Процессуальные и процедурные отношения альтернативной гражданской службы

(Калинин И. Б.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2012, N 2) Текст документа

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕДУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ <*>

И. Б. КАЛИНИН

-------------------------------- <*> Kalinin I. B. Procedural and procedure relations of alternative civil service.

Калинин Игорь Борисович, заведующий кафедрой гражданского процессуального права Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия, доцент, кандидат юридических наук.

Рассмотрены особенности рассмотрения споров, возникающих в связи с прохождением альтернативной гражданской службы. Показан круг лиц, участвующих в деле по таким категориям споров. Отмечены спорные вопросы прекращения альтернативной гражданской службы. Внесены предложения по совершенствованию законодательства, действующего в этой сфере правового регулирования.

Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, лица, участвующие в деле, перевод и увольнение работников альтернативной гражданской службы.

Features of consideration of the disputes arising in connection with alternative civil service are considered. The circle of persons, participatingin litigationon such categories of disputes is shown. Questions at issue of the termination of alternative civil service are noted. Offers on perfection of the legislation operating in this sphere of legal regulation are made.

Key words: alternative civil service, the persons participating in participating in litigation, transfer and dismissal of workers of alternative civil service.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданский службе" <1> (далее - Закон), позволяющий россиянам вместо прохождения срочной военной службы по призыву заниматься трудовой деятельностью, действует в России уже около 10 лет. Однако до сих пор действующее трудовое, административное, гражданское процессуальное законодательство не дает ответа на ряд вопросов о порядке и особенностях судебного рассмотрения споров, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3030 (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 343-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона альтернативная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ <2> с учетом особенностей, предусмотренных Законом. Норма схожего содержания есть и в Трудовом кодексе Российской Федерации - согласно его статье 349 на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, в регулировании трудовых отношений граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, Трудовой кодекс Российской Федерации выступает в качестве общего закона. Специальным законодательством по отношению к нему будут являться Закон "Об альтернативной гражданский службе" и иные законы военного права. Законодатель тем самым предусматривает субсидиарное применение норм трудового права к отношениям альтернативной гражданской службы. -------------------------------- <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3 (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ).

Особенности рассмотрения дел, вытекающих из отношений альтернативной гражданской службы, обусловлены тем, что помимо сторон трудового договора - работодателя и работника в них должны принимать участие в соответствии со своей компетенцией Федеральная служба по труду и занятости, федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация-работодатель, в которой трудится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу <3>, а также военный комиссариат. Эти органы имеют процессуальную заинтересованность в исходе трудового спора, поэтому их участие в деле необходимо. -------------------------------- <3> См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 июня 2009 г. N 330н "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 22 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30 июня 2011 г. N 643н).

В соответствии с Законом работодатель обязан заключить срочный трудовой договор с гражданином, направленным в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы. В случае отказа работодателя от заключения срочного трудового договора гражданин вправе предъявить к такой организации иск. Возможность обжалования отказа в заключении трудового договора предусмотрена статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако в ней нет прямого запрета на отказ в заключении трудового договора с лицом, направленным в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы. Поэтому было бы целесообразно внести в указанную статью Кодекса соответствующие дополнения. Тем более что статья 16 Закона "Об альтернативной гражданский службе" обязывает заключить такой договор с гражданином. При рассмотрении таких категорий дел по действующему гражданскому процессуальному закону в них наряду с ответчиком-работодателем, как субъектом спорного материально-правового отношения, могут принимать участие в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральная служба по труду и занятости, федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта Федерации), которому подведомственна организация-работодатель, а также военный комиссариат. Однако указанным органам было бы правильнее выступать в деле в качестве государственных органов для дачи заключения по делу. Но согласно статье 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <4> государственные органы, органы местного самоуправления могут вступать в дело по собственной инициативе, инициативе суда, лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. -------------------------------- <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532 (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 388-ФЗ).

Действующее законодательство участие таких органов в рассматриваемой категории дел не предусматривает. Поэтому Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" следует дополнить нормой, закрепляющей обязательное участие Федеральной службы по труду и занятости, федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Федерации), которому подведомственна организация-работодатель, военного комиссариата в качестве государственных органов, дающих заключение по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований <5> по делам, возникающим из отношений альтернативной гражданской службы. -------------------------------- <5> Согласно ст. 4 Закона прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом. Однако до настоящего времени такой закон не принят.

В пользу этого косвенным образом свидетельствует Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы <6>, пункт 42 которого предусматривает, что обращения и жалобы гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, по вопросам прохождения этой службы рассматриваются должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация. Но при этом нельзя не отметить, что рассмотрение таких споров должностным лицом не может служить препятствием для обращения гражданина в суд. -------------------------------- <6> Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 23. Ст. 2309 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 96).

В случае отказа гражданина, направленного в организацию для трудоустройства, от заключения с ней трудового договора такая организация-работодатель не вправе предъявить к нему иск о понуждении к заключению трудового договора, поскольку такой отказ является уголовно наказуемым деянием. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы", способами совершения преступления, предусмотренного частью 2 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <7>, с учетом особенностей трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, являются, в частности, самовольное оставление места работы (рабочего места), неявка в срок без уважительных причин на работу, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы путем обмана. -------------------------------- <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954 (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 304-ФЗ).

Согласно пунктам 45, 46, 47 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы решение о переводе гражданина, проходящего такую службу, из одной организации в другую принимается Федеральной службой по труду и занятости по представлению федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Федерации), которому подведомственна организация. На основании этого решения федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта Федерации), из подведомственной организации которого переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, издает приказ о его переводе. Состав лиц, участвующих в деле, в таком случае будет иной. Требование работника, не согласного с приказом о переводе его на другую работу, должно быть адресовано государственному органу, издавшему приказ, на основании которого работодатель должен издать приказ о расторжении трудового договора с работником. Такие дела следует отнести к делам, возникающим из публично-правовых отношений, поскольку заявителем оспаривается законность ненормативного правового акта (приказа) государственного органа. Заявителем по таким категориям дел может выступать как работник, так и работодатель. Заинтересованными лицами будут являться федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта Федерации) и Федеральная служба по труду и занятости. Кроме того, если заявление подано работником, то заинтересованным лицом будет также работодатель, а если работодатель выступает в качестве заявителя, то и работник должен выступать в качестве заинтересованного лица. Прекращается альтернативная гражданская служба, как указано в статье 23 Закона, в связи с увольнением гражданина со службы, а также в связи со смертью (гибелью), с признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим. В случае объявления гражданина умершим альтернативная гражданская служба прекращается в день, следующий за днем вступления в законную силу решения суда. Последнее нормативное установление вызывает ряд вопросов, поскольку расходится с действующим законодательством, и в силу этого может вызвать затруднения в правоприменительной практике. Это связано с тем, что пункт 3 статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации от 21 октября 1994 г. N 51-ФЗ <8> предусматривает, что в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. Решение о прекращении альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Федерации. Это решение является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора. -------------------------------- <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301 (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ).

Если альтернативная гражданская служба будет прекращена в день, следующий за днем вступления в законную силу решения суда, которым днем смерти гражданина будет признан день его предполагаемой гибели, произошедшей, например, за месяц до вступления решения суда в законную силу, то в течение этого месяца работник будет считаться состоящим с работодателем в трудовых отношениях и работодатель должен будет выплатить наследникам работника причитающуюся ему заработную плату. Видимо, это не вполне соответствует принципам как трудового, так и административного права. Не вполне очевиден ответ на вопрос о том, кто должен отвечать по требованию работника, проходящего альтернативную гражданскую службу, о признании незаконным расторжения заключенного с ним срочного трудового договора. С точки зрения трудового права ответчиком должен являться работодатель, как сторона трудового договора. Однако работодатель издает приказ о расторжении трудового договора не по собственной инициативе, а во исполнение решения должностного лица. Но государственный орган, который представляет должностное лицо, не может быть стороной в споре, поскольку не является субъектом спорного трудового отношения, хотя его можно признать субъектом административно-правовых отношений альтернативной государственной службы. Такой спор должен разрешаться не в исковом производстве, а в порядке, предусмотренном для производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Работнику следует требовать не отмены приказа работодателя, а признания незаконным решения должностного лица о прекращении альтернативной гражданской службы. Поэтому сложно согласиться с В. А. Васильевым, полагающим, что решение об увольнении названных категорий работников принимается не работодателем, а должностными лицами <9>. При этом обязательно участие в качестве заинтересованного лица работодателя, поскольку в случае удовлетворения требования работника он должен будет отменить свой приказ о расторжении трудового договора. Заинтересованным лицом, кроме того, будет являться военный комиссариат. -------------------------------- <9> Васильев В. А. Защита трудовых прав граждан при прохождении альтернативной гражданской службы // Трудовое право. 2007. N 9; Представительство трудовых прав граждан при прохождении альтернативной гражданской службы // Трудовое право. 2010. N 12.

Иные споры, возникающие между работником и работодателем при прохождении альтернативной гражданской службы, должны рассматриваться в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и трудовым законодательством, в том числе комиссиями по трудовым спорам. При определении родовой и территориальной подсудности дел, связанных с альтернативной гражданской службой, должны действовать общие правила, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Альтернативная гражданская служба призвана заменять обязательную военную службу, как одну из конституционных обязанностей гражданина, но все же эта служба прежде всего - особый вид трудовой деятельности. Поэтому споры, возникающие между работником и работодателем, могут урегулироваться и с использованием процедур, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <10>. -------------------------------- <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31. Ст. 4162.

------------------------------------------------------------------

Название документа