Выплата пенсий и ежемесячной денежной компенсации вдовам (вдовцам) погибших (умерших) военнослужащих в зависимости от вступления и невступления в новый брак

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 12) Текст документа

ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ И ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ВДОВАМ (ВДОВЦАМ) ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ И НЕВСТУПЛЕНИЯ В НОВЫЙ БРАК

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены правовые вопросы, возникающие на практике при социально-пенсионном обеспечении вдов (вдовцов) в зависимости от их вступления в новый брак.

Ключевые слова: военная служба, погибший, умерший, исполнение, меры социальной поддержки, вдова, вдовец, брак, пенсия.

Payment of pensions and monthly monetary compensation to widow(er)s dead (died) of troops depending on entry and nonentry into a new marriage A. V. Efremov

The article deals with the legal issues arising in practice, social and pension insurance for widows (widowers) depending on their entry into a new marriage.

Key words: military service, dead, died, performance, social support, widow, widower, marriage, retirement.

Вдовство — состояние человека после смерти супруга/супруги. Мужчина в этом состоянии называется вдовцом, а женщина вдовой. Вдовство, несомненно, появилось вскоре после установления института брака. Одновременная смерть встречается редко, как правило, один из супругов переживает другого. Патриархальное общество законодательно охраняло права вдов. Об этом идет речь в Первом послании Тимофею, в котором обязанность поддерживать вдов возлагалась на их родственников и церковную общину. Последние также должны были содействовать вторичным бракам вдов. В азиатских странах общине и родственникам полагалось содержать вдов (казахские «Семь установлений» хана Тауке). Поведение вдовцов, как правило, не регламентировалось, за исключением сроков траура в позднейший период, которые, однако, были в два раза меньше, чем у вдов, что подчеркивало половое неравенство. В настоящее время законы регламентируют в основном права вдов и вдовцов на получение наследства, пенсий и компенсаций, оставляя их личную жизнь без внимания. Традиции, связанные с ограничением «второбрачия», также уходят в прошлое <1>. ——————————— <1> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/%C2%E4%EE%E2%F1%F2%E2%EE.

Во все времена под особой защитой государства находились семьи военнослужащих, погибших в боевых действиях. К членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее — члены семей), в частности, относятся вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак. Правовые нормы, регулирующие вопросы их социальной защиты, содержатся в ряде законодательных актов. К основным из них относятся Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Так, право на одновременное получение двух пенсий предоставлено: — вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак (подп. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ); — женам лиц, указанных в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, погибших вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 этого Закона, не вступившим в новый брак (ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). Право на две пенсии приобретают как вдовы офицеров, прапорщиков и мичманов, так и вдовы солдат, матросов, сержантов и старшин, погибших вследствие военной травмы. Вторая пенсия по случаю потери кормильца по линии Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) назначается вдовам, получающим трудовую пенсию по старости или по инвалидности, а также получателям социальной пенсии из числа вдов, которые не работают и осуществляют уход за детьми, братьями или сестрами погибшего кормильца в возрасте до 14 лет, либо достигли возраста 55 лет, либо являются инвалидами. Вдовам военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, которые получают пенсию по случаю потери кормильца по линии силовых структур, назначается вторая трудовая пенсия по старости (инвалидности) или социальная пенсия. Установление второй пенсии осуществляется в заявительном порядке. Поэтому вдовам военнослужащих, погибших вследствие военной травмы, необходимо обратиться в Управление (Отдел) Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с соответствующим заявлением. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца прилагаются документы, подтверждающие: факт и причину гибели (смерти) военнослужащего, причинную связь смерти с военной травмой, период прохождения военной службы по призыву, факт, что вдова не вступила в новый брак. При назначении второй пенсии по случаю потери кормильца факт нахождения супруги на иждивении мужа на день его смерти значения не имеет. К заявлению о назначении трудовой пенсии по старости (инвалидности) должны быть приложены следующие документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, о стаже, заработке, в необходимых случаях — о нетрудоспособных членах семьи, установлении инвалидности. При обращении вдов военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, за трудовой пенсией по старости (инвалидности) или социальной пенсией должна быть представлена справка, подтверждающая факт получения пенсии по случаю потери кормильца, которая выдается органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по линии силовых структур <2>. ——————————— <2> URL: http://www. pfrf. ru/ot_ryazan/all_pens/3516.html.

При этом вдовы инвалидов вследствие военной травмы, которые подпадают под действие ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, делятся на три категории: — получающие трудовую пенсию по старости или по инвалидности в ПФР. Указанным вдовам может быть назначена государственная пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа, проходившего военную службу по призыву, по линии ПФР, если вдова не вступила в новый брак; — получающие государственную пенсию по случаю потери кормильца в ПФР в связи с гибелью (смертью) военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву. Указанным вдовам может быть назначена вторая трудовая пенсия по старости (инвалидности) при наличии права на трудовую пенсию или социальная пенсия (за исключением пенсии, назначенной в связи со смертью кормильца); — получающие пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, по линии силовых ведомств. Указанным вдовам, не вступившим в новый брак, по линии ПФР может быть назначена трудовая пенсия по старости (инвалидности) при наличии права на трудовую пенсию. Автор в настоящей статье кратко рассмотрит вопрос получения пенсий и ежемесячной денежной компенсации в зависимости от вступления и невступления в новый брак вдовами (вдовцами) погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право претендовать на получение таких выплат. Так, до вступления в брак с гражданином Г. И. Лаптевым заявительница состояла в браке с гражданином И. А. Романенко — военнослужащим, погибшим во время Великой Отечественной войны. Полагая, что имеет право на назначение, помимо трудовой пенсии по старости, пенсии по случаю потери кормильца по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Е. Е. Лаптева обратилась в управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном районе г. Омска. В назначении пенсии по случаю потери кормильца ей было отказано в связи с ее повторным вступлением в брак. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 г. N 952-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Е. Е. Лаптевой указано: Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2). Реализуя предоставленные полномочия, законодатель определил, что за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, граждане имеют право на установление им одной пенсии. Как следует из представленных материалов, заявительница получает трудовую пенсию по старости, т. е. ее право на пенсионное обеспечение реализуется в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Оспариваемая Е. Е. Лаптевой норма, как и ранее действовавшее законодательство, предусматривает право вдов военнослужащих на получение двух пенсий, только если военнослужащий погиб в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы и только если жена погибшего не вступила в новый брак. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан (к числу которых относятся и вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак), включая предоставление возможности получения одновременно двух пенсий, не затрагивает прав тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу пользующихся такой льготой. Внесение же изменений в установленное законодателем правовое регулирование в части предоставления права на получение одновременно двух пенсий вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, независимо от их последующего вступления в брак, является исключительной прерогативой законодателя. Аналогичным образом решается и вопрос о праве на получение двух пенсий, которое имеют супруги военнослужащих и лиц, приравненных к военнослужащим по пенсионному обеспечению в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон), погибших в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении обязанностей военной службы, а также погибших от ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных ими во время пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг. Так, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; исполнения должностных обязанностей; несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; участия в учениях или походах кораблей; выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; следования к месту военной службы и обратно; прохождения военных сборов; нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. Военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, добровольного приведения себя в состояние опьянения либо совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. В том случае, если смерть наступила в результате противоправных действий, право на получение двух видов пенсионного обеспечения отсутствует. Супруги военнослужащих и приравненных к ним лиц при наступлении смерти лица при вышеуказанных обстоятельствах имеют право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом и любого иного вида пенсионного обеспечения, предусмотренного законодательством, за исключением трудовой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения. Законом установлено обязательное условие возникновения права получения двух видов пенсии одновременно. Этим условием является незаключение вдовой нового брака. При вступлении в новый брак выплата двух видов пенсии прекращается <3>. ——————————— <3> Белянинова Ю. В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» / Под ред. Т. С. Гусевой // СПС «Гарант».

Что касается выплат ежемесячной денежной компенсации в соответствии с нормами Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», то они в настоящее время не предусматривают никаких ограничений прав в связи со вступлением в новый брак супруги умершего инвалида вследствие военной травмы, состоящей с ним в браке на день его смерти и достигшей возраста 50 лет, на получение ежемесячной денежной компенсации. Так, Яковлева И. М. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Ярославской области об оспаривании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации и просила признать за ней право на получение данной компенсации на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В обоснование требований Яковлева И. М. указала на то, что является вдовой умершего в 2002 г. инвалида вследствие военной травмы, после смерти супруга ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивается до настоящего времени. Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация. В соответствии с ч. 11 ст. 3 указанного Федерального закона к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности, относится, в частности, супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом. Удовлетворяя заявленные требования, Кировский районный суд г. Ярославля в решении от 29 августа 2012 г. указал на то, что на основании Закона Яковлева И. М. имеет право на получение спорной компенсации, поскольку на момент смерти гражданина, являвшегося при жизни инвалидом вследствие военной травмы, состояла с ним в браке и достигла установленного Законом возраста. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение — об отказе в удовлетворении заявленного иска, судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в Определении от 10 декабря 2012 г. сослалась на то, что у Яковлевой отсутствует право на получение спорной компенсации, поскольку на момент вступления в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» она не являлась членом семьи инвалида вследствие военной травмы, так как в 2009 г. вступила в новый брак с другим гражданином. При этом судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, куда обратилась Яковлева И. М. с соответствующей кассационной жалобой на Определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда, указала на то, что Определение апелляционной инстанции было принято с существенным нарушением норм материального права, регулирующих возникшие по данному делу правоотношения, поскольку нормы Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не предусматривают ограничений прав супруги умершего инвалида вследствие военной травмы, состоящей с ним в браке на день его смерти и достигшей возраста 50 лет, на получение ежемесячной денежной компенсации в связи со вступлением впоследствии в новый брак. Нормами действующего законодательства право истца на получение компенсации как вдовы умершего инвалида вследствие военной травмы не ставится в зависимость от вступления или невступления в новый брак после смерти супруга — инвалида вследствие военной травмы. В соответствии с ч. 11 ст. 3 указанного Федерального закона к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца и трудоспособности, относится, в частности, супруга, состоящая на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет). Таким образом, в силу указанной нормы вышеназванного Федерального закона право вдовы умершего инвалида вследствие военной травмы на получение компенсации в соответствии с ч. 11 ст. 3 указанного Федерального закона связано с наличием двух юридически значимых обстоятельств: с наличием зарегистрированного брака между инвалидом и его супругой (супругом) на день смерти инвалида и с достижением пережившим супругом установленного законом возраста. То обстоятельство, что после смерти супруга в 2004 г. Яковлева И. М. с 19 февраля по 19 сентября 2009 г. состояла в браке с другим гражданином, юридического значения не имеет, поскольку в Федеральном законе от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» отсутствует норма, ограничивающая право супруга (супруги) умершего инвалида вследствие военной травмы на получение указанной компенсации при вступлении после смерти инвалида вследствие военной травмы в новый брак. С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 12 июля 2013 г. N 8-КГ13-9 указала на то, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Яковлевой И. М. права на получение ежемесячной денежной компенсации был основан на неправильном применении и толковании норм материального права. Таким образом, в случае заключения нового брака вдовой (вдовцом), имеющей (имеющим) право претендовать на получение выплат двух видов пенсий, одна из них, а именно выплата пенсии по случаю потери кормильца, будет прекращена, а ежемесячная денежная компенсация будет выплачиваться независимо от вступления в новый брак.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *