Альтернативная гражданская служба

(Ильменейкин П. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 6) Текст документа

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

П. В. ИЛЬМЕНЕЙКИН

Ильменейкин П. В., юрист.

В статье рассматриваются проблемные вопросы законодательства РФ об альтернативной гражданской службе.

Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, военная служба, граждане, правовой статус.

Alternative civilian service P. V. Ilmeneykin

In the article are considered the problems of laws about alternative civilian service.

Key words: alternative civilian service, military service, citizens, legal status.

Российская Федерация, в отличие от США и ряда других стран, — государство, где до сих пор существует военная служба по призыву, которая является конституционной обязанностью всех граждан Российской Федерации (мужского пола), что на правовом уровне обусловлено ст. 59 Конституции Российской Федерации, где указано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Ранее служить в Вооруженных Силах Российской Федерации было почетно. Да и сейчас в ряде регионов и субъектов Российской Федерации (в Татарстане, в Башкирии и др.) одинаково как среди молодежи, так и среди граждан старшего поколения широко распространено мнение (причем часто вполне обоснованное), что молодой человек, не отслуживший в армии по призыву, не может считаться по-настоящему взрослым мужчиной, достойным внимания девушек и способным создать и содержать семью и нести ответственность за все свои поступки. Однако следует констатировать и то, что сейчас положение в российских Вооруженных Силах все еще далеко от совершенства. Так, в одних воинских частях до сих пор не изжиты случаи казарменного хулиганства (так называемой «дедовщины»); в других — в условиях мирного времени из-за несоблюдения элементарных мер безопасности гибнут и калечатся люди; в третьих — из-за формализма и разгильдяйства высокопоставленных чинов солдаты вынуждены в сильные морозы носить «экономичные» военные бушлаты «от Юдашкина», возможно, и красивые, но без нормальной прокладки, защищающей организм от холода, и проживать в неотапливаемых «из-за экономии мазута» казармах. И потому, к сожалению, сейчас все еще нередки случаи, когда матери, отправив в армию здоровых сыновей, встречают их после прохождения в мирное время военной службы инвалидами по здоровью; нередки случаи гибели военнослужащих не при защите Отечества, что вообще не может быть оправдано какими-либо конституционно значимыми причинами. Безусловно, что подобные случаи не способствуют поднятию престижа военной службы по призыву. И поэтому многие молодые люди призывного возраста, мягко говоря, совсем не горят желанием проходить в подобных условиях военную службу по призыву и всеми правдами и неправдами стремятся уклониться от призыва, нередко при этом вступая в конфликт с законами нашего государства, что для граждан Российской Федерации недопустимо и неправомерно. Следует также отметить, что с развитием демократии в нашей стране в российском гражданском обществе возрастает и число граждан, которые по религиозным или иным идейным убеждениям не желают брать в руки оружие и соответственно проходить военную службу. Такая гражданская позиция в демократическом государстве имеет право на существование. Главное, чтобы при этом личная позиция отдельного гражданина не вступала в конфликт с законами и интересами государства, в том числе с интересами защиты Отечества. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности гражданина в интересах общества и государства, осуществляемой им взамен военной службы по призыву. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее — Закон N 113-ФЗ) начиная с января 2004 г. любой гражданин Российской Федерации призывного возраста (с 18 до 27 лет) может реализовать конституционное право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. К сожалению, хотя Закон N 113-ФЗ вступил в силу более восьми лет назад, мало кто из молодых людей призывного возраста и их родителей четко знает и соответственно понимает истинную суть его норм, что и порождает среди этих категорий граждан Российской Федерации разные, далекие от реальности, мифы и слухи по вопросам, связанным с альтернативной гражданской службой. Так, например, в России среди населения бытует мнение, что альтернативная гражданская служба (далее — АГС) — это привилегия хитрых хлюпиков и детей высоких чинов и удобный способ для них «по блату» законно «закосить» от прохождения военной службы по призыву. Однако это совсем не так. Помимо желания гражданина проходить вместо военной службы по призыву АГС необходимо наличие установленных законом оснований. В соответствии со ст. 2 Закона N 113-ФЗ «гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами». Таким образом, реально право выбора прохождения АГС взамен военной службы по призыву имеет, кроме представителей коренных малочисленных народов, любой гражданин Российской Федерации призывного возраста, но при условии, что несение военной службы действительно противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а не является хитрой уловкой для уклонения от прохождения военной службы по призыву. Следует знать, что гражданин Российской Федерации, избравший АГС взамен военной службы, формально не несет обязанности представлять в военный комиссариат какие-либо справки о принадлежности его к религиозной или пацифистской организации. И никто не вправе требовать от него эти справки. Но, по мнению автора, такие справки могут входить в «другие документы», которые гражданин вправе приложить к заявлению для подтверждения обоснованности его выбора АГС. Порядок направления граждан на АГС отличается от их призыва на военную службу, в связи с чем его необходимо не только знать, но и строго соблюдать, чтобы не получить отказа в направлении на АГС фактически по собственной вине, не выполнив необходимых действий. Так, в силу норм ст. 11 Закона N 113-ФЗ молодой человек, который желает вместо военной службы пройти АГС, должен подать заявление об этом в военный комиссариат, где он состоит на учете, заранее, в строго определенные законом сроки: до 1 апреля — если он должен быть призван на военную службу в октябре — декабре текущего года и до 1 октября — если он должен быть призван на военную службу в апреле — июне следующего года. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву АГС и после 1 апреля или после 1 октября, но в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. При этом, граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву АГС, должны указать и обосновать в заявлении, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы АГС гражданин также должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению должны прилагаться автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). Но, кроме указанных, гражданин вправе приложить к заявлению дополнительно и другие документы. В заявлении гражданин также может указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. А военный комиссариат обязан гражданину выдать документ, подтверждающий регистрацию его заявления о замене военной службы по призыву АГС. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву АГС должно рассматриваться на заседании призывной комиссии и только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии самого этого гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином, и анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленного п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ. Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения). Следует знать, что гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву АГС в случаях, если: гражданин нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву АГС, определяемые ст. 11 Закона N 113-ФЗ и Положением о порядке прохождения АГС <1>; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву АГС и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее гражданину была предоставлена возможность пройти АГС и он от нее уклонился. Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву АГС может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. ——————————— <1> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256.

При этом уважительными причинами неявки на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются: заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой им трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, и иное обстоятельство, не зависящее от его воли; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом. Таким образом, очевидно, что принятие призывной комиссией заключения о замене военной службы по призыву на АГС для конкретного гражданина обусловлено многими условиями, что, по мнению автора, специально направлено законодателем на то, чтобы АГС могли реально проходить только те граждане, для которых несение военной службы действительно противоречит их убеждениям или вероисповеданию, т. е. является их твердой гражданской позицией. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией будет вынесено заключение о замене военной службы по призыву АГС, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на АГС. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией будет принято решение об отказе в замене военной службы по призыву АГС, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву АГС, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на АГС. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на АГС, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для граждан, подлежащих призыву на военную службу. Решение о направлении гражданина на АГС принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву АГС при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу. При этом решение о направлении гражданина на АГС может быть принято только после достижения им возраста 18 лет. Таким образом, как видим, указанные условия направления гражданина на АГС аналогичны условиям призыва его на военную службу: на АГС направляются только те граждане, которые достигли призывного возраста (с 18 лет) и не имеют оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу. И соответственно те, которые имеют основания для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу либо не достигли призывного возраста, не могут быть направлены и для прохождения АГС. Следует знать и то, что в случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных ст. 12 Закона N 113-ФЗ, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Другой бытующий среди населения миф об АГС — это то, что все работы АГС крайне непрестижны (например, работать санитаром в медицинском учреждении и ухаживать за лежачими больными) и не достойны настоящих мужчин. Действительно, среди работ АГС бывают и такие, внешне непрестижные и малооплачиваемые, а также те, которые обычно не связывают с трудом, традиционно считающимся мужским. Однако, во-первых, в психологии есть очень мудрый и верный принцип: если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней и взгляни на эту же проблему с другой точки зрения. Ведь АГС — не курорт и не место отдыха, а служба обществу и государству, не связанная с вооруженной защитой Отечества. И главная цель работ АГС — принести пользу обществу и государству своим гражданским трудом, а не наказание гражданина за его отказ от прохождения военной службы. В то же время любое право гражданина обусловлено и его обязанностями по отношению к государству, обществу и другим гражданам Российской Федерации, а также ответственностью (в том числе и моральной) за принятые им самим решения в рамках предоставленных ему прав (в нашем случае — выбором АГС взамен военной службы, если идейные или религиозные воззрения гражданина не позволяют ему брать в руки оружие). Ведь никто не может понуждать гражданина к выбору службы — военной или АГС. И потому, добровольно избрав АГС, гражданин не вправе предъявлять государству претензии по поводу того, что предоставленная ему в рамках АГС работа не престижна, малооплачиваема или «не мужская». Во-вторых, многие виды работ в рамках АГС в действительности достаточно престижны (даже и в моральном плане) и приносят большую пользу обществу и государству. При этом следует знать, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 135н утверждены Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. И в этих Перечнях указаны такие достаточно престижные виды деятельности, как медицинская — врач различных специальностей (терапевт, педиатр, психиатр, нарколог и др.), техническая, в том числе на инженерных должностях (технолог, конструктор, программист и др.), педагогическая и т. д. Да и вряд ли менее престижна работа в период АГС на гражданских должностях водителя автомобиля, бортмеханика, тракториста, автослесаря, автомеханика, авиамеханика, на должностях младшего медицинского персонала лечебных учреждений, чем военная служба на аналогичных воинских должностях. А в перечне возможных мест работы указаны организации и предприятия Федерального космического агентства в Москве, Федеральной службы связи, других федеральных служб и ряд иных вполне престижных мест. Другое дело, что гражданин, желающий проходить АГС, не вправе выбирать сам место работы и должность. Все это обычно делает призывная комиссия. Но следует заметить, что гражданин, желающий проходить АГС, ограничен в правах не более гражданина, избравшего военную службу, который также не вправе выбирать место прохождения военной службы и воинскую специальность. В соответствии со ст. 4 Закона N 113-ФЗ граждане проходят АГС индивидуально, а также в составе групп или формирований: в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти либо органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований в качестве гражданского персонала. Прохождение АГС в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом. При этом следует учесть, что Закон N 113-ФЗ устанавливает, что граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Но при невозможности направления их для прохождения АГС за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане, в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, могут быть направлены для прохождения АГС в организации, находящиеся и на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Эта важная гарантия связана как с желанием избежать лишних расходов на транспорт, которые несет государство, направляя гражданина для прохождения АГС, так и с наличием требуемой работы в интересах государства по месту жительства граждан (действительно, незачем направлять москвича работать по специальности АГС во Владивосток, а жителя Владивостока по той же специальности в Москву, когда они вполне могут работать по этой специальности и по месту их жительства). При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на АГС, и места прохождения АГС учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах. Таким образом, к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссариат в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Гражданин, направляемый на АГС, обязан явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место и получить под расписку предписание для убытия к месту ее прохождения. Такой гражданин также обязан явиться к месту прохождения АГС в указанные в этом предписании сроки. Еще одним распространенным мифом об АГС является то, что условия прохождения АГС для граждан Российской Федерации якобы либо намного лучше, либо намного хуже, чем условия прохождения военной службы (при этом, как правило, обычно вспоминают более длительные, чем для военной службы, сроки прохождения АГС), что в целом не соответствует действительности. Законом N 113-ФЗ установлено, что в общем случае срок АГС в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и в настоящее время составляет 21 месяц. А для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, срок АГС в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев. Но при этом следует учесть и то, что солдат-срочник проходит военную службу все 24 часа в сутки, в том числе в выходные и праздничные дни, и ему запрещено покидать воинскую часть без увольнительной записки даже во время, отведенное распорядком дня для личных потребностей и для отдыха в праздничные и выходные дни. Тогда как по нормам Трудового кодекса Российской Федерации гражданин, проходящий АГС, может быть привлечен к работам АГС только в рабочие дни не более 8 часов (т. е. не более 40 часов в неделю), вообще не привлекается к работам в выходные и праздничные дни, а в использовании по своему усмотрению остального, нерабочего, времени его также никто не ограничивает. Для наглядности рассмотрим реальное положение двух граждан, проходящих службу (один — военную, другой — АГС) в одной воинской части на аналогичных должностях: например, кухонными работниками в солдатской столовой или автослесарями в ремонтных мастерских. Каждый рабочий день они 8 часов равно исполняют одни и те же трудовые функции. Но только этим сходство их служб и ограничивается. Ведь по окончании этих 8 рабочих часов гражданин, проходящий АГС, уже свободен и отдыхает по своему усмотрению: может в любое нерабочее время (в том числе в выходные и праздничные дни) пойти на дискотеку, в кафе, посмотреть по телевизору футбол, и даже, при определенных условиях, часто навещать родительский дом и т. п. А солдат-срочник в это же самое нерабочее время привлекается к несению боевой службы, к боевой учебе, к авральным и срочным работам, к несению гарнизонной службы, к службе в суточном наряде и т. п., не говоря уж о том, что фактически вообще лишен возможности использовать это время по личному усмотрению, даже если в это время он отдыхает. Так что, по мнению автора, нормы ст. 5 Закона N 113-ФЗ, устанавливающие повышенный срок АГС по сравнению с военной службой только в соотношении 1,75 и 1,5 раза соответственно, даже излишне либеральны по отношению к гражданам, проходящим АГС, так как условия прохождения военной службы и АГС по их объективному содержанию несопоставимы. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 113-ФЗ началом АГС гражданина считается день его убытия к месту прохождения АГС, указанный в предписании военного комиссариата. А окончанием АГС для гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с этим гражданином. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим АГС, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его АГС. Однако следует учитывать, что в срок АГС не засчитываются: прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях; время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Здесь автор хотел бы обратить внимание на такую особенность условий АГС: два из четырех указанных оснований (прогул и появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения) хотя и указаны в ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации как грубые нарушения трудовой дисциплины и как основания для увольнения работника-нарушителя с работы «по плохой статье» Трудового кодекса Российской Федерации, для граждан, проходящих АГС, реально не могут служить основанием для досрочного прекращения с ними срочного трудового договора на выполнение работ АГС в течение срока АГС. Но это вовсе не значит, что за такие грубые нарушения трудовой дисциплины граждане, проходящие АГС, останутся безнаказанными, так как любое из этих грубых нарушений трудовой дисциплины обоснованно будет оценено компетентными органами (в том числе судом) как намеренное уклонение гражданина от добросовестного прохождения АГС. Следует учесть, что в ст. 22 Закона N 113-ФЗ указано, что граждане, проходящие АГС, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением АГС. А в ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» конкретно указано, что «уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев». Работодатель, к которому гражданин прибывает из военного комиссариата для прохождения АГС, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения АГС в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на АГС, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация. Перевод гражданина, проходящего АГС, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются Положением о порядке прохождения АГС. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие АГС в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации. Следует знать, что Законом N 113-ФЗ гражданам, проходящим АГС, нормативно определен особый юридический статус — совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, вышеназванным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом граждане приобретают статус граждан, проходящих АГС, с началом АГС и утрачивают его с окончанием АГС. И им, в соответствии с Положением о порядке прохождения АГС, выдаются документы, подтверждающие прохождение ими АГС (удостоверение по форме согласно приложению N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2004 г. N 167). Особого внимания заслуживают предоставленные законами гражданам, проходящим АГС, права, анализ которых показывает несколько более выгодное положение граждан, проходящих АГС, по отношению к тем, которые проходят военную службу по призыву. Гражданам, проходящим АГС, предоставляются социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности, во многом аналогичные гарантиям, связанным с прохождением военной службы. Время прохождения гражданином АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Время прохождения гражданином АГС в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях. Время прохождения гражданином АГС на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на социальные гарантии и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. За гражданином сохраняется жилая площадь, занимаемая до направления на АГС, и он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. За гражданином, работавшим до направления на АГС в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с АГС сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации. За гражданином, направленным на АГС в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с АГС сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на АГС. Гражданам, проходящим АГС, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь им оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими АГС. Кроме того, гражданам, проходящим АГС, дано особое право, которого нет у солдат-срочников: на обучение в нерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения, что позволяет во время АГС продолжить и даже закончить такую учебу. Им также предоставлены социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением, в том числе учебные отпуска, что также очень важно. Но при этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время). Как и граждане, проходящие военную службу по призыву, граждане, проходящие АГС, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом за счет средств федерального бюджета к месту прохождения АГС, в связи с переводом на новое место АГС, к месту жительства при увольнении с АГС и за счет работодателя к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год). При этом следует учесть, что в соответствии с п. 51 Положения о порядке прохождения АГС гражданину, проходящему АГС, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации (т. е. ежегодно не только оплачиваемые отпуска, но и отпуска без сохранения заработной платы), и что продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно (п. 52). Таким образом, в отличие от солдата-срочника, не имеющего права на оплачиваемый отпуск во время военной службы, гражданин, проходящий АГС, за время АГС может законно иметь несколько оплачиваемых отпусков, не говоря уж об отпусках без сохранения заработной платы. Организации, где предусматривается прохождение АГС, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих АГС вне территории, где они постоянно проживают. При этом размещение граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих АГС, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Исполнение гражданином, проходящим АГС, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит АГС, при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения АГС. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих АГС, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ. Кроме того, важной социальной гарантией является и то, что граждане, проходящие АГС, подлежат обязательному государственному социальному страхованию и государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует особо отметить и такое важное право граждан, проходящих АГС: оплата их труда производится организацией, в которой они проходят АГС, в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда, т. е. наравне с другими работниками. Однако гражданин, проходящий АГС, имеет не только права, но и обязанности, такие как: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные Законом N 113-ФЗ, Положением о порядке прохождения АГС, локальными нормативными актами организации, где он проходит АГС; соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него срочным трудовым договором; состоять на воинском учете по месту пребывания. При этом воинский учет граждан, проходящих АГС, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. Так, в силу норм ст. ст. 19 и 20 Закона N 113-ФЗ граждане, проходящие АГС, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, вышеназванным Законом и другими федеральными законами. Так, граждане, проходящие АГС, не вправе: отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе; оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят АГС, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности. В общем случае АГС прекращается: в связи с увольнением гражданина с АГС либо в связи со смертью (гибелью), с признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Гражданин подлежит увольнению с АГС в следующих случаях: по истечении срока АГС; в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе; в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Российской Федерации, депутатом законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением им указанных полномочий на постоянной основе, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы. При этом гражданин имеет право на досрочное увольнение с АГС при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы. Решение о прекращении АГС принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит АГС. Это решение является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим АГС. Работодатель производит в трудовой книжке гражданина соответствующую запись о причинах прекращения срочного трудового договора. При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку и, кроме того, в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, но на военные сборы не призываются. Таким образом, на основе юридического анализа норм Закона N 113-ФЗ можно сделать вывод, что условия и последствия прохождения альтернативной гражданской службы во многом аналогичны условиям и последствиям прохождения военной службы по призыву. И строго говоря, АГС реально не имеет столь уж явных преимуществ по отношению к военной службе по призыву. Это подтверждает и статистика. Так, по данным Роструда, в период с 2007 по 2009 гг. количество граждан, изъявивших желание проходить АГС, составляло по всей России всего лишь около 450 человек ежегодно. И хотя в 2010 — 2011 г. количество таких граждан немного увеличилось: (примерно в 1,5 — 1,7 раза), в целом количество граждан, ежегодно проходящих АГС, значительно меньше количества граждан, ежегодно призываемых на военную службу. И целью настоящей статьи было разъяснение норм действующего законодательства Российской Федерации об альтернативной гражданской службе для тех граждан, которые не желают брать в руки оружие по идейным или религиозным убеждениям, но в то же время стремятся исполнить свой конституционный долг.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *