Коммерческая тайна в военных организациях

(Зайков Д. Е., Мельникова А. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 7) Текст документа

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА В ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Д. Е. ЗАЙКОВ, А. И. МЕЛЬНИКОВА

Зайков Д. Е., кандидат юридических наук, начальник юридической службы федерального автономного учреждения.

Мельникова А. И., юрисконсульт федерального автономного учреждения.

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Н. Ротшильд

В статье рассматриваются порядок установления режима коммерческой тайны в военных организациях, а также практические рекомендации по сохранению конфиденциальной информации.

Ключевые слова: военная организация, конфиденциальная информация, коммерческая тайна, реформа бюджетных учреждений, учреждение.

Commercial secrecy in military organizations D. E. Zaikov, A. I. Melnikova

This article describes how a regime of trade secrets in the military, as well as practical advice on the preservation of confidential information.

Key words: military organization, confidential information, trade secrets, the reform of public institutions, the institution.

Военные организации, являющиеся неотъемлемой составной частью Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляют ряд важнейших функций в области обороны: выполняют государственный оборонный заказ на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставку и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также выполняют подрядные работы и оказывают услуги для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <1>. Таким образом, главным признаком военной организации является то, что свою основную деятельность она осуществляет прямо или косвенно в целях обеспечения обороны и безопасности государства. ——————————— <1> Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне».

К военным организациям относятся государственные организации оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, военные медицинские учреждения и др. С учетом специфики цели создания военных организаций и особенностей их деятельности большинство из них создано в форме государственных учреждений. Правовое положение военных организаций существенно изменилось с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ). Суть реформы заключается в том, что в настоящее время согласно законодательству Российской Федерации все государственные учреждения вне зависимости от вида (автономные, бюджетные, казенные) могут осуществлять предпринимательскую или приносящую доход деятельность <2>, доходы от которой поступают либо в их самостоятельное распоряжение — для автономных и бюджетных учреждений, либо в соответствующий бюджет — для казенных учреждений. ——————————— <2> О различиях между предпринимательской деятельностью и деятельностью, приносящей доходы, см.: Зайков Д. Е. Федеральные автономные учреждения: проблемы правоприменительной практики // Закон. 2010. N 10. С. 81 — 90.

В литературе высказываются разные мнения о причинах принятия Федерального закона N 83-ФЗ: С. Н. Гришаев считает, что «его появление обусловлено тем, что существовавшая ранее в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и не отвечала современным требованиям, поскольку была чрезмерно затратной. По существу органы публичной власти осуществляли содержание бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг, оплачивая их деятельность по смете» <3>; М. Озерова подчеркивает, что «одной из главных целей закона является так называемая оптимизация бюджетной сферы. То есть сокращение госрасходов на ее содержание и увеличение внебюджетных доходов за счет роста объема платных услуг» <4>, а Ю. Васильев отмечает, что «целью создания новых бюджетных учреждений является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и их качества» <5>. ——————————— <3> Гришаев С. П. Некоммерческие организации. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». <4> Озерова М. Реформа с красным крестом // Моск. комсомолец. 2011. 21 янв. <5> Васильев Ю. Правовой статус бюджетных образовательных учреждений изменится // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. N 7.

По нашему мнению, первой и главной причиной совершенствования правового статуса государственных учреждений является намерение законодателя максимально освободить бюджет от финансовой нагрузки по их содержанию, переложив значительную долю таких расходов на сами учреждения (автономные и бюджетные), что по замыслу должно привести не только к более рациональному использованию бюджетных средств, но и к повышению качества оказываемых указанными учреждениями услуг и выполняемых работ. Однако насколько жизнеспособна и эффективна или утопична данная система, насколько готовы или не готовы военные организации продолжать работать на укрепление обороноспособности страны (и насколько качественно), успевая одновременно с этим зарабатывать на рынке на свое содержание, покажет только время. И не следует сомневаться в том, что такая система с большой долей вероятности приведет к фактической подмене основной цели деятельности военных организаций — выполнение государственного задания коммерческим интересом — осуществлением приносящей доход деятельности. Одновременно с этим нельзя не согласиться и с позицией А. А. Выскубина, который отметил, что сложившаяся ситуация в военных научно-исследовательских организациях не способствует научно-техническому прогрессу, потому что при существующей системе финансирования, системе оплаты труда научные сотрудники вынуждены заниматься не наукой, а поиском дополнительного заработка, вследствие чего интерес к научной работе снижается, а квалифицированные сотрудники работают в коммерческих организациях <6>. Указанная проблема типична для всех военных организаций. ——————————— <6> Выскубин А. А. Что это такое — автономное учреждение? // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 1.

В настоящее же время, когда доходы от деятельности, приносящей доход, поступают в самостоятельное распоряжение автономных и бюджетных учреждений, у военных организаций появилась реальная возможность развивать и пополнять материально-техническую базу, а также создать на локальном уровне систему премирования, надбавок, выплат, что, несомненно, позволит обеспечить достойный уровень заработной платы сотрудников и укрепить свой кадровый состав. Однако для результативного осуществления военными организациями деятельности, приносящей доход, необходимо использование несвойственных для них «коммерческих инструментов», в частности рекламы предлагаемых ими услуг (работ), поддержания их конкурентоспособности в выгодном сочетании качества и стоимости, построения отношений с контрагентами на основе соответствующих гражданско-правовых договоров, установления режима коммерческой тайны. Именно последний элемент в настоящее время приобретает все большее значение, становясь не только залогом экономической безопасности и коммерческого успеха военной организации в продвижении оказываемых ею услуг (выполняемых работ) на рынке, но и способом защиты от превышения должностными лицами органов государственной власти своих полномочий. Так, например, в силу подп. 7 п. 2 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Легальное определение понятия «коммерческая тайна» содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»: коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Для того чтобы установить режим коммерческой тайны в военной организации, необходимо провести ряд мероприятий, основные из которых указаны в п. 1 ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» и включают в себя: — определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; — установление порядка обращения с такой информацией; — учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; — урегулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; — нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна». Режим коммерческой тайны считается установленным с момента проведения всего указанного комплекса мероприятий. При этом по своему усмотрению обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в целях сохранения конфиденциальности такой информации вправе применять иные меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Главным этапом в процессе установления режима коммерческой тайны является определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), представляет собой сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Из указанного определения можно выделить признаки, которым должны соответствовать сведения, чтобы охрана их конфиденциальности обладателем считалась правомерной: — действительная или потенциальная коммерческая ценность; — ограничение доступа к этим сведениям третьих лиц на законном основании; — установление в отношении таких сведений режима коммерческой тайны. Наиболее сложный вопрос заключается в том, чтобы определить, какая информация представляет для ее обладателя коммерческую ценность. По мнению Д. А. Ситишко, любая информация, предполагающая наиболее эффективное, рациональное и экономное использование труда, технологических процессов, производства, финансовых и иных средств с минимальными усилиями и затратами (в том числе временными), обладает коммерческой ценностью <7>. ——————————— <7> Ситишко А. Н. Секрет производства (ноу-хау) и коммерческая тайна: некоторые особенности использования секрета производства // Право и политика. 2009. N 4.

В свою очередь, Е. И. Мельникова указывает, что под коммерческой ценностью понимается способность информации быть объектом рыночного оборота и дать предпринимателю определенные конкурентные преимущества в настоящем или будущем (в последнем случае речь идет о потенциальной коммерческой ценности) <8>. ——————————— <8> Мельникова Е. И. Некоторые вопросы правовой защиты коммерческой тайны // Юрист. 2008. N 10.

Таким образом, информация, использование который может принести ее обладателю какую-либо выгоду, учитывая ее неизвестность третьим лицам, имеет коммерческую ценность. Помимо этого, при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо учитывать ряд ограничений, установленных законодательством. Во-первых, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О коммерческой тайне» сведения, отнесенные к государственной тайне, не могут составлять коммерческую тайну. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В частности, в перечень информации, составляющей коммерческую тайну, военные научно-исследовательские организации не вправе включать: — сведения о содержании или результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации вооружения, военной техники; — сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области оружия массового поражения, достигнутые при этом результаты, состав образца, рецептуру, технологию производства или снаряжения изделий; — сведения, раскрывающие направления развития, содержание разработки вооружения, военной техники; — сведения о достижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных отраслях экономики; — сведения о достижениях науки и техники, определяющие качественно новый уровень возможностей вооружения, военной техники, повышения их боевой эффективности, и иные сведения <9>. ——————————— <9> Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Во-вторых, военные организации, с учетом специфики их правового статуса, в своей деятельности могут столкнуться с конкуренцией коммерческой тайны и служебной тайны. Согласно п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Как правило, с помощью служебной тайны осуществляется охрана конфиденциальности информации, используемой при выполнении военной организацией государственного задания, тогда как установление режима коммерческой тайны связано в основном с осуществлением военной организацией деятельности, приносящей доход. Тем не менее информация, отнесенная к служебной тайне, может иметь коммерческую ценность, однако наличие у нее особого статуса исключает как возможность, так и необходимость установления в отношении ее режима коммерческой тайны. В-третьих, ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» определены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну: — содержащиеся в учредительных документах военных организаций; — содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности, например в лицензиях; — о составе имущества военной организации, созданной в форме государственного унитарного предприятия, государственного учреждения, и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; — о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; — о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест; — о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; — о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; — об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; — о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; — о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени соответствующей организации; — обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами <10>. ——————————— <10> Например, согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение обеспечивает доступность и открытость плана финансово-хозяйственной деятельности и годовой бухгалтерской отчетности, а с 1 января 2012 г. казенные и бюджетные учреждения также обязаны обеспечивать открытость и доступность этих документов.

Вместе с тем при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, помимо ограничений, установленных законодательством, необходимо учитывать и тот факт, что некоторые категории информации относятся к конфиденциальной и без установления в отношении ее режима коммерческой тайны, в связи с чем «двойная» охрана конфиденциальности таких сведений является нецелесообразной. Так, например, согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1, информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Также отсутствует необходимость в установлении режима коммерческой тайны в отношении сведений о сотрудниках военной организации, так как такие сведения относятся к персональным данным, которые, в свою очередь, являются конфиденциальной информацией. В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. В качестве примеров сведений, которые обычно включаются в перечень информации, составляющей коммерческую тайну, можно привести следующие: — условия договоров (контрактов) с контрагентами — предмет, стоимость, способ и порядок передачи товаров, оказания услуг (выполнения работ) <11>; ——————————— <11> При этом необязательно устанавливать режим коммерческой тайны в отношении всех договоров (контрактов), а можно ограничить их круг по какому-либо признаку, например цене или предмету договора (контракта).

— сведения об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, до момента установления над ними правовой охраны, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации; — сведения об используемом медицинском, лабораторном оборудовании; — предложения по совершенствованию деятельности организации, включая освоение новой техники; — механизм формирования цены на товар (работу, услугу); — порядок организации охраны, пропускной режим; — меры по охране конфиденциальности информации и др. Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, целесообразно оформить в качестве приложения к положению об установлении режима коммерческой тайны, которое должно утверждаться соответствующим приказом руководителя военной организации. Особое внимание необходимо уделять своевременному внесению изменений и дополнений в перечень информации, составляющей коммерческую тайну, так как игнорирование данного обстоятельства может повлечь охрану сведений, которые уже не представляют для военной организации коммерческой ценности, либо оставит сведения, обладающие коммерческой ценностью, без надлежащей охраны, результатом чего могут стать негативные финансовые последствия. В положении об установлении режима коммерческой тайны необходимо определить: — порядок отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну; — порядок внесения дополнений и изменений в перечень информации, составляющей коммерческую тайну; — порядок осуществления доступа сотрудников организации к коммерческой тайне; — порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну организации, и материальными носителями, ее содержащими, например ввести запрет на копирование, передачу по электронной почте таких документов, а также установить порядок действий сотрудника в случае утраты материальных носителей, обращения компетентного органа государственной власти с запросом или увольнения сотрудника; — основания и порядок прекращения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну организации; — ответственность за умышленное или неосторожное разглашение коммерческой тайны путем ссылки на законодательство Российской Федерации, в том числе установление в отношении виновных работников мер финансово-экономического воздействия. Важным этапом установления режима коммерческой тайны является учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, которым такая информация была передана (предоставлена). Допуск сотрудников военной организации к коммерческой тайне должен предусматривать: — разработку приложения к положению об установлении режима коммерческой тайны — перечень должностей, замещение которых предполагает работу с информацией, составляющей коммерческую тайну военной организации; — заключение с сотрудником трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору, содержащего его соответствующие обязанности; — обязательное ознакомление с локальным нормативным актом, которым установлен режим коммерческой тайны; — издание отдельного приказа о допуске к коммерческой тайне конкретных сотрудников; — внесение соответствующих поправок в должностные инструкции сотрудников военной организации. Необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации в отдельных случаях предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов по передаче государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну. Так, например, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» казенные и бюджетные учреждения обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов информацию о размещении заказов, в том числе составляющую коммерческую тайну. Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе запрашивать у юридических лиц документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне. Особое внимание при установлении режима коммерческой тайны должно быть уделено порядку ведения учета лиц, которые допущены к коммерческой тайне или которым такие сведения были переданы (предоставлены), а также порядку проставления грифа «Коммерческая тайна» на материальные носители и их учету. Указанные мероприятия могут выполняться посредством ведения соответствующих форм журналов.

Примерная форма журнала учета сотрудников военной организации, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, представителей государственных органов, органов местного самоуправления и контрагентов, которым такая информация была передана (предоставлена):

N Ф. И.О. Дата Наименование Дата Основание Подпись п/п сотрудника предоста — документа, прекращения прекращения сотруд — или вления на основании допуска к допуска к ника о наименование (передачи) которого информации, информации, прекра — госоргана информа — осуществлен составля — составля — щении (омсу) ции, допуск к ющей ющей ком — допуска и Ф. И.О. составля — информации, коммерчес — мерческую к представи — ющей составляющей кую тайну тайну инфор — теля, или коммер — коммерческую мации, наименование кую тайну тайну или состав — контрагента (только на основании ляющей и Ф. И.О. для которого коммер — представи — госорганов такая ческую теля (омсу) и информация тайну контраген — была тов) передана (предостав — лена)

1

Примерная форма журнала учета документов, имеющих гриф «Коммерческая тайна»:

Отправитель N Наименование Количество Дата Номер п/п документа экземпляров поступления номер и Наименование дела дата

1

Одной из обязательных мер по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, является урегулирование отношений по ее использованию с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Как показывает практика, оно ограничивается условием о том, что содержание договора для сторон представляет коммерческую тайну и что стороны договора обязуются не разглашать соответствующую информацию без согласия контрагента. Однако установление конкретной ответственности сторон за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну (например, не только обязательство возместить убытки, но и право пострадавшей стороны взыскать с другой штраф), позволит повысить уровень охраны конфиденциальной информации военной организации.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *