Порядок жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы (комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ)

(Воронин Д. В., Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 2) Текст документа

ПОРЯДОК ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

(КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА N 342-ФЗ)

Д. В. ВОРОНИН, В. М. КОРЯКИН

Д. В. Воронин, капитан юстиции.

В. М. Корякин, доктор юридических наук.

Проведен анализ механизма реализации права на жилище граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.

Ключевые слова: право на жилище, единовременная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.

A new order of housing maintenance of the persons discharged from military service D. V. Voronin, V. M. Korjakin

The analysis of the mechanism of realisation of housing rights of citizens discharged from military service who are registered as in need of better housing conditions in local government.

Key words: a right to housing, single payment for acquisition or premises building.

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Целью указанного законодательного акта является создание необходимых правовых условий для решения одной из застарелых военно-социальных проблем последних десятилетий — обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. Как указывается в пояснительной записке к данному Закону, он был разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2010 г., в соответствии с которым поставлена задача завершить не позднее 1 января 2012 г. выполнение обязательств по обеспечению жильем указанной категории граждан. Согласно данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в органах местного самоуправления в очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) за счет средств федерального бюджета с учетом результатов выверки очереди состоит 29713 семей граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц <1>. В этой очереди состоят на учете как граждане, проходившие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, где Законом предусмотрена военная служба (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), так и граждане, проходившие правоохранительную службу, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. ——————————— <1> Указанное число семей граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, нуждающихся в жилых помещениях, приведено в пояснительной записке к законопроекту. Вместе с тем на пресс-конференции, состоявшейся 9 декабря 2010 г., заместителем министра регионального развития Российской Федерации К. Королевским была озвучена другая цифра — 23373 семьи. Больше всего таких граждан состоит в списках в Московской области — 2300 семей, Калининградской — 2000, в Приморском крае — 1300 и Самарской области — 900 семей. В большинстве других регионов эта очередь не превышает 300 семей (Смольякова Т. Большое новоселье: квартиры получат все отставники и ветераны войны // Рос. газ. 2010. 10 дек.).

Граждане указанных категорий состоят в единой очереди в хронологической последовательности согласно дате принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В отношении их применялся единый порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий), до 1 января 2005 г., утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054. До вступления в силу комментируемого Федерального закона основным способом жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц являлся механизм предоставления социальных выплат (субсидий) за счет средств федерального бюджета посредством государственных жилищных сертификатов. На сегодняшний день из общей очереди нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) по этой категории граждан только 7780 семей являются участниками программы жилищного обеспечения за счет государственных жилищных сертификатов, а 21916 семей не изъявили желания быть ее участниками. Основными причинами нежелания граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц решать свою жилищную проблему путем получения сертификата для приобретения жилья являются: — отказ граждан от получения сертификатов в связи с тем, что стоимость жилья на рынке недвижимости в некоторых субъектах Российской Федерации значительно превышает размер социальной выплаты, предоставляемой посредством государственных жилищных сертификатов (особенно это актуально для таких регионов, как Московская, Самарская, Ленинградская области и города Москва и Санкт-Петербург); — наличие условия добровольности участия в данной программе, на фоне которого после выхода Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П большинство граждан, уволенных с военной службы, состоящих в сводных списках на получение сертификатов, ожидая получения готового жилья, отказываются от получения сертификатов. С учетом вышеназванных обстоятельств, в целях безусловного выполнения обязательств государства по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ вводится в действие дополнительный механизм жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, предусматривающий, в частности, реализацию права на получение готового жилья. Например, указанным Законом внесены дополнения в ст. ст. 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которыми предусматривается: 1) передача Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории с предоставлением субвенций из федерального бюджета, а также по определению порядка реализации данного механизма; 2) введение новой формы жилищного обеспечения рассматриваемой категории граждан — предоставление единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 3) сохранение права на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета (в том числе путем предоставления единовременной выплаты) за вдовами погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, состоявших в списках нуждающихся в получении жилых помещений в органах местного самоуправления; 4) уточнение порядка жилищного обеспечения семей граждан, уволенных с военной службы, за счет государственных жилищных сертификатов. Установлено, что указанным гражданам, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до 1 января 2011 г., после указанной даты выдача сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, либо по договору социального найма, либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Гражданам, получившим государственные жилищные сертификаты до 1 января 2011 г. и не успевшим их реализовать, предоставлено право отказаться от сертификата и реализовать свое право на жилище одним из перечисленных выше способов. Главным новшеством рассматриваемого Федерального закона является, безусловно, введение новой формы жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, — предоставление им единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом принципиально важным является то, что за единицу расчета размера указанной единовременной выплаты берется средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, которая ежеквартально устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 таким уполномоченным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)). В настоящее время действуют нормы, установленные Приказом Минрегиона России от 30 сентября 2010 г. N 438 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» <2>. ——————————— <2> См. приложение к настоящей статье.

Следует отметить, что, в отличие от социальной выплаты, предоставляемой по государственному жилищному сертификату, которая для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (за исключением граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), определяется исходя из стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, размер единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения превосходит ее весьма существенно, что делает данный способ жилищного обеспечения гораздо более привлекательным, чем государственные жилищные сертификаты. Так, например, для семьи гражданина, уволенного с военной службы, из четырех человек при реализации права на жилищное обеспечение в г. Москве размер выплаты составляет: а) размер социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом: 4 x 18 x 29050 x 1,2 = 2509920 (руб.), где: — 4 — количество членов семьи; — 18 (квадратных метров) — норматив предоставления жилого помещения на одного человека; — 29050 (руб.) — стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленная на второе полугодие 2010 г. <3>; ——————————— <3> Приказ Минрегиона России от 30 июня 2010 г. N 313 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года».

— 1,2 — повышающий коэффициент для г. Москвы; б) размер единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения: 4 x 18 x 73800 = 5313600 (руб.), где: — 4 — количество членов семьи; — 18 (квадратных метров) — норматив предоставления жилого помещения на одного человека; — 73800 (руб.) — средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в г. Москве. Как видим, размер единовременной выплаты в приведенном примере превышает размер социальной выплаты по сертификату более чем в два раза. Правда, следует сделать оговорку, что комментируемым Федеральным законом ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена отсылочной нормой, согласно которой норматив общей площади жилого помещения при выдаче государственных жилищных сертификатов или предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения должен определяться Правительством Российской Федерации. Что касается государственных жилищных сертификатов, то данный норматив установлен п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в следующем размере: — 33 квадратных метра — для одиноко проживающего гражданина; — 42 квадратных метра — на семью из двух человек; — по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется. При этом, на наш взгляд, имеет место ущемление прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на дополнительную жилую площадь: — во-первых, право на дополнительную площадь учитывается по минимальной норме 15 квадратных метров, а не по максимальной — 25 квадратных метров; — во-вторых, неурегулированной остается ситуация, когда право на дополнительную жилую площадь имеют два и более члена семьи (например, супруг имеет воинское звание «полковник», а его супруга-офицер является научным работником, имеющим ученую степень). Интересно заметить, что в советский период отечественной истории данный вопрос регулировался более конкретно. Так, согласно п. 7 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» (данный акт формально не отменен) на каждую семью независимо от числа членов, имеющих право на дополнительную площадь, предоставляется сверх основной нормы не более одной отдельной дополнительной комнаты или дополнительной площади в размере, полагающемся по закону двум лицам. Остается только надеяться, что при определении норматива общей площади жилого помещения при предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Правительство Российской Федерации сумеет избежать указанных выше недостатков. При реализации права граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения в собственность бесплатно и по договору социального найма нормы о размере предоставляемого жилого помещения сформулированы более конкретно и определенно: указанная норма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. При предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма гражданину, уволенному с военной службы, имеющему право на дополнительную общую площадь жилого помещения <4>, размер общей площади жилого помещения увеличивается в пределах от 15 до 25 квадратных метров. При этом установлено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы 18 квадратных метров и увеличения размера общей площади жилого помещения гражданам, имеющим право на дополнительную жилую площадь. Такое превышение может составлять не более 9 квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, а для одиноко проживающего гражданина, уволенного с военной службы, — не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Однако при этом создаются определенные предпосылки для возникновения коррупционных ситуаций, так как разница между минимальным и максимальным размером возможного предоставления жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, с учетом реализации права на дополнительную жилую площадь может составить до 19 квадратных метров на семью. ——————————— <4> В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на дополнительную общую площадь жилого помещения имеют офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания.

В целом же внесенные изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» носят позитивный характер и направлены на улучшение механизмов реализации права на жилищное обеспечение граждан, уволенных с военной службы. Заместитель министра регионального развития Российской Федерации К. Королевский на пресс-конференции, состоявшейся 9 декабря 2010 г., заявил, что в начале января 2011 г. должен быть запущен аукционный процесс, в течение первого квартала — подготовлена вся необходимая для строительства документация. А в апреле — мае 2011 г. должно начаться само строительство. Заместитель министра сообщил, что на программу обеспечения жильем военных пенсионеров и приравненных к ним категорий федеральный бюджет выделяет 36 млрд. руб. По его мнению, этой суммы вполне достаточно для решения проблемы жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы <5>. ——————————— <5> Смольякова Т. Указ. соч.

Приложение

СРЕДНЯЯ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 г. (в руб.) (утверждена Приказом Минрегиона России от 30 сентября 2010 г. N 438)

Центральный федеральный округ

1. Белгородская область 25700 2. Брянская область 26850 3. Владимирская область 28100 4. Воронежская область 24950 5. Ивановская область 23750 6. Калужская область 30000 7. Костромская область 26900 8. Курская область 22700 9. Липецкая область 27700 10. Московская область 42950 11. Орловская область 24150 12. Рязанская область 28550 13. Смоленская область 24250 14. Тамбовская область 23450 15. Тверская область 33300 16. Тульская область 27800 17. Ярославская область 30100 18. г. Москва 73800

Северо-Западный федеральный округ

19. Республика Карелия 33850 20. Республика Коми 30200 21. Архангельская область 28750 22. Вологодская область 28550 23. Калининградская область 30800 24. Ленинградская область 31800 25. Мурманская область 24000 26. Новгородская область 26250 27. Псковская область 28900 28. Ненецкий автономный округ 39350 29. г. Санкт-Петербург 44300

Южный федеральный округ

30. Республика Адыгея 19800 31. Республика Калмыкия 18200 32. Краснодарский край 30450 33. Астраханская область 24700 34. Волгоградская область 29900 35. Ростовская область 27300

Северо-Кавказский федеральный округ

36. Республика Дагестан 23200 37. Республика Ингушетия 19450 38. Кабардино-Балкарская Республика 24800 39. Карачаево-Черкесская Республика 18850 40. Республика Северная Осетия — Алания 23100 41. Чеченская Республика 18450 42. Ставропольский край 23300

Приволжский федеральный округ

43. Республика Башкортостан 27800 44. Республика Марий Эл 26850 45. Республика Мордовия 26500 46. Республика Татарстан (Татарстан) 26200 47. Удмуртская Республика 28500 48. Чувашская Республика — Чувашия 25300 49. Пермский край 28400 50. Кировская область 26900 51. Нижегородская область 33000 52. Оренбургская область 26800 53. Пензенская область 26250 54. Самарская область 29450 55. Саратовская область 23250 56. Ульяновская область 22400

Уральский федеральный округ

57. Курганская область 26000 58. Свердловская область 33600 59. Тюменская область 32450 60. Челябинская область 26400 61. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 36500 62. Ямало-Ненецкий автономный округ 40750

Сибирский федеральный округ

63. Республика Алтай 31000 64. Республика Бурятия 23500 65. Республика Тыва 24300 66. Республика Хакасия 22550 67. Алтайский край 25450 68. Забайкальский край 26400 69. Красноярский край 30400 70. Иркутская область 30500 71. Кемеровская область 26050 72. Новосибирская область 32100 73. Омская область 27500 74. Томская область 31850

Дальневосточный федеральный округ

75. Республика Саха (Якутия) 35700 76. Камчатский край 36600 77. Приморский край 34550 78. Хабаровский край 33050 79. Амурская область 30850 80. Магаданская область 33950 81. Сахалинская область 41250 82. Еврейская автономная область 20300 83. Чукотский автономный округ 30100

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *