Анализ обеспечения административно-правовой формы защиты граждан в системе Вооруженных Сил Российской Федерации

(Зеленин И. А.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 10)

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. А. ЗЕЛЕНИН

Зеленин И. А., аспирант кафедры конституционного и административного права института права и гуманитарного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Статья 33 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это предполагает наличие иных источников права, развивающих положения Конституции Российской Федерации, обеспечивающих механизм реализации конституционного права на территории Российской Федерации и за ее пределами консульскими и посольскими учреждениями на территории других государств. Обращения граждан в органы государственной власти, как одна из форм участия граждан в управлении государством, издревле были формой контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов о способствовании борьбы с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе. Представляет интерес работа с обращениями граждан, проводимая Министерством обороны Российской Федерации, в силу особенностей статуса военнослужащих. Действующая практика применения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» <1> и анализ деятельности Министерства обороны Российской Федерации в области обеспечения работы по рассмотрению обращений военнослужащих, членов их семей и других граждан в системе Вооруженных Сил Российской Федерации свидетельствуют о наличии противоречий между проверенными временем представлениями по «демократичному» подходу к работе с обращениями и современными способами административно-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан России, лиц без гражданства и иностранных граждан. ——————————— <1> Федеральный закон от 02.06.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.: Федеральный закон от 29.06.2010 N 126-ФЗ) // Российская газета. 2006. 5 мая. N 95.

Анализ характера обращений в органы военной администрации свидетельствует, что военнослужащие, члены их семей и другие граждане, реализуя конституционное право на обращения, направленные в органы военного управления, вносят предложения по реализации политики государства в области военного строительства и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию системы боевой подготовки войск; сообщают о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, о злоупотреблениях в снабжении войск, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации. Это соответствует требованиям Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации <2>. Кроме того, обращения граждан «активизируют» деятельность органов военного управления по социальной защите военнослужащих, членов их семей и других граждан, способствуют восстановлению нарушенных прав и законных интересов. ——————————— <2> Статья 106 главы 6 (об обращениях, предложениях, заявлениях или жалобах) Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495.

Практика применения Федерального закона об обращениях, который урегулировал отношения, связанные с реализацией конституционного права на обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок их рассмотрения административными структурами власти, свидетельствует, что в настоящее время образовался пробел, это обусловлено недостаточностью теоретической разработанности государством рекомендаций и регламентов по практическому применению закона в федеральных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Учет научных рекомендаций и использование исследований облегчили бы создание законодателем правил, подробных методических инструкций для эффективной организации работы по обеспечению рассмотрения обращений граждан на разных уровнях власти, в т. ч. и обращений военнослужащих, членов их семей в системе Вооруженных Сил Российской Федерации. Следует отметить, что в России существует определенный процент населения, которое испытывает дефицит доверия к власти. Проблема и причины утраты доверия у каждого гражданина свои, но, как правило, они обусловлены наличием неэффективной и эффектно-бюрократичной власти. Закрытость властной структуры, которая своими действиями (бездействием) может вызвать у любого гражданина состояние неудовлетворенности, к которой добавляется чувство незащищенности в своей стране и бессилия воздействия на проводимую государством в последнее время политику. Проводимый в последнее время курс на модернизацию России представляет собой совокупность важнейших процессов качественного преобразования социальной, экономической и политической систем. В результате эти системы повышают адаптационные (приспособленные) возможности и переходят на новый этап своего развития. При этом следует иметь в виду, что положительный результат проводимых реформ и модернизации жизнедеятельности общества и государства возможен с учетом мнения самого общества (выразителя комплекса частных и публичных интересов). Вследствие этого можно резюмировать, что незаконность, несправедливость при разрешении обращений граждан на местах приводит к снижению их инициативности и к политической пассивности, к утере ими веры в силу закона, права, состоятельности государственной власти, а также влечет за собой иные негативные проявления. Неразрешенность ряда проблем, связанных с рассмотрением обращений граждан, в совокупности с негативными последствиями проводимых реформ в разных сферах деятельности государства и общества в настоящее время влечет за собой также снижение лояльности общества к действующим властным структурам. Сложные связи, возникающие между государством и военнослужащими, их взаимоотношения друг с другом установлены государством в юридической форме посредством законодательного закрепления прав и свобод, обязанностей, ответственности, гарантий и их реализации, которые образуют правовой статус военнослужащих. Это вытекает из закона «О статусе военнослужащих» <3>. ——————————— <3> Статья 1 главы 1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998), в редакции от 21.04.2011.

Законом статус военнослужащих определяется как «совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством». Юридические нормы о статусе военнослужащего, его правовом положении содержатся также в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» <4>, других законах, а также в указах Президента Российской Федерации, воинских уставах, иных нормативных правовых актах. ——————————— <4> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О воинской обязанности и военной службе» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

Для части военнослужащих, находящихся на территории других государств, статус конкретизируется нормами международного права и законодательством государства места их пребывания. В случае противоречия норм внутригосударственных законодательств (собственно и страны пребывания) с нормами международного права применяются общепризнанные принципы и нормы международного права <5>. ——————————— <5> Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Однако существующий комплекс ведомственных правовых документов, регламентирующих социальные права и свободы военнослужащих, определяющих их статус и правовые гарантии, не приводит к должному соблюдению их прав. Дело не в том, что плохо прописаны законы, которые регулируют права военнослужащих (да и они испытывают избыток внесенных поправок), а в их неисполнении и непонимании компетентными командирами и начальниками своих подчиненных. Это и негативные последствия проводимой реформы в армии, ротация кадров, пассивность должностных лиц в исполнении своих обязанностей по причине бесперспективности решения неопределенного круга задач по службе, накопившиеся бытовые проблемы, захлестнувшие большую часть должностных лиц, проходящих службу или числившихся за штатом (в запасе/отставке) в системе Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате проводимой в ходе реформы кадровой политики. Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но также должны основываться на эффективных средствах активной деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и самих граждан. Вопрос о гарантиях реализации прав, свобод и законных интересов граждан возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Реальность гарантий — одна из проблем исполнения предписаний правовых норм, соблюдения прав и свобод, обеспечения правопорядка, законности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав, свобод и законных интересов личности. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав, свобод и законных интересов военнослужащих. Следует отметить, что, несмотря на наличие законодательно закрепленных гарантий реализации права граждан на обращения, установленных Конституцией Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, реализация этих нормативных предписаний не в полной мере обеспечена в деятельности государственных органов, должностных лиц. Кроме того, существующие правовые гарантии сами по себе нуждаются в конкретизации, систематизации и приведении их в соответствие с реально существующими условиями в общественной жизни и состоянием экологической, социальной и политической сфер. Полагаем, что комплекс проведенных «правовых реформ» в различных сферах (обороноспособность страны, правоохранительная деятельность, образование, здравоохранение, ЖКХ, социальное обеспечение граждан и др.) должен способствовать выработке оптимального курса модернизации государства, созданию благоприятных условий жизнедеятельности общества, гармоничному соотношению публичных и частных интересов и реализации прав и свобод каждого конкретного гражданина, социальных общностей и многонационального народа России в целом. Обращения граждан являются условием достижения гармонии в отношениях государства и личности, способом согласования их интересов и корректировки политики государства с учетом оценки его деятельности гражданами России. Это укрепляет социальную основу государственной власти.

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая Декларация прав человека: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сборник документов. М.: Изд. группа: БОРМА — ИНФРА М, 1998. 2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв. N 7; Собр. законодательства Российской Федерации. 2009. 26 янв. N 4. Ст. 445. 3. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О воинской обязанности и военной службе» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998). 4. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) в редакции от 21.04.2011. 5. Федеральный закон от 02.06.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.: Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ и Федеральный закон от 29.06.2010 N 126-ФЗ) // Парламентская газета. 2006. 11 мая. N 70 — 71; Российская газета. 2006. 5 мая. N 95; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. 8 мая. N 19. Ст. 2060.

Официальные документы

6. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. 13 мая. N 19. Ст. 685. 7. Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2354-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 17. Ст. 143.

Учебники, книги

—————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный) (под ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева) включен в информационный банк согласно публикации — «За права военнослужащих», 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— 8. Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». М.: «За права военнослужащих», 2002. 9. Подъячев К. В. Институт обращений граждан в органы государственной власти как фактор обеспечения полноценной коммуникации политической системы и гражданского общества в России // X Международная конференция по проблемам развития экономики и общества: Сб. трудов: В 3 кн. / Отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: ИД ГУ-ВШЭ, Кн. 3. 2010.

Статьи в периодических изданиях

10. Миронов М. А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика (в авторской редакции). М.: Юрид. лит., 2001. 11. Подъячев К. В. Правовое регулирование работы с обращениями граждан в контексте трансформации политического режима в России // Власть. 2010. N 1. С. 41 — 45. 12. Персональная ответственность должностных лиц // Слово. 2002. 25 окт. N 39 (512).

Диссертации

13. Алистратов Ю. Н. Право граждан на обращение в государственные органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1996. 14. Богданова Е. А. Обращения граждан в органы власти как опыт отстаивания своих интересов в условиях позднесоветского общества (1960 — 1970-е годы): Автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2006. 28 с. 15. Холодков И. В. Право жалобы военнослужащих и организационно-правовые формы его реализации в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук / Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. М., 1998. 132 с.

——————————————————————