О предоставлении отдельных выплат военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей

(Ильменейкин П. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 9) Текст документа

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ГРАЖДАНАМ, УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

П. В. ИЛЬМЕНЕЙКИН

Ильменейкин П. В., юрист.

В статье анализируются нормы законодательства Российской Федерации об отдельных денежных выплатах для военнослужащих и членов их семей.

Ключевые слова: военнослужащие, члены семей военнослужащих, отдельные выплаты, единовременное пособие, травма, гибель (смерть).

On provision of separate payments to servicemen, citizens discharged from military service, and their families P. V. Ilmeneykin

The article analyzes the applicable laws of the Russian Federation on individual cash payments for military personnel and their families.

Key words: soldiers, family members of military personnel, separate payments, lump sum, injury, destruction (death).

С 1 января 2012 г. произошли существенные изменения в правовом механизме обеспечения военнослужащих денежным довольствием и предоставления им отдельных выплат. Так, Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) были внесены существенные изменения. В частности, ст. 13 Закона N 76-ФЗ, которая ранее имела название «Дополнительные выплаты», была кардинально изменена и изложена в новой редакции: «Статья 13. Отдельные выплаты военнослужащим Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы». В ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Закон N 306-ФЗ) перечислены все денежные выплаты, предоставляемые в настоящее время военнослужащим (и в отдельных случаях членам их семей). Целью настоящей статьи является анализ правового регулирования порядка предоставления военнослужащим и членам их семей отдельных выплат, установленных ч. ч. 8 и 12 ст. 3 Закона N 306-ФЗ: «8. В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее — военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей… 12. При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере: 1) 2000000 рублей — военнослужащему, проходящему военную службу по контракту; 2) 1000000 рублей — военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы». Как видно из содержания этих правовых норм, указанные в них отдельные денежные выплаты по своей юридической сущности и функциональному назначению являются единовременными денежными выплатами компенсационного характера, предоставляемыми государством самим военнослужащим или, в случае их гибели (смерти), членам их семей при наступлении негативных последствий, являющихся следствием добросовестного исполнения военнослужащими всех (или отдельных, например при участии в боевых действиях) обязанностей военной службы и наносящих вред их здоровью или приведших их к гибели (смерти). А сами эти выплаты являются важной социальной гарантией государства, одной из основных составляющих статуса военнослужащего и важным стимулом к добросовестному исполнению гражданами Российской Федерации обязанностей военнослужащего во время прохождения ими военной службы по контракту или по призыву, а также гражданами, призванными на военные сборы. Безусловно, у некоторых граждан может вызвать недоумение то, что если размер единовременного пособия, выплачиваемого членам семей в случае гибели (смерти) самого военнослужащего, одинаков для всех категорий военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (3 млн. руб.), то размер единовременного пособия, выдаваемого военнослужащему при увольнении с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы, существенно различается по размеру: 2 млн. руб. — военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и всего лишь 1 млн. руб. — военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, и гражданам, призванным на военные сборы. Между тем никакой дискриминации в правах тут нет, так как различие в размере единовременного пособия не только правомерно, но и социально оправданно. Во-первых, следует учесть то, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в отличие от проходящих ее по призыву, как правило, уже имеют собственные семьи. И потому им и их семьям на период их адаптации после увольнения с военной службы требуется гораздо больше денежных средств, чем холостым молодым людям. Во-вторых, потеря пригодности к военной службе для многих военнослужащих-контрактников, для которых военная служба была главным делом их жизни, является личной трагедией и ведет к смене их социального статуса и места в жизни. И потому им реально необходима большая социальная поддержка (хотя бы в материальном плане) со стороны государства. В-третьих, следует учесть и то, что указанное пособие по своей сути не что иное, как «плата за риск». А степень риска (и социальная значимость условий, при которых получена военная травма) значительно различается у разных категорий военнослужащих. Так, в настоящее время, к примеру, солдаты-призывники в боевых действиях или в ликвидации незаконных бандформирований практически не участвуют, так как для этого обычно задействуют военнослужащих-контрактников. И потеря пригодности к военной службе вследствие тяжелого боевого ранения имеет для государства большую социальную значимость (и это ничуть не цинично), чем вследствие обморожения пальцев на ноге или руке солдатом-призывником по его собственным беспечности и легкомыслию. Ведь часто СМИ и разные «правозащитники» у нас незаслуженно обвиняют во всех бедах «негодяев-командиров», начисто забывая при этом, что солдаты-призывники — это уже не «бедные детки», а полноправные и способные полностью отвечать за все свои поступки граждане Российской Федерации, которые обязаны сами следить за своим здоровьем, заботиться о его сохранности и соблюдать правила личной безопасности. В-четвертых, в условиях постепенного перевода военной службы в Российской армии на контрактную основу это один из законных стимулов для заключения гражданами Российской Федерации контрактов о прохождении военной службы. Также для правильной оценки значимости и наличия права на меры социальной поддержки государства по исследуемым вопросам следует учесть нормы еще нескольких пунктов ст. 3 Закона N 306-ФЗ. Так, в ч. 11 ст. 3 Закона N 306-ФЗ нормативно разъяснено, кто из граждан Российской Федерации может считаться членом семьи военнослужащего и иметь право на получение как указанных единовременных, так и ежемесячных пособий: «11. Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом; 2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами; 3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет». Из анализа приведенных норм следует, что для возникновения права на получение единовременного пособия, выплачиваемого членам семей в случае гибели (смерти) самого военнослужащего, возраст указанных в ч. 11 ст. 3 Закона N 306-ФЗ таких членов семей погибших (умерших) военнослужащих, как их родители и состоявшие в зарегистрированном браке супруг (супруга), и то, являются ли они инвалидами или нет, юридического значения не имеет. Указанные условия фактически разъясняют социальную цель и значимость этой выплаты: хотя бы частично компенсировать таким членам семей погибших (умерших) военнослужащих их моральные и материальные потери от гибели (смерти) близкого им человека. И это социально оправданно: ведь родители погибшего (умершего) военнослужащего, как правило, граждане уже преклонного возраста. А супруга обычно еще и воспитывает несовершеннолетних детей. И потому гибель (смерть) военнослужащего часто приводит к потере такими гражданами одного из основных источников для их существования. И безусловно, что в таких условиях меры социальной поддержки им необходимы. Автор считает целесообразным, в контексте анализируемых норм, указать и на важность социальных гарантий ч. ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Закона N 306-ФЗ: «9. В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). 10. Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида)… 13. При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) 14000 рублей — инвалиду I группы; 2) 7000 рублей — инвалиду II группы; 3) 2800 рублей — инвалиду III группы». Таким образом, в случае гибели (смерти) военнослужащих меры социальной поддержки государством членов их семей не ограничиваются единовременным пособием, а предусматривают и выплату им ежемесячной денежной компенсации. Автор хотел бы также обратить внимание на важное условие для супруги (супруга) погибшего (умершего) военнослужащего: «состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним», что прямо указывает на поддержку государством социального института семьи и брака в противовес распространяющейся в нашем обществе тенденции к так называемым гражданским бракам, не порождающим мер социальной и юридической ответственности для состоящих в них граждан по отношению друг к другу. В данном случае позиция государства правомерна: не желаете официально регистрировать свои личные отношения — это ваше право, но и не рассчитывайте в таком случае на меры социальной поддержки государства, установленные для членов семей (супругов) военнослужащих. В то же время в жизни могут быть разные ситуации. Так, к примеру, «гражданская жена» погибшего (умершего) военнослужащего, не состоявшая с ним в законном браке (или бывшая жена, находящаяся с ним в разводе), имеет с ним общих несовершеннолетних детей, которые могут быть и не записаны в личное дело военнослужащего в качестве членов его семьи. В указанном случае такой женщине как законному представителю с погибшим (умершим) военнослужащим общих несовершеннолетних детей следует в интересах этих детей обратиться в суд с заявлением, в котором выдвинуть требования о признании их совместных детей членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и признании за ними права на получение как единовременного пособия, установленного ч. 8 ст. 3 Закона N 306-ФЗ, так и ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. ч. 9 — 10 ст. 3 Закона N 306-ФЗ. Также очень важная социальная гарантия указана и в ч. 14 ст. 3 Закона N 306-ФЗ: «14. Единовременное пособие, предусмотренное частью 12 настоящей статьи, выплачивается независимо от выплаты пособий, предусмотренных частями 3 и 6 настоящей статьи». С учетом же того, что в ч. ч. 3 и 6 ст. 3 Закона N 306-ФЗ указаны единовременные денежные выплаты, выдаваемые всем военнослужащим при увольнении их с военной службы, никто не вправе снижать размер единовременного пособия, выдаваемого членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, по той причине, что самим военнослужащим уже была выдана единовременная денежная выплата, установленная при увольнении с военной службы. В ч. 18 ст. 3 Закона N 306-ФЗ указано: «Порядок предоставления военнослужащим и членам их семей выплат, предусмотренных частями 2, 3, 6, 8 и 12 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба». В соответствии с указанной нормой Закона N 306-ФЗ Министр обороны Российской Федерации 6 мая 2012 г. издал Приказ N 1100 «О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Приказ N 1100), которым был утвержден соответствующий Порядок, а должностным лицам предписано: 1) заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам: — обеспечить согласно вышеназванному Порядку оформление соответствующих документов для выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы (далее — военнослужащие), и членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (далее — члены семей погибших (умерших) военнослужащих), в размерах, порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 306-ФЗ; — при поступлении или призыве на военную службу, военные сборы доводить до сведения граждан правила, порядок и условия выплаты единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих; — принять дополнительные меры, направленные на предупреждение случаев гибели и повреждения здоровья военнослужащих; — обеспечить проведение расследований по каждому случаю гибели военнослужащих; 2) директору Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации обеспечить организацию выплаты единовременных пособий и выделение бюджетных ассигнований, необходимых для осуществления выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих. Со вступлением в силу Приказа N 1100 утратили силу ранее действовавшие Приказы Министра обороны Российской Федерации: от 2 февраля 1999 г. N 55 «О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей» и от 4 июля 2009 г. N 619 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 55». Утвержденный Приказом N 1100 Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Порядок), определяет процедуру оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих, и последовательность действий при осуществлении контроля за правильностью оформления документов и обоснованностью выплаты единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих. В Порядке указано, что единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее — организация). Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты. Выплата единовременных пособий военнослужащим (независимо от места прохождения ими военной службы, военных сборов) или членам семей погибших (умерших) военнослужащих (независимо от места их жительства) осуществляется на территории Российской Федерации путем перечисления причитающихся сумм в рублях в порядке и на условиях, определенных в соглашении с организацией. При этом денежные суммы, причитающиеся несовершеннолетнему члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, выплачиваются организацией его законному представителю (родителю, усыновителю, опекуну, попечителю), а при его отсутствии перечисляются в соответствующее отделение (филиал) банка на всей территории Российской Федерации во вклад на его имя с одновременным уведомлением об этом органов опеки и попечительства. Так как для выплаты вышеуказанных единовременных пособий в ряде случаев главным условием является получение травмы (а также момент гибели или наступления смерти) при исполнении обязанностей военной службы, то в Порядке приведен перечень конкретных случаев, при которых военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы. К ним относятся случаи: — участия военнослужащих в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; — исполнения ими должностных обязанностей; — несения военнослужащими боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; — участия военнослужащих в учениях или походах кораблей; — выполнения ими приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); — нахождения их на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; — нахождения военнослужащего в служебной командировке; — нахождения его на лечении, следования к месту лечения и обратно; — следования военнослужащего к месту военной службы и обратно; — прохождения гражданином военных сборов; — нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; — безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; — защиты военнослужащим жизни, здоровья, чести и достоинства личности; — оказания военнослужащим (гражданином, проходящим сборы) помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; — участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; — совершения военнослужащим (гражданином) иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. В то же время военнослужащие могут получить травму или погибнуть при исполнении обязанностей военной службы, но права на получение единовременного пособия не приобретают ни они сами — в случае получения травмы, ни члены их семей — в случае их гибели (смерти). В Порядке указано, что военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: — самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы (за исключением шести последних вышеуказанных случаев); — добровольного приведения себя в состояние опьянения (при этом учитываются все возможные случаи: употребления не только спиртосодержащих напитков, но и наркотиков и токсических веществ); — совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным (к примеру, если приговором суда такой военнослужащий будет признан виновным в совершении уголовного преступления). В Порядке указано, что причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы и категория годности военнослужащего к военной службе, а также причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением обязанностей военной службы определяются военно-врачебными комиссиями (далее — ВВК) в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Указанная причинная связь определяется в формулировках «военная травма», или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска». Другие формулировки заключения ВВК права на получение рассматриваемого единовременного пособия не дают. Увольняемому с военной службы (военных сборов) военнослужащему в связи с признанием его ВВК негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей военной службы «военная травма», или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» воинской частью выдаются копия свидетельства о болезни, заверенная должностным лицом воинской части, и выписка из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части для представления их в организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия. Порядком также урегулирован порядок оформления документов на выплату единовременных пособий. Так, для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего воинские части (т. е. центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации) или военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, отделы военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию оформляют и направляют в организацию следующие документы: а) заявление от члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение единовременного пособия, составленное по рекомендуемому образцу (не приводится);

Приложение N 1 к Порядку

ЗАЯВЛЕНИЕ <*>

——————————— <*> Не приводится.

Несовершеннолетние дети военнослужащего включаются в заявление законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя), а при его отсутствии — в заявление должностного лица органов опеки и попечительства; б) справку по указанной в приложении N 2 к Порядку форме (не приводится);

Приложение N 2 к Порядку

СПРАВКА N <*>

——————————— <*> Не приводится.

в) копию выписки из приказа об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части; г) копии рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений; д) заключение ВВК о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением ими обязанностей военной службы в формулировке «военная травма», или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска»; е) копию свидетельства о смерти военнослужащего; ж) копии документов, подтверждающих родственную связь с военнослужащим; з) копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности детям военнослужащего до достижения ими возраста 18 лет; и) справку образовательного учреждения об обучении детей с указанием даты начала обучения (для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения). В случае проживания членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего вне места дислокации воинской части вышеуказанные справка, копия рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, а также копии материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания, следствия, по завершении проводимых расследований или вынесении судебных решений в течение пяти рабочих дней направляются воинской частью в военный комиссариат (отдел военного комиссариата) по месту жительства военнослужащего для оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего. Членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проживающих вне места дислокации воинской части, в том числе за пределами Российской Федерации, воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) обязаны направлять перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия, и рекомендуемый образец заявления о выплате единовременного пособия (указанный выше). Для принятия решения о выплате единовременного пособия военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с признанием их ВВК негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей военной службы «военная травма», или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют и направляют в организацию следующие документы: а) заявление на получение единовременного пособия, составленное по рекомендуемому образцу (не приводится);

Приложение N 3 к Порядку

ЗАЯВЛЕНИЕ <*>

——————————— <*> Не приводится.

б) справку согласно приложению N 4 к Порядку (не приводится);

Приложение N 4 к Порядку

СПРАВКА N <*>

——————————— <*> Не приводится.

в) копию свидетельства о болезни; г) выписку из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащие и члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право по заявлению получать в воинских частях (военных комиссариатах, отделах военных комиссариатов) документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия, и самостоятельно направлять их в организацию. Воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют справки согласно приложениям N 2 и N 4 к Порядку при представлении военнослужащими и членами семей погибших (умерших) военнослужащих документов, подтверждающих право на выплату им единовременного пособия. Справки оформляются в двух экземплярах. Первый экземпляр справки вместе с другими документами, необходимыми для принятия решения о выплате единовременного пособия, подлежит направлению в организацию. Второй экземпляр справки хранится в воинской части (военном комиссариате, отделе военного комиссариата) в течение пяти лет. Направляемые в организацию копии документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия, заверяются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Заявления о выплате единовременных пособий, составленные по вышеуказанным рекомендуемым образцам, удостоверяются должностным лицом воинской части (военного комиссариата, отдела военного комиссариата), подпись которого заверяется гербовой печатью установленного образца. В целях своевременной выплаты единовременных пособий воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов), ВВК обязаны оказывать военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих содействие в получении и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия. Также автор полагает целесообразным обратить внимание читателей и на ряд норм Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Так, медицинское освидетельствование для решения вопроса о годности к военной службе военнослужащих, получивших увечье при исполнении обязанностей военной службы, при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в период прохождения военной службы в государствах, где велись боевые действия, в период пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, проводится по окончании стационарного лечения независимо от его продолжительности. А медицинское освидетельствование гражданина, призванного на военные сборы и получившего в период прохождения военных сборов увечье, проводится независимо от того, изменяется или не изменяется его категория годности к военной службе. При медицинском освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане, получившие увечья, заболевания, находятся под следствием или уголовное дело в отношении их передано в суд. ВВК выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: а) «военная травма»: — если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); — если увечье, заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности; — если заболевание возникло у освидетельствуемого в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии — 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы в государстве, где велись боевые действия, либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях; — если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала — вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); — если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным; б) «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» — если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; в) «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» — если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Причинная связь увечий, заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходивших военную службу, службу в соответствующих органах, в действиях подразделений особого риска устанавливается межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. ВВК выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем соответствующего органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья. Гражданин, не согласный с заключением ВВК о причинной связи увечий и заболеваний с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, имеет право обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *