О некоторых проблемах применения дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащих

(Шишканов В. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 4)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В. А. ШИШКАНОВ

Шишканов В. А., кандидат юридических наук.

Анализируются правовые проблемы, возникающие при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: Дисциплинарный устав, дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Some problems in the application of disciplinary sanctions against the military V. A. Shishkanov

Analyze legal problems in attracting personnel to disciplinary action.

Key words: Disciplinary Regulations, disciplinary liability of military personnel.

Критика действующего Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Дисциплинарный устав), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, уже не раз звучала на страницах нашего журнала <1>. Соглашаясь с высказанными замечаниями, хотелось бы заострить внимание и на некоторых других правовых проблемах, возникающих при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности и свидетельствующих о необходимости продолжения работы над совершенствованием Дисциплинарного устава. ——————————— <1> Туганов Ю. Н. Пределы командирского усмотрения по применению к военнослужащим мер принуждения и поощрения // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11. С. 24 — 26; Калашников В. В. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство // Там же. N 8. С. 19 — 21; Щербак С. И. Обеспечение принципов законности и справедливости при реализации прав военнослужащих на обжалование дисциплинарных взысканий // Там же. N 3. С. 25 — 26; Зайков Д. Е. О некоторых проблемах военного законодательства юридико-технического характера // Там же. N 4. С. 74 — 77; Щербак С. И. Размышления, возникшие при перечитывании Дисциплинарного устава // Там же. N 6. С. 27 — 30.

1. Один из наиболее важных вопросов, который часто возникает на практике, — срок применения дисциплинарных взысканий в связи с совершением военнослужащими дисциплинарных проступков. Известно, что процессуальные действия (к числу которых относится и применение дисциплинарных взысканий) должны совершаться в строго установленные нормативными правовыми актами сроки, соблюдение которых влияет на законность этих действий. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы такие акты точно и однозначно определяли сроки их совершения. Дисциплинарный устав в этой части, формально закрепляя сроки применения дисциплинарных взысканий, не определяет их исчерпывающим образом, допускает их различное, подчас неверное толкование. Так, п. 83 Дисциплинарного устава определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Следует сказать, что ранее аналогичная норма в Дисциплинарном уставе 1993 г. и Дисциплинарных уставах Вооруженных Сил СССР 1960 и 1975 гг. была изложена в несколько ином виде. К примеру, п. 88 Дисциплинарного устава 1993 г. закреплял, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Как видно, ранее был установлен вполне определенный срок наложения дисциплинарного взыскания — до 10 суток, т. е. 10-е сутки с того момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, являлись крайним днем наложения дисциплинарного взыскания. Никаких исключений из этого правила предусмотрено не было. В действующей редакции рассматриваемой нормы (п. 83 Дисциплинарного устава) предусмотрены те же 10 суток на применение дисциплинарного взыскания, однако их соблюдение «размыто» дополнительными сроками: временем на проведение разбирательства, производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, временем болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также временем выполнения им боевой задачи. Такой подход законодателя, обусловливающий необходимость соблюдения дополнительных сроков и условий, большинство из которых самим Дисциплинарным уставом не регламентированы, и, как следствие, необходимость обращения к иным источникам права в целом не способствуют правильному пониманию и применению командирами (начальниками) положений п. 83 Дисциплинарного устава. Вследствие этого на практике в воинской среде укоренилось не совсем оправданное убеждение о том, что срок проведения разбирательства и срок применения дисциплинарного взыскания в совокупности не должны превышать 10 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке. Отчасти такая позиция вызвана и своего рода подстраховкой командиров (начальников), боязнью пропустить срок применения дисциплинарного взыскания и тем самым совершить дисциплинарный проступок. Вместе с тем буквальное толкование п. 83 Дисциплинарного устава позволяет прийти к выводу о том, что 10-дневный срок применения взыскания прерывается на время: а) проведения разбирательства; б) производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении; в) болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске; г) выполнения военнослужащим боевой задачи. Статьей 28.8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих) определено, что срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка (обратим внимание на то, что Законом о статусе военнослужащих не предусмотрена возможность прерывания срока проведения разбирательства). Таким образом, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. «б» — «г» предыдущего абзаца, максимальный срок применения взыскания составляет 20 суток с момента совершения дисциплинарного проступка. Важно в этом случае точно определять сроки начала и окончания проведения разбирательства. При этом если материалы разбирательства представлены в письменном виде, то отследить сроки проведения самого разбирательства не представляет большой сложности. Однако если разбирательство проводилось самим командиром (начальником) без составления материалов разбирательства в письменной форме, то срок окончания проведения разбирательства определить достаточно сложно. Видимо, это как раз тот случай, когда лучше подстраховаться. Вообще же, на наш взгляд, законодатель выстроил неудачную модель правовой нормы, касающейся применения дисциплинарных взысканий, как с юридической, так и с практической точки зрения. Так, непонятно, зачем норму о сроке проведения разбирательства возводить в ранг закона, а норме о сроке применения дисциплинарных взысканий придавать подзаконный характер? Логичнее был бы обратный порядок, ведь закон должен регулировать наиболее важные общественные отношения, а среди понятий «срок проведения разбирательства» и «срок применения дисциплинарного взыскания» безусловный приоритет следует отдать сроку применения взыскания. А еще лучше было бы эти вопросы урегулировать одним правовым актом. Еще один спорный момент — это указание в норме о сроке применения дисциплинарного взыскания на его прерывание временем на проведение разбирательства; производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении; болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске; выполнения военнослужащим боевой задачи. По нашему мнению, эти обстоятельства должны прерывать не срок применения дисциплинарного взыскания, а срок проведения разбирательства. Именно на стадии проведения разбирательства важно обеспечить личное присутствие военнослужащего, поскольку закон предоставляет ему право давать объяснения и представлять иные доказательства своей невиновности. Отсутствие военнослужащего при проведении в отношении его разбирательства может существенно повлиять на объективность его результатов. В свою очередь, результаты производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении также существенно могут повлиять на выводы, которые могут быть сделаны по результатам разбирательства. В то же время если проведено разбирательство, вина военнослужащего установлена, при этом такой военнослужащий лично участвовал в разбирательстве, давал свои объяснения и был ознакомлен с его результатами, но до принятия командиром (начальником) решения о применении взыскания убыл, например, в отпуск или командировку, то для чего прерывать срок применения взыскания до момента его прибытия на службу? Какие объективно в таком случае могут быть препятствия для применения к нему дисциплинарного взыскания? В этой связи полагаем, что срок применения дисциплинарного взыскания должен прерываться только временем на проведение разбирательства. Поэтому из абз. 1 п. 83 Дисциплинарного устава следовало бы исключить положения, касающиеся прерывания срока применения дисциплинарного взыскания на время производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также выполнения им боевой задачи, вместе с тем указав их в качестве оснований для прерывания срока проведения разбирательства в ст. 28.8 Закона о статусе военнослужащих. 2. Пункт 83 Дисциплинарного устава содержит общее правило о сроках применения дисциплинарных взысканий. В то же время в отношении грубых дисциплинарных проступков действуют специальные сроки. Так, в соответствии с п. 81 того же Устава командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного Дисциплинарным уставом. С учетом требований п. 3 ст. 28.8 Закона о статусе военнослужащих в этом случае срок применения дисциплинарного взыскания не должен превышать 12 суток с момента, когда командиру воинской части стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (10 суток на проведение разбирательства и двое суток на применение взыскания). Вообще в случае с грубыми дисциплинарными проступками не совсем понятна логика законодателя по поводу сроков применения взыскания. В отношении ареста все понятно — это та мера дисциплинарного воздействия, которая должна применяться в кратчайшие сроки. Но непонятно, почему и другие взыскания должны применяться в тот же срок (двое суток)? Чем обоснована необходимость такого поспешного принятия командиром воинской части решения о применении взыскания, например, в случае объявления военнослужащему выговора или строгого выговора? На наш взгляд, в отношении «иных дисциплинарных взысканий», применяемых к военнослужащему за совершение грубого дисциплинарного проступка, следовало бы распространить общий срок применения дисциплинарных взысканий, установленный п. 83 Дисциплинарного устава. Следует отметить и то, что анализ содержания п. 81 Дисциплинарного устава как специальной нормы по отношению к п. 83 того же Устава показывает, что срок применения дисциплинарного взыскания при совершении грубого дисциплинарного проступка не прерывается на время производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении; болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске; выполнения военнослужащим боевой задачи. Значит ли это то, что разбирательство и применение дисциплинарного взыскания могут быть совершены в отношении военнослужащего при наступлении указанных выше обстоятельств? Пункт 81 Дисциплинарного устава определяет, что протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру воинской части для рассмотрения. Следовательно, представление командиру воинской части для рассмотрения материалов разбирательства, с которыми военнослужащий не ознакомлен, является неправомерным и может в последующем служить основанием к отмене примененного дисциплинарного взыскания. Но как быть, если о грубом дисциплинарном проступке командиру (начальнику) стало известно в период нахождения военнослужащего, его совершившего, в отпуске, в командировке, на лечении или во время выполнения им боевой задачи, срок которых превышает срок применения дисциплинарного взыскания? Тем более что срок проведения разбирательства составляет 10 суток и, как указывалось выше, ни одним из изложенных обстоятельств не прерывается. Получается парадоксальная ситуация: если соблюсти срок проведения разбирательства, но при этом провести его в отсутствие военнослужащего, то примененное взыскание будет неправомерным; если нарушить срок проведения разбирательства (дожидаясь выхода военнослужащего из отпуска, возвращения из командировки или после выполнения боевой задачи), но при этом провести его в присутствии военнослужащего, то примененное взыскание также будет неправомерным! На наш взгляд, указанное свидетельствует о необходимости опять же распространения действия п. 83 Дисциплинарного устава при применении «иных дисциплинарных взысканий» за совершение грубых дисциплинарных проступков (путем внесения соответствующих изменений в Дисциплинарный устав). 3. При продолжении анализирования п. 83 Дисциплинарного устава возникает следующий вопрос: какому из прямых командиров (начальников) должно стать известно о совершенном дисциплинарном проступке, чтобы начал течь срок применения дисциплинарного взыскания? Проблема при применении указанной нормы возникает в том случае, когда о совершенном дисциплинарном проступке становится известно одному из прямых (вышестоящих) начальников (командиров), а взыскание по итогам проведенного разбирательства предлагается применить непосредственному (нижестоящему) командиру (начальнику). Такой механизм привлечения к дисциплинарной ответственности не нов и на практике встречается довольно часто. Дисциплинарным уставом он также напрямую не запрещен. Но когда в таком случае начинает течь 10-дневный срок применения взыскания? Можно ли считать, что с момента получения непосредственным (нижестоящим) командиром (начальником) материалов разбирательства 10-дневный срок на применение взыскания начинает течь заново? Прямого ответа на этот вопрос Дисциплинарный устав не дает. Следуя логике п. 10 Дисциплинарного устава, согласно которому дисциплинарная власть, предоставленная нижестоящим командирам (начальникам), всегда принадлежит и вышестоящим командирам (начальникам), и учитывая положения п. 83 Дисциплинарного устава, можно прийти к выводу о том, что такой срок заново течь не начинает и взыскание должно быть применено в течение 10 дней со дня, когда один из командиров (начальников) первым узнал о его совершении. Вместе с тем при назначении дисциплинарного взыскания должны учитываться не только обстоятельства, которые были установлены проведенным разбирательством, но также характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность (п. 82 Дисциплинарного устава). Поэтому предоставление решением вышестоящего начальника (командира) права применения взыскания нижестоящему (непосредственному) командиру (начальнику) является вполне оправданным и логичным. Однако, в связи с тем что Дисциплинарный устав этот вопрос никак не регулирует, полагаем, что п. 83 в этой части следовало бы дополнить следующим абзацем: «Вышестоящие (прямые) командиры (начальники) вправе своими правами применять дисциплинарные взыскания либо в срок до 10 суток направлять материалы разбирательства нижестоящим (непосредственным) командирам (начальникам) для применения дисциплинарного взыскания в отношении виновных военнослужащих. Нижестоящий (непосредственный) командир (начальник) производит применение дисциплинарного взыскания в срок до 10 суток со дня получения материалов разбирательства». 4. В отношении сроков применения дисциплинарного взыскания видится и еще один пробел в Дисциплинарном уставе. Выше уже рассмотрен случай, когда о совершенном дисциплинарном проступке становится известно вышестоящему командиру (начальнику), а взыскание предлагается применить нижестоящему (непосредственному) командиру (начальнику). Однако названный Устав, в отличие от предыдущего случая, предусматривает обратный порядок применения дисциплинарного взыскания. Так, согласно п. 87 Дисциплинарного устава если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника). Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке. Вроде бы все ясно: хочешь применить к военнослужащему более строгое взыскание, обращайся к вышестоящему командиру, наделенному дисциплинарной властью в необходимом объеме. В то же время Дисциплинарный устав не определяет срока, в течение которого вышестоящий командир (начальник) должен применить дисциплинарное взыскание. Можно, конечно, попробовать уложиться в 10 суток с момента выявления дисциплинарного проступка, но такая возможность есть не всегда. Выходом из данной ситуации, на наш взгляд, может служить применение по аналогии п. 83 Дисциплинарного устава, т. е. возобновление общего срока применения дисциплинарного взыскания с момента представления вышестоящему командиру (начальнику) ходатайства о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника). В то же время полагаем, что целесообразно было бы внести в п. 87 Дисциплинарного устава изменения, предусмотрев в нем либо возможность возобновления общего срока применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного п. 83 Дисциплинарного устава, либо иной специальный срок применения дисциплинарного взыскания вышестоящим командиром (начальником).

——————————————————————