О некоторых вопросах административной ответственности военнослужащих

(Ивенин А. Э.) («Юридический мир», 2012, N 4) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А. Э. ИВЕНИН

Ивенин Андрей Эдуардович, аспирант кафедры конституционного, административного, финансового права Хабаровской государственной академии экономики и права.

Административная ответственность военнослужащих установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) <1>. ——————————— <1> Российская газета. N 256. 31.12.2001.

Вопросы административной ответственности военнослужащих рассматривались учеными-юристами Н. И. Баженовым <2>, М. Н. Баковичем <3>, А. И. Бойчуком <4>, П. А. Дубиком <5>, М. А. Калюжной <6>, Н. А. Климентьевой <7>, А. С. Ковалевым <8>, В. В. Козловым <9>, Ю. А. Королевой <10>, А. С. Лопатиным <11>, Н. В. Савосиной <12>, А. Г. Тищенко <13>, Е. Н. Трофимовым <14>, Ю. Н. Тугановым <15>, К. В. Фатеевым <16>, И. В. Фирсовым <17>. ——————————— <2> Баженов Н. И. К вопросу о понятии административного правонарушения военнослужащего // Сб. ст. Воен. ин-та. 1978. N 14. С. 135 — 140. <3> Бакович М. Н. Некоторые особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 6. С. 40 — 42. <4> Бойчук А. И. Административная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы: вопросы теории и правового регулирования: Дис. … к. ю.н. Ростов н/Д, 2003. <5> Дубик П. А. Некоторые проблемы административной ответственности военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 2. <6> Калюжная М. А. Ответственность должностных лиц органов военного управления за правонарушения в жилищной сфере // Рос. военно-правовой сб. 2009. N 12. С. 66. <7> Климентьева Н. А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса военнослужащих (вопросы теории и практики): Дис. … д. ю.н. Саратов, 2003. С. 97. <8> Ковалев А. С. Некоторые вопросы применения к военнослужащим мер государственного принуждения за совершение ими проступков в общественных местах во внеслужебное время // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 3. С. 55 — 58. <9> Козлов В. В. Административная ответственность военнослужащих: вчера, сегодня, завтра (некоторые аспекты ограничения юридического иммунитета военнослужащих в связи с совершенствованием законодательства об административной ответственности) // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 10. С. 47. <10> Королева Ю. А. Ответственность военнослужащих за административные правонарушения: Дис. … к. ю.н. М., 2004. С. 66 — 67. <11> Лопатин А. С. Административная ответственность военнослужащих и порядок ее реализации: Дис. … к. ю.н. М., 1996. С. 24, 34, 43. <12> Савосина Н. В. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2009. <13> Тищенко А. Г. Изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ухудшают социальное положение военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 12. С. 76 — 79. <14> Трофимов Е. Н. О необходимости совершенствования законодательства в части, касающейся административной и материальной ответственности некоторых категорий военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 12. С. 35 — 36. <15> Туганов Ю. Н. Правовые проблемы разграничения видов ответственности военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 12. <16> Фатеев К. В., Харитонов С. С. О правомерности привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, который за совершение административного правонарушения привлечен к административной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11. С. 18 — 22. <17> Фирсов И. В. Штраф или… увольнение? Что лучше для военнослужащего? (О некоторых правовых коллизиях в привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений) // Рос. военно-правовой сб. 2009. N 12. С. 187 — 188.

В то же время многие аспекты административной ответственности военнослужащих требуют осмысления с учетом достижений юридической теории и анализа современной практики применения мер административных наказаний к военнослужащим. Военнослужащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56 (за административные правонарушения, посягающие на права граждан), 6.3 (за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), 7.29 — 7.32 (за административные правонарушения в области охраны собственности), главой 8 (за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования), ст. 11.16 (за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность), главой 12 (за административные правонарушения в области дорожного движения), ст. 14.9 и ч. 3 ст. 14.32 (за отдельные административные правонарушения в области предпринимательской деятельности), главами 15 (за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг) и 16 (за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)), ст. 17.3, 17.7 — 17.9, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 (за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти), ст. 18.1 — 18.4 (за отдельные административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации), ч. 2.1, 2.6 ст. 19.5, ст. 19.7, 19.7.2, 19.7.4, ч. 5 ст. 19.8 (за административные правонарушения против порядка управления) и ст. 20.4 (за нарушение требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность) КоАП РФ. Законодатель ввел ограничения объема административной ответственности военнослужащих. К ним не применяется административный арест, а к военнослужащим — иностранным гражданам также не применяется административное выдворение за пределы Российской Федерации. К сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не применяется административный штраф. В этих случаях производство в отношении военнослужащих не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), а именно такого обязательного элемента состава, как субъект административного правонарушения. В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. Собранные по такому делу материалы должны быть направлены командованию воинской части для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В этой связи в юридической литературе неоднократно предлагалось внести соответствующие изменения в ст. 2.5 КоАП РФ в части привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих, в отношении которых не может применяться ни одно из административных наказаний, предусмотренных санкцией ст. 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 8.1 — 8.42, 11.16, 12.1 — 12.37, 14.9, ч. 3 ст. 14.32, ст. 15.1 — 15.35, 16.1 — 16.23, 17.3, 17.7 — 17.9, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15, 18.1 — 18.4, ч. 2.1, 2.6 ст. 19.5, ст. 19.7, 19.7.2, 19.7.4, ч. 5 ст. 19.8 и ст. 20.4 КоАП РФ <18>. ——————————— <18> См., напр.: Бойчук А. И. Административная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы: вопросы теории и правового регулирования: Дис. … к. ю.н. Ростов н/Д, 2003; Дубик П. А. Административная ответственность военнослужащих: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2008. С. 10 — 13; Савосина Н. В. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2009. С. 14 — 15.

Некоторые авторы также рассматривали вопросы наступления административной ответственности военнослужащих за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.16 и 20.4 КоАП РФ, в неразрывной связи с исполнением обязанностей военной службы, а не с местом их совершения <19>. ——————————— <19> Бойчук А. И. Указ. соч.

Рядом ученых-юристов предлагалось также внести изменения и дополнения в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ и Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» в части предоставления возможности военному суду права при рассмотрении материалов об административном правонарушении военнослужащего привлекать к этому процессу командование воинской части и в случае ходатайства командира воинской части применять к военнослужащему меры не административной, а дисциплинарной ответственности с учетом положений Федеральных законов «О статусе военнослужащих» (ст. 28 — 28.10) и «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» <20>. ——————————— <20> Туганов Ю. Н. Указ. соч.

Однако до настоящего времени при внесении изменений и дополнений в КоАП РФ данные предложения законодателем не были учтены. Действующее на сегодняшний день законодательство не устанавливает для военнослужащего приоритет административной либо дисциплинарной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, и не позволяет однозначно трактовать вопросы, связанные с разграничением этих видов ответственности военнослужащих. В связи с этим на практике имеют место случаи применения к военнослужащему за совершение одного и того же правонарушения как административной, так и дисциплинарной ответственности. Дискуссионным остается в юридической литературе вопрос о привлечении к административной ответственности военнослужащих за совершение административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Условно ученых-юристов, исследующих данное направление, можно разделить на две группы. Представители первой группы ученых полагают, что объем административной ответственности военнослужащих ограничивается лишь рядом составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. При совершении военнослужащими иных административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, и всех административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, происходит замена административной ответственности дисциплинарной <21>. ——————————— <21> См.: Дубик П. А. Административная ответственность военнослужащих: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2008. С. 10 — 13.

Представители второй группы ученых считают, что административная ответственность военнослужащих может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законами субъектов Российской Федерации <22>. ——————————— <22> См., напр.: Савосина Н. В. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2009. С. 14.

Вопреки позиции первой группы ученых автор настоящей статьи полагает, что заменить административную ответственность на общих основаниях дисциплинарной ответственностью за совершение военнослужащими административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, возможно лишь при условии, если эти военнослужащие являются сержантами, старшинами, солдатами и матросами, проходящими военную службу по призыву, либо являются курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы; если совершение административного правонарушения влечет наложение на лицо, его совершившее, только административного штрафа. Иные же категории военнослужащих могут нести административную ответственность на общих основаниях за совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. В этой связи автор разделяет мнение представителей второй группы ученых. Поскольку согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений ст. 1.3 и 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации и предметы ведения субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации, и в качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены только предупреждение и административный штраф. Так, ч. 1 ст. 2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях от 24 июня 2009 г. N 256 (далее — Кодекс Хабаровского края) <23> устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов края и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах края. ——————————— <23> Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях // Собрание законодательства Хабаровского края. N 7(84). Ч. 1.

В соответствии с Кодексом Хабаровского края лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения на территории края <24>. ——————————— <24> См.: ст. 3 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях // Собрание законодательства Хабаровского края. N 7(84). Ч. 1.

Статьей 13 главы 3 «Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность» Кодекса Хабаровского края предусмотрена административная ответственность за жестокое обращение с животными. Так, согласно ст. 13 Кодекса Хабаровского края жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, если указанные деяния не содержат признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Согласно пп. 6 ч. 1 ст. 4 Кодекса Хабаровского края протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13 (в части жестокого обращения с дикими животными), 14 Кодекса Хабаровского края, уполномочены составлять: государственные инспекторы края по охране природы, государственные инспекторы края по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий краевого значения. Следовательно, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно по ст. 13 «Жестокое обращение с животными» в части жестокого обращения с дикими животными и 14 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений», привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. В связи с этим военнослужащие (за исключением сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, либо курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы) будут нести административную ответственность на общих основаниях, только если жестокому обращению или истязанию было подвергнуто дикое животное, так как при этом дополнительным объектом правонарушения являются также общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Также вышеуказанные категории военнослужащих за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Хабаровского края (за исключением животных и растений, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации), а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка привлекаются к административной ответственности, и к ним применяется административное наказание — административный штраф. В то же время практика привлечения военнослужащих к административной ответственности по законам субъектов Российской Федерации практически отсутствует. Это связано с тем, что военнослужащие в целях избежать в дальнейшем иных мер воздействия со стороны командования неохотно раскрывают перед должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, свою ведомственную принадлежность. Аналогичная ситуация имеет место и в случаях привлечения военнослужащих к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. С учетом изложенного представляется необходимым: — привлекать военнослужащих (за исключением сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, либо курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы) к административной ответственности на общих основаниях за любые административные правонарушения, в том числе за административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; — в случае совершения административных правонарушений сержантами, старшинами, солдатами и матросами, проходящими военную службу по призыву, либо курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы привлекать их за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности; — в случае совершения военнослужащими административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.16 и 20.4 КоАП РФ, в месте военной службы или прохождения военных сборов или при исполнении обязанностей военной службы привлекать их к дисциплинарной ответственности, поскольку привлечение военнослужащего к административной ответственности по ст. 11.16 и 20.4 КоАП РФ с учетом его специального статуса следует связывать не с совершением военнослужащим административного правонарушения вне места военной службы, а с исполнением им обязанностей военной службы. Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях, перечисленных в ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». С этой целью необходимо внести изменения в КоАП РФ и изложить ст. 2.5 в следующей редакции: «Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания 1. За административные правонарушения военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях несут административную ответственность. 2. Военнослужащие, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не может применяться ни одно из административных наказаний, предусмотренных санкцией статей настоящего Кодекса и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, несут дисциплинарную ответственность. 3. За административные правонарушения, предусмотренные статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности в месте военной службы (службы) или прохождения военных сборов или при исполнении обязанностей военной службы) и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности в месте военной службы (службы) или прохождения военных сборов или при исполнении обязанностей военной службы) настоящего Кодекса, лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, несут дисциплинарную ответственность». Также необходимо изложить перечень грубых дисциплинарных проступков (абзац 19 п. 1 приложения 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации) в следующей редакции: «Административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *