О некоторых проблемах, связанных с определением размера ежемесячной денежной выплаты членам семей погибших военнослужащих

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 5) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Проводится анализ правоприменительной практики, связанной с ежемесячной денежной выплатой, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах», семьям погибших военнослужащих.

Ключевые слова: ежемесячная денежная выплата; социальная поддержка семей погибших военнослужащих.

About some problems connected with definition of the size of monthly monetary payment to members of families of lost military men V. M. Korjakin

In article the analysis the practice connected with payment to families of lost military men of monthly monetary payment, provided by the Federal law «About veterans» is carried out.

Key words: monthly monetary payment, social support of families of the lost military men.

Почти шесть лет минуло с того времени, когда вступил в силу печально знаменитый Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, известный как Закон о «монетизации» льгот. Указанным Федеральным законом в практику социальной защиты отдельных категорий российских граждан, включая семьи погибших военнослужащих, с 1 января 2005 г. был введен новый вид социальной поддержки — ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) взамен предоставлявшихся ранее «натуральных» льгот (бесплатный проезд на общественном транспорте, льготное обеспечение лекарствами, освобождение от уплаты некоторых налогов и др.). В соответствии с п. 5 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» регулярно проводится индексация ЕДВ. До 1 января 2010 г. индексация осуществлялась в порядке и сроки, определенные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации базовой части трудовой пенсии по старости, а после указанной даты осуществляется ежегодно с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (см. таблицу 1).

Таблица 1

Размеры ЕДВ членам семей погибших военнослужащих (в руб.)

с с с с с с с с с с 01.01. 01.01. 01.04. 01.04. 01.04. 01.07. 01.04. 05.05 01.04. 01.04. 2005 2006 2006 2007 2008 2008 2009 2009 2010 2011

150 600 651 699,8 805 820 890 927 1001 1062

До вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» (т. е. до 16 января 2005 г.) одним из законодательных актов, регулировавших социальную защиту семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, был Закон СССР от 1 августа 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». В соответствии со ст. 7 данного Закона на вдов военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. При этом п. 3 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральным законом «О ветеранах» семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, были выделены в отдельную категорию «льготников» и им установлены меры социальной поддержки меньшего объема, чем участникам Великой Отечественной войны. Таким образом, сложилась ситуация, при которой семьи погибших (умерших) военнослужащих по объему предоставляемых мер социальной поддержки оказались разделенными на две группы в зависимости от времени гибели (смерти) военнослужащих: а) семьи военнослужащих, погибших до вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» (до 16 января 1995 г.), сохранили право на социальные гарантии, установленные для участников Великой Отечественной войны; б) семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 г., пользуются мерами социальной поддержки, установленными для них ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». До 2005 г. указанное разделение не было особо заметно, поскольку всем льготы предоставлялись в основном в «натуральном» виде. Ситуация усугубилась после 1 января 2005 г., когда Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ была признана утратившей силу упомянутая выше норма Федерального закона «О ветеранах» о том, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Одновременно с указанной даты в число мер социальной поддержки социально уязвимых категорий граждан была включена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). При этом для участников Великой Отечественной войны указанная выплата установлена в большем размере, чем для членов семей погибших (умерших) военнослужащих (см. таблицу 2).

Таблица 2

Размеры ЕДВ участникам Великой Отечественной войны (в руб.)

с с с с с с с с с с 01.01. 01.01. 01.04. 01.04. 01.04. 01.07. 01.04. 05.05 01.04. 01.04. 2005 2006 2006 2007 2008 2008 2009 2009 2010 2011

1050 1500 1627,5 1723,5 2012 2049 2224 2316 2478 2641

Как видно из сопоставления двух приведенных выше таблиц, размер ЕДВ, установленной для участников Великой Отечественной войны, в разы превышает размер ЕДВ, предусмотренной для семей погибших военнослужащих. В силу аргументов, изложенных в начале настоящей статьи, ЕДВ членам семей военнослужащих, погибших до 16 января 1995 г., должна была выплачиваться в размерах, установленных для участников Великой Отечественной войны. Однако на практике территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации повсеместно стали производить ЕДВ членам семей погибших военнослужащих в одинаковых размерах вне зависимости от того, с какого времени указанные лица приобрели право на меры социальной поддержки — до вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» или после. Многие вдовы погибших военнослужащих обратились за судебной защитой своего права на получение ЕДВ в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны. Однако суды общей юрисдикции в данном споре встали на сторону Пенсионного фонда Российской Федерации, не усмотрев в его действиях нарушения прав вдов погибших военнослужащих. В конфликт был вынужден вмешаться Конституционный Суд Российской Федерации. Рассмотрев жалобу В. Н. Уваровой из Воронежа, супруги военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 апреля 2007 г. N 331-О-П <1> сформулировал правовую позицию, в которой содержится юридическая оценка данной ситуации. ——————————— <1> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. N 331-О-П «По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Высший орган конституционного надзора указал, что Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п. 3 ст. 11 указанного Федерального закона, согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы утратившей силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающее снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса. Иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 89-О). Следовательно, констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, взаимосвязанные положения ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ЕДВ вдовам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (ст. 7), т. е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Таким образом, казалось бы, справедливость восторжествовала, права вдов военнослужащих восстановлены. Однако указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, будучи вполне логичной, обоснованной и убедительной с юридической точки зрения, выглядит далеко не безупречной с морально-нравственной точки зрения, поскольку в результате применения рассматриваемых норм семьи, потерявшие кормильцев-военнослужащих, погибших примерно при одинаковых обстоятельствах, но в разное время, имеют различный объем социальных гарантий. В печати приводится такой пример: «Ребята из одного города погибли в одной операции. Один поздно вечером 16-го, другой — буквально в 00:30 17-го января. Мать второго получает на полторы тысячи рублей меньше, — рассказала юрист фонда «Право Матери» Анна Мукасеева. Или: мальчик погиб 1 января 1995 года, но удостоверения о праве на льготы его родители не могли получить до 16 января. В таких случаях в Калмыкии, Удмуртии и Владимирской области им не назначали ЕДВ как участникам Великой Отечественной войны» <2>. В январе 1995 г. в самый разгар первой чеченской кампании военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации гибли буквально каждый день, однако спустя 10 лет их семьи оказались разделенными по размеру выплачиваемой ЕДВ. Тем вдовам, которым «повезло» потерять своего мужа в первой половине января 1995 г., ЕДВ выплачивается в размере 2641 руб. в месяц, что в 2,4 раза превышает размер данной выплаты, установленной для вдов, у которых муж погиб после 16 января 1995 г. (1062 руб. в месяц). ——————————— <2> Ткачева Т. Не частный случай: почему члены семей погибших военных имеют разные ежемесячные денежные выплаты // Рос. газ. Неделя. 2011. 24 февр.

Безусловно, нормальной данную ситуацию назвать нельзя. В качестве выхода из нее можно было рекомендовать законодателю подготовить законопроект о внесении в ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» изменений, предусматривающих выплату семьям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны. Реализация данного предложения повлечет соответствующее увеличение расходов федерального бюджета. Но, на наш взгляд, это как раз тот случай, когда говорить об экономии бюджетных средств явно неуместно, поскольку речь идет о социальной поддержке одной из самых социально уязвимых категорий населения России — семей военнослужащих, отдавших жизни при исполнении долга по вооруженной защите Отечества.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *