Единым фронтом на защиту безопасности страны

(Гармаш А., Косихин Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 42)

Текст документа

ЕДИНЫМ ФРОНТОМ НА ЗАЩИТУ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

А. ГАРМАШ, Д. КОСИХИН

Анна Гармаш, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России», г. Москва.

Дмитрий Косихин, газета «ЭЖ-Юрист».

Международный и российский опыт применения мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму свидетельствует, что в чрезвычайных ситуациях требуется слаженная деятельность органов государственной власти. Особенно это важно при введении режима военного положения, пусть даже и на отдельной территории. Каковы особенности их функционирования и взаимодействия?

Полномочия Президента РФ…

При чрезвычайных ситуациях, которые требуют введения режима военного положения, особенно важны действия Президента РФ, так как именно его Указом вводится военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст. 4 ФКЗ от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (в ред. от 28.12.2010). В соответствии со ст. 11 Закона N 1-ФКЗ Президент РФ имеет следующие полномочия в области обеспечения режима военного положения:

1) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;

3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;

4) определяет в соответствии с Законом N 1-ФКЗ меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер;

5) определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения;

6) приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ;

7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

8) устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом;

9) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;

10) принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров РФ с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против РФ, и (или) государствами, союзными с ним (ними);

11) прекращает в условиях военного положения деятельность в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ;

12) устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

13) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.

…Правительства РФ

Если на главу государства возложены важнейшие вопросы, связанные с общей организацией режима военного положения, то текущее руководство обеспечивают другие органы власти, в частности Правительство РФ. Согласно ст. 13 Закона N 1-ФКЗ Правительство РФ для обеспечения режима военного положения осуществляет следующие полномочия:

1) руководит в пределах своей компетенции деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций по обеспечению режима военного положения;

2) организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

3) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также порядок прекращения действия ранее заключенных договоров (контрактов);

4) организует работу по обеспечению потребностей государства в период действия военного положения материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами, организует разработку военно-хозяйственного плана;

5) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет.

Председатель Правительства РФ, исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности страны, представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти на период действия военного положения.

Функционирование федеральных органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти в период действия режима военного положения функционируют в особом режиме. В пределах своей компетенции ими осуществляются такие полномочия (ст. 14 Закона N 1-ФКЗ), как:

1) организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

2) организация снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

3) регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;

4) оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных Законом N 1-ФКЗ.

Кроме того, когда применяются исключительные меры, предусмотренные п. 2 ст. 7 Закона N 1-ФКЗ, федеральные органы государственной власти осуществляют:

— обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

— организацию эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

— введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с этой территории, а также ограничение свободы передвижения по ней;

— организацию в порядке, установленном Правительством РФ, привлечения граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения населения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

— изъятие в соответствии с федеральными законами транспортных средств и другого необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

— установление запретов или ограничений на выбор места пребывания либо места жительства на территории, на которой введено военное положение;

— установление ограничения движения транспортных средств и порядка осуществления их досмотра;

— установление запрета на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, при необходимости осуществление проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств;

— установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

— введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации, организация использования их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

— осуществление военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроль за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами, и определение полномочий таких органов;

— обеспечение исполнения указов Президента РФ о приостановлении деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ;

— обеспечение интернирования (изоляции) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с РФ;

— установление запретов или ограничений на выезд граждан за пределы территории РФ;

— обеспечение введения в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

— определение порядка и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

— обеспечение на территории, на которой введено военное положение, особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

— обеспечение исполнения указов Президента РФ о прекращении деятельности на территории России иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности.

По вопросам своей деятельности федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы и должностные лица, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.

Компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ

При введении режима военного положения важная задача по его обеспечению ложится на органы исполнительной власти субъектов РФ, так как военное положение может быть введено не везде, а только на отдельной территории.

В соответствии со ст. 15 Закона N 1-ФКЗ органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых введен режим военного положения, в пределах своей компетенции осуществляют:

— организацию производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

— организацию снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

— регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;

— оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных Законом N 1-ФКЗ;

— оказание содействия федеральным органам исполнительной власти и органам военного управления в применении мер, предусмотренных Законом N 1-ФКЗ.

По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивающие режим военного положения, также издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами и гражданами.

Деятельность судов

Следует отметить, что не только исполнительные органы государственной власти всех уровней действуют с особыми полномочиями при введении режима военного положения. В другом режиме осуществляется и деятельность судов, а также органов прокуратуры и Следственного комитета РФ. На территории, где введено военное положение, суды осуществляют судебную деятельность в обычном режиме. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению ВС РФ или ВАС РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры и Следственного комитета РФ на территории, где введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 16 Закона N 1-ФКЗ).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *