О соотношении понятий «место военной службы» и «место жительства» военнослужащих и их значении при оценке права военнослужащих и членов их семей на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений

(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 10) Текст документа

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «МЕСТО ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ» И «МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА» ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ЗНАЧЕНИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., начальник отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, подполковник юстиции запаса.

Рассмотрены правоприменительные проблемы использования понятия «место военной службы».

Ключевые слова: место военной службы, различные ситуации, практика применения.

On the relation between the concepts of «place of military service» and «residence» of servicemen and their importance in assessing the rights of military personnel and their families to receive financial compensation for rentals (sublease) residential E. N. Trofimov

Addressed enforcement issues using the concept of «place of military service».

Key words: a place of military service, a variety of situations, practical application.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях <1>. ——————————— <1> Статья 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Военная служба прежде всего характеризуется определенными территориально-временными рамками. Если временные рамки прохождения военной службы четко определены действующим законодательством (п. п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), то до настоящего момента современное российское законодательство не содержит универсального определения понятия «место военной службы». В нормативных правовых актах, регулирующих права, обязанности, ответственность военнослужащих и порядок прохождения ими военной службы, широко применяется понятие «место военной службы». В случаях, аналогичных тем, в которых применяется это понятие, используются также понятия «место службы» и «место прохождения военной службы». В правовых актах, в которых применяются указанные понятия, их определения не содержатся. Отсутствие этих определений связано, очевидно, с тем, что понятию «место военной службы» и аналогичным ему понятиям в каждой конкретной правовой норме придается такой смысл, который отличается теми или иными особенностями. Какое-либо единое понятие места военной службы вряд ли может быть одинаково точным во всех случаях создания и применения правовых норм. С большей степенью уверенности можно говорить лишь о непосредственном месте военной службы, каковым, на наш взгляд, является воинская часть, в штате которой военнослужащий проходит военную службу. Понятие «место военной службы» в более широком смысле правомерно рассматривать в качестве неотъемлемой детали ряда юридических фактов — конкретных жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений. Принимая во внимание значение слова «место», входящего в состав данного понятия, как пространство, которое занято или может быть занято кем-, чем-нибудь <2>, можно предположить, что место военной службы связано с определенным пространством, участком земной поверхности, специально отведенным, предназначенным для осуществления указанного вида деятельности, т. е. место военной службы определенным образом расположено, локализовано в пространстве, имеет свои пространственные границы. ——————————— <2> URL: http:// www. onlinedics. ru/ slovar/ ushakov/ m/ mesto. html.

При этом в соответствии с уголовным законодательством под местом военной службы применительно к ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации понимаются место расположения воинской части (территория воинской части), а также место, где военнослужащий в данный момент исполняет обязанности по службе, которое может не совпадать с местом расположения воинской части (место временной работы, эшелон, маршрут движения, поезд и т. д.) <3>. ——————————— <3> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. В. Наумов. М., 1996. С. 772.

По отношению к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, под понятием «место военной службы» видится правомерным понимать территорию воинской части, место временной работы, эшелон, маршрут движения, поезд и не более, так как в соответствии с абз. 2 ст. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации именно в пределах расположения воинской части военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться, т. е. перемещение военнослужащего на территории расположения воинской части не влечет как для него, так и для командования воинской части каких-либо правовых последствий, тогда как находиться вне расположения воинской части (места временной работы, эшелона, маршрута движения, поезда и т. д.) в одиночном порядке военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может лишь в строго определенном порядке на основании увольнительной записки — в пределах местного гарнизона и на основании отпускного билета, командировочного удостоверения — за пределами гарнизона. К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые в соответствии с регламентом рабочего времени могут находиться вне места расположения воинской части (за пределами обозначенной территории воинской части) и проживать за ее пределами, вышеизложенная трактовка места военной службы неприменима, однако видится правомерным и в этом случае в основу определения понятия «место военной службы» положить принцип возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений в зависимости от границ определенной территории. Таким образом, следует предположить, что применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, понятие «место военной службы» не может быть ограничено территорией воинской части. Место военной службы военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации может находиться на территории Российской Федерации или за ее пределами: на территории иностранного государства, в определенной местности, в том числе в населенном пункте, в пределах гарнизонов. Видится, что наиболее приемлемым к определению понятия «место военной службы» применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является отнесение к месту военной службы территории соответствующего местного гарнизона. В пользу такого подхода указывает ряд факторов. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, в свободное от службы время по своему усмотрению вправе свободно перемещаться в пределах гарнизона, в котором дислоцируется воинская часть, в штате которой он состоит, но, исходя из смысла ст. 80 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок выезда такого военнослужащего за пределы гарнизона устанавливает командир воинской части. При этом в соответствии со ст. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации порядок выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяется командиром воинской части исходя из необходимости поддержания боевой готовности и обеспечения своевременности прибытия указанных военнослужащих к месту службы, а также с учетом особенностей дислокации воинской части. Из содержания указанной статьи Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации следует, что при определенных условиях военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вовсе не сможет выехать за пределы гарнизона, даже во внеслужебное время. Таким образом, выезд военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за пределы гарнизона, безусловно, влечет изменение сложившихся правоотношений между таким военнослужащим и командованием воинской части. Определение понятия «гарнизон» приводится в ст. 1 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, воинские части, расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, составляют гарнизон. Гарнизоны могут быть территориальными и местными. Территориальный гарнизон — это воинские части, в том числе входящие в местные гарнизоны, расположенные, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации, а в отдельных случаях — на территории одной административно-территориальной единицы или на территориях нескольких его административно-территориальных единиц. Местный гарнизон — это воинские части, расположенные в одном населенном пункте или нескольких близлежащих населенных пунктах и в ограниченном районе вокруг них. Перечень территориальных гарнизонов и их границы утверждаются Министром обороны Российской Федерации по представлению командующего войсками военного округа. Перечень местных гарнизонов и их границы утверждаются командующим войсками военного округа. Границы местного гарнизона должны быть хорошо известны всему личному составу гарнизона. В пользу того, что под понятием «место военной службы» следует понимать именно территорию соответствующего местного гарнизона, указывает также то обстоятельство, что именно на территории соответствующего местного гарнизона организуется гарнизонная, комендантская и караульная службы с привлечением военнослужащих воинских частей, дислоцированных на территории этого гарнизона, без изменения их места постоянной военной службы на основании утвержденного графика гарнизонных нарядов. Следует указать, что реализация военнослужащими некоторых прав, гарантий и преимуществ также напрямую связана с понятием «место военной службы». Прежде всего это касается реализации жилищных прав военнослужащих. Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей гарантируется предоставление не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебных жилых помещений по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах <4>. ——————————— <4> См. п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Из вышеприведенного содержания п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что служебные жилые помещения могут быть предоставлены военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, как в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, так и в других близлежащих населенных пунктах. При этом законодатель не определяет критерии определения понятия «близлежащий населенный пункт». Логично предположить, что под понятием «близлежащие населенные пункты» следует понимать населенные пункты, проживание в которых может обеспечить поддержание боевой готовности воинской части и своевременное прибытие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в воинскую часть в рамках плана приведения воинской части в повышенную степень боевой готовности. Указанный пример является еще одним подтверждением того, что место военной службы применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не всегда тождественно населенному пункту, в котором дислоцируется воинская часть. При этом видится правомерным утверждать, что близлежащий населенный пункт, в котором военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, может быть предоставлено служебное жилое помещение, должен находиться в пределах соответствующего местного гарнизона, так как в противном случае военнослужащему приходилось бы ежедневно получать от командира воинской части разрешение на выезд за пределы гарнизона к месту жительства в соответствии со ст. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В отличие от понятия «место военной службы» понятие «место жительства» действующим законодательством достаточно четко определено. Так, в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» более четко определяет понятие «место жительства». В соответствии со ст. 2 указанного Закона место жительства — это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в Российской Федерации устанавливается регистрационный учет <5>. Требования Правил относятся и к военнослужащим. ——————————— <5> URL: http://base. garant. ru/10103761.

Регистрация военнослужащих осуществляется: — по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); — по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток). Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке. Порядок регистрации военнослужащих по адресам воинских частей определяется п. 70 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208 <6>. ——————————— <6> URL: http:// www. rg. ru/ 2008/ 01/ 23/ fms — reglament — dok. html.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, место жительства военнослужащего не всегда совпадает с местом его военной службы, так как до получения жилых помещений, в том числе служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях и жилых помещений маневренного фонда, по месту военной службы такие военнослужащие могут регистрироваться по адресу воинской части. Такая регистрация может осуществляться как по правилам регистрации по месту жительства с проставлением соответствующего штампа в паспорте, так и по правилам регистрации по месту пребывания с оформлением соответствующего свидетельства. Фактически такие военнослужащие могут проживать в жилых помещениях, находящихся не по месту их регистрации. При этом жилые помещения, в которых могут фактически проживать военнослужащие, могут находиться как в населенном пункте по месту дислокации воинской части, так и в близлежащих населенных пунктах, что вытекает из смысла п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым служебные жилые помещения могут предоставляться военнослужащим и в близлежащих от места военной службы населенных пунктах. Как указывалось выше, получение военнослужащими и членами их семей некоторых прав, преимуществ и компенсаций непосредственно связано с рассмотренными понятиями «место военной службы» и «место жительства». Взаимосвязь указанных понятий наиболее ярко проявляется в реализации военнослужащими и членами их семей права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» <7>. Указанное Постановление Правительства Российской Федерации реализуется в Вооруженных Силах Российской Федерации на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909». Установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 порядок не предусматривает в качестве необходимого условия получения денежной компенсации постановку военнослужащих на учет как нуждающихся в жилых помещениях. Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения ими военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. ——————————— <7> URL: http://base. garant. ru/12138435.

Таким образом, вышеназванный Федеральный закон определил, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему лишь в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением или общежитием для временного проживания. В свою очередь, жилые помещения предоставляются военнослужащим только при условии признания их нуждающимися в получении жилья (служебного жилого помещения) и их постановки на учет. Следовательно, несмотря на то что такое требование прямо не установлено порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений может производиться военнослужащим только после признания их нуждающимися в получении жилья (служебного жилого помещения) и их постановки на соответствующий учет. Иными словами, денежная компенсация предусмотрена в качестве дополнительного варианта решения жилищной проблемы при отсутствии свободных жилых помещений. Указанная правовая позиция содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 1н-476/2001. Следует также отметить, что в соответствии с п. 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, предусмотрено, что военнослужащим, ранее обеспеченным служебными жилыми помещениями в близлежащих населенных пунктах, предоставляются по мере возможности служебные жилые помещения по месту прохождения военной службы в соответствии с названной Инструкцией. Исходя из приведенной в настоящей статье позиции автора наличие у военнослужащего служебного жилого помещения (жилого помещения) в близлежащем населенном пункте исключает возможность признания его нуждающимся в получении жилья в населенном пункте, в котором дислоцируется воинская часть, и, следовательно, возможность получения им денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. Указанное подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 мая 2009 г. N 607-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедкина Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <8>. В данном Определении отмечается, что решением Сертоловского гарнизонного военного суда от 30 октября 2007 г., оставленным без изменения судом кассационной инстанции, гражданину А. В. Лебедкину было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий, связанных с отказом в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. В обоснование приведенной позиции суд указал, что заявитель, проходя службу в одном из военных представительств, расположенных в городе Санкт-Петербурге, обладает правом пользования жилым помещением в городе Всеволожске — близлежащем населенном пункте по отношению к городу Санкт-Петербургу. ——————————— <8> URL: http:// base. consultant. ru/ cons/ cgi/ online. cgi? req= doc; base= ARB; n= 114389.

На основании вышеизложенного автор приходит к следующим выводам: 1. Правомерно полагать, что местом военной службы (местом службы) военнослужащего территориально является соответствующий местный гарнизон, в пределах границ которого он непосредственно исполняет воинские обязанности, в том числе в составе гарнизонного наряда. 2. Местом жительства военнослужащего является место фактического его проживания, где он постоянно или преимущественно проживает. При этом место фактического проживания военнослужащего может находиться за пределами населенного пункта, в котором дислоцируется воинская часть, в штате которой он проходит военную службу, при условии возможности ежедневного убытия с военной службы и прибытия на военную службу в воинскую часть в сроки, предусмотренные регламентом рабочего времени с учетом необходимости поддержания боевой готовности. 3. Основанием для выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения является невозможность обеспечения военнослужащего, признанного установленным порядком нуждающимся в получении жилого помещения (служебного жилого помещения), жилым помещением (служебным жилым помещением, помещением в общежитии) по месту военной службы, в том числе в близлежащих населенных пунктах. 4. Наличие у военнослужащего или у членов его семьи права на жилое помещение, в котором они фактически проживают, находящееся по месту военной службы, в том числе в близлежащих населенных пунктах, проживание в котором обеспечивает возможность ежедневного убытия с военной службы и прибытия на военную службу в воинскую часть в сроки, предусмотренные регламентом рабочего времени с учетом необходимости поддержания боевой готовности, исключает возможность признания такого военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения по месту службы и, следовательно, выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. Следует отметить, что изложенная в настоящей статье авторская трактовка понятия «место военной службы» не может являться бесспорной и единственно верной. С учетом особой значимости понятия «место военной службы» для реализации военнослужащими некоторых гарантий, прав и преимуществ видится целесообразным внесение в действующие нормативные правовые акты соответствующих изменений, в которых целесообразно четко определить, что следует понимать под местом военной службы в каждом конкретном случае.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *