Медико-психологическая реабилитация военнослужащих: историко-правовой аспект и проблемы реализации

(Душкин И. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 10) Текст документа

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

И. В. ДУШКИН

Душкин И. В., заместитель начальника отдела правового управления ГКВВ МВД России, подполковник юстиции.

Проанализированы проблемы, связанные с проведением медико-психологической реабилитации военнослужащих и с порядком ее проведения.

Ключевые слова: военнослужащий, медико-психологическая реабилитация.

Medical and psychological rehabilitation of servicemen: historical and legal aspects and problems of implementation I. V. Dushkin

The problems related to the medical and psychological rehabilitation of servicemen and the procedure of its implementation.

Key words: military, medical and psychological rehabilitation.

В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, повышения престижа и привлекательности военной службы с 1 января 2012 г. было повышено денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск <1>. Как следствие, повысились и требования, предъявляемые к военнослужащим при выполнении возложенных на них задач, тем более если эти задачи выполняются в отрыве от места военной службы и места жительства, вдали от близких и родных. Нельзя забывать, что привлечение военнослужащих к мероприятиям, связанным с походами кораблей (судов, подводных лодок), дальними полетами воздушных судов, космических полетов, либо к выполнению более одного месяца специальных задач по восстановлению конституционного порядка, участию в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, требующим от военнослужащего постоянной (круглосуточной) самоотдачи, должно компенсироваться соответствующим отдыхом. Одним из таких видов отдыха является медико-психологическая реабилитация военнослужащих — профилактический отдых. ——————————— <1> Здесь и далее под другими войсками понимаются внутренние войска МВД России.

Довольно часто возникают вопросы о том, как должна проводиться медико-психологическая реабилитация военнослужащих, о порядке ее проведения, о том, что она в себя включает, и т. д. Наряду с вопросами возникают и проблемы, с которыми сталкиваются не только военнослужащие, реализующие свое право на реабилитацию, но и должностные лица воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск при предоставлении реабилитации военнослужащим. В связи с вышесказанным, в настоящей статье автор попытается ответить на вопросы, возникающие у военнослужащих, и осветить те проблемы, которые, на его взгляд, наиболее актуальны и затрагивают практически каждого военнослужащего. Прежде чем приступить к освещению проблемных вопросов, по мнению автора, необходимо проследить историко-правовой аспект реабилитации в современной России. Реабилитация появилась как раз в то время, когда было утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237). Уже тогда п. 10 ст. 31 указанного Положения было установлено, что для отдельных категорий военнослужащих из числа плавающего, летного состава и некоторых других специалистов после выполнения ими неблагоприятно отражающихся на здоровье задач (работ, упражнений) проводится медицинская реабилитация, организуется профилактический отдых в санаториях, домах отдыха и на базах отдыха Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). Однако нельзя забывать, что в изданном ранее Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» положения о проведении реабилитации отсутствовали. Вместе с тем п. 10 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, устанавливающий обязательное проведение оздоровительных мероприятий, включающих в себя медицинскую реабилитацию, на практике не действовал в силу отсутствия финансирования. В связи с этим снижалась социальная защищенность военнослужащих из числа плавающего, летного состава и некоторых других специалистов, участвовавших в дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявших неблагоприятно отражающиеся на здоровье задачи. В целях реализации мероприятий по медицинской реабилитации в полном объеме для всех категорий военнослужащих, подвергающихся неблагоприятному воздействию условий военной службы, Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих» были внесены изменения, в том числе и в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», касающиеся социальной защищенности военнослужащих при проведении комплекса медицинских и оздоровительных мероприятий и проезда к месту их проведения, а также сохранения данным военнослужащим права, предусмотренного п. 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом. Таким образом, только после 1 января 2009 г. военнослужащие смогли реализовывать свое право на профилактический отдых в домах отдыха, санаториях, базах соответствующего силового ведомства. Далее следует остановиться на тех положениях, которые законодатель предусматривал в Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих» при его разработке. По мнению автора статьи, это имеет важное значение, поскольку неоднозначное толкование норм приводит к нарушению и ограничению прав военнослужащих. Все мы знаем, что это происходит довольно часто. Исходя из пояснительной записки к законопроекту «О внесении дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», название которого на момент принятия, как мы видим, изменилось, Федеральным законом предполагалась реализация следующих положений: — предоставление права на медицинскую реабилитацию для военнослужащих, подвергающихся неблагоприятному воздействию условий военной службы, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; — предоставление права на проезд к месту проведения комплекса медицинских и оздоровительных мероприятий за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; — сохранение за военнослужащими, направляемыми на медицинскую реабилитацию, права на ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом; — установление единого источника финансирования вышеуказанных расходов согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <2>. ——————————— <2> Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Принятие указанного законопроекта, по мнению разработчиков, должно было предоставить дополнительные социальные гарантии и сохранить здоровье военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, направляемым на медицинскую реабилитацию в санатории, дома (базы) отдыха. Далее остановимся на понятийном аппарате, изложенном в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Что же такое медицинская реабилитация, медико-психологическая реабилитация и профилактический отдых? Медицинская реабилитация — комплекс медицинских и общих оздоровительных мероприятий по восстановлению работоспособности (боеспособности) военнослужащих. Она проводится в отношении военнослужащих, имеющих выраженные признаки утомления, отклонения в функциональном состоянии организма и (или) заболевания, не требующие стационарного лечения. Медико-психологическая реабилитация — комплекс медицинских и общих оздоровительных мероприятий в сочетании с методами психологической и психофизиологической коррекции. Она проводится в отношении военнослужащих, у которых кроме признаков утомления и отклонений в физиологическом состоянии организма имеются изменения в психофизиологическом статусе. Профилактический отдых — комплекс оздоровительных мероприятий общего характера по восстановлению работоспособности (боеспособности) военнослужащих. Профилактический отдых проводится в отношении здоровых и практически здоровых военнослужащих с незначительными проявлениями утомления без признаков ухудшения функционального состояния и изменения психофизиологического статуса. В настоящее время в соответствии с п. 2.1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток. При этом в вышеназванном пункте указывается, что медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно. Вместе с тем не совсем ясна используемая законодателем формулировка «проводится бесплатно». С одной стороны, можно сказать, что бесплатно проводится только сама реабилитация, т. е. нахождение военнослужащего на отдыхе (реабилитации). С другой стороны, как мы выше отмечали, при подготовке законопроекта, которым впоследствии внесены изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в финансово-экономическое обоснование закладывались ориентировочная стоимость койко-дня в военных санаториях и средняя стоимость проезда одного человека к месту проведения медицинской реабилитации и обратно. На практике реализация именно положения абз. 2 п. 2.1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вызывает сложности в связи с тем, что из его буквального толкования не следует право военнослужащего на проезд на безвозмездной основе к месту проведения реабилитации и обратно. Отсюда и проблемы, с которыми сталкивается военнослужащий, обратившийся к командиру (начальнику) с просьбой оплатить ему проезд к месту проведения отдыха и обратно. По мнению автора настоящей статьи, необходимо дополнить п. 2.1 ст. 16 и п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нормами, непосредственно устанавливающими право военнослужащего на проезд на безвозмездной основе в реабилитационный отпуск и обратно. В соответствии с подп. 9.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, подлежащим медико-психологической реабилитации в соответствии с п. 2.1 ст. 16 указанного Федерального закона, на период медико-психологической реабилитации предоставляются реабилитационные отпуска в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В соответствии с п. 12 ст. 11 указанного Закона реабилитационный отпуск является дополнительным. К сожалению, до настоящего времени Положение о порядке прохождения военной службы аналогичных норм не содержит. В п. 10 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, по существу, речь идет только о профилактическом отдыхе, при этом порядок предоставления военнослужащим дополнительных суток профилактического отдыха для медицинской реабилитации определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, согласно приложению N 2 к Положению. В свою очередь, в соответствии с приложением N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск). В данном случае необходимо выяснить, что предоставляется военнослужащему для реабилитации — дополнительные сутки отдыха либо реабилитационный отпуск. По мнению автора статьи, нормы Положения о порядке прохождения военной службы некорректны, поскольку не соответствуют Федеральному закону «О статусе военнослужащих» как акту, имеющему большую юридическую силу. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» содержит положение о том, что для медико-психологической реабилитации предоставляются реабилитационные отпуска в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В указанном Федеральном законе возможность предоставления на реабилитацию дополнительных суток отдыха отсутствует, тем более не говорится о замене дополнительных суток отдыха для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья на отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск). В этой части абз. 3 п. 10 ст. 31 и п. 6 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы должны быть приведены в соответствие с названным Федеральным законом. Возвращаясь к вопросу о праве военнослужащего на проезд на безвозмездной основе к месту проведения реабилитационного отпуска и обратно, следует отметить, что право на проезд на транспорте регламентировано ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В соответствии с п. 1 указанной статьи Закона военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования дополнительных отпусков (только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы. Как уже упоминалось ранее, реабилитационный отпуск в соответствии с п. 12 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам. Таким образом, по воле законодателя с 1 января 2012 г. правом на проезд на безвозмездной основе к месту проведения реабилитационного отпуска и обратно обладают только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Хотя это утверждение спорное, так как в Вооруженных Силах Российской Федерации реабилитация указанной категории военнослужащих организуется при медицинском пункте воинской части (лазарете корабля). В связи с изложенным не подлежит применению и п. 3 Порядка проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 385, устанавливающий со ссылкой на прежнюю редакцию п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» безвозмездность проезда в такой отпуск. По мнению автора статьи, указанное положение не соответствует цели, для достижения которой организуется медико-психологическая реабилитация военнослужащих, и требует внесения соответствующих изменений в п. 1 ст. 20 и п. 2.1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *