Сотрудничество библиотекаря военного вуза с читателем как необходимая составляющая усвоения курсантами знаний в области служебно-боевой деятельности, информационной и правовой культуры

(Григорьев О. В., Томских С. Н.)

(«Военно-юридический журнал», 2011, N 6)

Текст документа

СОТРУДНИЧЕСТВО БИБЛИОТЕКАРЯ ВОЕННОГО ВУЗА С ЧИТАТЕЛЕМ

КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСВОЕНИЯ КУРСАНТАМИ

ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ИНФОРМАЦИОННОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

О. В. ГРИГОРЬЕВ, С. Н. ТОМСКИХ

Григорьев О. В., преподаватель Новосибирского военного института ВВ МВД России, кандидат юридических наук.

Томских С. Н., преподаватель Новосибирского военного института внутренних войск МВД России, аспирант ГПНТБ СО РАН.

Библиотека как культурный институт привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека [10. С. 6].

Чтение рассматривается как процесс социальной коммуникации, удовлетворяющий важные общественные потребности, а динамика чтения — как изменения в чтении, происходящие вследствие общественного развития. Распространенность чтения в обществе свидетельствует об уровне и характере потребления культурных благ [13. С 42]. Это, вне всякого сомнения, относится и к такой специфичной читательской аудитории, как курсанты военных вузов.

Главной задачей библиотекаря в военном вузе в работе с курсантами является не только выявление читательского интереса, но и формирование в процессе чтения черт, определяющих индивидуальность: самостоятельность мышления, умение сопоставлять, анализировать факты, пополнять знания. Через выбор изданий, проблемный подход к теме, альтернативную форму изложения надо учить будущих офицеров думать, отстаивать свои взгляды, показательно вести спор. Только тогда индивидуальная работа с курсантами будет действительно направлена на прохождение ступеней социализации [12. С. 42].

Библиотекарь руководит чтением, является наставником. Он может проводить эту работу непосредственно, а также через командиров подразделений, профессорско-преподавательский состав. Он должен четко отслеживать в этом процессе все тенденции — положительные и отрицательные.

Каковы причины ослабления контактов библиотеки с обучающимися в военных вузах? Как показывает исследование, это, прежде всего, или самоустранение офицеров подразделений и профессорско-преподавательского состава от руководства чтением курсантов, или стремление обойтись в этом вопросе без помощи библиотекаря. В первом случае, перекладывая свои обязанности на библиотеку, офицеры подразделений ссылаются на нехватку времени. Однако, как это уже отмечалось выше, за этим скрываются педагогическая беспомощность, неумение, а подчас и нежелание организовать самостоятельную подготовку своего подразделения. Как правило, офицеры подразделений контролируют только время, которое курсант проводит в учебном классе. Второй случай более сложен и связан с желанием профессорско-преподавательского состава поставить лишь общую задачу курсанту, игнорируя стремление курсантов «к эмоционально насыщенному общению» [6. С. 45].

При изучении роли чтения в жизни курсантов мы исходим прежде всего из того, что это достаточно широкое понятие, связанное как с досугом, так и с будущей служебно-боевой деятельностью. Чтение понимается нами как вид коммуникативно-познавательной деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей (духовных, профессиональных, эстетических и др.) средствами печатной и электронной информации.

Мы считаем, что читателей можно разделить на группы: активных (прочитывающих 2 и более книг в месяц), средних (прочитывающих 1 книгу в месяц), пассивных (прочитывающих 1 — 2 книги в полгода) и практически не читающих (1 книга в год). Основное место в структуре чтения курсантов занимает чтение специальной литературы, на втором месте — художественная литература в основном по программе обучения. Полученные результаты не противоречат показателям, полученным при изучении чтения в Сибири [3. С. 21].

В отношениях курсантов с профессорско-преподавательским составом и библиотекарями выделяют, прежде всего, их социализирующие функции: обучение, образование, воспитание, профессионально-ориентационные, профессионально-адаптационные и др. В центре внимания руководителей чтения при этом стоят не только вопросы отбора литературы для чтения, но и их соответствующая интерпретация, способы систематизации прочитанного. Меняется и характер контактов: на первый план выступает желание освободиться от контроля, опеки — непременная предпосылка осознанного выбора в различных сферах жизнедеятельности. Вместе с тем огромное значение приобретает идентификация с наиболее уважаемыми офицерами, подражание им. Поэтому от руководителей чтения требуется в первую очередь способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. В читательском общении между курсантами старших курсов резко возрастает роль периодических изданий как эмоционально-коммуникативных факторов. Читательские контакты со сверстниками помогают самопознанию (путем сравнения себя с другими), дают опыт общения с окружающими, строящийся на анализе собственных мыслей, чувств, сопоставлении результатов своей деятельности. Информация, которая поступает при этом от сверстников, служит источником коллективного опыта. Вот почему так необходимо создание благоприятных условий для формальных межличностных и неформальных читательских контактов, особенно в условиях библиотеки [14. С. 79].

Опираясь на приведенные выше данные, можно сделать вывод, что будущим офицерам свойственно широкое использование каналов массовой информации. Сегодня произведения печати в первую очередь дополняются радио и телевидением, которым свойствен широкий охват молодежной аудитории. Причем взаимовлияние компонентов выражается в том, что к первоисточникам обращаются после того, как просмотрели или прослушали данную информацию. Эти наблюдения схожи с результатами других исследователей, которые показывают, что в таком случае есть опасность формирования так называемого «ленивого читателя». По мнению Г. А. Ивановой и В. П. Чудиновой, «ленивый читатель» — это индивид из достаточно образованной семьи, имеющий навыки чтения, но не способный впитывать в себя смысл прочитанного, не совершивший перехода от одного состояния к другому, т. е. он может читать, но не в состоянии прочесть [5. С. 42].

Довольно четко прослеживается и влияние традиций чтения в семье на читательскую судьбу курсанта. Наличие личной библиотеки продолжает оставаться одной из основных черт быта семьи и напрямую связано с читательской активностью [1. С. 15].

На процесс социализации личности курсантов военных вузов все большее влияние оказывают средства массовой информации. В России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е гг. XX в. получил название «кризис чтения» [2. С. 93].

По данным многих исследователей, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Таким образом, чтение формирует у курсантов качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и профессионального офицера. Однако развитие в курсантской среде «общества читателей» возможно лишь в определенных социальных условиях. Представляется, что чтение можно рассматривать как чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния учебного процесса в военном вузе.

Согласно данным проведенного исследования круг чтения курсантов практически никем не контролируется. «Если же контроль осуществляется, то, как правило, в форме запрета, что, однако, малоэффективно» [15. С. 66].

Учебные программы военных институтов отличаются от учебных программ общеобразовательных школ увеличенным объемом и расширенным содержанием специальных предметов. Чтение дополнительной литературы по программе, подготовка заданий порой не оставляют у курсанта свободного личного времени, которое он мог бы посвятить чтению литературы по собственному выбору.

Преобладание в чтении курсантов специальной литературы связано с насыщенной программой обучения, что отрицательно сказывается на формировании личности будущего офицера. В данном случае следует согласиться с мнением А. Гуггенбюля, который писал о том, что книги должны содержать анализ проблем, трудностей и искушений. Понимание чтения как труда души полностью совпадает с взглядами В. А. Сухомлинского, который главный смысл руководства чтением видел в том, чтобы на всю жизнь выработать у человека внутреннюю потребность в том, чтобы, читая, размышлять о жизни, о себе, о человеческих отношениях и получать от этого величайшее наслаждение. В. А. Сухомлинский — сторонник постоянного, непрерывного воспитательного воздействия, но через стимулы, активизирующие желание, волю в нужном направлении [7. С. 108].

В то же время одни курсанты не читают, поскольку не имеют свободного времени для этого, другие считают, что на смену книге пришли телевизоры, компьютеры и прочие современные средства информации и коммуникации.

С нашей точки зрения, центром обслуживания офицеров подразделений, профессорско-преподавательского состава и курсантов должна стать библиотека-медиатека. Это библиотека, включающая в свой состав традиционный книжный фонд, содержание которого раскрывается алфавитным и систематическим каталогами, а также тематическими картотеками; фонд медиаресурсов, куда входят различного типа электронные издания, а также аудиовизуальные материалы. Библиотека при этом должна быть оснащена современным оборудованием (рабочими местами — компьютерами, видеотехникой и т. д.). Электронный каталог должен раскрывать и облегчать пользователю работу с фондами — как традиционными, так и медиаресурсами.

Библиотека-медиатека военного вуза максимально приблизит и предоставит курсанту информационные услуги, сэкономив при этом его время. Для того чтобы профессорско-преподавательский состав соответствовал сегодняшним реалиям и мог бы успешно исполнять свои обязанности, информационные услуги ему должны предоставлять по месту работы — в медиатеке.

Медиатека создается согласно разработанному положению. В ней определяются отдельные рабочие зоны, которые в совокупности представляют единую рабочую площадку. Компьютерная зона — это помещение, где учащиеся могут самостоятельно получить информацию, используя фонд электронных ресурсов. Сотрудники медиатеки совместно с преподавателями могут проводить занятия с учащимися на базе медиатеки, пользоваться каталогами и информационными образовательными базами и банками данных, обмениваться информацией по электронной почте. Видеотека — это рабочая зона (помещение для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией). Оборудование военных вузов кабельным телевидением позволит более эффективно передавать педагогическую информацию. Фонотека и медиатека предназначены для индивидуального и группового просмотра слайдов, диафильмов, кодопозитивов и работы с фоно — и магнитными записями. Фонотека и медиатека должны иметь фонды фоно — и магнитозаписей, диафильмов, слайдов и кодопозитивов, а также оснащены музыкальными центрами и мультимедийными проекторами. Библиотека должна иметь помещения для читального зала, хранения фонда книг и периодики, автоматизированные рабочие места для просмотра электронных изданий и тиражирования содержания материалов на копировально-множительной технике, а также располагать компьютером с программным банком данных, соединенным в локальной сети с компьютерами, которые расположены в компьютерной зоне медиатеки.

В библиотечном понимании медиатека — это структурное подразделение военного вуза, составной частью которого является библиотека. В медиатеке формируются фонды соответствующих носителей информации: компакт-диски, видео — и аудиокассеты, музыкальные диски, диапозитивы.

В этом смысле можно обратиться к опыту США, где библиотека является медиацентром и выполняет главную функцию — информационную. С их точки зрения, роль медиатеки заключается в следующем: она является эффективным ресурсом обучения. Специалисты медиатеки формируют навыки работы с информацией и помогают применять их по мере необходимости. Современный американский библиотекарь — это своего рода педагог, который активно участвует в учебном процессе, в разработке учебных планов. Он помощник пользователя в поиске книжных, аудиовизуальных, машиночитаемых онлайновых материалов [9. С. 13].

Сотрудничество профессорско-преподавательского состава с медиатекой позволит сформировать навыки отбора и использования учебных информационных ресурсов и соотнести эту работу со стратегией преподавательской и учебной деятельности. Это будет содействовать улучшению информированности относительно разнообразия существующих учебных информационных ресурсов, давать возможность сформировать навыки при обработке информации в целях сбора, сохранения и использования местных ресурсов, а также способствовать осознанию роли библиотеки военного вуза (медиатеки) в качестве ресурсного центра и потенциальной точки концентрации информации.

Умения, приобретаемые курсантами в библиотеке, «обеспечивают возможностями приспособиться к широкому разнообразию жизненных ситуаций, делая реальностью продолжение образования на протяжении всей жизни, даже в неблагоприятных условиях» [8. С. 87]. Поощряя и стимулируя чтение с учебными и развлекательными целями, библиотека способствует распространению грамотности, организации досуга. Чтение, восприятие аудиовизуальных материалов — все эти виды деятельности призваны закрепить и усилить тягу курсанта к чтению.

Кроме того, перед курсантами раскрывается видение всего необозримого множества информационных и коммуникативных технологий; они учатся их практическому применению, стремясь обнаружить и оценить информацию, отвечающую учебным и внеучебным потребностям и интересам. Эти навыки способствуют пробуждению тяги к знаниям на протяжении всей жизни. Овладение данными навыками открывает возможность продолжать индивидуальную учебу даже тогда, когда на пути традиционных способов образования встают различного рода препятствия [4. С. 28].

Самообразовательная работа курсантов начинается на основе информационных и мотивационных предпочтений, когда читатель готов использовать все виды литературы и с помощью разных мотивов вычерпывать из каждого необходимую информацию. Информационные предпочтения (ориентация на какой-то один вид литературы) содействуют развитию мотивационных предпочтений, поскольку на конкретном виде литературы сосредоточиваются непроизвольно все виды психической деятельности. Мотивационные предпочтения, напротив, способны расширять информационный диапазон личности курсантов, поскольку один и тот же мотив, что отмечалось неоднократно специалистами, заставляет читателя обращаться к разным видам литературы [11. С. 194].

Таким образом, итогом совместной деятельности работника библиотеки военного вуза и курсанта выступает общий для коллективного субъекта результат, который связан с решением различных библиотечно-библиографических задач, открытием заложенных в литературе нравственно-этических и профессиональных ценностей. Конечный «продукт» — это не только осязаемый итог — найденная на полке книга, составленный список литературы, подобранный для реферата, выпускной квалификационной работы, практический материал, но и психические подвижки когнитивного и поведенческого планов. В ходе совместной деятельности курсант как читатель усваивает знания в области служебно-боевой деятельности, информационной и правовой культуры. Несомненно, актуальная и емкая проблема, связанная с правовым воспитанием будущих российских офицеров, — это проблема приобщения курсантов к чтению специальной юридической литературы. Знание правовых предписаний и умение их применить — это функциональное, базовое умение офицера, школа развития психосемиотико-коммуникативной, правовой культуры личности, «ключевое» сущностное свойство, определяющее его профессиональную пригодность, возможность успешно выполнять поставленные командованием задачи и, в свою очередь, командовать подчиненными, укрепляя тем самым безопасность Российской Федерации. Система правового обучения и воспитания в военных вузах должна быть ориентирована на решение этих важных задач. Правовые знания и убеждения могут претвориться в практическую деятельность только при наличии специальных умений действовать в правовой сфере, т. е. стать отражением конкретной право-воспитательной ситуации, в которой проходит обучение и становление будущий офицер Российской армии. Библиотекарю военного вуза сотрудничество с читателем-курсантом позволяет объективнее оценить эффективность работы, не ограничиваясь лишь технологической стороной, а учитывая ее развивающее значение.

Литература

1. Афанасьева О. И. Книга, чтение. Библиотека в жизни населения Республики Саха (Якутия) // Книга, чтение, библиотека в жизни населения Республики Саха (Якутия): Мат-лы социологического исследования. Якутск, 2001.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Волкова В. Н. Чтение в современной Сибири: некоторые аспекты изучения // Книга, общество, читатель: современные аспекты: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2004.

4. Зубов Ю. С. Библиотека и непрерывное образование (Некоторые вопросы управления самообразовательным чтением) // Сов. библиотековедение. 1978. N 3.

5. Иванова Г. А., Кадынцева З. И. Работа библиотеки с родителями. М., 1991.

6. Кабачек О. Л. Проблемы взаимодействия библиотекарей и родителей // Сов. библиотековедение. 1999. N 1.

7. Козлова О. Информатизация образования и школьная библиотека // Народное образование. 2002. N 5.

8. Крупницкий Д. В. Проектный метод в развитии презентационной культуры воспитанников историко-философского общества «Дерзай знать» // Качество социального проектирования в дополнительном образовании детей: Материалы XI открытых городских педагогических чтений. 2008. 19 — 20 февраля. Новосибирск, 2008.

9. Кэрролл Ф. Л. Руководство для школьных библиотек / Пер. с англ. Н. Ю. Золотовой. М., 1997.

10. Маркова Т. Б. Библиотека как феномен культуры: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Санкт-Петербургский государственный университет. На правах рукописи. СПб., 1999.

11. Маркова Е. Е. Читательские интересы юношества в условиях изменения роли и функций чтения // Книжная культура Магаданской области: история, проблемы и перспективы: Мат-лы Первой межрегион. науч.-практ. конф. 2003. 16 — 18 апреля. Магадан, 2003.

12. Мелентьева Ю. П. Осмыслить цели руководства чтением юношества // Сов. библиотековедение. 1999. N 1.

13. Рейтблат А. И. О системе показателей динамики чтения // Сов. библиотековедение. 1981. N 3.

14. Смородинская М. Д. Особенности межличностного читательского общения юношества // Сов. библиотековедение. 1981. N 3.

15. Чудинова В. П. Если мы хотим остаться «нацией читателей» // Библиотека. 1999. N 2.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *