Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений по-новому

(Мещанинов Д. А., Шанхаев С. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 5) Текст документа

ДЕНЕЖНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО-НОВОМУ

Д. А. МЕЩАНИНОВ, С. В. ШАНХАЕВ

Д. А. Мещанинов, юрист.

С. В. Шанхаев, кандидат юридических наук.

В статье анализируется Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А. Н. Хмары и В. Н. Шума».

Ключевые слова: военнослужащий, наем и поднаем жилья, денежная компенсация.

Monetary compensation for rentals (sublease) dwellings in a new way D. Meschaninov, S. Shanghaev

The article analyzes the decision of the Constitutional Court of the Russian Federation «On the Constitutionality of the second paragraph of paragraph 14 of Article 15 of the Federal Law» On status of servicemen «in response to complaints from citizens, AN Khmara and VN N oise from February 27, 2012 N 3-P.

Key words: military, rentals and sublease of housing, financial compensation.

На страницах нашего журнала неоднократно публиковались статьи, посвященные особенностям реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений <1>. Актуальность опубликования статей данной тематики была обусловлена различными причинами: динамикой изменения законодательства в сфере жилищных отношений, изменением размеров компенсации, некоторыми особенностями правового регулирования выплаты данной компенсации, в том числе с учетом территориальных особенностей, и пр. ——————————— <1> Зорин А. С. Компенсация за наем (поднаем) жилых помещений без задержек?! // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 9; Глухов Е. А. О размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья при осуществлении военнослужащим такого найма (поднайма) не по месту прохождения военной службы // Там же. 2010. N 12; Ищенко О. А. О некоторых вопросах, связанных с реализацией военнослужащими права на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в г. Москве // Там же. N 2; Трощенко Р. А. Нуждаемость в получении жилого помещения как условие получения компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (а также к вопросу о порядке обеспечения специализированными жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации) // Там же. 2009. N 6; и др.

В теории выделяется несколько форм реализации военнослужащими жилищных прав (получение жилого помещения по договору социального найма; предоставление государственного жилищного сертификата; обеспечение служебным жильем; накопительно-ипотечное обеспечение жильем и пр.) <2>. Получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (далее для краткости — денежная компенсация) является самостоятельной формой реализации жилищных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (а также членов их семей). С 1 января 2009 г. <3> размер денежной компенсации для значительного числа военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей) стал весьма значителен и существенно повлиял на реальность компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. ——————————— <2> Кудашкин А. В. Справочник по жилищным вопросам для жилищных комиссий, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2009. С. 54, 285; Он же: Жилищное право: Учеб. М., 2005; Военное право: Учеб. М., 2004. С. 284; и др. <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 г. N 653 «О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 852 и от 31 декабря 2004 г. N 909».

Однако, как правило, правовое регулирование порядка и оснований выплаты денежной компенсации обострялось сложившейся судебной практикой и правовыми позициями судов различных инстанций, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации. Как отмечает Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин, «…проблема судебного прецедента актуальна не только в области юридической науки. Это одна из кардинальных проблем развития современного права — и в смысле правотворчества, и в смысле правоприменения. Правотворческая деятельность судов в правовой системе России формально (официально) не признается, в доктрине интерпретируется противоречиво, но реально существует и через высшие судебные инстанции влияет на развитие права, так же как это имеет место и в ряде других стран Европейского континента (Греция, Италия, Нидерланды, ФРГ и др.). Конституционный Суд Российской Федерации дает общеобязательное, нормативное толкование Конституции, прекращает действие признанных им не соответствующими Конституции нормативных актов или не допускает их вступления в силу (нератифицированный договор Российской Федерации) либо, признавая закон не противоречащим Конституции, дает такое его толкование (путем выявления его конституционно-правового смысла), которое служит непременным условием его конституционности и имеет, стало быть, нормативное значение для всех правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции. Решения Конституционного Суда, в результате которых нормативные акты, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же общее значение (как и нормативные акты), не присущее по своей природе правоприменительным актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. N 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»). Таким образом, решения Конституционного Суда по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов высокого уровня имеют, по сути, нормативный характер (обладают нормативной силой) и как таковые приобретают прецедентное значение» <4>. ——————————— <4> Зорькин В. Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журн. рос. права. 2004. N 12.

По обоснованному мнению В. М. Корякина, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются вполне самостоятельными источниками современного военного права, поскольку им присущи все основополагающие признаки, которым согласно современной теории права должны обладать источники права: обязательность, формальная определенность, общеизвестность <5>. ——————————— <5> Корякин В. М. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам военного права. М., 2006. С. 29, 36.

В настоящей статье рассмотрим последний судебный акт в рассматриваемой сфере, а именно Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А. Н. Хмары и В. Н. Шума», принятое в преддверии выборов Президента Российской Федерации 2012 г. Конституционному Суду Российской Федерации в очередной раз пришлось рассматривать нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» на предмет их конституционности. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в феврале 2012 г. рассмотрел дело о проверке конституционности абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А. Н. Хмары и В. Н. Шума. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявителями законоположение. При этом, как следует из судебного акта, указанные граждане (заявители) обратились с жалобами в Конституционный Суд Российской Федерации каждый в отдельности.

1. Правовое регулирование

Согласно абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при невозможности обеспечить жилыми помещениями уволенных с военной службы граждан, принятых до 1 января 2005 г. на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. В первоначальной редакции в соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны были разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что из приведенного законоположения следует, что федеральный законодатель, вводя данную меру социальной поддержки, не связывал право на получение ежемесячной денежной компенсации с датой принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а исходил из признания такого права за всеми уволенными с военной службы гражданами, которые не были обеспечены жилыми помещениями по установленным нормам в трехмесячный срок, при невозможности их временного размещения в других жилых помещениях. Принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения и вступившим в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условия предоставления гражданам, уволенным с военной службы и не обеспеченным жилыми помещениями, меры социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета были изменены: согласно абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Аналогичное регулирование содержится и в ныне действующей редакции абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом необходимо отметить, что с 1 января 2005 г. с органов местного самоуправления снята обязанность по обеспечению военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей) жилыми помещениями.

2. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, послужившие основанием для принятия Постановления от 27 февраля 2012 года N 3-П

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан» п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 г., в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства <6>. ——————————— <6> Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства (п. 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С. В. Глушкова»).

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу ч. ч. 1 и 3 ст. 37 и ст. 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с п. «м» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72 и п. п. «д», «е» ч. 1 ст. 114, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 275-О и от 30 сентября 2004 г. N 428-О). Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (1 января 2005 г.), устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (п. 14 ст. 15). Из приведенных законоположений следует, что до 1 января 2005 г. законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой — приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом в соответствии с п. 14 названной статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Таким образом, с 1 января 2005 г. граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г. и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т. е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 г. N 13-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П и от 15 июня 2006 г. N 6-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 27 июня 2005 г. N 231-О и от 1 декабря 2005 г. N 428-О). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 г. N 3-П, со ссылкой на ранее установленные им правовые позиции, пришел к выводу, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке ст. 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах. Само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, что не освобождает федерального законодателя, осуществляющего в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. При этом он должен исходить из того, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П и от 5 апреля 2007 г. N 5-П).

3. Фактические обстоятельства, послужившие основанием для рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации абзаца 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Так, отказывая в выплате предусмотренной названной нормой денежной компенсации гражданину А. Н. Хмаре — бывшему военнослужащему, уволенному с военной службы по возрасту, военный комиссариат Белгородской области сослался на то, что он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении только 12 января 2009 г. Решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 21 февраля 2011 г. о признании за А. Н. Хмарой права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения Определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 26 апреля 2011 г. было отменено и в удовлетворении требования истца к военному комиссариату Белгородской области о ее выплате отказано. Определением судьи Белгородского областного суда от 22 июля 2011 г. А. Н. Хмаре также отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в суде надзорной инстанции. Судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление А. Н. Хмары, было установлено, что Приказом главнокомандующего Сухопутными войсками по личному составу от 28 декабря 1988 г. N 124 истец уволен с военной службы в запас по п. «а» ст. 59 (по возрасту), с 1993 г. состоит на воинском и пенсионном учете в военном комиссариате Белгородской области, 12 января 2009 г. он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий военным комиссариатом Белгородской области. Истцу было отказано военным комиссариатом Белгородской области в выплате денежной компенсации за наем жилья в связи с тем, что такая выплата производится лицам, уволенным со службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Считая данный отказ необоснованным, А. Н. Хмара просил признать за ним право на получение денежной компенсации и обязать ответчика принять решение о выплате денежной компенсации за наем жилья с 24 июня 2009 г. в установленном размере до изменения обстоятельств. Решением суда первой инстанции требования А. Н. Хмары были удовлетворены. В кассационной жалобе военного комиссариата Белгородской области ставился вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности. Как было указано выше, в удовлетворении исковых требований А. Н. Хмары в кассационном порядке Судебной коллегией по гражданским делам Белгородского областного суда было отказано (дело N 33-1325) <7>. ——————————— <7> URL: http:// oblsud. blg. sudrf. ru/ modules. php? name= bsr&op;= show_text&srv;_num= 1&id;= 31400001105131146 110311000615334 (официальный сайт Белгородского областного суда).

Решением жилищной комиссии Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. гражданин В. Н. Шум, 5 июля 2009 г. досрочно уволенный из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями, был оставлен в списках очередников на получение жилого помещения (улучшение жилищных условий) по последнему месту службы, однако выплата ему денежной компенсации за наем жилого помещения, которую он получал со дня принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (30 января 2006 г.), была прекращена в связи с увольнением с военной службы. В удовлетворении иска к военному комиссариату города Москвы о взыскании указанной денежной компенсации В. Н. Шуму было отказано решением Мещанского районного суда города Москвы от 14 октября 2010 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2011 г. Из Определения <8> Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда (дело N 33-5546) от 22 марта 2011 г. следует, что В. Н. Шум проходил военную службу с 3 декабря 1992 г. Решением жилищной комиссии юридической службы и отдела военного законодательства (Военно-Морского Флота) от 30 января 2006 г. майор юстиции В. Н. Шум признан нуждающимся в получении жилой площади и принят на учет нуждающихся в получении жилой площади. ——————————— <8> URL: http:// www. mos — gorsud. ru/ inf/ infk/ gk/?year= GK_year2011&sf0;= &sf1;= &sf2;= %CC%E5%F9%E0%ED %F1%EA%E8%E9&sf3;= &sf4;= &sf5;= &sf6;= &sf7;= &sf8;= &sf9;= &sf10;= %D8%F3%EC (официальный сайт Московского городского суда).

Решением жилищной комиссии Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. истец оставлен в списках очередников Главного правового управления на получение жилого помещения (улучшение жилищных условий). Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июля 2009 г. N 1416 подполковник юстиции Шум В. Н. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. В соответствии со справкой расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения выплачена по 13 ноября 2009 г. включительно. Выплата прекращена в связи с увольнением с военной службы. В. Н. Шум обратился в суд с иском к военному комиссариату города Москвы о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, ссылаясь на то, что был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. До исключения из списков личного состава воинской части ему выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилья, однако с момента увольнения с военной службы выплата указанной компенсации прекращена. Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что нормативное регулирование вопроса оплаты за поднаем жилого помещения предусмотрено в абз. 1, 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которыми определено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, одним из обязательных условий для выплаты гражданам, уволенным с военной службы, указанной денежной компенсации является постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Однако В. Н. Шум поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а именно 30 января 2006 г. Таким образом, оставляя исковые требования А. Н. Хмары и В. Н. Шума без удовлетворения, суды общей юрисдикции исходили из того, что и тот, и другой были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 г., тогда как в силу абз. 2 п. 14 с т. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обязательным условием выплаты предусмотренной данной нормой денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, является их постановка на учет до этой даты.

4. Резолютивная часть решения (Постановления) Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 3-П

С учетом изложенных выше своих правовых позиций (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 г. N 13-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П, от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 5 апреля 2007 г. N 5-П и от 3 февраля 2010 г. N 3-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 27 июня 2005 г. N 231-О и от 1 декабря 2005 г. N 428-О) Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не соответствует Конституции Российской Федерации, ее ч. 2 ст. 19, ст. 40 и ч. 3 ст. 55 в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 г. и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 г.

5. Что Конституционным Судом Российской Федерации не исследовалось?

В настоящее время абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гласит: «При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет (выделено авторами) в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации». Как следовало из материалов гражданского дела В. Н. Шума, решением жилищной комиссии Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. В. Н. Шум оставлен в списках очередников Главного правового управления на получение жилого помещения (улучшение жилищных условий). Законодательство о статусе военнослужащих в части реализации жилищных прав предусматривает различные субъекты, на которых в силу закона лежат публично-правовые обязанности по обеспечению военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) жильем (реализации прав на жилище). До 1 января 2005 г. к таким субъектам относились органы местного самоуправления. Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, с органов местного самоуправления снята обязанность по обеспечению военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей) жилыми помещениями. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 27 февраля 2012 г. N 3-П вопрос о том, на каком органе лежит обязанность по учету нуждающихся военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), не исследовал, а вывод суда является достаточно однозначным и не зависит от компетенции органа, на котором лежит обязанность по жилищному учету. До принятия Постановления от 27 февраля 2012 г. N 3-П формально военнослужащие, уволенные с военной службы после 1 января 2005 г., не могли встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления и, следовательно, по правилам того же п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не вправе были получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения. После принятия Постановления от 27 февраля 2012 г. N 3-П право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения приобрели все категории граждан, уволенных с военной службы, независимо от компетенции органа, принявшего их на соответствующий учет, и даты постановки на учет. Кроме того, правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, могут также быть положены в основу (в случае соответствующего обжалования) признания неконституционным п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым, в частности, предусмотрено, что военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 г. гражданами (выделено авторами), признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 названного Федерального закона, за счет: — единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения; — собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения. Как видно, законодателем, также не совсем обоснованно, право, предусмотренное п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ограничено датой увольнения (с 1 января 2005 г.). Заинтересованные лица, право которых нарушено п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (после принятия судом соответствующего судебного постановления), вправе обжаловать в Конституционном Суде Российской Федерации указанную норму права. Ниже приводится образец заявления в военный комиссариат гражданина, уволенного с военной службы, о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

Кому: _________

От: Иванова Ивана Ивановича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 6, кв. 15

Заявление

Я, Иванов Иван Иванович, в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 января 2011 года N 01 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). На момент увольнения с военной службы я и член моей семьи (супруга) жилым помещением в установленных порядке и нормах не обеспечены, с 2009 года признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма. С момента увольнения с военной службы и по настоящее время жилое помещение не предоставлено, проживаю с супругой на условиях найма по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 6, кв. 15. Договор найма указанного жилого помещения заключен с собственником жилого помещения в простой письменной форме с 1 сентября 2011 года. Ежемесячная плата по договору составляет 15000 рублей. В случае возникновения обстоятельств для прекращения или изменения размеров выплаты денежной компенсации, а также при поступлении на военную или правоохранительную службу, в том числе членов моей семьи, обязуюсь Вас уведомить. На настоящий момент на военной службе либо на правоохранительной службе я и члены моей семьи не состоим. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А. Н. Хмары и В. Н. Шума» (опубликовано в «Российской газете» N ___ за 2012 год) и в соответствии с настоящим заявлением прошу производить выплату денежной компенсации за наем жилого помещения, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в размере 15000 рублей.

Приложения. 1. Документы, подтверждающие нуждаемость в жилых помещениях по договору социального найма. 2. Копия договора найма жилья. 3. Копии приказов об увольнении и исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части, заверенные в установленном порядке. 4. Копии паспортов. 5. Справка о необеспечении жильем. 6. Копия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А. Н. Хмары и В. Н. Шума».

С уважением, Иванов И. И. __________ 1 апреля 2012 г. (подпись)

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *