Правовая природа денежных средств, предоставляемых участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

(Трофимов М. В.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 2) Текст документа

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УЧАСТНИКУ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

М. В. ТРОФИМОВ

Трофимов М. В., кандидат юридических наук.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (далее — НИС) является новой формой обеспечения военнослужащих жильем и функционирует в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» <1>. ——————————— <1> Федер. закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» принят Гос. Думой 5 авг. 2004 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 авг. 2004 г., по состоянию на 1 дек. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 34. Ст. 3532.

В настоящей статье предлагается рассмотреть правовую природу <2> денежных средств, предоставляемых участнику НИС для приобретения жилых помещений. Напомним, что приобретение квартиры осуществляется за счет: ——————————— <2> Природа — основное свойство, сущность // Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2008. С. 773.

а) средств целевого жилищного займа, предоставляемых участнику НИС в соответствии с договором целевого жилищного займа, заключаемым между Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» <3> (заимодавец) и участником НИС (заемщик), на уплату первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита жилого помещения; ——————————— <3> Постановление Правительства Рос. Федерации от 22 дек. 2005 г. N 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 52 (3 ч.). Ст. 5758.

б) кредитных средств, предоставленных участнику НИС в соответствии с кредитным договором, заключаемым между банком (кредитор) и участником НИС (заемщик), на приобретение жилого помещения; в) собственных денежных средств участника НИС (по желанию). В дальнейшем возврат ипотечного кредита и уплата процентов за пользование кредитом осуществляются участником НИС за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых на погашение обязательств по кредиту. Таким образом, неверно полагать, что кредит и проценты по кредиту банку возвращает государство. На самом деле кредит и проценты погашаются самим участником НИС за счет средств целевого жилищного займа. Фактически с целью погашения обязательств по банковскому кредиту участник НИС получает новый «кредит» в виде целевого жилищного займа. Однако поскольку денежные средства этого займа идут напрямую на погашение ипотечного кредита в виде безналичного платежа, у участника НИС может создаться неверное представление о том, что кредит погашает государство. Убедиться в этом участник НИС может, досрочно уволившись с военной службы. В этом случае уволившийся участник НИС обязан вернуть целевой жилищный заем, да еще с процентами (п. 2 ст. 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»). Получается, что государство от имени участника НИС возвращает банкам сумму ипотечного кредита и уплачивает проценты на нее, тем самым погашает задолженность участника НИС перед банком. В свою очередь, параллельно с этим на сумму первоначального взноса на приобретение жилья предоставленного ипотечного кредита и уплаченных процентов растет задолженность участника НИС перед государством. Эта задолженность аннулируется при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника НИС оснований, указанных в ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а также в случаях, указанных в ст. 12 упомянутого Закона. В этой связи актуальным становится вопрос о правовой природе упомянутых кредитного договора между участником НИС и банком и договора целевого жилищного займа между участником НИС и Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — ФГКУ «Росвоенипотека»). Являются ли данные договоры сделками, отношения которых являются гражданско-правовыми, или они не являются договорами в том понимании, которое используется Гражданским кодексом Российской Федерации <4> (далее — ГК РФ)? ——————————— <4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ, принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г., по состоянию на 1 дек. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон от 26 янв. 1996 г. N 14-ФЗ, принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г., по состоянию на 1 дек. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.

Для начала попробуем разобраться, что собой представляет кредитный договор между участником НИС и банком и в какой степени на него распространяются нормы ГК РФ об обязательствах. Дело в том, что в настоящее время складывается судебная практика, из которой следует, что ипотечный кредит предоставляется в рамках НИС, правовое регулирование которой осуществляется Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Следовательно, заемщики являются не стороной в обязательстве (потребителями банковских услуг), а субъектами, реализующими свое право на обеспечение жильем. Этой позиции активно придерживается ФГКУ «Росвоенипотека», к мнению которого присушиваются суды <5>. Подробно позиция ФГКУ «Росвоенипотека» раскрыта автором в ходе исследования правомерности включения банками в кредитные договоры условий о взимании с участников НИС банковских комиссий <6>. ——————————— <5> В частности, решение мирового судьи судебного участка N 26 города Пскова от 5 окт. 2011 г. по делу N 2-862/26/2011; решение мирового судьи судебного участка N 6 Московского района г. Чебоксары от 29 сент. 2011 г. по делу N 2-900-11/6 (имеются в распоряжении автора). <6> Трофимов М. В. «Комиссионные проблемы» участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. URL: http://maxim-trofimov. livejournal. com.

По мнению автора, позиция ФГКУ «Росвоенипотека» основана на неправильном понимании норм материального права. Согласно ст. 1 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» предметом правового регулирования данного Закона являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих. Следовательно, на основании упомянутого Закона участникам НИС предоставляется целевой жилищный заем в соответствии с договором целевого жилищного займа, который предназначен для погашения обязательств по кредитному договору, заключенному между участником НИС и банком. Из этого следует, что в рамках НИС предоставляется не ипотечный кредит, а целевой жилищный заем на погашение ипотечного кредита. Сам же ипотечный кредит банки предоставляют на основании норм ГК РФ и Федерального закона «О банках и банковской деятельности» <7>. ——————————— <7> Федер. закон от 2 дек. 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», по состоянию на 1 дек. 2011 г. // Рос. газета. 1996. 10 февр.

Об этом также свидетельствует содержание Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» <8>, в котором на самом деле прописаны правила предоставления участникам НИС целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов и ничего не говорится о порядке предоставления ипотечного кредита банками. Более того, из содержания статей 6, 23 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» следует, что данный Закон распространяется на банки исключительно в части отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, но не использования. ——————————— <8> Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 мая 2008 г. N 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», по состоянию на 1 дек. 2011 г. // Рос. газета. 2008. 21 мая.

Следовательно, участник НИС пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ. Более того, в силу ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» <9> участник НИС пользуется правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами <10>. ——————————— <9> Федер. закон от 26 янв. 1996 г. N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г., по состоянию на 1 дек. 2011 г. // Рос. газета. 1996. 6 февр. <10> Трофимов М. В. Указ. соч.

Безусловно, отношения по кредитному договору между участником НИС и банком регулируются ГК РФ с учетом особенностей погашения ипотечного кредита за счет средств целевого жилищного займа, который предоставляется в период прохождения военной службы участнику НИС в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Однако отношения между сторонами по кредитному договору регулируются исключительно ГК РФ. Далее рассмотрим вопрос о правовой природе договора целевого жилищного займа между участником НИС и ФГКУ «Росвоенипотека». По мнению автора, данный вопрос нуждается в скорейшем разрешении представителями военно-правовой науки, поскольку непосредственно затрагивает права военнослужащих. Позиция Министерства финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) заключается в том, что средства, предоставляемые в соответствии с договором целевого жилищного займа, являются выплатами, предоставленными из средств федерального бюджета. Следовательно, поскольку погашение банковского кредита осуществляется заемщиком за счет средств целевого жилищного займа (якобы выплат, предоставленных из средств федерального бюджета), то оплата расходов на приобретение квартиры также производится за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета <11>. В результате нарушается право военнослужащих на имущественный налоговый вычет. В денежном выражении потери участника НИС составляют 260000 (двести шестьдесят тысяч) рублей <12>. Таким образом, Минфин России не предполагает, что участник НИС и ФГКУ «Росвоенипотека» пользуются правами сторон в обязательстве в соответствии с ГК РФ. ——————————— <11> Письмо Минфина России от 31 авг. 2011 г. N 03-04-05/7-619. URL: http://base. garant. ru/12189416. <12> См. подробнее: Трофимов М. В. О праве участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на имущественный налоговый вычет. URL: http://maxim-trofimov. livejournal. com.

Представляется, что Минфин России необоснованно относит средства целевого жилищного займа к выплатам, предоставленным из средств федерального бюджета. В подтверждение данной позиции можно привести следующее. 1. Отношения по предоставлению средств целевого жилищного займа участникам НИС регулируются договором, поэтому отношения из договора целевого жилищного займа являются гражданско-правовыми с участием публичного субъекта — Российской Федерации. По мнению автора, законодатель разделил вопросы, касающиеся выплат, предоставляемых из федерального бюджета (административные отношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации <13> (далее — БК РФ)), и отношений между заимодавцем и заемщиком по договору займа (гражданско-правовые отношения, регулируемые ГК РФ). Во втором случае согласно ст. 124 ГК РФ государственные органы выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений. В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица. Заимодавцем по договору целевого жилищного займа является ФГКУ «Росвоенипотека», которое осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, от имени Российской Федерации. ——————————— <13> Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, принят Гос. Думой 17 июля 1998 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г., по состоянию на 1 нояб. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.

Поскольку заем предоставляется за счет федерального бюджета, а в роли заимодавца выступает федеральное государственное казенное учреждение, то естественно, что планирование и использование расходов на предоставление целевых жилищных займов военнослужащим осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В основном это учитываемые на именных накопительных счетах участников НИС накопительные взносы за счет средств федерального бюджета (ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»). Вместе с тем согласно ст. 3 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» именной накопительный счет — это всего лишь форма аналитического учета, включающая в себя сведения о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета. Она применяется для учета сумм, которые могут быть заимствованы военнослужащему для приобретения жилого помещения. В свою очередь, по мнению автора, дальнейшие отношения по предоставлению средств целевого жилищного займа из бюджета участникам НИС регулируются гражданским законодательством. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2.2 Постановления от 17 июня 2004 г. N 12-П <14>, публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства. В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 <15> разъяснено, что при рассмотрении споров, возникших в связи с предоставлением публично-правовым образованием бюджетных средств на возвратной и возмездной основе, судам необходимо исходить из того, что эти отношения носят гражданско-правовой характер, поскольку не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. ——————————— <14> Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 17 июня 2004 г. N 12-П «Дело о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // Рос. газета. 2004. 25 июня. <15> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации. 2006. N 8.

Кроме того, вывод о том, что на отношения по предоставлению заемных денежных средств частному лицу из бюджета распространяются нормы ГК РФ, подтверждает многочисленная судебная практика <16>. ——————————— <16> Постановление Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 нояб. 2010 г. N 7971/10 (дело N А24-4621/2008) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации. 2011. N 2; Постановление ФАС Уральского округа от 9 февр. 2005 г. N Ф09-163/05-ГК. URL: http://www. lawmix. ru/ural_jude/10961; Постановление ФАС Центрального округа от 22 мар. 2011 г. (дело N А68-4845/2010). URL: http:// taxpravo. ru/ sudebnie_dela/ statya — 134892- postanovleniefastsentralnogookrugaot31012011g_ po_ delu; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 апр. 2006 г., 11 апр. 2006 г. N Ф03-А73/05-1/5093 (дело N А73-1984/2005-34). URL: http://www. resheniya-sudov. ru/2005-2006/122869; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2010 г. (дело N А81-1477/2008). URL: http://www. resheniya-sudov. ru/2010/64019; Постановление ФАС Московского округа от 13 окт. 2010 г. N КГ-А41/11513-10 (дело N А41-5704/10). URL: http:// base. consultant. ru/ cons/ cgi/ online. cgi? req=doc;base=AMS;n=133417; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 апр. 2010 г. (дело N А53-17100/2009). URL: http:// www. garant. ru/ products/ ipo/ prime/ doc/ 22058019 и др.

Безусловно, отношения по займу между государственным органом и частным лицом регулируются ГК РФ с ограничениями, которые предусмотрены бюджетным законодательством и Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Данные ограничения могут касаться оснований предоставления такого займа и полномочий государственных органов, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами, в то время как отношения между сторонами по договору займа регулируются исключительно ГК РФ. Таким образом, при заключении договора целевого жилищного займа возникают именно заемные отношения, которые регулируются ст. ст. 807 — 818 ГК РФ. В свою очередь, осуществление выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, основано на административном или ином властном подчинении одной стороны другой и не предполагает заключения какого-либо договора, предусматривающего равноправие сторон. 2. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» целевой жилищный заем — это денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и безвозмездной или возвратной возмездной основе. Таким образом, особо подчеркивается возвратный характер средств целевого жилищного займа. Порядок погашения целевого жилищного займа участником НИС определен в ст. 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления средств из бюджета на возвратной основе (например, ст. 93.4 БК РФ). При этом, как уже было отмечено, в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 разъяснено, что при рассмотрении споров, возникших в связи с предоставлением публично-правовым образованием бюджетных средств на возвратной и возмездной основе, судам необходимо исходить из того, что эти отношения носят гражданско-правовой характер, поскольку не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. По смыслу ст. 807 ГК РФ договор займа предполагает возврат полученных денежных средств, следовательно, при заключении договора целевого жилищного займа возникают именно заемные отношения. По форме и содержанию договор целевого жилищного займа соответствует положениям о договоре займа, в котором публично-правовое образование является заимодавцем, а участник НИС — заемщиком. В свою очередь, осуществление выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, не предполагает в дальнейшем возврат полученных денежных средств. Квалификация средств целевого жилищного займа как выплаты из федерального бюджета, предполагающей безвозвратный характер, неприменима к участникам НИС. 3. Заемный характер средств целевого жилищного займа подтверждается также положениями Налогового кодекса Российской Федерации <17> (далее — НК РФ). Этот закон четко разграничивает порядок налогообложения выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, и заемных средств. ——————————— <17> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, принят Гос. Думой 16 июля 1998 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г., по состоянию на 1 нояб. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ, принят Гос. Думой 19 июля 2000 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г., по состоянию на 1 нояб. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 32. Ст. 3340.

По смыслу НК РФ суммы денежных средств, полученные физическим лицом в виде займа, не являются доходами налогоплательщика и не являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Это основано на следующем. Перечень доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ, определен в ст. 208 НК РФ. Суммы денежных средств, полученных физическими лицами по договору займа с обязательством возврата, не поименованы в ст. 208 НК РФ. Следовательно, получение денежных средств по договору займа нельзя признать доходом в том понимании, которое используется в гл. 23 НК РФ, посвященной уплате НДФЛ <18>. Ведь по смыслу ст. 807 ГК РФ договор займа предполагает возврат полученных денежных средств, поэтому заемные денежные средства не являются доходом налогоплательщика и не облагаются НДФЛ. ——————————— <18> См. подробнее: письмо Управления ФНС России по г. Москве от 7 дек. 2006 г. N 28-10/107620 «О порядке налогообложения НДФЛ полученных физическим лицом заемных средств» // Московский налоговый курьер. 2007. N 4.

В свою очередь, суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, являются доходами налогоплательщика и являются объектом налогообложения НДФЛ, поскольку осуществление указанных выплат не предполагает возврат полученных денежных средств. Это следует из содержания ст. 217 НК РФ. Там указано, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) такой вид доходов физических лиц, как суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств бюджетов. В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Следует отметить, что средства целевого жилищного займа не отражаются в доходах участников НИС и не учитываются при определении налоговой базы как доход налогоплательщика, затем освобождаемый от налогообложения. Следовательно, средства целевого жилищного займа не являются выплатой, предоставленной из средств федерального бюджета, в том понимании, которое используется НК РФ. По смыслу НК РФ средства целевого жилищного займа являются заемными средствами. В качестве вывода можно отметить, что кредитные средства и средства целевого жилищного займа являются заемными средствами участника НИС. На отношения между сторонами по кредитному договору и договору целевого жилищного займа распространяются нормы ГК РФ.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *