О некоторых вопросах, связанных с призывом на военную службу граждан, пребывающих в запасе по состоянию здоровья

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 10)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИЗЫВОМ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рассмотрены вопросы призыва граждан, зачисленных в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья.

Ключевые слова: запас ВС РФ, призыв, медицинское освидетельствование.

On some issues related to the conscription of citizens in reserve for health A. V. Yefremov

The questions of conscription, credited to the reserve of the Armed Forces of the Russian Federation on health grounds.

Key words: Armed Forces reserve, call a medical examination.

Пунктом 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон о воинской обязанности и военной службе) закреплено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости — врачами других специальностей. Подпунктом «а» п. 1 ст. 23 Закона о воинской обязанности и военной службе определено, что граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу. В силу п. п. 1 и 4 ст. 52 Закона о воинской обязанности и военной службе указанные граждане зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и во время пребывания в запасе проходят медицинское освидетельствование для определения их годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Кроме того, п. 3 ст. 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе устанавливает, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, названные в ст. 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе, считаются пребывающими в запасе и проходят медицинское освидетельствование в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (далее — Положение). А Правительство Российской Федерации вправе определять перечень граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, которые должны проходить медицинское освидетельствование, а также сроки и периодичность его прохождения. Правительство Российской Федерации, действуя в рамках реализации указанного полномочия, приняло Постановление от 31 декабря 2004 г. N 886, п. 19 которого признало утратившим силу абз. 1 п. 38 Положения, предусматривавший обязательное периодическое медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, изменилось или нет состояние их здоровья. Ранее абз. 1 п. 38 Положения предусматривал, что граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию раз в три года. Таким образом, ранее гражданин был обязан пройти медицинское освидетельствование, пребывая в запасе по состоянию здоровья, и в случае его улучшения у него возникала обязанность по прохождению военной службы по призыву. С 1 января 2005 г. приведенная норма утратила силу. В настоящее время нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения военно-врачебной экспертизы, не предусмотрена возможность проведения повторного медицинского освидетельствования лица призывного возраста, ранее признанного ограниченно годным к военной службе. В связи с изложенным автор настоящей статьи не согласен с противоположным выводом, сделанным М. Ф. Гацко и А. А. Согияйненом в статье «Правовое регулирование медицинского освидетельствования призывников» <1>. ——————————— <1> Гацко М. Ф., Согияйнен А. А. Правовое регулирование медицинского освидетельствования призывников // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 1. С. 84.

Изложенный выше вывод автора подтверждается и судебной правоприменительной практикой. Так, при призыве на военную службу в 2008 г. гражданин Е. В. Антоневич по результатам медицинского освидетельствования был признан ограниченно годным к военной службе. В связи с улучшением состояния здоровья Е. В. Антоневич 7 октября 2009 г. обратился в военной комиссариат по поводу проведения повторного медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе, однако в этом ему было отказано. Решением суда первой инстанции от 25 января 2010 г. отказ военного комиссариата признан незаконным. Суд кассационной инстанции, отменяя данное решение определением от 14 апреля 2010 г., сослался на то что абз. 1 п. 38 Положения, предусматривавший обязательное медицинское освидетельствование граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленных в связи с этим в запас, раз в три года до достижения ими 27 лет, утратил силу, а в действующих нормативных актах не установлено обязанности уполномоченного органа проводить повторное медицинское освидетельствование лица, ранее признанного ограниченно годным к военной службе <2>. Не согласившись с определением суда кассационной инстанции, Е. В. Антоневич подал жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации, указав при этом, что вышеназванные нормативные положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее ч. 1 ст. 59, поскольку они исключают возможность повторного медицинского освидетельствования для прохождения военной службы по призыву граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, несмотря на то что состояние здоровья таких лиц может измениться в лучшую сторону. ——————————— <2> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 1679-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Антоневича Евгения Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе».

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Е. В. Антоневичем материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, указав при этом следующее. В соответствии со ст. ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если его конституционные права и свободы затрагиваются примененным или подлежащим применению в деле заявителя законом. Пункт 3 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» делегировал определение порядка организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Правительство Российской Федерации, действуя в рамках реализации названного полномочия, приняло Постановление от 31 декабря 2004 г. N 886, в п. 19 которого признало утратившим силу абз. 1 п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривавший обязательное периодическое медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, изменилось или нет состояние их здоровья. Таким образом, оспариваемое в жалобе Е. В. Антоневича положение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 886, принятое во исполнение нормы п. 3 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», направлено на исключение такого повторного освидетельствования, необходимость в котором не подтверждена объективными данными, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя. Следует особо отметить и тот факт, что само изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годным к военной службе (которому присвоена категория годности В) и зачисленного в связи с этим в запас, не является основанием для призыва этого лица на военную службу, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. А также п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, во исполнение п. 4 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», установлено, что при наличии оснований, предусмотренных вышеназванным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу и такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

——————————————————————