Особенности правового регулирования прав военнослужащих: российский и зарубежный опыт

(Филатова О. А.) («Военно-юридический журнал», 2014, N 2) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

О. А. ФИЛАТОВА

Филатова Оксана Анатольевна, старший преподаватель Академии Федеральной службы охраны России (г. Орел).

В статье рассматриваются проблемы заимствования зарубежного опыта в вопросах правового регулирования прав военнослужащих и механизма их защиты в Российской Федерации.

Ключевые слова: военнослужащий, защита, зарубежный опыт.

Peculiarities of legal regulation of rights of military men: Russian and foreign experience O. A. Filatova

The article deals with the problem of drawing foreign experience in matters of legal regulation of the rights of soldiers and their protection in the Russian Federation.

Key words: soldier, defense, foreign experience.

Сейчас Россия идет по пути демократических преобразований, оглядываясь на зарубежный опыт. Однако, к сожалению, во многих случаях имеет место некритическое отношение к нему, желание перенести на отечественную почву без учета тех особенностей, в которых он сложился. Как отмечает отечественный правовед С. А. Иванов, основные причины крупных пробелов в использовании зарубежного опыта надо искать в нашем многолетнем пренебрежении сравнительными исследованиями проблем государства и права <1>. ——————————— <1> Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. М., 2005. С. 30.

Определенные позитивные сдвиги в отношении подобных исследований произошли в конце 70-х — начале 80-х гг., но они оказались недостаточными. Первые публикации о правовом регулировании прав военнослужащих иностранных армий появились в отечественной литературе лишь в 1990 г. <2> В последующие годы были опубликованы статьи на эту тему, защищены диссертации. ——————————— <2> Туманов В. А. Очерки сравнительного права. М., 1998. С. 72, 73, 88, 91, 92, 157.

Анализируя современные правовые акты США, Англии, Германии и Франции по этим вопросам, нельзя больше игнорировать тот очевидный факт, что, как справедливо писал об этом М. Черниловский, мы имеем дело с государствами, могущими называть себя правовыми и социальными как по уровню и степени демократизации всех сторон государственной жизни, так и по степени защищенности индивида, семьи, собственности, личной свободы, безопасности и т. д. <3>. При более конкретном анализе следует делать выбор и учитывать различия в шкале ценностей Запада и России. Для Запада, так исторически сложилось, главной ценностью является свобода личности; для нас — все еще справедливость. Там многие не поступятся свободой ради справедливости, здесь справедливостью — ради свободы. Нельзя от кого-либо требовать отказаться от своих ценностей. Исполнение такого требования означало бы перемену всего образа жизни. Но можно и нужно добиваться усвоения всего лучшего в опыте других народов и переноса этого лучшего на национальную почву с учетом отечественных традиций. ——————————— <3> Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2000. С. 7.

Особого внимания заслуживает опыт восточноевропейских стран, которые в течение десятилетий были связаны с нашей страной общей внутренней и внешней политикой, а сегодня, как и Россия, перешли к рыночной экономике и реформированию своих вооруженных сил. Но в силу геополитических условий развития этих государств они не несли и не могут, как Россия, нести ответственность за положение дел за пределами своих территорий. Анализ правового регулирования прав военнослужащих и их защиты в зарубежных странах позволяет выделить ряд особенностей, присущих нормам военного законодательства этих стран. Во-первых, они регулируют статус военнослужащего не только как гражданина, но и как особого субъекта общественных отношений. Так, согласно военному законодательству США, социально-правовой статус военнослужащих охватывает: общегражданские права и свободы военнослужащих, военно-служебные права, а также их ограничения, военно-служебные обязанности и связанную с ними юридическую ответственность. Законы и подзаконные акты, определяющие статус военнослужащих США, постоянно совершенствуются. Уже давно сообщается о возможной разработке специального Билля о правах военнослужащих, в основу которого будут взяты положения принятого в США Билля о правах человека. В этом документе предполагается учесть и компенсировать в моральном и материальном отношении имеющиеся ограничения в правах и свободах военнослужащих и членов их семей. Во-вторых, в основу правового регулирования системы защиты прав военнослужащих положен принцип компенсации за конкретные тяготы и лишения военной службы. Опыт США, ФРГ, Великобритании и других государств показывает, что преодолеть разнобой в определении разных систем льгот и компенсаций для военнослужащих различных видов вооруженных сил можно только при наличии общей стратегии в данной сфере, выработке общих принципов развития нормотворчества в области защиты прав военнослужащих. В-третьих, военное правотворчество должно осуществляться на законодательном уровне. Как показывает опыт западных стран, основной гарантией, обеспечивающей успешное функционирование системы и механизмов социальной защиты военнослужащих, является конституционное закрепление особого статуса военнослужащих. Именно в Конституции должен быть четко прописан комплекс прав и льгот военнослужащих. Это ключевой момент для построения эффективно действующей системы защиты прав военнослужащих. В-четвертых, военное законодательство, чтобы быть эффективным, должно быть систематизировано. Как показывает зарубежный опыт, в решении проблемы систематизации военного законодательства (а эта проблема стоит в России в наши дни особенно остро) наиболее рационально идти по кодификации военного права. Именно это обеспечивает системное нормативное регулирование общественных отношений посредством издания единого, юридически цельного нормативно-правового акта. Характерной чертой сложившихся в западных странах систем и механизмов социальной защиты является развитая сеть общественных организаций разного уровня. Причем в ряде стран просматривается тенденция повышения их роли. Так, французские специалисты считают целесообразным создание внутри военной организации специальных институционных рамок, позволяющих открыто обсуждать и заблаговременно выявлять проблемы на уровне полка <4>. ——————————— <4> Дякин В. Социальная защищенность военнослужащих Франции. Зарубежное военное обозрение. 2001. N 3. С. 3 — 5.

По мнению многих аналитиков, достаточно плодотворной представляется идея введения в том или ином виде Института уполномоченного по правам военнослужащих. Переходный характер процессов, происходящих в российском обществе, сложность военной инфраструктуры и несовершенство правовой базы военной службы требуют особого контроля за соблюдением гражданских прав российских военных. С учетом зарубежного опыта функционирования уполномоченных по правам военнослужащих, в условиях современной России такой институт должен быть учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод военнослужащих, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органами военного управления. В основе деятельности Уполномоченного — рассмотрение жалоб военнослужащих. Анализируя зарубежный опыт реализации и защиты прав военнослужащих, целесообразно принимать во внимание те результаты в этой области, к которым пришли развитые страны (Англия, Франция, США). Это широкая, детально разработанная правовая основа, регулирующая не только отношения в области социальной защиты, но и место и роль в решении этой проблемы всех звеньев законодательной и исполнительной власти. Конечно, следует иметь в виду, что изучение опыта обеспечения прав — это не только учет положительных моментов, но прежде всего изучение путей решения разного рода проблем. А их, как видно на примере западных стран, немало. К числу нерешенных вопросов защиты прав военнослужащих армий иностранных государств относится прежде всего проблема обеспечения жильем. До сих пор неразрешенной остается проблема социальной и психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас. По истечении срока службы уволившимся военнослужащим предстоит смена профессии в зрелые годы, т. е. тогда, когда другие уже сделали карьеру в гражданской профессии. При этом на фоне напряженной ситуации на рынке рабочей силы возникают особые трудности. Они обостряются еще и вследствие того, что в ряде стран, в частности ФРГ, для бывших военнослужащих по контракту не существует никакой защиты от безработицы. Имеются узкие места в вопросах трудоустройства членов семей военнослужащих. Острейшей проблемой, с которой столкнулись все без исключения ведущие страны мира, является проблема комплектования вооруженных сил. Большинство государств сегодня стремится перевести свои армии на контрактную основу. В то же время система комплектования войск только на добровольной основе имеет ряд негативных моментов. Во-первых, не обеспечивается накопление требуемого количества военно-обученных ресурсов для развертывания массовых вооруженных сил. Во-вторых, одна из самых сложных проблем добровольного способа комплектования — проблема финансово-экономическая. Анализ опыта военной реформы в США и других странах позволяет выделить узловые проблемы комплектования Вооруженных Сил России и уже сейчас сосредоточиться на их решении с учетом, конечно, наших возможностей. Понятно, что существующие в нашей стране условия не позволяют ограничиться принципом добровольности при формировании Вооруженных Сил. Контрактная армия — это только мечта российского руководства. Уже двадцать лет власти пытаются перевести армию на профессиональные рельсы. Но особого успеха не добились. Первая попытка стартовала еще в 1992 г., когда правительство приняло постановление о формировании Вооруженных Сил по контракту. В 1995 г. число добровольцев в армии и на флоте достигало почти 400 тыс. — около половины всех рядовых и сержантов. Но к 2000 г. осталось всего 120 тысяч контрактников. Следующая попытка была предпринята в 2003 г. В течение четырех лет руководство Минобороны планировало укомплектовать контрактниками части постоянной готовности. Но и эта затея провалилась. В последнее время Минобороны снова пытается провести «перезагрузку» контрактной системы. Проблемы заимствования западных образцов и сохранения национальных особенностей в строительстве Вооруженных Сил России существуют столько, сколько существует наша армия. Н. М. Карамзин указывал, что правители России наряду с освоением опыта европейских народов стремились сохранить российские традиции и особенности. Иван III, основатель российской государственности, ревностно желал заимствовать у европейцев все полезное, кроме обычаев, усердно держась русских <5>. В XVIII в. Петр Великий, много сделавший для использования зарубежного военного опыта в практике отечественного военного строительства, тем не менее никогда не отказывался от требования приспосабливать его к ситуации сего государства. ——————————— <5> Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VVI. М., 1993. С. 271.

Позднее, в первой половине XIX в., многие, по свидетельству В. О. Ключевского, сделали открытие, что не во всем можно извернуться чужим умом и опытом, что если глупо вновь изобретать машину, уже изобретенную, то еще глупее жителю Севера заимствовать костюм южанина, что нужно применяться к среде, а для этого необходимо изучать ее и потом уже преобразовывать, если она в чем-то окажется неудобной. Этим открытием разрушалось миросозерцание, воспитанное рядом поколений, привыкших сибаритски смотреть на Западную Европу как на русскую мастерскую, обязательную поставщицу мод, увеселений, вкусов, приличий, идей, нужных России, и даже ответов на политические вопросы, в ней возникающие <6>. ——————————— <6> Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. М., 1990. С. 90.

Таким образом, стремление к учету и сохранению национальных особенностей обычаев и традиций проходит через века. Точно так же нельзя не считаться с теми из них, которые сложились в XX в., в том числе в советское время. Особенно важны для нас уроки военной истории. Выдающийся русский военный историк А. А. Керсновский, подводя итоги исследованиям истории русской армии, предупреждал, что, как только мы стали копировать иностранные учения, свернули с пути, завещанного нашими великими учителями… победа покинула нас… Она отлетела от наших знамен, к которым должна была бы навеки быть прикрепленной. Поражения стали сменяться поражениями, одна потерянная война стала следовать за другой <7>. ——————————— <7> Керсновский А. А. История русской армии: В 4 т. Т. I. М.: Голос, 1992. С. 8.

Такой точки зрения придерживаются не только историки. Специалисты в области инновационного военного образования в России утверждают, что некритическое заимствование зарубежной практики крайне опасно. Практика западных стран складывалась в течение многих столетий в резко отличных от российских социальных условиях. В ней накоплено немало как несомненных достижений, так и ошибок. Так зачем же нам повторять чужие ошибки? Кроме того, хотя сейчас не очень уместно говорить о равноправном соревновании, вспомним поговорку: «Нельзя обогнать догоняя». Однако высказывается и другая точка зрения. Например, К. Микульский указывает: «Не следует преувеличивать роль специфики российского уклада жизни, идеологического наследия, менталитета населения, поскольку они не выступают столь значительными факторами общественного развития в переходный период, как можно было бы ожидать. Наибольшее влияние оказывает переходящий фактор состояние экономики. Он в настоящее время решающим образом воздействует на социальные процессы, лимитирует выбор направлений и масштабы социально-политических мероприятий, воздвигая кругом непреодолимые барьеры на пути реализации принципов социальной политики» <8>. Но разве дело только в уровне экономики, а не в способности по-разному пользоваться ее плодами? Одно и то же оружие в руках подготовленного воина и призывника по-разному стреляет. Неодинаковы, о чем не раз говорилось в данной работе, и те нравственные ценности и идеалы, которые разделяют российские солдаты и солдаты западных стран. А следовательно, неодинакова и мотивация их поступков. ——————————— <8> Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросы экономики. М., 1993. С. 11, 12.

Иными словами, использование зарубежного опыта не может и не должно становиться основным направлением формирования системы российских норм, регулирующих права военнослужащих и механизм реализации их защиты ни в период нынешней военной реформы и реорганизации Вооруженных Сил, ни в последующее время. Главное в том, чтобы сохранить действующие и создать новые нормы и модели, соответствующие социально-экономическим условиям, традициям, национальным особенностям и т. д. Использование зарубежного опыта должно лишь способствовать созданию собственной оптимальной модели защиты прав военнослужащих, ветеранов и членов их семей. Разумеется, необходимы и выдвижение новых идей, разработка дальнейших путей совершенствования системы и механизма защиты указанных категорий населения.

Литература

1. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. М., 2005. С. 30. 2. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2000. С. 7. 3. Дякин В. Социальная защищенность военнослужащих Франции // Зарубежное военное обозрение. 2001. N 3. С. 3 — 5. 4. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VVI. М., 1993. С. 271. 5. Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. М., 1990. С. 90. 6. Керсновский А. А. История русской армии: В 4 т. Т. I. М.: Голос, 1992. С. 8. 7. Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросы экономики. М., 1993. С. 11, 12. 8. Туманов В. А. Очерки сравнительного права. М., 1998. С. 72, 73, 88, 91, 92, 157.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *