Ликвидация воинских должностей в штате учреждений Министерства обороны Российской Федерации может повлечь для них негативные последствия в части взимания налогов

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 3)

ЛИКВИДАЦИЯ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ В ШТАТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ДЛЯ НИХ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В ЧАСТИ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов Андрей Валентинович, начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рассмотрен вопрос об утрате некоторыми военными организациями льгот по освобождению от уплаты налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов.

Ключевые слова: военная служба, налог, военные организации, федеральный орган исполнительной власти, государственное учреждение, арбитражный суд, налоговые льготы.

Elimination of military positions in the state organizations and agencies of the Defense Ministry have already had a negative impact on the application of tax concessions on company property, land and transportation tax A. V. Efremov

In the article addressed the issue of loss of tax relief on company property, land and transportation tax military organizations in the state where there are no military posts, which leads to problems of law enforcement practice.

Key words: military service, tax, military organizations, the federal executive authority, government agency, arbitration, tax breaks.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Федеральные государственные учреждения различных типов (далее — ФГУ), подведомственные федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, имеют налоговые льготы по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Возникает вопрос: если в таких учреждениях в штате (не секрет, что в связи с проводящейся реформой) не остается ни одной воинской должности, сохраняются налоговые льготы или нет? Согласно подп. 6 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не являются объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Таким образом, при применении подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса, а также подп. 3 п. 2 ст. 389 Кодекса необходимым условием является также использование (предоставление) имущества и земельного участка в определенных целях, в частности для нужд обороны. Следовательно, на что ориентировала и судебная практика, в целях применения ст. 374 НК РФ имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Согласно уставу ФГУ оно создано приказом Министра обороны Российской Федерации, является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Вместе с тем штат учреждения состоит только из гражданского персонала. Прохождение военной или приравненной к ней службы в учреждении не предусмотрено. При таких обстоятельствах налоговые органы делают вывод о том, что имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления, не подлежит освобождению от уплаты налога на имущество на основании подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса, как и налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов. Заслуживает особого внимания ответ Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, который рассмотрел письмо Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 16 октября 2010 г. N 182/2/2/1670 о применении подп. 6 п. 2 ст. 358 и подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса в отношении федеральных бюджетных учреждений, входящих в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в котором сообщается следующее: «Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не являются объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях. Статьями 10 и 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ) установлено, что Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, установлено, что управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона N 61-ФЗ. При этом определено, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Статья 12 Федерального закона N 61-ФЗ.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отказывая учреждению в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа по аналогичному вопросу, исходил из того, что штат учреждения состоял из гражданского персонала и прохождение военной или приравненной к ней службы в учреждении не было предусмотрено <2>. ——————————— <2> Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. N 3050/08.

Учитывая изложенное, полагаем, что нормы подпункта 6 пункта 2 статьи 358 и подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса могут применяться в отношении входящих в структуру Минобороны России самостоятельных юридических лиц, имеющих статус управления объединения, управления соединения и воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, если и в них предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба и штат учреждения состоит из военнослужащих» <3>. ——————————— <3> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 03-05-04-01/53.

Таким образом, в соответствии с данным письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики при применении указанных норм Кодекса должны выполняться следующие условия: — организация должна иметь статус учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба; — в штате учреждения должны иметься воинские должности, что свидетельствует о том, что в нем предусмотрено прохождение военной службы. По мнению автора настоящей статьи, позиция Департамента является по меньшей мере недостаточно обоснованной. И ранее отмечалось, что редакция соответствующих статей Кодекса недостаточно корректна. Не секрет, что в основном все имущество находится на соответствующем вещном праве не у федерального органа исполнительной власти, а у конкретных подведомственных ему учреждений. Также Законом военная служба предусмотрена в сложных субъектах права: Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках и т. д. Законодатель не предусматривает военную службу в конкретной воинской части, учреждении. Штаты соответствующих организаций, входящих в состав субъекта, в котором предусмотрена военная служба, определяет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции органа управления этого субъекта. И сегодня в штате определенной организации может не быть воинских должностей, а завтра они появятся. Представляется, что квалифицирующими признаками для представления налоговых льгот должны являться: — наличие у организации статуса учреждения, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления; — подведомственность организации федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции руководства субъектом (Вооруженными Силами Российской Федерации, внутренними войсками), в котором законом предусмотрена военная служба. Окончательное решение по рассмотренному вопросу будут принимать суды.

——————————————————————