время семейным законодательством предусмотрено, что указанный юридический факт может быть определен и иным документом — соглашением родителей ребенка (ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации). В связи с изложенным представляется целесообразным уточнить нормативно перечень документов, являющихся основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, имеющим ребенка и воспитывающим его без матери.

——————————————————————