К вопросу о праве военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи

(Яткевич О. Г.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 3) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

О. Г. ЯТКЕВИЧ

Яткевич О. Г., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, начальник кафедры теории и истории государства и права Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, подполковник юстиции.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Одно из значений названного термина — официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т. п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве. Россия неуклонно движется к созданию правового государства и цивилизованного гражданского общества. Правовая реформа — основное направление общественного прогресса. Все ветви государственной власти делают все возможное, чтобы во главу угла были действительно положены права, свободы и законные интересы каждой личности. В связи с этим в 1993 г. право граждан на квалифицированную юридическую помощь приобрело значение конституционного принципа <1>. Незаметно для юридического сообщества право на квалифицированную юридическую помощь, воспринимавшееся первоначально как декларативная норма, оказалось востребованным в современном российском обществе, и его содержание получило значительное развитие. Основным субъектом конституционного права на квалифицированную юридическую помощь является индивид, гражданин. В конституционном праве это есть субъект постоянных правоотношений, т. е. носитель права, вытекающего из Конституции РФ, и он вправе требовать от государства защиты этого права и создания условий для его реализации. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации (Ч. 1 ст. 48) // Российская газета. 2009. N 7.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом <2>. Одним из таких способов является судебная защита, которая согласно Конституции Российской Федерации гарантируется каждому <3>. Право на судебную защиту, как следует из данной нормы во взаимосвязи со ст. 17 Конституции Российской Федерации, относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Реализации права на судебную защиту, наряду с другими правовыми средствами, служит институт судебного представительства, обеспечивающий заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи <4>, а в случаях невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве — доступ к правосудию <5>. ——————————— <2> Конституция Российской Федерации. (Ч. 2 ст. 45) // Российская газета. 2009. N 7. <3> Конституция Российской Федерации. (Ч. 1 ст. 46) // Российская газета. 2009. N 7. <4> Конституция Российской Федерации. (Ч. 1 ст. 48) // Российская газета. 2009. N 7. <5> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан».

Поскольку право на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в Конституции РФ, то оно относится к основным, т. е. конституционным, правам и свободам. Другие, производные от него права, например на защитника, на нотариальное удостоверение прав, на юридическую консультацию, на информацию в вопросах права, закрепляются в иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровней. Они не являются «второсортными» и менее значимыми. Обеспечение этих прав находится под равной с конституционными правами защитой государства <6>. ——————————— <6> Галоганов А. П. Адвокатура России сегодня // Российская юстиция. 2000. N 9. С. 30.

Понимание права на квалифицированную юридическую помощь в широком смысле позволяет утверждать, что связывать использование этого права с судебным разбирательством неверно. Этим правом человек может пользоваться и вне судебного разбирательства, в конкретных жизненных ситуациях, а государство обязано обеспечить его реализацию. Например, М. В. Баглай относит право на получение юридической помощи к конституционным гарантиям правосудия <7>. Однако данная позиция при всей ее целесообразности представляется недостаточно обоснованной теоретически. Это объясняется тем, что в Конституции речь идет о праве на получение квалифицированной юридической помощи, а не о гарантии правосудия. ——————————— <7> Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2006.

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность определяется как квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном указанным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. При этом адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 вышеназванного Федерального закона). Термин «адвокат» происходит от латинского слова advocare — «призывать на помощь». Под адвокатом (лат. Advocatus) всегда понимался юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, защиты обвиняемого на суде и т. д. <8>. ——————————— <8> Вайпан В. А. Настольная книга адвоката: Постатейный комментарий к Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре, нормативно-методические материалы. М., 2006.

Несомненно, адвокатура является необходимым элементом любого цивилизованного гражданского общества <9>. ——————————— <9> Галоганов А. П. Адвокатура России сегодня // Российская юстиция. 2000. N 9.

В последнее время правовая действительность, дебаты в органах государственной власти, публикации в средствах массовой информации подтверждают усиление роли адвокатуры в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц <10>. ——————————— <10> Где два адвоката, три мнения: Федеральная палата адвокатов готовит предложение, которое вызовет скандал среди юристов // Российская газета. 29.01.2008.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «1. Судопроизводство по делам с участием военнослужащих, проходящих военную службу на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами, а военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, кроме того, с учетом общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации. 2. Военнослужащим обеспечивается право на защиту в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Юридическая помощь оказывается бесплатно: — органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей — всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы; — органами предварительного следствия и судом, в производстве которых находится уголовное дело. Адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации» <11>. ——————————— <11> Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. N 22. Ст. 2331.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих», а также Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ внесли кардинальные изменения в действующее законодательство. Так, в частности, были внесены изменения в следующие законодательные акты: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Несомненно, основной целью принятия данных законодательных актов являлось изменение правовой основы (процедуры) привлечения военнослужащих к юридической ответственности, в частности дисциплинарной. Так, в соответствии с п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в качестве защитника к участию в производстве по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Статья 6 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» устанавливает также правило, согласно которому в качестве защитника к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Таким образом, с 1 января 2007 г. оказывать юридическую помощь военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности в порядке производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке, могут только адвокаты. На наш взгляд, указанное положение не основано на нормах международного права, принципах, заложенных в Конституции Российской Федерации, ущемляет право выбора военнослужащих на защиту своих прав и законных интересов, в том числе судебную защиту, а также ограничивает возможность оказания правовой помощи гражданами, не имеющими статуса адвоката. Лишение возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью по своему выбору можно расценивать как неравенство сторон. Положения ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) гарантируют равенство всех перед законом и судом, право каждого на справедливое разбирательство спора о его гражданских правах и обязанностях независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Названные положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. В соответствии со ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо, чьи полномочия удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Более того, ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в определенных случаях позволяет на стороне защиты участвовать лицу, не имеющему статуса адвоката. В уголовном процессе организации, выступающие в качестве потерпевшего или гражданского истца, в соответствии с ч. 1 ст. 45 УПК РФ также вправе выбирать представителя не только из числа адвокатов. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение этих участников уголовного судопроизводства права обратиться помимо адвоката к другим лицам, способным, как они полагают, оказать квалифицированную юридическую помощь, фактически привело бы к понуждению их использовать только один способ защиты, что не согласуется с ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации; такое ограничение вопреки ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации значительно сузило бы возможности потерпевшего и гражданского истца свободно выбирать способ защиты своих интересов, а также право на доступ к правосудию, что гарантировано ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации. Таким образом, в отличие от граждан, не обладающих статусом военнослужащего, в судопроизводствах, перечисленных в ст. 118 Конституции Российской Федерации, военнослужащие в случае привлечения к дисциплинарной ответственности в судебном порядке фактически лишены возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью со стороны избранных ими по своему усмотрению представителей (не имеющих статуса адвоката). Указанные выше нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» ставят граждан в неравное положение, а также нарушают конституционные права частнопрактикующих юристов и сотрудников юридических фирм, не имеющих статуса адвоката, поскольку препятствуют их участию в защите прав и законных интересов военнослужащих в качестве их представителей, что противоречит ст. ст. 2, 8, 19, 34, 55, 123 Конституции Российской Федерации. Более того, указанные нормы ставят адвокатов в привилегированное положение, что не соответствует принципу правового равенства ч. ч. 1 и 2 ст. 19, а также противоречит ст. ст. 1, 2, 6, 7, 8, 17, 18, 30, 45, 46, 48, 55 и 123 Конституции Российской Федерации. Такое ограничение можно рассмотреть как принуждение вступать в адвокатское сообщество вопреки желанию лица, имеющего юридическое образование. Гарантируемые Конституцией Российской Федерации поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита различных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию создают правовую основу для осуществления юридическими лицами и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями деятельности по оказанию юридических услуг. В соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Ограничение принципа диспозитивности, в том числе и при выборе представителя в арбитражном процессе, как и вообще ограничение любого права допустимо лишь в строго ограниченных случаях, когда устанавливаемые ограничения продиктованы конституционно значимыми целями. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, а в равной степени также и права организаций могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, федеральный законодатель вправе предусмотреть какие-либо преимущества для адвокатов при допуске их в качестве представителей в суде, если необходимость таких преимуществ обусловлена публичными интересами, что, например, имеет место в уголовном судопроизводстве в отношении представителей обвиняемого. Однако ограничения, содержащиеся в Федеральных законах «О статусе военнослужащих» и «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», указанным требованиям не отвечают, поэтому эти ограничения не обусловлены конституционно значимыми целями и публичными интересами. На основании изложенного можно прийти к выводу, что военнослужащие, считающие, что указанными положениями законодательства нарушаются их права, гарантированные международным правом, а также Конституцией Российской Федерации, вправе в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», обратиться с соответствующей жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако ст. 53 названного федерального конституционного закона предусмотрено, что представителями сторон могут быть только адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *